Подвижные игры в разновозрастной группе. Подвижные игры для малышей. Подборка подвижных игр для детей разного возраста

Оксана Васянина
Подвижные народные игры по экологическому воспитанию старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ромашка» п. Молодёжный» Васянина О. П.

Воспитательное значение подвижных народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К. Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.

исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры

определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила подвижных народных игр

Правила- обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, и инициатива играющих в рамках правил игры.

Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой.

В педагогическом процессе экологического воспитания и образования можно активно использовать подвижные народные игры. Народные игры с природоведческим содержанием можно включать в непосредственно-образовательную деятельность и другие формы экологического обучения и воспитания (например, использовать в процессе работы на экологической тропе, во время проведения экологических праздников, досугов, викторин, конкурсов и т. д.).

Подвижные игры природоведческого характера часто связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Во время игры дети закрепляют знания о живой и неживой природе; испытывают эмоциональный подъем, что способствует воспитанию у них доброжелательного отношения к природе и развитию интереса к ней.

Русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай»

Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения будут показывать:

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал - тот «Мазай».

Задачи: развивать пластику тела, чувство юмора.

Русская народная подвижная игр «Бег по стволу»

Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.

Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:

Белая береза,

Черная роза,

Ландыш душистый,

Одуванчик пушистый,

Колокольчик голубой,

Поворачивай!

Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры вы бывает. Кто дольше продержится - победитель.

Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.

Русская народная подвижная игра «Капуста»

Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волк и птицы,

Бобер и куницы,

Заинька ушастый,

Медведь толстопятый.

Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», - победитель.

Русская народная подвижная игра «Заря-заряница»

Правила: Дети сидят в кругу на корточках. «Заря-заряница» ходит за ними, пряча за спиной «ключи» - платочек с завязанным узелком. Все вместе приговаривают:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий незаметно кладет кому-нибудь платочек сзади. (Детям нельзя оглядываться.) Тот, кому положили ключи, бежит за водящим. Пойманный водящий садится на его место, а ребенок, которого платочек, становится «зарею».

Татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Правила: играющие собираются в круг, в середине -

ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).

Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» - назвать рыбу; «воздух» - птицу; «огонь» - помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся - выбывает из игры.

Задачи: развивать умение понимать природу, переживать положительные эмоции от общения с природой.

Татарская народная хороводная игра «Татарский плетень»

Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся,ты вейся,

Капуста моя!

Вейся,ты вейся,

Виловая моя!

Как мне, капустке,

не виться,

Как мне, видовой,

не свиться.

Вечор на капустке,

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки. Задачи: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к татарским играм.

Чувашская народная подвижная игра «Солнце» или «Месяц»

Правила: проводится черта. Дети выбирают двух водящих, которые втайне от других договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «месяцем. «Ты чей?» - спрашивают ведущие у играющих, дети отвечают тихо, чтобы не услышали остальные. Водящие становятся друг перед другом по обе стороны черты и берутся за руки. За ними, положив руки на пояс впереди стоящего, выстраиваются дети из их команды. Они помогают «солнцу» и «месяцу», которые стараются перетянуть друг друга через черту.

Башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы»

Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду -«ястребы», в другом -«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-, окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.

Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.

Якутская народная подвижная игра «Ястреб и утки»

Правила: шнурами выкладываются два круга – два «озера». По считалке выбирают «ястреба», остальные – «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостики. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостики в другом. Затем утки меняются местами, перелетая из одного озера в другое. В это время ястреб, который находится на «суше» (между двумя «озерами», ловит уток. Пойманные выбывают из игры. В «озере» ловить нельзя.

Бурятская народная подвижная игра «Верблюд и верблюжонок»

Правила: выбираются «верблюд» и «верблюжонок». Дети становятся в круг и берутся за руки. «Верблюд» ловит верблюжонка, а тот уворачивается, бегая в кругу или за кругом. Дети помогают верблюжонку. Если он в кругу, они не пускают туда «верблюда», если «верблюду» удается попасть в круг, «верблюжонка» оттуда срочно выпускают.

