Что ставить на o i 6 уровня. Уникальный взгляд с Востока: O-I и O-I Experimental. Оборудование и снаряжение

Мы планируем протестировать комплексное изменение машин средних и топовых уровней. Цель переработки японских «тяжей» - улучшить баланс ветки, сохранить боевую эффективность и актуальность японских тяжеловесов и в то же время создать равные условия в бою для техники других наций.


У танков IX и X уровней будет пересмотрено бронирование: в лобовую проекцию мы добавим места с бронированием 240–260 мм для X уровня и 220–240 мм для IX уровня. Манёвренность и скорость этих машин будут приведены к уровню, несколько превосходящему Maus. Лобовое бронирование этих машин, в отличии от немецких одноклассников, не имело уязвимых мест и гарантированно пробивалось только с использованием премиум-боеприпасов. Мы внесли изменения в небольшие участки бронирования лобовой проекции, чтобы дать возможность противникам вести бой с японскими супертяжами на равных.

Танк VIII уровня O-HO получит премиум боеприпас с бронепробиваемостью около 250–260 мм для орудия 10 cm Experimental Tank Gun Kai. Ранее у этого орудия отсутствовал бронебойным снаряд с пробитием, достаточным для гарантированного нанесения урона, из-за чего у игроков отусутствовала возможность выбора стиля игры – танк игрался только в роли “фугасницы”.


У танка VI уровня O-I будет слегка понижено бронирование кормовой части корпуса, чтобы уменьшить его превосходство в бою, особенно над танками уровнем ниже. Ранее, низкоуровневая техника не могла наносить урон японцу даже после захода в корму, сейчас обходной маневр будет приносить пользу.


Танк O-I Exp V уровня получит улучшенное лобовое бронирование, чтобы более эффективно противостоять высокоуровневой технике и выполнять роль танка-прорыва. При этом с него будет снято 105-мм орудие, которое было непропорционально эффективным на V уровне, и уменьшится подвижность.

Обратите внимание: на скриншотах указано приведенное бронирование!

Тяжелый танк 5 уровня. Имеет мощное орудие, огромные габариты и бумажную броню.

Немного истории

Полковнику Хидео Ивакуро (вот он на фото) очень не нравилось танковое вооружение японской армии. Поэтому он подал идею разработать нечто ужасающие для врагов. Идея тяжелого танка была принята 1939 году и разрабатывалась компанией Mitsubishi. На танк с весом в 100 тонн предполагали ставить 150-миллиметровая гаубица в основной башне, две 57-мм пушки в башенках спереди корпуса и два 7,7-мм пулемета в башне на корме. Машина должна была иметь серьезнейшее по японским меркам бронирование: до 80 миллиметров во лбу. Вскоре проект был направлен на доработку.

Первые впечатления от танка

Первое чувство при игре на этом танке какой же я огромный, а остальные маленькие. Сам танк восхитителен. Брони нет, сам огромный но есть хорошее орудие и не плохая подвижность. В первый бой кинуло с мелкими танками, разделался с ними в легкую в основном ваншотами. Проблем доставляли только арта и кв-1.

Прокачка модулей

1)Прокачиваем топовое орудие

2)Прокачиваем ходовую

3) Прокачиваем двигатель для повышения динамики

4) 5)Прокачиваем радиостанции

Выбор орудия

На данном танке нам представлен выбор из трех орудий:

  • 7.5 cm Tank Gun Type 3- Не плохое пробитие, но маленький урон для нашего танка. К тому же не плохая скорострельность
  • 7.5 cm Tank Gun Type 5- Не плохое пробитие и урон чуть выше чем у 7.5 cm Tank Gun Type 3. Но все равно орудие не очень
  • 10 cm Cannon Type 14-Топовая гаубица не плохое пробитие и большой урон обеспечивают хорошую огневую мощь, но долгое сведение и скорострельность портят впечатления

Самое правильное я считаю прокачать 10см топовое орудие. Предыдущие дыроколы не подойдут на наш танк именно из-за маленькой мощности. Ведь для такой слабо бронированной махины важно иметь мощное орудие.

Тактика

  • Все достаточно просто.
  • Если вы в топе то выбираем тактику "основная сила". Тактика основная сила подразумевает собой полное владение ситуацией в бою. Выбираем фланг и едем по нему уничтожая вражеские единицы. При этом не стоит игнорировать укрытия ибо брони у вас практически нет, как и лишних хп. Танковать от борта не всегда удачно получается поэтому стоит выждать момент когда враг встанет на перезарядку, выкатится выстрелить и встать обратно в укрытие на перезарядку. Очень важно иметь союзников под боком, именно благодаря союзникам у нас есть возможность дожить до конца боя. Ведь один в поле не воин, а наш японский товарищ и подавно.
  • Если вы в середине списка или в конце то тактика "поддержка" именно для вас. Выбираем топового союзника и прикрываем его. При опасности, динамика танка поможет нам отступить до какого-либо укрытия. Не стоит разворачивать танк для отступления это займет много времени, поэтому просто откатываемся назад.

