Игры по мифам древней греции. «Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции). Кроссворд “Мифические животные”

Урок-игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по истории Древней Греции «Мифы и легенды Древней Греции».

Цель: в игровой форме закрепить знания по культуре Древней Греции.

Задачи:

Изучить культы основных греческих богов и героев;

Познакомить учащихся с мифами о них;

Подвести к пониманию общей закономерности возникновения религии вследствие зависимости людей от сил природы.

Заинтересованность учащихся исторической литературой.

Оборудование: кроссворды, плакаты, рисунки, викторины, ребусы, головоломки, карточки - задания.

ПЛАН УРОКА.

    Вступительное слово учителя.

    Игра «Что? Где? Когда?»

    Викторина «Древняя Греция».

    Конкурс «Угадай, кто это?»

    «Персонажи древнегреческой мифологии»

    Кроссворд.

    Кто это? Жили они или нет?

    Дополни родословие богов.

    Кольца бога времени.

    Двенадцать «А».

    Подведение итогов.

Х О Д У Р О К А.

    Назвать тему, озвучить цель и поставить задачи урока. Затем объяснить условия игры, указывая на необходимое количество баллов для получения той или иной оценки.

    Дать определение понятия «религия». Ответы обобщить, показать карточку с заранее написанным понятием и записать в тетрадь.

    Почему появляются религиозные верования? Ответы обобщить, записать в тетрадь.

Рассказ учителя.

Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.

    Что? Где? Когда?

    Викторина «Древняя Греция».

Парфенон (455 год до н.э., Греция) находится на Акрополе – холме, где располагались Афины. Даже в развалинах это удивительное творение античного зодчества прекрасно.

Какие города-государства участвовали в Троянской войне?

Согласно теории греков, миром правили три брата – Зевс, Посейдон и Аид. Где правил каждый из них?

Как называлось чудовище, которым матери пугали своих детей?

Чему покровительствовал бог Дионис?

Полубык-получеловек, назовите его имя.

Назовите имя бога времени.

Гора – обитель богов.

Бог солнца, света и правды.

Назовите имя богини мудрости и войны.

Как звали богиню земледелия и плодородия?

Дочь Зевса и Геры, служанка богов, символ вечной молодости.

Назовите имя сына Зевса и Алкены, самого сильного из героев.

Сколько знаменитых подвигов совершил Геракл?

Как звали царя, к которому Геракл попал в услужние?

Как называется холм, посвященный богу Аресу, на котором заседал Совет знати?

Как называют участников состязаний, человека крепкого телосложения, силач?

Греческий историк.

Как называется напиток богов?

2. Конкурс «Угадай, кто это?»

Перед учениками слайд (или плакат) с изображением 16 богов и героев мифов. Необходимо записать соответственно номерам имена известных мифических героев.

«Угадай, кто это?»

Для проверки: 1 – Зевс. 2 – Посейдон. 3 – Аид. 4 – Аполлон. 5 – Гера. 6 – Артемида. 7 – Афина. 8 – Афродита. 9 – Дионис. 10 – Гефест. 11 – Гермес. 12 – Арес. 13 – Деметра. 14 – Сатиры. 15 – Нимфы. 16 – Эрот.

3. «Персонажи древнегреческой мифологии».

Для того чтобы справиться с этим довольно-таки сложным конкурсом, ученикам необходимо очень хорошо знать древнегреческую мифологию (готовятся заранее). Слайд (плакат), название которого соответствует названию конкурса. На нем - 4 мифа и 14 имен. Необходимо привести в соответствие имена по отношению к мифам, в которых они использованы.

ПЕРСОНАЖИ ДРЕВРНЕГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.

Правильный ответ:

1 – миф о Трое (1, 7, 10, 13)

2 миф о Персее (4, 6, 13)

3 – миф о Геракле (3, 8, 11)

    миф об аргонавтах (2, 5, 9, 12

Этот конкурс можно провести письменно, дав возможность ребятам проверить себя, или устно, если время ограничено (под контролем учителя дети быстро разберутся, помогая друг другу).

4. Реши кроссворд.

1. Рядом с этой богиней часто изображают лань (Артемида)

2. Как называется одна из поэм Гомера? (Одиссея)

3. Великий поэт древности, создавший литературное произведение «Геагония». (Гесиод)

4. Сколько олимпийских богов существовало в мифологии? (12)

5. Имя бога, покровителя науки и искусства. (Аполлон)

6. Гора, на которой жили боги. (Олимп)

7. Он считал, что первоосновой всего является огонь, из которого все возникает. (Гераклит)

8. Бог, повелитель стихии. (Зевс)

9. Животное, считавшееся священным. (Бык)

10.Дочь Зевса, родившаяся из его головы.(Афина)

5. Конкурс «Кто это? Жили они или нет?