Кабардинская народная подвижная игра «Гуси»

Правила: выбираются «пастух» и «лиса». Остальные дети – «гуси». Пастух приговаривает:

Я гусей в лесу пасу.

От лисы гусей спасу.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Это правда?

Да, да, да!

Кто вас слышит?

Кабарда!

После последнего слова «лиса» начинает ловить «гусей», а «пастух» старается помешать им (если пастух успевает схватить гуся за крыло раньше лисы, гусь спасен). Игра заканчивается, когда лиса переловит всех гусей.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Классификация подвижных игр в ДУ.

  2. Варьирование и усложнение подвижных игр.

  3. Методика руководства игрой.

  4. Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.

  5. Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.

  6. Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.

  7. Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.

  8. Методика проведения подвижных игр в старшей группе.

  9. Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.

Классификация подвижных игр в ДУ.


  1. По образному содержанию:

  • сюжетные (хар-ны роли с соответствующими для них двигат. действиями). Сюжет делится на образный («Медведь и пчёлы», «Зайцы и волк») и условный («Ловишки», «Пятнашки»);

  • бессюжетные (все выполняют одинаковые движения-«Найди себе пару», «Чьё звено быстрее построится»);

  • хороводные (игры проходят под песню или стихотворение);

  • народные;

  • игры-забавы (для самых маленьких детей-«Ладушки»);

  • игры-аттракционы;

  • пальчиковые игры.

  1. По сложности:

    • простые некомандные игры (каждый участник, соблюдая правила борется за самого себя);

    • более сложные переходные к командным (иногда игрок может вступать во временное сотрудничество с др. игроками для достижения цели);

    • командные подвижные игры (играющие составляют отдельные коллективы, команды).

  1. По видам движений, преимущественно входящих игры:

    • игры с ходьбой;

    • игры с бегом;

    • игры с ползанием и лазанием;

    • игры с бросанием и ловлей мяча;

    • игры с прыжками.

  1. По возрасту детей, с учётом разделения на группы в ДУ:

      • игры 1-ой младшей группы;

      • игры 2-ой младшей группы;

      • игры средней группы;

      • игры старшей группы.

Варьирование и усложнение подвижных игр.


  1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры).

  2. Усложнить двигательное содержание.

  3. Изменить размещение играющих на площадке.

  4. Менять сигнал (вместо словесного ввести звуковой или зрительный сигнал)

  5. Проводить игру в нестандартных условиях (бег по песку).

  6. Усложнить правила (ввести 2 «ловишки»).

Методика руководства игрой.


  1. Подготовка к проведению игры.

  1. Выбор игры зависит от:

    • задач, поставленных перед занятием;

    • возрастных особенностей дошкольников, их физической подготовленности;

    • количества детей;

    • условий проведения игр;

    • формы занятия (физкультурное занятие, праздник, прогулка);

    • места проведения, погодных условий;

    • наличия инвентаря, пособий.

  2. Подготовка места игры (соблюдая правила ТБ, подготовить площадку).

  3. Подготовка инвентаря (наличие и количество).

  4. Разметка площадки.

  5. Предварительный анализ игры.

  1. Организация играющих.

  1. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры.

  2. Объяснение игры (краткость, логичность, последовательность):

    • название;

    • роль играющих и их месторасположение;

    • цель и правила.

  3. Выделение водящих:

  • считалкой;

  • по желанию;

  • по назначению руководителя;

  • по лучшим результатам;

  • по жребию;

  • по выбору играющих;

  • по результатам предыдущих игр.

  1. Распределение на команды:

  • расчёт;

  • по половому признаку;

  • по цвету;

  • по мнению руководителя;

  • по выбору капитана;

  • постоянные команды;

  • путём фигурной маршировки.

  1. Выбор капитана команды.