Не стоит применять тактику снайпер. Вставать в кусты или светить. Танк практически с мауса и маскировка у танка отсутствует. Поэтому чаще всего мы страдаем на открытых картах, а особенно от арты. Так что те кто поиграл на этом танке хотя бы 30 боев не прочь бы вступить в ряды клуба анонимных артофобов.

В этом видео от Хомиша вас ждет описание будущего тяжелого танка Японии - Type 100 O-I.

О танке

Всем привет ребята, с вами Хомиш и сегодня я бы хотел поговорить с вами о топовом танке десятого уровня Японии, который введут в игру в будущем: Type 100 O-I.

Информация о появлении японских ТТ подтвердилась, но пока еще неясно когда именно это произойдет.

Это очень интересный танк, я бы хотел, чтобы он был в игре. Во-первых, это не просто тяжелый танк, а сверхтяжелый. У машины масса примерно 120-130 тонн.

Танк разрабатывался в 1944-1945 году и был чертовски огромным - длина была 10 метров, это очень много я считаю. Ширина была четыре метра, как и высота. Танк реально огромный, даже кажется чуть-чуть побольше E-100.

Теперь давайте поговорим про бронирование этой машины. Можно подумать, что это будет огромный сарай со слабой броней, но это не так, защита очень хороша. Лоб будет минимум 200мм, а если учесть наклон брони, то приведенная защита будет еще больше. Однако, у Type 100 O-I будут и уязвимые места, которые будут пробиваться. Башня тоже зищащена очень хорошо - 200мм во лбу, не меньше. Борта башни будут тоньше - до 200мм.

Борта у Type 100 O-I тоже интересные. Мало того что они и бронированы, так еще и оснащены фальшбортами.

В обновлении 9.10 вводится долгожданная ветка тяжелых танков Японии – эти машины еще на стадии Супертеста вызвали неподдельный интерес у игроков, поэтому первые дни Общего теста рандом был забит этими машинами. Сейчас интерес к данной ветке немного угас, и причины этого понять просты – танки оказались необычными, непростыми в освоении и в игре. То есть – не для всех.

Особую роль в ветке играют машины V и VI уровней, и на то есть две причины. Во-первых, добраться до V уровня очень просто, игроки тратят на это меньше сотни боев. Во-вторых, именно на технике V и VI уровня игроки остаются надолго, а то и вовсе прекращают дальнейшую прокачку ветки. Об этом красноречиво говорит статистика: техники V и VI уровней (за исключением таких популярных машин, как советский ИС или американский T29) больше, чем техники VII – X уровней вместе взятых.

Поэтому мы решили уделить особое внимание японским тяжелым танкам V уровня O-I Experimental и VI уровня O-I. Данные машины сами по себе интересны, а так как их будет довольно много, то не лишним будет знать их ключевые особенности еще до выхода патча 9.10.

O-I Experimental (V уровень )

O-I Exp. – это первый действительно необычный танк ветки, и именно с него начинается вся та монструозность, которая станет настоящей «визитной карточкой» японских ТТ. Это по-настоящему большая машина массой в 100 тонн, размерами танк уступает только высокоуровневым собратьям типа Maus или E100. Такие габариты дают как преимущества танку, так и наделяют его недостатками, о чем скажем подробнее.

Особенности прокачки. Танк выкачивается из Type 95 через орудие, а вывод его в топ не доставляет особых сложностей. Особенно дело облегчается, если вы уже прокачали ветку японских ЛТ-СТ, так как на ТТ ставятся некоторые уже изученные модули, в частности – два предтоповых орудия и радиостанция. При выводе в топ можно не делать упор на первостепенную прокачку ходовой части, так как все модули ставятся и на стоковые гусеницы. Но в этом случае будет невозможна установка оборудования во все три слота. Да, и у танка только одна башня, причем это характерно для всех последующих машин. В конечном счете, для вывода в топ необходимо прокачать только ходовую часть, двигатель и топовое 10-см орудие.

Основные характеристики. По сути этот танк относится к сверхтяжелым машинам, что в нашей игре выражается увеличенным количеством очков прочности – у O-I Exp. их целых 700, что больше чем у любых одноуровневых машин. Неплох и базовый обзор в 360 метров, который можно усилить оптикой (хотя это решение спорно – гораздо эффективнее использовать оборудование на повышение огневой мощи).

Огневая мощь. На танк возможна установка четырех орудий, но особый интерес представляют только два из них:

  • V уровень 7,5 см с пробитием 124/155/38 и уроном 125/125/175 – это скорострельное орудие (перезарядка со 100%-ным экипажем и вентилятором составляет 3 секунды), которое прокачивается на средних танках Chi-Nu, Chi-To и Chi-Ri;
  • VI уровень – 10 см с пробитием 130/150/53 и уроном 300/300/360 – это менее скорострельная пушка, которую придется выкачивать.

При этом все орудия имеют неплохие углы вертикальной наводки, что в принципе позволяет играть от рельефа и не заботиться о кочках.