Этот конкурс ученики выполняют

следующим образом: называют имя и примерное время жизни (если знают).

Правильный ответ: все эти имена исторические, т.е. не вымышленные.

    Архимед (287 – 212 гг. до н.э.).

    Геродот – отец истории.

    Фукидид – историк.

    Гераклит Эфесский, греческий философ (VI – V в. до н.э.)

    Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

    Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

    Демокрит из Абдер во Фракии (V в. до н.э.)

    Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

6. Дополни родословие богов.

Ответ: 1 – Рея, 2 – Деметра, 3 – Аид, 4 – Зевс, 5 – Афина, 6 – Гефест, 7 – Гермес, 8 – Аполлон.

    Кольца бога времени.

Бога времени древние греки чтили как помощника созревания плодов, бога благодатной жатвы, так как для того и другого требуется время. Имя бога времени можно узнать, вписав по часовой стрелке а малые кольца шесть слов со следующими значениями.

    Имя старого перевозчика умерших через Ахеронт и другие реки подземного царства до врат Аида. (Харон)

    Остров в Греции, посвященный богу Гелиосу, лучезарному богу солнца. По преданию греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что олимпийские боги при дележе ему ничего не дали. (Родос)

    Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей)

    Вечно юные девы, вскормленные пищей богов, амброзией, почитавшиеся в Древней Греции и богами, и смертными. Грациозные и сильные, умеющие в случае надобности сделаться невидимыми. Жили они в тихих долинах и гротах, проводя время в играх и плясках, плескаясь в воде и оглашая смехом и песнями окрестности. (Нимфы)

    Одно из первичных божеств греческой мифологии. Он породил все реки, источники, моря. (Океан)

    Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделяющих от всего живого мрачное царство Аида. Катит она свои черные воды среди безмолвной долины. Сами бессмертные боги Олимпа призывали имя этой страшной реки в свидетели своих клятв. (Стикс)

Итак, если правильно отгадали и вписали в меньшие круги эти шесть слов, то из их начальных букв в большом круге сложится имя всемогущего бога времени (Хронос).

8. Двенадцать «А».

Эта звезда непростая. Ее 12 лучей разного размера. В их клетки надо вписать имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и название местности, начинающиеся с одной и той же буквы «А».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Данная работа дает возможность ученикам увидеть свои недостатки, пробелы в знаниях. Неудовлетворительные отметки лучше не ставить, а предложить подготовиться к зачету, который можно провести по такой схеме или в виде тестов. У детей появится стимул к более добросовестной подготовке.

Дата выхода: 2000 г.

Жанр: градостроительный симулятор

Зевс: Повелитель Олимпа является квестом, в котором вам предлагается совершить путешествие и стать градостроителем в античной Греции – стране Геракла и Ахиллеса, Гомера и Эзопа, Аристотеля и Архимеда. Вам предоставляется возможность стать во главе мегаполиса, подобного легендарной Афине или доблестной Спарте. Как и в любой другой игре такого жанра, игрок должен построить город на пустом участке земли и с определённым набором доступных ресурсов.

Вам предстоит возводить храмы и выращивать оливы, призывать героев на помощь в покорении чужих стран, вести сражения с чудовищем и приносить жертвы во имя богов. Ваш путь в игре «Зевс: повелитель Олимпа» будет долгий и трудный, но награда за это поистине велика – память в веках, живущая в сердцах людей.

Age of Mythology и Age of Mythology: The Titans

Дата выхода: 2003 г.

Жанр: стратегия в реальном времени

Эпоха мифологий – стратегическая игра, которая переносит игрока в античное время, когда герои сражались с мифологическими монстрами. В основе игры лежат мифы и легенды Древней Греции, Древнего Египта и скандинавских викингов. Для достижения наилучших результатов и скорейшей победы над противником игроки могут выбирать не только исторический путь развития этих трёх великих цивилизаций (греки, египтяне и скандинавы), но и доступных мифических существ, например, таких, как минотавры, кентавры, фениксы и валькирии.

Как и множество других RTS, игра базируется на возведении городов, использовании ресурсов, создании армий и уничтожении вражеских армий и городов. Игрок должен провести своё племя через несколько «эпох»: архаическую, классическую, героическую и мифическую эпохи. Для перехода в каждую новую эпоху необходимо заплатить некоторое количество ресурсов в главном здании - городском центре. С переходом в следующую эпоху открываются новые боевые единицы и строения.