  2. Выделение помощников (из числа освобождённых).

  1. Руководство процессом игры.

  1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих (соблюдение правил, своевременность сигнала)

  2. Судейство (объективное, беспристрастное)

  3. Дозировка в процессе игры (чередовать интенсивные нагрузки с отдыхом, все участники должны получать одинаковые нагрузки)

  4. Окончание игры (продолжительность завит от хар-ра, состава занимающихся, условий занятий)

  1. Подведение итогов игры.

  1. Определение результатов игры.

  2. Разбор игры.

Общая характеристика подвижных игр для каждой возрастной группы.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прят­ки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.

На втором году жизни используются бессюжетные игры («При­неси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совме­стным.

В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.

Количество ролей в играх детей младшего возраста незна­чительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот к мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.

Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращают­ся на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сто­рону.

В играх с элементами соревнования сначала каждый дей­ствует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность.

Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровож­даются словами – стихами, песнями, речитативом, которые рас­крывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое дви­жение и как надо выполнить; служат сигналами для начала к окончания; подсказывают ритм и темп. Игры, сопровождающиеся текстом, дают­ся и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором.
Игра как средство закрепления движения. Подбор игр.
Для закрепления у детей двигательных навыков и развития физических качеств полезно повторять игры в течение всего го­да и в определенной последовательности.

При повторении игры варьируют и сами задачи. Например, если игра «Ловишки» проводится первый раз, воспитатель учит детей играть, разъясняет содержание, правила игры. Проводя иг­ру во второй раз, воспитатель может использовать ее как средство для развития быстроты. Для этого он ставит перед детьми зада­чу как можно быстрее убежать от «ловишки». В этом случае нужна большая площадка, чтобы дети, убегая от «ловишки», мог­ли проявить максимальную быстроту. При третьем повторении может быть выдвинута новая задача - развивать у детей преиму­щественно ловкость. Для этого игра должна проводиться на ограниченной площадке. Кроме того, могут быть выбраны 2-3 «ловишки» и, чтобы увернуться от них, детям придется про­являть большую активность.

При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. При этом нельзя забывать ни о предшествующей, ни о последующей деятельности детей.

Утром (до утренней гимнастики), особенно весной и летом, рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушка­ми, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс, бильбоке, классы). Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно.

В перерывах между организованными занятиями, особенно если они связаны с неподвижной позой (рисование, лепка, развитие речи и математических представлений), полезны игры средней и малой подвижности («Сделай фигуру», «Делай, как я», «Школа мяча», бильбоке). Назначение этих игр - актив­ный отдых, поэтому они должны быть хорошо знакомы детям.

Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатель учитывает предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (ри­сование, лепка), требующих сосредоточенного внимания, реко­мендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. Желательно, чтобы их было две: первая игра должна быть с большой нагрузкой («Охотник и зайцы»), вторая - более спокойная («День и ночь»).

Важно также помнить, что игры более подвижного характера целесообразно проводить через 25-30 мин после принятия пищи и ни в коем случае перед едой.

На вечерней прогулке полезно организовать такие игры большой и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно. С детьми круглосуточных групп рекомендуется проводить после ужина игры малой подвижности, спокойного характера («Пастух и стадо», «Скок, поскок»).

Очень важно планировать подвижные игры на весь год и на ближайшую неделю. В течение года проводится примерно 10-15 новых игр. Слишком большое количество игр требует много времени на разучивание и затрудняет их повторение.

На каждый день недели следует планировать игры разного со­держания и характера. Это позволит обеспечить разносторон­нее развитие детей.

У маленьких детей временные связи образуются медленно, поэтому одну и ту же игру при разучивании нужно повторять 3-4 раза в течение недели. Однако спустя некоторое время надо снова планировать эти игры, чтобы с их помощью закреп­лять двигательные навыки и развивать физические качества.

Методика проведения подвижных игр в I младшей группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2)

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) колокольчик, дудочка – звуковой сигнал; внести яркую игрушку; начать игру с 3-5 детьми;

3) название;

4) собрать детей на игру (круг, шеренга), построение на игру на месте начала игры;

5) объяснение игры идет в ходе самой игры, интонацией голоса охарактеризовать всех персонажей игры. Воспитатель является участником игры, выполняет главную роль, руководит игрой;

6) воспитатель двигается вместе с детьми, дети подражают ему, не прекращая игры. Воспитатель расставляет, перемещает, помогает;

7) поощряет детей и предлагает убрать пособия, поощряет и предлагает поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр в средней группе ДУ.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) звуковой сигнал, худ. слово, чье звено быстрее соберется. Заранее договориться и по началу сигнала начать игру;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Привлекать к анализу детей.

Методика проведения подвижных игр в старшей группе.
I. Основные элементы:

1) выбор игры;

2) сбор на игру с созданием интереса;

3) название;

4) объяснение;

5) выбор на роль;

6) руководство игрой;

7) окончание игры.

Методика проведения:

1) от сложности правил;

2) чье звено быстрее соберется;

4) зависит от новизны игры, если новая игра – назвать, объяснить правила. Главное до игры рассказать, кто что должен делать, как двигаться. Второстепенное – в перерывах между игрой можно уточнить правила, задавая вопросы детям, если в игре сложные движения, сделать пробный ход. Если игра знакома, то ее нужно просто назвать, кратко напомнить правила;

5) считалка, пожелание, волчок (юла) в качестве поощрения;

6) в процессе игры воспитатель следит за физической нагрузкой, за соблюдением правил, за взаимодействием между детьми, подает сигналы для начала и окончания;

7) подвести итог, дать общую оценку игры; кто нарушал правила. Поощрять детей. Привлекать к анализу детей. Предложить поиграть с пособиями.

Методика проведения подвижных игр на воздухе для каждой возрастной группы детей.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в раз­личное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

При распределении игр в календарном плане воспитатель предусматривает все многообразие двигательного содержания, необходимую повторность и вариативность, содействующие со­вершенствованию двигательных навыков, учитывает конкретные условия для их проведения.

Чтобы использовать все возможности для игровой деятель­ности детей в течение дня, необходимо строго придерживаться установленного режима, основу которого составляют врачебно-гигиенические требования и учет возрастных особенностей де­тей каждой группы. Это значит, что время проведения подвижных игр и их продолжительность находятся в теснейшей взаимосвязи с предыдущей и последующей деятельностью детей. Кроме того, воспитатель, наблюдая за характером деятельности детей, пред­лагает им игры различного содержания и степени подвижности, регулируя тем самым их двигательную активность: одним усили­вая ее, другим ограничивая и обеспечивая необходимый отдых.

При составлении календарного плана проведения подвижных игр принимается во внимание также время года и состояние погоды. Холодной осенью и зимой в морозные дни чистый, свежий воздух в сочетании с движением благотворно влияет на организм ребенка, закаливает нервную систему, усиливает сопротивляемость организма, повышает жизнерадостность. При холодной погоде игры с активным движением чередуются с другими видами деятельности умеренно подвижного характера. Чередование характера и темпа двигательной деятельности создает возможность отдыха для детей и предохраняет их как от замерзания, так и излишнего перегре­вания.

На участке устраиваются горки для катания детей на сан­ках, а для старших групп создаются условия, обеспечивающие катание на коньках и игру в хоккей.

Летом, когда вся жизнь детей переносится на воздух и одежда облегчается (трусики, панамки, легкие туфли составляют их еже­дневный костюм), разнообразные движения улучшают самочувствие детей, вызывают у них радостное ощущение жизни.

Необходимо, чтобы участки всех возрастных групп были обо­рудованы крупными физкультурными приборами в соответствии с указаниями программы и систематически использовались детьми для совершенствования двигательных навыков в лазанье, перелезании, пролезании, прыжках, метании, упражнениях в равновесии и т. п. На участки ежедневно выносятся игрушки и мелкие физкуль­турные пособия (палки, обручи, флажки, мячи, мячебросы, кольцебросы, короткие и длинные скакалки и т. п.).

