Ментальные карты. Методический материал по информатике на тему "использование ментальных карт на уроках информатики" Операционная система ментальная карта информатика

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы .

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон , разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно .

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

Ментальные карты

Обычно для записи своих мыслей, идей люди пользуются линейной формой, используя текст, или более сложные структуры данных: схемы, таблицы, списки. Однако в настоящее время появился более эффективный способ работы с подобной информацией…

С одной стороны привычные формы записи данных позволяют отразить на бумаге свои рассуждения, но слишком всё выглядит логично и монотонно. Для прочтения такого текста требуются огромные усилия, чтобы вникнуть в его суть, сосредоточиться на прочтении. Дело в том, что такая форма выражения мыслей производится левым полушарием мозга. Такой текст трудно запомнить, трудно выделить главное, затрачивается много времени на создание такой записи. А самое неприятное - это то, что интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизнь.

Тони Бьюзен предложил в 70-х годах 20-го века идею создания диаграмм связей с помощью правого полушария. Подход очень простой, необычный и позволяет ощутить радость от самого процесса создания таких диаграмм, называемых ментальными картами или интеллект-картами .

Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Со временем у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах используют готовые примеры. Некоторые ментальные карты похожи на картины, так как происходит раскрытие творческого потенциала при их создании. Идеи, которые возникают при создании ментальных карт, поражают своей оригинальностью.

Тони Бьюзен даёт несколько советов по созданию ментальных карт :

  • Ключевые слова помещаются не в прямоугольниках или всевозможных пузырях, висящих на ветках, идущих от основной идеи, а на самих ветках.
  • Ветки должны быть живые и гибкие, чтобы исключить создание монотонных объектов.
  • На каждой линии пишется только одно ключевое слово. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
  • Длина линии равняется длине слова.
  • Слова пишутся печатными буквами, чёрным цветом. Они должны быть чёткие и легки в прочтении.
  • Размеры и толщина букв и линий должна варьироваться в зависимости от важности. Это же позволит внести разнообразие, поможет сосредоточиться на главном.
  • Используются разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.
  • Должны использоваться рисунки и символы, особенно в центральной части, а лучше - для всех основных ветвей.
  • Пространство должно быть заполнено, на карте не должно быть пустых мест, однако она не должна быть перегружена. Для создания небольших карт используется формат бумаги А4, для более крупных - А3.
  • Если ветви чересчур разрослись, их можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  • Лист должен быть расположен горизонтально. Тогда будет удобней читать карту.
  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты.

Когда создание карты закончено, следует визуально оценить её. В случае, если какая-то ветвь покажется некрасивой, это означает, что этот вопрос требует доработки, мало ясности в понимании этой части вопроса.

Идея Тони Бьюзена помогает восстановить живые мысли, развивает память и креативность, обращается к нашему подсознанию, в котором находятся ответы на все вопросы. В результате человек быстро находит верное решение любого вопроса или проблемы.

Сферы использования этих карт весьма разнообразны :

  1. Обучение : создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ.
  2. Запоминание : подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее.
  3. Презентации : проведение деловых встреч и переговоров.
  4. Планирование : времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.
  5. Мозговой штурм : генерация идей, коллективное решение задач.
  6. Принятие решений : даёт чёткое видение предмета.

На самом деле сфера применения гораздо шире. Этот метод стали использовать в работе с детьми, в процессе обучения, он популярен в бизнесе и у студентов. Он является идеальным средством для создания творческих идей. Использование ментальных карт может создать революционный прорыв в жизни человека, быстро привести его к желаемой цели.

Ментальные карты используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать её.

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного - аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты… Разумеется, степень «красоты» может варьироваться в зависимости от задачи, однако не жалейте времени, особенно в начале освоения техники. После определенной практики времени будет уходить совсем немного.

Интересный момент в ментальных картах - то, что они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, многое говорит о вашем отношении к теме, о том, насколько понятны вам её отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о вашем способе восприятия этой информации.

Рекомендуется начинать с рисования ментальных карт руками. Для начинающих кажется быстрее и легче воспользоваться компьютерными программами, но это не даёт ни навыков самого майндмэппинга, ни полезного эффекта организации собственного мышления в процессе этого. Программа для построения ментальных карт никогда не позволит вам нарисовать неправильно закомпонованную карту, и это на самом деле проблема, потому что, думая за вас, она лишает вас возможности диагностировать свое мышление. Дело в том, что благодаря рисованию руками Вы можете наглядно увидеть, как и насколько эффективно организовано Ваше мышление по какой-то теме.