Можно предполагать, что большинство игроков предпочтут иметь большой разовый урон, поэтому будут использовать именно топовое 10-см орудие. Однако есть смысл ставить и 7,5-см орудие с меньшим разовым уроном. Дело в том, что ДПМ топовой пушки составляет 1857 очков, а предтоповой – целых 2083 очка. И здесь разница в пробитии не играет особой роли, так как одноуровневых противников оба орудия пробивают уверенно, а для некоторых танков VII уровня все равно приходится использовать голдовые снаряды.

Кстати говоря, только у стокового орудия O-I Exp. в качестве премиумных боеприпасов используются кумулятивные снаряды, у всех остальных голда – обычные бронебойные снаряды. С одной стороны, это недостаток, ведь подкалиберные снаряды летят быстрее обычных ББ, что делает более простым упреждение и стрельбу на дальние дистанции. С другой стороны, у ББ лучше нормализация, поэтому они меньше рикошетят и уверенно пробивают броню под углом.

Броневая защита. Броня танка – это сплошное разочарование. Да, он большой и тяжелый, однако из брони у него есть только 75 мм в передней части, 70 мм по бортам и 70 в корме. Башня чуть более крепкая – в ней по кругу расположены бронелисты толщиной 75 мм. При этом вся броня состоит из ровных листов, которые установлены без каких-либо рациональных углов.

В общем, O-I Exp. – это одна из самых простых целей на V уровне. Лишь из-за наклонов брони на башне снаряды могут иногда рикошетировать, но это скорее исключение, чем правило. Так что надеяться на броневую защиту танку не приходится, что весьма расстраивает.

Динамика и маневренность. Танк при массе 100 тонн оснащается двигателями 1100 и 1200 л.с., что в итоге дает хорошую динамику. Машина уверенно разгоняется до 40 км/ч, при этом очень хорошо поворачивается на месте. Поэтому O-I Exp. может в числе первых занимать ключевые позиции, а при необходимости даже вернуться на базу или постараться перебраться на другой фланг.

Что в итоге? В лице O-I Experimental мы получили большой, слабобронированный, подвижный танк, оснащенный отличными для V уровня орудиями (причем два из них будут соперничать друг с другом), и имеющий максимальное на уроне количество очков прочности. Благодаря подвижности танк может занимать важные точки, с помощью орудия наносить ощутимый урон даже более высокоуровневым противникам и при этом без особого риска размениваться своими HP. Однако отсутствие брони не позволяет держать натиск большого числа противников, этим танком практически невозможно блокировать или, наоборот, прорывать направление в одиночку. Хотя взвод этих танков способен доставить неприятностей команде противника.

И в целом из-за сочетания характеристик танк довольно сложен в освоении, уверенно играть на нем сможет не каждый, так что и в рандоме он будет встречаться нечасто.

Интересная деталь. Из-за больших габаритов танка его внутренние модули и члены экипажа расположены довольно далеко от брони и друг от друга, поэтому благодаря механикам нашей игры им почти не наносится повреждение. Так что на O-I Exp. почти никогда не страдают члены экипажа, а из модулей больше всего страдают гусеницы и орудие. Однако здесь есть и исключение – довольно часто танку выбивают БК (так как снаряды расположены вдоль бортов танка), так что вы еще не раз увидите, как от него будет отлетать башня.

O-I (VI уровень)

Фактически, именно с O-I начинаются настоящие японские тяжелые танки с броней и мощным вооружением. Огромная масса, малая подвижность, неплохая броня и колоссальные габариты – этот танк уникален для VI уровня, при этом у него есть и уникальные геймплейные особенности, которые будут доставлять удовольствие.

Особенности прокачки. Как и в предыдущем случае, танк выкачивается через орудие, а вывод в топ требует только прокачки ходовой части и орудия. Башня у танка одна, оба двигателя выкачиваются еще на O-I Exp., а рация достается от ветки средних танков. В принципе, можно играть и на стоковой ходовой, однако ее грузоподъемности недостаточно для установки дополнительного оборудования, а оно для данного танка критично.

Основные характеристики. Из ключевых характеристик танка можно выделить его прочность – целых 970 очков, что уступает только прочности TOG II*. Также у машины неплохой базовый обзор в 370 метров, который благодаря вентилятору и перку Боевое братство может уйти за 400 метров. И нельзя обойти вниманием огромные габариты и массу в 150 тонн, хотя наша игра устроена таким образом, что игрок просто-напросто не ощущает всю мощь и монструозность этой техники.

Огневая мощь. На танк устанавливается два орудия – 10-см, полученное от O-I Exp. (но с повышенными до 175 мм пробитием базовым снарядом), и 15-см гаубица VII уровня 15 cm Howitzer Type 96 с пробитием 121/150/75 и уроном 700/700/910. Причем особый интерес представляет именно фугасница, которая вносит разнообразие в геймплей и делает его по-настоящему фановым.

Как и любые подобные гаубицы, орудие обладает невысокой точностью (разброс 0,58 м/100 м), долгой перезарядкой (свыше 20 секунд) и медленным сведением (3,7 секунды). Однако по какой-то причине в качестве голды здесь используется кумулятивный снаряд с пробитием всего 150 мм – этого даже не хватит для пробоя самого себя! Вероятно, это сделано в целях достижения баланса, так как с хорошими премиумными снарядами это орудие сделает танк сущей имбой.

Но не обошлось и без ложки дегтя. O-I с предтоповым 10-см орудием в дуэли перестреливает тот же O-I на фугаснице. Снаряды 10-см пушки уверенно пробивают танк, поэтому ДПМ в 1600 – 1700 очков легко реализуем, а фугасы и кумулятивные снаряды 15-см пушки с такой же уверенностью не пробивают танк, и реальный ДПМ не достигает и 1000 очков. Наверняка найдутся игроки, которые предпочтут веселому фугасу уверенный ББ.

Броневая защита. Это первый японский тяж в ветке, который действительно имеет броню. Все листы в лобовой проекции имеют толщину 150 мм, что благодаря наклону дает целых 270 мм приведенной брони в ВЛД, 210 и 212 мм в листах НЛД, и от 160 до 203 мм в основной башне, в верхних лобовых листах корпуса, малых башнях и командирских башенках. В башне по кругу 150 мм, в бортах корпуса только 70 мм, а в корме опять те же 150 мм.

Так что танковать O-I может, и зачастую урон не будет проходить даже от снарядов высокоуровневых противников. А если грамотно использовать наклоны брони, то выживать можно будет даже в очень сложных ситуациях. Особенно это относится к башне – из-за наклонов щек ее следует всегда направлять стволом на стреляющего противника, в этом случае приведенная броня составит не менее 173 мм и очень высок шанс рикошета.

Однако у танка слабое бронирование крыши башни и корпуса, а значит – проблемы от летящих сверху снарядов САУ. Впрочем, большей проблемой являются колоссальные габариты O-I и его медлительность, ведь именно большие и неторопливые машины в первую очередь попадают в фокус наших артоводов.

Динамика и маневренность . Как и следовало ожидать, танк весьма медлителен и неохотно перемещается по полю боя – его максимальная скорость составляет 29 – 30 км/ч. Хотя с удельной мощностью в 7,7 л.с./т это и немудрено. С другой стороны, машины неплохо поворачивается на месте, поэтому можно успеть поставить правильный ромб или быстрее помочь башне довернуть орудие.

Кстати, танк настолько мощный (все-таки, 1200 л.с.), что он сам по себе становится грозным оружием. Например, в клинче можно легко толкать и поворачивать противников, сталкивать их с возвышенностей или в воду. Ну и еще можно толкать перед собой подбитые танки, используя их в качестве брони. В общем, есть у японских ТТ уникальные геймплейные решения.

Что в итоге? Большие размеры, медлительность и мощная фугасница на VI уровне – вам это что-нибудь напоминает? Конечно же – это наш любимый КВ-2! Но O-I, в отличие от советского тяжа, обладает лучшей броневой защитой, поэтому в ряде случаев он сможет лучше проявить себя.

Играя в топе списка, танком можно удерживать или продавливать направление, а с поддержкой он может таким же образом действовать и против танков VII уровня. Но ни в коем случае не следует воевать в одиночку, так как каждый раз после выстрела танк как минимум на 20 секунд выключается из боя и становится легкой добычей. А в низу списка следует быть особенно осторожным, лучше находиться немного поодаль, выезжать, делать выстрел, и на 20 секунд прятаться в укрытии.

Но независимо от уровня боя, O-I следует опасаться артиллерии. Причем здесь большую роль играет фактор размера – такому танку проблематично найти хорошее укрытие от летящих сверху снарядов!

Наверняка, этот танк полюбится многим игрокам, и в чьих-то сердцах он заменит собой КВ-2. К тому же, O-I является проходным танком, а не тупиковым, как советский тяж, так что его обязательно попробуют все, кто решит качать японскую ветку. Так что еще больше игроков на себе испытают удовольствие от большого фугаса на средних уровнях.

Официальное обозначение: “О-И”
Альтернативное обозначение: “Ми-То”, Тип 100
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа:
Стадия завершения работ: простроен один прототип, впоследствии проект отменен по причине высокой технической сложности.

Историю создания японских сверхтяжелых танков никак нельзя назвать полностью раскрытой, хотя бы потому, что документальных свидетельств относящихся к данной теме почти не сохранилось. Долгое время по интернету «бродили» так называемые «реконструкции внешнего вида» этих машин, большая часть которых к реальным проектам вообще не имела отношения. Свет могли бы пролить сами японцы, но и их источники, вплоть до последнего времени, не давали полной ясности. Вот и получалось, что японские сверхтяжелые танки называли то Тип 100, то О-И, то О-1 и т.д. Весьма скудные тексты, как в печатных изданиях, так и в интернете, сопровождались рисунками, где танки изображались в разных «модификациях», заметно отличаясь конфигурацией корпуса, ходовой части и количеством башен.

Безусловно, в дело популяризации японских сверхтяжелых танков внесла онлайн-игра «Мир Танков» («World of Tanks»). Несмотря на то, что после её появления количество «экспертов» в области мирового танкостроения возросло в арифметической прогрессии, надо отдать должное компании Wargaming – она смогла не только увлечь людей очередной «игрушкой», но и показать множество проектов танков и САУ, ранее недоступных в открытых источниках. Самая интересная история приключилась с японской бронетехникой.

Когда возникла идея ввести в игру японские танки основная концепция оформилась на трех ветвях развития: легкие, средние и тяжелые (САУ и ПТ-САУ почему-то не ввели в игру, хотя экспонаты там были более чем интересные). Но если с первыми двумя типами боевых машин недостатка в материалах не было, то достоверная информация по сверхтяжелым танкам начиная с “О-И” попросту отсутствовала. К этому времени была проведена серия консультаций с советником по японской технике Тадамасой Миянагой и Кунихиро Сузуки, президентом японского производителя пластиковых моделей Fine Molds Corp. Как оказалось, господин Сузуки является обладателем чертежей сверхтяжелого танка, который у нас было принято называть Тип 100 “О-И” (не совсем понятно, откуда взялась цифра 100, хотя есть версия, что это трансформация от 2600 — года начала разработки по японскому календарю). А вот относительно хода разработки и испытаний сведения сохранились лишь отрывочные. Дальнейшая статья основана на интернет-публикациях, в основе которых лежат переводные японские материалы.

Начало разработки сверхтяжелых танков было положено во второй половине 1939 года, когда Япония потерпела крупное поражение от советско-монгольских войск у реки Халхин-Гол. При достаточно активных действиях японских бронесил их общая эффективность оказалась откровенно низкой, поскольку основные на тот момент танки Тип 89 и Тип 95 «Ха-Го» обладали весьма посредственными боевыми характеристиками. Родоначальником идеи создать сверхтяжелый танк стал полковник Хидео Ивакура, назначенный в том же году главой Департамента по делам армии в Бюро по делам армии). Оценив полученный опыт, он сформулировал весьма необычное и расплывчатое тактико-техническое задание, которое буквально звучало следующим образом:

«Я хочу, чтобы построили огромный танк, который может быть использован как мобильный ДОТ в широких открытых степях Маньчжурии. Совершенно секретно.»

«Сделайте его размеры вдвое больше, чем у современных танков.»

Зачем Ивакуре понадобился именно «мобильный ДОТ», сказать затруднительно, поскольку вряд ли тогда кто-то представлял себе, как совместить максимально толстое бронирование с приемлемой мобильностью — в открытых степях Маньчжурии такой танк представлял бы собой отличную мишень для артиллерии и авиации противника. С учетом того, что советские пилоты начали успешно осваивать бомбометание с пикирования, жизнеспособность японского танка кажется сейчас очень сомнительной. Впрочем, есть основания полагать, что Ивакура не предъявлял жёстких требований именно по причине высокой сложности сверхтяжелого танка, буквально развязав руки проектировщикам. Такой подход гарантировал быстры темп разработки при условии использования ряда компонентов и конструкторских решений, уже примененнёх на других боевых машинах, в частности, на танке Тип 97 “Чи-Ха”.

Для проектирования сверхтяжелого танка был выделен 4-й Технико-исследовательский отдел под руководством полковника Мурато (именно с его слов приводятся цитаты Ивакуры). Активную помощь в процессе разработки оказывали также сотрудники фирмы Митсубиши. Работы, проводившиеся в режиме особой секретности, продолжались в течении всего 1940 года. Нельзя сказать, что японские специалисты куда-то сильно спешили – эскизный проект был готов лишь к марту 1941 года.

Разработанный ими танк действительно напоминал подвижную многобашенную огневую точку. По всей видимости, с целью обеспечения наилучшей технологичности, в конструкции практически не использовались гнутые профили, что придало внешнему виду этой машины характерные граненые формы. Финальный вариант проекта предусматривал установку четырех башен: главная с крупнокалиберным орудием – в центре, две малые – в передней части и ещё одна малая – на корме. Хотя не исключено, что первоначальный вариант предусматривал другой вариант компоновки.

Стоит предположить, что разработка 4-го отдела была одобрена полковником Ивакурой, поскольку в апреле 1941 года была отобрана группа инженеров для постройки первого прототипа танка. Дальнейшие события описываются со слов инженера Шигео Отака (Shigeo Otaka), по свидетельству которого «группа избранных» была отправлена в предыдущую штаб-квартиру 4-го отдела в Токио. Специалистов разместили в бараках, внутри которых имелось множество маленьких комнат, предназначавшихся для встреч и обсуждения хода постройки танка. Секретность была настолько высока, что каждый специалист обладал только своей частью чертежей. Генеральное обсуждение и соединение частей проекта в единое целое проводилось в отдельном помещении, оборудованном звуконепроницаемыми стенами, чтобы предотвратить со стороны обслуживающего персонала всякую возможность подслушивания. Предположительно в это же время танк получил неофициальное название “Ми-То” , представляющее собой аббревиатуру от первых букв компании Ми тсубиши и города разработки То кио.

Сборка прототипа “Ми-То” была начата 14-го апреля 1941 года. В связи с тем, что никакого опыта в разработке столь титанических машин у японцев не было, необходимые компоненты изготавливались в частном порядке (фактически можно говорить о полукустарном производстве и подгонке отдельных деталей «по месту», хотя документальных упоминаний об этом нет). Полковник Мурата рассчитывал, что сборку “Ми-То” удастся завершить в течении трёх месяцев, однако сверхтяжелый танк являлся тяжелым не только по массе, но и с технической точки зрения. Для постройки “Ми-То” требовалось выделение огромных капиталовложений и ресурсов, что в условиях подготовки к войне на Тихом океане было делом очень проблематичным.

Несмотря на решимость специалистов 4-го отдела довести свою работу до конца одного энтузиазма было явно недостаточно. Работы по сборке танка проводились в условиях больших материальных ограничений, а кроме того, поставщики не смогли быстро изготовить все необходимые узлы и агрегаты. Из воспоминаний участников тех событий, большая часть ресурсов, выделенных на проект, была исчерпана уже спустя месяц и дальнейшая постройка была отложена до января 1942 года.

По состоянию на 8-е февраля удалось почти полностью завершить сборку корпуса, но работы постоянно задерживались из-за недостатка обеспечения и ресурсов. Тем не менее, японцам было чем похвастать уже тогда. Толщина лобовых бронелистов и кормы “Ми-То” составила 150 мм, верхняя часть бортов надстройки – по 75 мм, нижняя часть бортов надстройки – по 35 мм, крыша – 35 мм (50 мм по проекту), днище – 30 мм. Компоновка корпуса была в целом классической, за исключением расположения башен: две малые располагались продольно в передней части корпуса, основная башня находилась в центре и ещё одна малая башня была размещена на корме над двигателем. Внутри корпус был разделен 20-мм броневыми перегородками на три отдельные секции. Высота потолков в них была такова, что по танку мог свободно ходить человек среднего роста.

На прототипе была смонтирована силовая установка, состоявшая из двух двигателей, работавших на общую трансмиссию, основные агрегаты которой располагались между ними. Рулевое управление находилось в носовой части корпуса, перед малыми башнями. Относительно типа двигателей указывается, что это были 12-цилиндровые Кавасаки Тип 98 мощностью 550 л.с. каждый. Указывается также, что трансмиссия копировала схему от среднего танка Тип 97, но состояла из увеличенных по размерам компонентов. Много проблем доставила система охлаждения, разработка и изготовление которой заняло весьма продолжительное время.

Ходовая часть, применительно на один борт, включала четыре двухкатковые тележки, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Тележки оснащались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах. Гусеница была крупнозвенчатой и состояла из литых траков. Практически все элементы ходовой части, за исключением нижней части опорных катков, защищались 35-мм бронеэкраном, крепившемся на болтах.

Не меньше «головной боли» доставили башни. В проекте для них (включая командирские купола) закладывалась толщина бортовых бронелистов равная 150 мм. Утверждается, что фирма Митсубиши в мае 1942 года изготовила все четыре башни, однако для главной из них не была готова 35-мм крыша. В каком состоянии были остальные – не уточняется.

Относительно вооружения была выбрана такая схема. Две лобовые шестигранные башни должны были оснащаться 47-мм пушками, стволы которых были модернизированы и защищены дополнительными броневыми кожухами – их основным назначением была борьба с бронетехникой противника. В башне на корме аналогичного типа, предназначенной для защиты от пехоты с тыла, предусматривалось только два 7,7-мм пулемета. В главной семигранной башне предполагалось установить 149,1-мм гаубицу Тип 96, полевая версия которой была принята на вооружение в 1937 году и хорошо зарекомендовала себя в боях на территории Китая и Монголии. Осколочно-фугасные снаряды этого орудия наносили огромный урон фортификациям и не укрывшейся пехоте, при этом, имея начальную скорость 540 м\с они пробивали 125-мм вертикальную бронеплиту на дистанции 230 метров. При установке на танк гаубица получала массивный бронированный кожух, защищавший примерно 3\5 длины ствола. Углы вертикального наведения для гаубицы составляли от -5° до + 20°, для 47-мм орудий — от -10° до + 20°.

Размеры почти готового танка “Ми-То” поистине впечатляли: длина – 10100 мм, высота – 3595 мм (по корпусу — 2530 мм, главная башня — 1065 мм), полная ширина – 4833 мм. Экипаж должен был состоять из 11 человек:

— водитель

— помощник водителя

— командир

— три артиллериста в главной башне

— два артиллериста в малых башнях

— пулеметчик в кормовой башне

— радист

— инженер обслуживания танка.

Посадка экипажа в танк осуществлялась только через башенные люки, поскольку размещение различных узлов и агрегатов не позволяло сделать дополнительные двери или люки в корпусе. Чтобы танкисты смогли подняться на 3-метровую высоту на бортах и корме были закреплены П-образные поручни в количестве 40 штук. Кроме того, в процессе сборки “Ми-То” выявилась ещё одна серьёзная проблема — фирма Митсубиши не смогла в отведённый срок наладить выпуск 150-мм бронеплит, в связи с чем было принято решение ввести двухслойную броню. Таким образом, лобовые и бортовые детали корпуса изначально изготовлялись из 75-мм бронеплит, на которые предстояло закрепить болтами бронеплиты аналогичной толщины, чтобы довести бронирование до проектного уровня. Таким образом, масса прототипа составила всего 96 тонн, но после оснащения всем оборудованием, вооружением и боекомплектом этот показатель должен был подняться до 150 тонн.