В старшей и особенно в подготовительной группах разучива­ются игры с элементами спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки. Предоставляются кегли, серсо, бильбоке, диаболо, бабки и др. Все это привлекает детей к активной двигательной деятельности, совершенствует навыки, воспитывает физические качества.

Широко используются в летнее время подвижные игры с пра­вилами, совершенствующие двигательные навыки и физические качества. Помимо организации их воспитателем, в средней и двух старших группах поощряется самостоятельное творческое объеди­нение детей - придумывание вариантов известных им игр и соб­ственных сюжетов игр.

Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению орга­низма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, само­стоятельность и творческую инициативу.

От 0 до 3 месяцев

В первые месяцы жизни у малютки активно развиваются органы чувств: осязание, зрение, слух. Лучшими помощниками в этом станут всем известные погремушки, игрушки-подвески и крутящиеся мобили.

Родившись, карапуз не способен координировать свои движения и удерживать что-то в ручках. Поэтому пока он будет только рассматривать предметы вокруг себя, реагировать на звуки. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что они отчетливо различают только насыщенные, контрастные цвета, и потому игрушки для самых маленьких лучше выбирать яркие. Желательно, чтобы в них сочетались 2—3 цвета. Даже черно-белый вариант, как это ни странно, понравится малышу. А вот вещицы в пастельных тонах, которыми многие взрослые любят декорировать детскую комнату, скорее всего, пока не заинтересуют нового члена семьи.

К третьему месяцу жизни у карапуза уже активно развивается хватательный рефлекс. Он тянется к игрушкам, берет их в ручки, ощупывает. В этот период нужно обращать внимание не только на цвет и размер игрушек, но и на материал, из которого они сделаны. Не ограничивайте опыт малыша только холодным и гладким пластиком, из которого сделано большинство игрушек для самых маленьких. Пусть в арсенале малютки будут мобили и погремушки из ткани различной фактуры, мягкие и приятные на ощупь. Ими можно поводить по ручкам, ножкам, спинке и животику крохи, проговаривая, что он при этом чувствует: «Игрушка мягкая, теплая, пушистая». Не нужно давать малышу большие и тяжелые погремушки. Он не сможет удерживать их в руках и быстро потеряет к ним интерес. Ведь самое главное, что нужно крохе от игрушки - свобода действий: ее можно брать, мять, грызть, бросать и все это, пока новое действие не будет полностью освоено.

Также есть и мягкие книжки-раскладушки, панно с контрастными рисунками. Их можно привешивать к бортикам кроватки, на стену перед крохой, а позже давать ему в ручки.

От 4 до 6 месяцев


К четырем месяцам дети начинают самостоятельно поворачиваться на бочок, к пяти - на живот, к шести - с живота на спинку. Чтобы вызывать у малыша интерес к этим движениям, можно использовать игрушки - все те же погремушки, липучки, мячики, кубики. Только такие, с которыми малыш сможет играть самостоятельно, когда успешно доберется до них и возьмет в ручки.

В четыре месяца малыш уже отлично следит за предметами. Он реагирует на взрослых, на происходящее вокруг. Те или иные действия вызывают у крохи определенные эмоции. Поэтому чем старше становится малыш, тем важнее для него участие близких в игре. Можно показывать ему различные предметы, игрушки, называя цвета, простые геометрические формы и даже цифры от 1 до 3. Этому помогут все те же мягкие панно и книжки, кубики с разноцветными гранями и фигурками на липучках.

В этом возрасте карапуз - настоящий исследователь. Активному развитию способствуют разнообразные тактильные ощущения. Он ощупывает, обсасывает, обкусывает первыми зубками все, что попадается «на пути». Важно предоставить малышу возможность познакомиться с самыми разными поверхностями: гладкими, шершавыми, теплыми, холодными, сухими, влажными, проговаривая его ощущения. Наверняка карапузу понравятся погремушки в виде мягких игрушек с шуршащими, пищащими и звенящими «частями тела», всевозможные светящиеся и издающие звуки от нажатия кнопки панно и фигурки. Манипулируя такой игрушкой, одновременно развивается координация и мелкая моторика малыша. Кроме того, он прекрасно понимает, что таких замечательных эффектов он добивается своими собственными действиями.

Конечно, особого внимания на исходе первых шести месяцев жизни требуют к себе зубы. Всевозможных колечек, прорезывателей и свистулек в магазинах не счесть. Они бывают пластмассовыми, силиконовыми и даже тканевыми. Кому что больше нравится. Главное, чтобы на эти изделия был соответствующий сертификат. Впрочем, в качестве прорезывателя могут выступать самые разные предметы домашнего обихода, даже краешек одеяла. Тут уж родители должны не терять бдительности - следить за «съедобностью» попавших в зубы к чаду вещей.

В этот период у карапузов активно развивается слух. Малыши учатся находить его источник, различать звуки. Фантазируйте, подключайте к игре самые разные «звукоиздающие» предметы.

От 7 до 9 месяцев


Ну вот, вы уже сидите, вовсю ползаете и учитесь делать первые шаги. Пришла пора прятать повыше запрещенные для игры предметы домашнего обихода: в этот период наряду с мелкой моторикой развивается крупная: карапузу просто необходимо бить, хватать, бросать. В общем, манипулировать в особо крупных размерах.

Для этого как нельзя лучше подойдут мячи, мягкие игрушки, которые безнаказанно можно будет отправлять в космический полет, использовать в качестве батута и даже поколачивать. Кстати, плюшевые друзья нужны не только девочкам. Мальчишки тоже очень нуждаются в тепле и нежности - чувствах, без которых ни один представитель сильного пола не сможет вырасти настоящим мужчиной.

В ванную тоже берите игрушки: от банальных водоплавающих птиц до массажных резиновых мячиков с пупырышками и «колючками». Убьете сразу двух зайцев - и поиграете, и сделаете массаж малышу. Сейчас продаются даже мягкие игрушки для ванны, которые не впитывают воду.

Очень любят дети в этом возрасте что-нибудь куда-нибудь вкладывать, а потом вытаскивать обратно. Для этих целей можно приспособить любую коробку и кучу накопившихся мелких игрушек, а можно купить, например, яркого пеликана из ткани: закладываешь к нему в раскрытый клюв разноцветные мячики, и они прекрасно проваливаются в прозрачный клеенчатый живот чудо-птицы. Такую игрушку можно подвесить в кроватке или манеже, и малыш найдет ему еще кучу применений, кроме складывания шариков.

А для развития пальчиков потребуются крупные деревянные или пластиковые бусы, счеты, игрушки с кнопочками, мобили и подвески из мелких фигурок, которые можно снимать и вешать обратно. Причем и в этом возрасте лучше выбирать игрушки из ткани с различной фактурой, наполненные гелевыми шариками или каким-нибудь природным материалом. Их использование, кстати, очень перекликается с методикой Монтессори.

В полгода малыш становится еще и «человеком разумным». Пора развивать его логическое мышление. Для этого подойдут кубики с геометрическими отверстиями, в каждое из которых вставляется определенная фигурка, деревянные панно с вырезами для фигурок различных форм и размеров. Для совместных спокойных игр используйте логические панно, коврики и мягкие конструкторы. С их помощью малыш усвоит понятия о цвете, размере, выучит названия геометрических фигур, познакомится с пространственными понятиями. Только не пытайтесь пока экзаменовать малыша. Просто называйте предметы или понятия. Так он постепенно их запомнит.