Will Rock

Дата выхода: 2003 г.

Will Rock – компьютерная игра в жанре шутер от первого лица. Сильный оползень открыл врата в Потерянный Олимп, мифологическую империю древних Греков. Местные студенты быстро нанимают американского археолога по имени Виллфорд Роквелл вместе с доктором Хедстронгом и его дочкой Эммой, чтобы те открыли дверь в Потерянный Олимп.. . Ничего не подозревающая компания согласилась. Они не знали, что эти студенты принадлежат культу, который стремится оживить античных богов.

В игре присутствует 10 уровней для прохождения в одиночном или совместном режиме. Многие рецензенты отметили огромное количество врагов на них. В некоторые моменты игры игрок может быть атакован с разных сторон различными врагами одновременно. Почти все враги (за исключением летающих) всегда появляются внезапно.Происходит это очень шумно и внезапно, что может легко напугать и сбить с толку. В игре очень много дверей, ведущих с одного этапа уровня на другой, иногда приходится перемещаться под водой.

Дата выхода: 2004 г.

Легион III: Врата Трои походовая историческая стратегия от разработчиков «Истории Империй» и «Легиона», посвященная Троянской войне. Пять сторон игрового процесса: торговля, дипломатия, исследования, строительство и боевые действия. Девять игровых сценариев: Троянская война, Ионическое восстание, «Горячие врата», Греческая колонизация, Доисторический период, Большая кампания с участием Рима и Персии и.т.д. Пять уровней сложности. 19 героев Троянской войны в качестве полководцев, включая Париса, Ахиллеса и Менелая. 62 вида боевых отрядов, 8 классов войск. Исход сражений определяется выбранной тактикой, опытом и расстановкой сил.

Случайные и исторические события. Более 100 наций, 19 этнических групп. Более 150 видов строений, 9 видов ресурсов. Улучшенный искусственный интеллект противника. Доработанный интерфейс: два масштаба отображения главной игровой карты. Обновленная система дипломатии, возможность вассализации другого государства дипломатическим путем. Более 60 видов дипломатических поручений. Территория – Древняя Греция и Малая Азия, время действия – 1500-400 гг. до нашей эры.

Battle for Troy

Дата выхода: 2004 г.

Жанр: стратегия в реальном времени

Троя - игра посвящена мифическому событию, описанному Гомером за много лет до нашей эры. посвященная событиям наполовину мифической Троянской войны. Battle for Troy даст возможность поучаствовать в штурме знаменитого малоазийского города, предпринятого во имя освобождения Спартанской царевны Елены.

Игра включает в себя две кампании за троянцев и спартанцев, по 8 миссий в каждой. 9 типов юнитов античного образца с возможность прокачки юнитов, (со временем все набирают опыт и становятся более эффективными бойцами.

Alexander: The Heroes Hour

Дата выхода: 2005 г.

Жанр: стратегия в реальном времени, экшен, RPG

Александр: эпоха героев – игра, представляющая собой потрясающую смесь стратегии в реальном времени и тактической экшен-RPG. Вам предстоит перенестись в Древнюю Грецию и участвовать в героических деяниях великого Александра Македонского. Пройдитесь с отрядом своих героев по потрясающе прорисованным трехмерным ландшафтам Греции, общаясь с древними греками, египтянами, персамами…

Улучшайте навыки своих бойцов и выполняйте увлекательные задания, сражайтесь в эпических битвах Греции и мелких стычках на стенах древних городов. 4 нации: Греция, Персия, Египет и Индия. Управляйте морскими и сухопутными войсками. Наблюдайте на экране до 8000 боевых юнитов во всем их 3D-великолепии. Игра изобилует дополнительными миссиями и большим контентом.

Серия игр God of War

Дата выхода: 2005-2013 г.

Жанр: слэшер, экшен от третьего лица

Внимание игра только для консолей PS, но можно найти репаки для ПК

Боги войны - серия консольных игр, действие которой базируется на собственной вариации древнегреческой мифологии. Главным героем всех игр серии является Кратос - спартанский генерал, который бросил вызов богам. Основное оружие Кратоса - Клинки Хаоса, которые могут использоваться для множества различных видов атак, представляют собой два широких коротких меча с зазубринами, на длинных цепях вросших в предплечья главного героя.

Кроме рукопашных схваток в игре присутствуют несложные головоломки, представляющие собой передвижение ящиков, использование рычагов и так далее. В игре есть элементы платформера, связанные с тем, что Кратос может цепляться за впадины и выступы, а также использовать Мечи Хаоса в качестве крюка, позволяя ему преодолевать большие пропасти. Большинство игровых противников позаимствованы из Греческой мифологии, в том числе Медуза Горгона, Минотавр, Гидра и другие.

Titan Quest

Дата выхода: 2006 г.

Жанр: экшен, RPG, «Руби и режи»

Titan Quest - игра в жанре «Руби и режь» В качестве места действия выступает мифический мир Древней Греции и Египта. Нам обещают детальное воссоздание всех достопримечательностей древнего мира. Кроме того, игрокам предстоит сразиться с такими легендарными монстрами, как циклопы, кентавры и им подобные твари. В игре также присутствует многопользовательский режим, в котором герои, бродя по карте, выясняют отношения не только с монстрами, но и между собой. Игра также входит в список .

Игроку, пробирающемуся через преграды древнего мира, необходимо найти способ вновь заточить титанов. Путешествуя по легендарным местам, таким как Парфенон, Кносский лабиринт, Великие пирамиды и Висячие сады Семирамиды, герой сразится с ордами монстров и мифическими чудовищами. Разветвленная система классов гарантирует практически бесконечное число вариантов развития вашего персонажа. Многочисленные умения и навыки могут сочетаться во множестве вариантов и никогда не станут полностью бесполезными.

Rise and Fall: Civilizations at War

Дата выхода: 2006 г.

Жанр: стратегия в реальном времени

Rise and Fall: Война цивилизаций – впечатляющая историческая стратегия, в которой игроки станут свидетелями противостояния четырех великих древних цивилизаций (Греции, Рима, Египта и Персии) в период их военного расцвета. Используя достоверно воссозданное древнее оружие и воплощая тактику своей победы, игроку предстоит переписать великую историю человечества.

Режим прямого управления персонажем позволит в решающий момент взять под контроль одного из великих героев древности (Александра Македонского, Клеопатру, Цезаря и др.) и самому принять участие в сражении. Превосходная детализация повреждений и поведения боевых единиц превращает каждую битву в захватывающее шоу: боевые слоны валят деревья и раскидывают вражеских солдат, а протараненный корабль переламывается и идет ко дну.

Loki: Heroes of Mythology

Дата выхода: 2007 г.

Жанр: RPG, слэшер

Локи: Герои мифологии - игра не совсем про Грецию, Сюжет, атмосфера, локации и враги взяты изацтекской, египетской, греческой, и скандинавской мифологий. Игрок может выбрать одного из четырёх персонажей, каждый символизирует одну из мифологий, в зависимости от выбранного героя различается порядок прохождения уровней игры. По ходу сюжета игрок поучаствует в таких мифологических и исторических событиях как падение Трои, завоевание Америки, Рагнарёк и встретит мифических героев Ахиллеса, Тора и реальных людей: Кортеса, Эхнатона.

Режим одиночной игры позволяет вам погрузиться в приключения, выбрав одного из четырех героев. С этим героем вам предстоит пройти через четыре главы игры. В игре есть три уровня сложности. Уровни генерируются случайным образом, так что вам не придется несколько раз проходить по одному и тому же пути. Более того, если вы хотите узнать окончание всей истории, ваш герой должен сразиться в последней битве, а для этого у него должно быть достаточно опыта, он должен обладать полным набором навыков и быть одетым в лучшее снаряжение, которое вам только удастся отыскать.

Asterix at the Olympic Games

Дата выхода: 2007 г.

Жанр: аркада

Астерикс на Олимпийских играх – аркадная компьютерная игра, созданная по мотивам одноименного комедийного фильма. Эта игра – о путешествии Астерикса и Обеликса в Грецию. Странствия приведут друзей на Олимпийские игры, где им придется соревноваться с лучшими атлетами Римской Империи. Храбрые галлы примут участие во множестве спортивных состязаний, чтобы в финале одолеть Брута – римского чемпиона и отъявленного негодяя.

Юлий Цезарь – вечная головная боль Астерикса – будет всячески мешать друзьям и сделает все возможное, чтобы герои потерпели поражение. Утрите нос Цезарю! Докажите, что галлы тоже могут быть олимпийскими чемпионами! Искрометный юмор в стиле Астерикса и Обеликса! Великолепная анимация игровых персонажей.

Rise of the Argonauts

Дата выхода: 2008 г.