Дата точного завершения постройки “Ми-То” остаётся неизвестной, однако активные испытания танка назначили на конец 1943 года. Незадолго до этого танк «рассекретили» для показа представителям верховного командования японской армии, заодно присвоив ему стандартизированное обозначение “О-И” (О – тяжелый, И – первый). Как отреагировали на гиганта военные чины, в числе которых был Томио Хара, являвшийся начальником армейского арсенала Сагамия, сейчас остается только догадываться, но можно предположить, что для “О-И” всё же вызвал большой интерес – ходовые тесты предстояло начать уже в августе того же года. Для проведения испытаний танк был разобран и в одну из июньских ночей отправлен в распоряжение арсенала Сагами, который располагался в городе Сагамихаре, в 51 км от Токио. Сборка производилась в течении всего июля и 1-го августа “О-И” был почти готов, если не считать отсутствия главной башни и навесных бронеплит (то есть, малые башни всё же были установлены).

Первый день испытаний вызвал противоречивые чувства как у разработчиков, так и у представителей армии. При движении по твердой поверхности особых опасений ходовые качества не вызывали. Утверждается, что 96-тонный прототип развил максимальную скорость 40 км\ч, в то время как по проекту было 30 км\ч. Однако, на втором часу тестов, когда пришлось выйти на более мягкий грунт, танк зарылся в него глубиной на метр. Водитель попытался вытащить машину маневрами, но это привело с сжатию и последующему заклиниванию элементов подвески. В конечном итоге танк отбуксировали и приступили к испытаниям на бетонной поверхности. Здесь были получены просто обескураживающие результаты – вместо ожидавшегося плавного хода подвеска очень быстро вышла из строя (по всей видимости, из-за сильной тряски, усугублявшейся титаническим весом и специфической конструкцией гусеничных лент). Встречаются также утверждения, что при движении от танка отлетали куски траков. В итоге испытания сначала отложили, а на следующий день и вовсе решили отменить.

Несмотря на все эти казусы общий результат был оценён как положительный. В принципе, данный вывод был верным, поскольку японцам первым удалось построить сверхтяжёлый танк и даже заставить его двигаться своим ходом. Вместе с тем, поддерживать машину в ходовом состоянии в полевых условиях и при сильно ограниченных ресурсах было дело чрезмерно трудоёмким, в связи с чем 3-го августа 1943 года персонал приступил к демонтажу “О-И”. Полностью процесс разборки завершился 8-го августа, а два дня спустя инженеры отметили в журнале, что они приступили к анализу отдельных компонентов танка с целью выявления недостатков и способов их устранения.

Дальнейшая судьба “О-И” загадочна и туманна. Большинство источников сходится на том, что к сентябрю 1945 года танк был утилизирован, как и большинство документации по нему. Не сохранилось даже ни одной фотографии или рисунка. Единственными артефактами, подтверждающими существование этой машины, являются инженерные журналы и альбом с чертежами, а также части гусеничного трака, хранящиеся на данный момент в святилище Вакаджиши. Кстати, с этим местом, фактически являющимся музеем, связан один интересный факт — на подписях к тракам присутствуют значения 100t и 90t, в то время как на подписях к техническим журналам — 150t.

На этом историю “О-И” можно было бы закончить, если бы не один интересный нюанс. Совсем недавно в бывших советских архивах был найдена «Справка: системы охлаждения японских проектов тяжелых танков». Помимо весьма скудной информации о танках Тип 2604 и Тип 2605 в ней указывалось следующее:

«Деревянная модель танка “О-И” предполагает вместо пары карбюраторных двигателей БМВ макет двигателя Даймлер-Бенц», дизельного жидкостного охлаждения, двенадцатицилиндрового. Система охлаждения на макете предполагает наличие двух шестисекционных радиаторов с продувкой эжекторного типа от выхлопных газов двигателя. Забор воздуха осуществляется через кожухи в верхней части моторного отсека. Для обеспечения обдувом воздуха двигателя и продувки боевого отделения танка имеется вспомогательный вентилятор с приводом карданным валом от топливного насоса двигателя.

Преимуществом компоновки является простота устройства, обеспечение вентиляции башни танка, правда, только при включенном двигателе.

Недостатком компоновки является необходимость снятия герметичных секций радиаторов закрывающих головки цилиндров двигателя при обслуживании и ремонте. Требуется демонтаж секции радиаторов для доступа к двигателю».