Принципы создания ментальных карт

  • Ментальная карта должна активировать восприятие и память.
  • Стремление к большей четкости и удобочитаемости карты дает больше осознанности в мышлении.
  • Анализ уже нарисованной вами карты дает подсказки к «устройству» вашего мышления по теме.

Идея ментальных карт основывается на сходствах между изображением процесса мышления при помощи ментальной карты и устройством человеческого мозга: во-первых, ментальная карта имеет, как и нейрон, радиальную структуру, а во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.


Mind Map Inspiration - блог Пола Формана о ментальных картах с великолепными примерами автора (на английском языке). iMindMap - программа очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. Но она имеет существенный минус - большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно.

Xmind - популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul - платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister - простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping - программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

А Вы ведь стремитесь к успеху, верно? Никогда не сдавайтесь, и пусть интеллект-карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

Использование интерактивных ментальных карт

для организации образовательного процесса по информатике

Макаренко С.О., г.Евпатория, Республика Крым

Часто во время проведения уроков возникает потребность в сжатом представлении учебной информации, когда значительный объём материала нужно уложить в рамки схемы-опоры. И тут учитель может использовать различные педагогические приёмы: «Своя опора», «Инвентаризация знаний», «Сжатая информация», «Ключевые слова» и другие.

Однако, с более широким внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, перед учителем возникает задача совместить известные педагогические приёмы с современным уровнем развития компьютерных технологий.

Если ещё каких-то десять лет назад главным помощником учителя на уроке были доска, мел и набор плакатов, то теперь предпочтение отдаётся интерактивным комплексам. Их правильное использование улучшает темп урока, делает занятия интересными благодаря разнообразному использованию ресурсов, усиливает подачу материала, позволяя учителю эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами. В результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала обучающиеся начинают понимать сложные идеи.

Не секрет, что составление диаграмм связей, причинно-следственных блоков, схем, опорных сигналов, – все эти приёмы способствуют визуализации мышления. Тем боле, если научиться реализовывать их с использованием компьютерных технологий. Наряду с популярными программами, которые традиционно используются для создания мультимедийных приложений, следует обратить внимание на программы для создания, так называемых, ментальных карт.

«Ментальная карта», «карта ума», «карта памяти», «ассоциативная карта», «интеллект-карта» - это технология изображения информации в особом графическом виде. Выглядеть эти рисунки могут по-разному, но принцип их построения - один: в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основная идея или проблема – ядро, от которого отходят ветви – связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Каждая ветвь, в свою очередь, может делиться на другие ветви – так происходит детализация свойств, углубляются ассоциации. Чтобы чётко выделить смысловые блоки, рекомендуется каждую новую ветвь рисовать другим цветом и придерживаться это цветовой гаммы при дальнейшем ветвлении.

Реализованная при помощи программных средств, такая карта не просто обеспечит хорошую систематизацию и визуализацию учебной информации, но и интерактивность за счёт ссылок на другие файлы или карты памяти, а также, в ряде программ, за счёт возможности использования функций «спрятать» или «показать» отдельные блоки. Кроме того, готовую ментальную карту можно экспортировать файлы других форматов для последующей распечатки.

Карту памяти можно использовать на различных этапах урока: при планировании образовательной деятельности, для проведения мозгового штурма на этапе актуализации опорных знаний, а также для обобщения и систематизации знаний. Она может служить хорошей опорой для запоминания и последующего воспроизведения информации. Ведь именно электронная ментальная карта позволяет хранить информацию в свёрнутом виде и разворачивать её поэтапно, по мере необходимости. Ментальную карту можно создать заранее, а можно выстроить по ходу изучения нового материала.

Так, например, при изучении темы «Устройство компьютера» можно построить общую схему основных элементов архитектуры персонального компьютера, а затем конкретизировать сведения о каждом из блоков, добавив подчинённые узлы с наименованиями устройств, относящихся к данному блоку. Такую карту памяти можно использовать для обобщения и закрепления знаний в конце урока. Если же эту карту дополнить изображениями каждого из устройств, организовав доступ к ним по ссылкам, то организованную таким образом карту можно использовать на этапе изложения нового материала.