Жанр: RPG, экшен, приключения

Аргонавты: Золотое руно - основана на мифе о поиске золотого руна Ясоном и аргонавтами. Молодой правитель Иолка Ясон объявил о грядущей свадьбе. Вот только на торжественной церемонии невеста была убита отравленной стрелой! Вне себя от горя, Ясон решил отправиться в путешествие, равного которому еще не было на свете, и добыть золотое руно. С помощью волшебного артефакта он рассчитывает вернуть любимую из мрачного царства теней.

Вся игра состоит из большого количества диалогов и сражений против врагов. В качестве оружия можно будет использовать меч, копьё и тяжёлую булаву. Каждое из них имеет своё специальное предназначение. Для каждого поединка надо выбирать наиболее эффективное оружие и менять его выбор в зависимости от ситуации. Также имеется возможность купить и прокачать навыки и умения героя. В игре присутствуют четыре древа умений: Ареса, Гермеса, Аполлона и Афины. Очки на покупку навыков даются за прохождение заданий. Погрузитесь в самое сердце жестоких сражений, следуя за знакомым сюжетом мифов Древней Греции!

Numen: Contest of Heroes

Дата выхода: 2010 г.

Жанр: экшен, RPG

Numen : Время героев – экшен-РПГ, действие которой происходит в мифической Греции. Вы начнете игру в роли молодого парня или девушки (в зависимости от вашего выбора), живущего на острове Лерос вместе со своей сестрой. Через время сестра погибает от укуса скорпиона, и главный герой относит ее на гору Парнас, чтобы похоронить. Во время церемонии с ним связывается посланник богов с просьбой стать последователем одного из них. Через несколько лет тренировок, вам предстоит отправиться на поиски мощного артефакта, Серпа Кроноса.

В игре вас ждет интересный игровой мир, увлекательный сюжет, захватывающая боевая система и многое другое. Вначале игры вам необходимо выбрать один из трех представленных классов: воин, охотник и маг, а затем определиться с богом-покровителем (по три бога на каждый класс). От вашего выбора будет зависеть очень многое – таланты персонажа, его способности, и даже стиль самой игры, квесты и секретные локации.

Hegemony Gold: Wars of Ancient Greece

Дата выхода: 2012 г.

Казуальная tower defense стратегия в фентезийном сетинге. Мир игры представляет из себя древнюю Грецию, развитие которой дошло до паровых машин и создания роботов. Игрок должен выстраивать длинные оборонительные линии, чтобы не дать пройти вражеским машинам.

В игре представлен хороший выбор защитных сооружений, башен, ловушек и катапульт, которые можно улучшать и прокачивать. Игрок должен рационально выстраивать линию обороны, иначе в город сможет попасть враг. Проект имеет несколько игровых режимов, бонусные миссии, а также выбор уровня сложности.

Спарта: Война Империи

Дата выхода: 2016 г.

Жанр: Экономическая стратегия, градостроительный симулятор

Браузерная многопользовательская стратегия, распространяющаяся по модели free-to-play. Проект выполнен в историческом сетинге древней Греции. Игрок выступает в роли предводителя маленького города, который нужно развивать, оборонять и создавать в нем мощную армию для захвата территорий и увеличения собственного влияния.

ИГРАТЬ

В самом начале игрового процесса, игрок должен выполнять обучающие задания, за которые будет начислен стартовый капитал. Затем, когда будет получен небольшой город, игрок сможет вложить средства в развитие и улучшения. Дальнейшие действия будут зависеть от решения самого игрока – либо он собирает войско и захватывает соседей, либо изучает торговое дело и становится мирной державой торговцев и производителей, которая состоит в союзе у воинственных городов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя. Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина. Афродита. Парис

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме-роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду-щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве-ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре-ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви-жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет-ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни-ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та-ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль-пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про-никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш-кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна-ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия: — греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре-ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже-ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас-сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу-держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим-ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про-изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь-ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани-лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст-ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова-нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу-дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто-го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом-нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро-янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро-янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме-таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру-башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе-ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз-вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све-те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол-ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек-сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях. (Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов-но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про-тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против-ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе-циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова-ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе-ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров. (У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще-нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик-нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос-ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара-фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли-ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко-мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо-гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом-нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав-нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко-манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят-ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите-лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно) И вот, поди, на эту фразу подивись!

(Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове-ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма-лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям)Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи-тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман-да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров-ным характером. Они почти никогда не показывали волне-ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав-новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен-тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби-ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко-торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка-мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз-главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго-товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце-ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени-ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним-фа-эхо?