Из данной справки не совсем понятно, что за макет танка “О-И” имелся в виду. Очевидно, что он был полноразмерным и в него даже установили немецкий двигатель (или его макетную копию) – есть предположения, что это мог быть авиационный Daimler-Benz DB 601A, однако никакие другие источники этого не подтверждают. Не исключено, что в 1943-1944 гг. работы по “О-И” ещё продолжались, причем на территории, впоследствии захваченной советскими войсками — то есть в Маньчжурии. Вполне возможно, что японское командование не оставляла мысль о «бронированном ДОТе в бескрайних маньчжурских степях», но данная версия пока не имеет официального подтверждения.

Информация о других сверхтяжелых танках Японии пока воспринимается скептически. Например, ряд зарубежных источников утверждает, что в разработке “Ми-То”\“О-И” первым был проект 96-тонного, который вскоре был переработан в 100-тонный танк, затем — в 120-тонный танк и, наконец, апогеем стал 150-тонный образец. На самом деле здесь имеет место наложение реальных фактов на домыслы историков. Таким образом, никаких других сверхтяжелых танков, кроме “Ми-То”\“О-И”, в Японии больше не строилось. Хотя бы потому, что японцы не могли себе этого позволить из чисто материальных соображений.

Тем не менее, тема японских сверхтанков оказалась очень живучей. В частности, в статье Алексея Стаценко «Гиганты Страны восходящего солнца» приводится информация о постройке в 1944 году ещё одного танка. Разработкой 120-тонной машины занимались инженеры фирмы Митсубиши, причем компоновочная схема полностью заимствовалась от “О-И”: две малые башни с 47-мм пушками Тип 1 спереди, главная башня со Тип 92 в центре и ещё одна малая башня с двумя пулеметами на корме. Соостав вспомогательного вооружения не изменился, а боекомплект составлял 60 выстрелов раздельного заряжания (масса снаряда – 16 кг, заряда – 30 кг) для 104,9-мм пушки, 100 унитарных выстрелов для 47-мм пушек Тип 1 и 7470 патронов для пулемётов. Габаритные размеры: длина – 10 метров (согласно «Справочника» – 11 м), ширина – 4,2 метра, высота – 4 метра. Толщина лобового бронирования должны была составлять 200 мм, ширина гусеничных траков — 750 мм.

Источники:
П.Сергеев «Танки Японии во Второй мировой войне». 2000
С.Федосеев «Бронетанковая техника Японии 1939-1945» («Историческая серия», приложение к журналу «Техника-молодежи»). 2003
Е.Пясецкий «Японские танки» («Ромб» №1)
Steven Zaloga, Tony Bryan «Japanese Tanks 1939-45»
Warspot: Алексей Стаценко «Гиганты Страны восходящего солнца»
Status Report: O-I by Seon Eun Ae
Warthunder Forum: O-I: Japan’s Super Heavy Tank
reddit.com (Warthunder): O-I Superheavy Tank (копии чертежей от Fine Molds)
World of Warships: Wargaming на TGS15! День второй
thunder-games.livejournal.com: Пост 1й из 3х про О-И от японского консультанта / Ответы ФМщиков и БВВ / Прочее
ftr.wot-news.com: Superheavy Japanese tanks
Wakajishi Jinja (Музей в святилище Вакаджиши)
imgur.com: O-I (docs scan)

Статьи о моделях танка “О-И”:
1/72 Multiverse: O-I Super Heavy Tank
Henk of Holland: Info: Japanese 150 ton Super Heavy Tank «O-I»

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА
“О-И” образца 1943 г.

БОЕВАЯ МАССА 96000 кг (прототип)
150000 кг (по проекту)
ЭКИПАЖ, чел. 11
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10100
Ширина, мм 3595
Высота, мм 4833
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 149,1-мм гаубица Тип 96 в главной башне, две 47-мм пушки Тип 1 и три 7,7-мм пулемета в малых башнях
БОЕКОМПЛЕКТ ~100 выстрелов для 104,9-мм орудия
~100 выстрелов для 47-мм орудий
? патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопические орудийные и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 150 мм\56,29°
лоб корпуса (низ) — 150 мм\45°
лоб корпуса (низ) — 70 мм\70,5°
борт корпуса – 35 + 35 мм\90°
борт надстройки – 75 мм\90°
корма корпуса (верх) — 150 мм\18°
корма корпуса (низ) — 150 мм\33,01°
корма корпуса (низ) — 30 мм\75,99°
лоб главной башни — 150 мм\90°
борт главной башни — 150 мм\90°
корма главной башни — 150 мм\90°
крыша главной башни — 35 мм\0° (прототип)
крыша главной башни — 50 мм\0° (проект)
лоб малой башни — 150 мм\90°
борт малой башни — 150 мм\90°
корма малой башни — 150 мм\90°
крыша малой башни — 50 мм\0°
днище — 30 мм\0°
ДВИГАТЕЛЬ два Кавасаки Тип 98, 12-цилиндровых, карбюраторных, мощностью 550 л.с. и массой 1020 кг каждый
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно с подвеской тележек на пружинных рессорах, 7 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; гусеница из стальных одногребневых траков шириной 800 мм и шагом 300 мм
СКОРОСТЬ 40 км\ч (прототип)
29,4 км\ч (по проекту)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?