На рисунке представлен фрагмент карты памяти «Структура ПК». При нажатии ссылки (они обозначены красными стрелками), относящейся к элементу «Клавиатура», откроется файл, где представлены изображения различных типов клавиатур. Аналогичные действия можно выполнять и с другими узлами карты.

Существует достаточно много программ для создания ментальных карт. Среди них, например, бесплатная программа Free Mind Map - Freeware. Эта программа построена на векторной графике. Построение карты в этой программе похоже на сборку конструктора: в любую часть рабочего пространства можно добавлять элементы: картинки, стрелки, блоки. Элементы имеют несколько вариантов графического дизайна. Также можно добавлять рисунки при помощи карандаша и подписывать их. Ещё одной интересной программой является ScreenHunter 5 Free. Особенность этой программы состоит в том, что она позволяет превратить в картинку, символ или значок видимое на экране монитора и сразу же использовать для построения ментальной карты. Наиболее распространённой среди бесплатных программ является FreeMind. Она отличается интуитивно понятным управлением и позволяет сохранять карту в различных форматах.

Существуют и онлайн-сервисы для создания ментальных карт. Сервисы MindMeister, Bubbl.us, Mind42 позволяют не только создавать и редактировать карты памяти, но и сохранять их на сервере и меть доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети, а также обеспечивают работу с картой одновременно нескольких пользователей.

Более широкие возможности по созданию ментальных карт предоставляют платные программы. Например, Mindjet Mind Manager интегрирована с MS Office приложениями (Word, Excel, Outlook, PowerPoint), позволяет присоединять любые файлы и ссылки. MindMapper Jr представляет собой софт для построения ментальных карт для детей. Интерфейс программы имеет хорошую визуализацию, есть интерактивные подсказки, большинство действий по созданию карты выполняется при помощи мыши. Используя такую программу, обучающиеся сами могут составлять карты ума, работая над проектом или обобщая изученный материал.

Опыт использование интеллект-карт для организации образовательного процесса по информатике показал, что такой способ организации изучения материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его интерактивным, динамичным, но и улучшает запоминание информации, развивает способность к изображению окружающего мира в виде образов, ускоряет процесс обучения. При самостоятельном составлении карты памяти обучающимся или группой обучающихся способствует формированию метапредметных навыков. Кроме того, что немало важно для изучения информатики, развивает компетенцию школьников в области современных компьютерных технологий.

Рациональное применение ментальных карт в урочной и внеурочной деятельности позволит сделать процесс изучения информатики увлекательным и не скучным для школьников.

Литература_____________________________________________________________

1. Галицкая Н.М., Фещенко Т.С. Использование «Интеллект-карт»: новые образовательные результаты школьников// Журнал «Физика. Всё для учителя!». - № 1 (37), 2014.

2. Плинк Е.Н. Создание ментальных карт// Современный учительский портал. - http://easyen.ru/load/informatika/mp/sozdanie_mentalnykh_kart/257-1-0-18282.

3. Материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

4. Материалы сайта «ФГОС. В поисках главного…»

5. Материалы персонального сайта Зобниной А.А. - http://teacherivt.ru/


Карты памяти, предложенные английским психологом Тони Бьюзеном , — это удобный способ представления связей между понятиями в виде дерева. В корне дерева, который обычно размещают в центре схемы, находится центральная идея. От неё в разные стороны отходят ветви, соответствующие понятиям следующего уровня и т.д.

Карты памяти можно использовать для конспектирования и повторения материала, обобщения изученного, составления опорных конспектов по темам и т.п.

Авторы будут благодарны за отзывы и конструктивную критику по поводу содержания и оформления представленных материалов. Если вы нашли неточность или у вас есть что сказать по существу дела, можно отправить сообщение.

Лицензионное соглашение

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Как смотреть карты памяти?

Представленные ниже карты памяти разработаны с помощью кроссплатформенной программы XMind , которая распространяется свободно. Загрузить версии программы для различных операционных систем можно с сайта www.xmind.net :

  • версия для Linux (пакет.deb)

Для установки программы на сборках Linux , которые используют пакеты.rpm , можно выполнить корвертацию.deb -пакета (рецепт А. Фомина для Fedora ):

yum install alien

alien -r ./xmind-linux-3.4.1.201401221918_i386.deb

rpm -i xmind-3.4.1-2.i386.rpm

Условные обозначения, используемые на картах памяти, показаны на рисунке: