Контурная карта мира с регионами. Правила работы с контурной картой в обучении географии. Контурные карты в России

Мы надеемся, что контурные карты помогут вам при изучении такого интересного предмета, как география. При выполнении любых заданий вы можете пользоваться школьным учебником и географическим атласом, но это не значит, что нужно перерисовывать подробно карты атласа, выполняйте только конкретные задания. Для того чтобы облегчить вашу работу, на каждой карте уже нанесена часть географических объектов. Это поможет вам быстрее сориентироваться, выполняя те задания, которые указаны на контурной карте, и задания, предложенные учителем дополнительно.

ФРАНЦИЯ.
1. Подпишите страны, с которыми граничит Франция.
2. С помощью условных знаков покажите месторождения минеральных ресурсов.
3. Обозначьте на контурной карте АЭС Франции. Вспомните, какой процент от всего количества электроэнергии вырабатывается во Франции на АЭС.
4. Покажите промышленную специализацию крупных городов Франции. Составьте рассказ о достопримечательностях Парижа.
5. Сравните сельскохозяйственную специализацию северных и южных районов Франции. Покажите основные отличия на контурной карте.
6. Особо выделите города - крупные порты.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География, 10 класс, Контурные карты, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • География, 10-11 класс, Экономическая и социальная география мира, Региональная характеристика мира, Часть 2, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2008
  • Контурные карты, География, 10-11 классы, Карташева Т.А., Павлова Е.С., 2019
  • Экономическая и социальная география мира, 10 класс, Тарасенко Н.Г., Покинтелица Л.М., 2005
  • География, Экономическая и социальная география мира, 10-11 классы, Базовый и углублённый уровни, Методическое пособие, Бахчиева О.А., Хабибуллин Р.Х., 2016

Инструкция

В некоторых школах уже давно используются современные информационные в том числе и на уроках или истории. А это значит - на компаьютере должна быть установлена школьная геоинформационная система, в которой есть и редактор карт. Однако в большинстве школ пока еще пользуются традиционным методом заполнения контурных карт, то есть очертания стран и нарисованы на бумаге.

Если к необходимо заполнить контурную карту, а самой карты у ученика нет - ее можно сделать. Можно найти нужную карту на учебном сайте и на принтере. Можно воспользоваться и дедовским способом. Возьмите любую напечатанную карту и прикрепите ее к оконному стеклу, например, скотчем. Наложите на карту лист тонкой бумаги (не обязательно тонкой - обычная бумага для принтеров отлично подойдет для этой цели) и обведите карандашом, ручкой или маркером.

Получив контурную карту, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно на ней обозначить? Контурная карта обычно не заполняется вся сразу. Может быть задание обозначить реки, города, границы государств, места основных исторических событий или движение войск. Повторите условные обозначения.

Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой. Даже если задание небольшое и требуется нанести всего несколько объектов, на карте необходимо сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки. Это можно сделать по сетке координат, которая обязательно есть на всех географических картах. То, что не задали, можно не обозначать, но представлять, где находятся эти объекты, необходимо.

Обозначьте нужные объекты карандашом. Если это обычное домашнее задание, сверьте ваши обозначения с теми, что есть в атласе. Если вы выполняете контрольное задание, вспомните материал из учебника. Необходимо знать хотя бы приблизительные координаты места, которое вы обозначаете, а также крупные объекты, находящиеся поблизости. Если вы все это знаете, то серьезной ошибки не будет, даже если вы немного неточно разместите гору или город.

Горные массивы сначала обозначьте тонким карандашом. Сверьте из расположение с атласом. После этого можно их закрасить. В зависимости от задания их можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Точно так же необходимо поступать и с территориями государств. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах.

В. Л. Марков, С. В. Жукова, М. А. Седелкин,

методисты Городского Методического Центра

Знание карты и умение работать с ней в современном мире не менее важно,

чем знание грамматики и математики.

1. Контурные карты называются контурными, потому что на них обозначены только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практических работ по географии. Контурная карта обычно не заполняется вся сразу.

2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочтите задание учителя. Что именно нужно обозначить? Повторите условные обозначения по теме задания.

3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.

4. Приступая к работе, приготовьте остро заточенные простой и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.

5. Любая карта должна иметь название, которое подписывается в верхней части карты. Оно должно быть чётким и лаконичным, и соответствовать изучаемой теме. Не путайте название вашей карты с названием шаблона карты.

6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.

7. Продумайте, в каком порядке следует выполнять обозначение объектов, чтобы они не закрывали и не мешали друг другу.

8. Определите условные знаки, которые вы будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.

9. Все изображенные на карте объекты должны быть отражены в легенде (в условных обозначениях), в том числе заливка (цвета), штриховка, значки, сноски и др. В легенде карты должна быть расшифровка любого цветового обозначения.

10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами), и их названия подписывают в условных знаках.

11. Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, печатным шрифтом.

12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносятся черным цветом, гидрографии (водные объекты) – синим.

13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения на контурную карту «лишней информации». Отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если в работу добавлена лишняя информация.

14. В зависимости от задания объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, которые приняты на типографских картах (смотрите карты в атласе).