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де-лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча-сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко-торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч-ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви-дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо-дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво-ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само-го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро-дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар-темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.) ■у/"

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо-тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще-ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо-рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо-гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича-юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра-шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол-ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод-цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт-ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре-краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди-те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв-ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз-вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего-вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме-лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо-кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.




































































































По горизонтали: По горизонтали: 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. 2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади-змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя. 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. 4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». По вертикали: По вертикали: 5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространенной версии – сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. 6. Полудева – полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. 7. Полуженщины – полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. 8. Страж Аида, трехголовый пес (по Геоксиду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.






В какое животное мог превращаться Зевс? В какое животное мог превращаться Зевс? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Какое животное приносили в жертву Гере? Какое животное приносили в жертву Гере? У какой богини прозвище Пенорожденная? У какой богини прозвище Пенорожденная? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Почему Афину называют Палладой? Почему Афину называют Палладой? Сколько голов было у гидры? Сколько голов было у гидры? Кто помог одолеть гидру? Кто помог одолеть гидру? Кому принадлежала керенейская лань? Кому принадлежала керенейская лань? Кто из богов подарил быка царю Крита? Кто из богов подарил быка царю Крита? Чем кормил Диомед коней? Чем кормил Диомед коней? Каково значение пояса Ипполиты? Каково значение пояса Ипполиты? Сколько яблок должен был принести Геракл? Сколько яблок должен был принести Геракл?

Игра-конкурс «Олимпийские игры

(по мифам Древней Греции)»

Цель урока : повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии.

Оборудование урока: сборники мифов; репродукции картин на мифологические темы; рисунки-иллюстрацци учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии; песня А. Городницкого «Атланты держат небо...».

Методические приемы : проведение игры-конкурса.

Ход урока

I . Конкурс-викторина

Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтительнее), помощником ведущего — один из сильных учеников или ученик старших классов.

Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

Помощник ведущего: Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр — статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи — из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода — из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке — скипетр, рядом орел.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку — лавровый листок.

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)

2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар — напиток богов, амброзия — пища богов.)

3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

4. Назовите музыкальные инструменты древней Греции (Кифара, лира.)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)

6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид — царство мертвых, Посейдон — владыка морей.)

7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы.)

8. Какой из богов самый некрасивый? (хромой Гефест, бог огня, бог-кузнец.)

9. Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)

10. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

11. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская.)

12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)

13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? (Геркулес.)

14. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)

15. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)

16. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)

17. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато — муза любовных песен, Эвтерпа — муза лирики, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания, Полигимния пауза торжественного гимна, Клио — муза Истории, Мольпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. Терпсихора муза танцев, Урания муза астрономии. За каждый из девяти правильных ответов — 1 очко.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.

Второй тур

«Мифические животные» (бег)

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине — козье, а сзади — змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, — изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)

4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)

5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они — «собаки Зевса». (Грифоны.)

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)

7. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)

8. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)

В третий тур выходит 8-10 человек.

Третий тур

«Фразеологические обороты» (метание диска)

Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Задание: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).

Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; сизифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.

При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.

Четвертый тур

«12 подвигов Геракла» (метание копья)

Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача — восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.

Дополнительные вопросы:

1. Сколько голов было у гидры? (9)

2. Кто помог одолеть гидру? (Иолай — племянник Геракла.)

3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)

5. Куда Спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд.)

6. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)

7. Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)

8. Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)

9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).

В пятый тур выходит два человека.

Пятый тур

«Греко-римские боги» (борьба)

Ведущий: Борьба последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача — правильно соотнести имена греческих и римских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске — наборное полотно и карточки с именами богов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаст вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

2. Какое животное приносили а жертву Гере? (Корову.)

3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)

4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

5. Как называли греют ветра (по Сторонам света)? (Борей — северный, Эвр — восточный, Нот — южный, Зефир — западный).

6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

1. Зевс — Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

2. Гера — Юнона (хранительница семьи.)

3. Афродита — Венера (богиня любви.)

4. Эрот — Купидон (бог любви.)

5. Арес — Марс (бог войны.)

6. Артемида — Диана (богиня-охотница.)

7. Афина — Минерва (богиня Мудрости и справедливой войны.)

8. Гефест — Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

9. Посейдон — Нептун (бог моря.)

Ведущий : Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого. «Атланты держат небо...».