15. Закрашивание объектов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Никогда не используйте фломастеры и маркеры!

16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую гамму, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.

17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку: название географических объектов надо писать вдоль линий градусной сетки, что поможет выполнить задание более аккуратно.

18. Названия небольших объектов в масштабе используемой карты, например, вулканов или горных вершин, желательно размещать справа от самого объекта, вдоль параллели.

19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, нужно размещать по протяженности, так, чтобы можно было их прочитать, не переворачивая карту.

20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют небольшие объекты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом или дана ссылка в виде цифры, которая расшифровывается в легенде карты (например, на карте: цифра 1 стоит на объекте; а в легенде дана расшифровка: 1 – оз. Ильмень).

21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не обводят линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.

22. В условных знаках должна быть система. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.

23. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно в указанный срок.

Примечание

Не используйте для заполнения контурной карты краски. Обычно контурные карты делаются на такой бумаге, которая очень плохо впитывает воду. Кроме того, ошибки на раскрашенных красками картах труднее исправить.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Учителю на заметку

На все виды контурных карт, предназначенных для практических занятий учащихся с целью закрепления знаний по географии и истории в объеме программ общеобразовательных учреждений, распространяются технические условия согласно нормам Федеральной службы геодезии и картографии России (с 15 июня 2003 г.).

Технические требования к контурным картам

1. Издаваемые контурные карты должны соответствовать требованиям технических условий и выпускаться в трех видах: отдельными листами, в виде брошюры, вшитыми в учебные атласы.

2. Контурные карты печатаются в одну краску на писчей бумаге № 1 (ГОСТ 18510-73), на офсетной бумаге (ГОСТ 9094-83), импортной писчей или картографической бумаге массой 70–100 г/м 2 .

3. Для обложек контурных карт, выпускаемых в виде брошюр, должна использоваться картографическая бумага (ГОСТ 1339-79) либо мелованная бумага (ГОСТ 21444-75 массой 80–100 г/м 2). Допускается для обложек использовать другие виды бумаги, в том числе писчую.

4. На контурных картах должно быть обеспечено пропечатывание всех элементов; не должно быть рваных или раздавленных мест на картографическом изображении.

5. Краска на всем картографическом изображении должна быть отпечатана ровным, плотным слоем. Изображение должно четко и без затруднений читаться во всех деталях.

6. Все линии, штрихи и точки должны быть четкими, с резкими неразмытыми краями, не раздавленными при печати.

7. Текст на контурной карте должен быть четким, без пятен и грязи. Шрифты должны соответствовать государственным правилам и нормативам (СанПиН 2.4.7.702-98).

8. На контурных картах не должно быть механических повреждений, морщин, масляных пятен и соринок площадью свыше 0,5 мм 2 .

9. Контурные карты, выпускаемые отдельными листами, должны быть ровно обрезаны, иметь поля не менее 10 мм.

10. Качество изготовления обложки контурных карт и внешний вид брошюры определяются визуально.

Подробнее со стандартом можно ознакомиться на портале нормативных документов ().

Контурная карта - особый вид бланковых географических карт, содержащих элементы географической основы и координатную сетку, предназначен для выполнения учебных заданий по географии, истории и астрономии учащимися; на такие карты нанесены только контуры стран, основные объекты, процессы или явления . Они позволяют выполнить задания путём нанесения условных обозначений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Контурные карты предназначены к использованию с учебным атласом (обычно он издаётся в комплекте с контурными картами) и школьным учебником. Работа над контурными картами даёт возможность лучше запомнить информацию, развить внимание и логику. Способствуют запоминанию картографического содержания. Оформление контурной карты требует точности и аккуратности, соблюдения ряда правил. Разработана методика работы учащихся с контурными картами.

    Контурные карты применяются также в работе со студентами, однако проходит она по картам, предназначенным для средней школы или созданным преподавателями вуза для проведения занятий со своими студентами . Контурных карт для высших учебных заведений крупные издательства не выпускают.

    Контурные карты в России

    В 20-е годы XIX века в русской учебной картографии впервые появились предшественники современных контурных карт. Они носили название «немые карты» (лат. carta geografica muta ), представляли собой учебные географические карты без обозначения названий, которые требовалось надписывать от руки.

    Первым подобным сборником стал «Учебный атлас, состоящий из немых географических карт» (он был издан в Санкт-Петербурге в 1829 году). В конце предисловия к атласу было указано: «Сии листы составлены находящимся при Главном инженерном училище научным сотрудником П. Максимовичем…». Максимович Павел Петрович был окружным инспектором Санкт-Петербургского учебного округа, членом Учёного комитета Министерства народного просвещения . В «Географических листах» к этому атласу осторожно указывалось, что Максимович разместил «только те предметы, кои Начальству Училища показались приличными при обучении Географии» . В 2013 году данный сборник был одним из главных экспонатов на выставке «Из истории русской учебной картографии » (Российская государственная библиотека , Дом Пашкова , читальный зал Отдела картографических изданий).

    Развитие учебная картография получила в начале XX века, когда наряду с широким использованием настенных карт издавались «тетради-атласы», в составе которых находились немые карты . Несмотря на это, в начале XX века, особенно в провинции, контурные карты ещё воспринимались с недоверием учениками. Об этом идёт речь в романе Якуба Коласа «На ростанях», действие которого разворачивается накануне Первой русской революции . Молодой учитель Андрей Лобанович, только что закончивший учительскую семинарию , приезжает в глухую деревню. Лобанович пытается не ограничиваться школьной программой. Он хочет заставить своих учениках думать, рассчитывая, что это изменит их жизнь. Здесь он сталкивается с серьёзными трудностями, среди которых резко отрицательное восприятие контурных карт учащимися:

    «Учеников верханской школы испугала немая географическая карта - такой у них никогда не было. От имени своих товарищей и выступил Минич, заявив, что немая карта для них незнакома и она может повредить им на экзамене по географии. Учителя других школ одобрили поступок Лобановича, и на том дело с немой картой кончилось».

    Якуб Колас. На ростанях. С. 95. RuLit.

    Широкое распространение контурные карты получили в советский период, особенно после Великой Отечественной войны . Большую роль в их популяризации сыграла статья А. И. Стражева «Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома», опубликованная в журнале «Преподавание истории в школе» .

    Проблема использования контурных карт в обучении истории и методов работы с ней впоследствии поднималась в научных работах Годера Г. И., Ворожейкиной М. В., Студеникина М. Т., Вагина А. А., в обучении географии - в статьях Коваленко Т. В . Серию статей по данной проблеме опубликовала Богданова A. A. . Монографию проблеме использования контурной карты в процессе обучения географии посвятил Жучкевич В. А. . Была разработана методика работы с контурной картой для слепых и в коррекционной школе .

    К началу 1990-х годов контурные карты в сознании обывателя стали отождествляться с работой учителя истории и географии. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы » Алексей Венедиктов рассказывает об этом времени, когда он совмещал работу учителя и журналиста:

    «Помню такую историю гениальную. Позвали меня с другими репортёрами к Ельцину , приехали мы к нему, а его нет, опаздывает. Сидим ждём... А у меня пятый класс, греческие войны, контурные карты, надо проверить – завтра тема закрывается. Я вынимаю из портфеля эти карты и начинаю их проверять с красным карандашом. Народ охреневает! А журналисты, которые тоже к Ельцину пришли, заскучали и говорят: а дай и нам, мы тоже будем проверять! Я вам не дам, вы ни хрена не знаете, а это ж всё отметки. А ты дай нам пятёрочную, и мы по лекалу. Правильно! Раздал карты... И тут пришел Борис Николаич, смотрит, а народ сидит и карты исправляет красными карандашами. Он спрашивает: "Это шо?" Щас, Борис Николаич, 9 штук осталось».

    В настоящее время высказывается осторожное, а иногда и настойчивое сомнение в полезности традиционного подхода к выполнению контурных карт :

    «...польза от рутинных упражнений с контурной картой (“найдите...”, “подпишите...”, “нанесите...”) дискуссионна. Они тренируют лишь наблюдательность и зрительную память (и то скорее не тренируют, а проверяют, контролируют) и в этом смысле ничуть не более способствуют развитию молодого человека, чем опознание на ощупь пойманного партнёра при игре в жмурки. Контурная карта - инструмент вызубривания и контроля вызубренности настоящей карты. Работа с контурной картой мало нацеливает на развитие собственно географического мировоззрения, пространственного мышления, понимания карты и реальной территории».

    Рогачёв С. В. Пространство России: Урок понимания карты. География. № 1. 1999. С. 1, 7-10.

    Появились электронные бланковые карты и атласы, сочетающие свойства контурной карты, анимации и мультимедийных средств, которые пока ещё не нашли широкого применения в средней школе . Исследования в области мультимедийной бланковой картографии ведут: Лисицкий Д. В., Комиссарова Е. В., Вилков А. Ю., Кацко С. Ю.

    Примечания

    1. По книге: География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
    2. Справочник технического переводчика. Интент. 2009-2013: контурная карта - учебная бланковая немая карта.
    3. Ахиев С. Н., ‎Савинов А. А., Чурекова Н. Б. Методические рекомендации по работе с контурными картами по истории Древнего Рима. Саратов. 2013.
    4. Симакова О. А. Работа с условно-графическими материалами как форма самостоятельной работы студентов-историков. Материалы международной научо-практической конференции. Минск, 16-17 ноября 2006 г. Мн.: БГУ. 2006. С. 55-60.
    5. Кощеева Г. С. Картография с основами топографии. Учебно-методический комплекс. Тюменский государственный университет. 2014.
    6. Молокина Т. С. Разработка учебной многофункциональной карты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Новосибирск. 2015.
    7. Кузьмина М. А. Русская и итальянская адъективная метафоризация в сопоставительном аспекте. Электронная библиотека диссертаций.
    8. Максимович, Павел Петрович (1796-1888). Географические листы, служащие объяснением Учебному атласу состоящему из немых карт, составлены при Главном инженерном училище. Санкт-Петербург: в типографии Н. Греча, 1829. 127 С.; 8° (23 см).