10—12 месяцев


Ближе к году сосредоточьтесь на целенаправленном развитии мышления малыша. Если раньше карапуз не проявлял особого интереса к матрешкам и пирамидкам, которые вы ему предлагали, то теперь пришла пора вспомнить об отвергнутых игрушках. В общем, нужно пускать в ход все то, что предполагает определенный алгоритм действий: на большое колечко надевается маленькое, в большую матрешку вставляется та, что поменьше, и тому подобное. С удовольствием станет играть малыш и в знакомые уже логические кубы с прорезями геометрических форм. Только теперь можно выбрать игрушку посложнее, где больше отверстий и фигур.

Пришла пора и первых самостоятельных прогулок по дому, пусть пока не без помощи хватательных движений за стулья и кроватку. Активно развивается координация и движение малыша в пространстве. Купите ему игрушку-каталку. Она будет побуждать карапуза к движению и в то же время послужит дополнительной опорой.

Как нельзя лучше способствуют физическому развитию всевозможные спортивные «снаряды»: самые простые кольцебросы, большущие кегли с мячом, баскетбольная корзина, мячи.

Все так же популярны у детей музыкальные игрушки: дудочка, барабан, бубен, металлофон.


1-3 года



Это период, требующий разнообразных игрушек, так как в это время все без исключения органы чувств, развиваясь, требуют себе пищи. Ребенок тренирует координацию движений в ходьбе, однако ему этого мало. Ему хочется найти занятие и своим рукам.

Для тренировки мелкой моторики лучше всего подходят доски-вкладыши, разработанные в соответствии с рекомендациями знаменитой Марии Монтессори. Большинство вкладышей для малышей снабжено ручками-гвоздиками, помогающими вставлять вкладыш на место, что совсем не просто сделать неразвитыми детскими движениями. Если вкладыши надо учиться хватать кончиками пальцев, то цветные цилиндры Монтессори или геометрические фигуры в досках Сегена удобней брать всей рукой, их надо просовывать и это новый опыт, другие движения. Научиться согласовывать движения руки и глаза помогут ребенку шнуровки: от простой огромной пуговицы с 4 дырками до сложных сюжетных шнуровок (белки или ежика).
Фребель для возраста 1,5 года рекомендовал кубик с дырочками во всех направлениях. Этому "второму дару" Фребеля соответствуют объемные шнуровки: яблоко и сыр.

Они дают работу не только детской руке, но пространственному мышлению. Для знакомства с последовательностью, понятиями "больше-меньше" лучше всего подходят пирамидки и доски-последовательности. Особенностью всех перечисленных выше игрушек является еще и то, что их можно использовать не только по назначению, но и для других всевозможных развивающих игр. Так цилиндры Монтессори и фигуры Сегена послужат отличным строительным материалом. Пластмассовые части пирамидки можно бросать и забивать как мяч или шайбу, вкладыши из рамок можно обводить, а шнуровки - отличные фигурки для сюжетных игр.

В материале для развития нуждается и детских слух.

Однообразные звуки погремушки теперь мало интересны, ребенка начинают привлекать резкие, неожиданно громкие звуки, особенно тогда, когда причиной этих звуков может стать сам малыш. Это время свистков и дудок, колокольчиков и барабанов. Многие звуки приятные детскому уху, могут раздражать взрослых. Однако этот этап также неизбежен как этап роста. Для развития детское ухо нуждается в звуках разной силы и качества. В поисках гармонии нужно опробовать все звуковые крайности. Сейчас выпускается огромное количество импортных игрушек, самостоятельно исполняющих несколько мелодий. Их ценность не велика, тем более, что качество извлекаемой музыки весьма посредственное. Для воспитания музыкальной культуры лучше поставить хорошую кассету.

3 года - время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут разнообразные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Раннее детство - это период самозабвенных игр с песком и водой. Так ребенок знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком все принадлежности давно известны: формочки, совки, ведра - здесь никто нового не придумал. Что касается игр с водой (в том числе и в ванной), то достаточно недавно появились оригинальные игрушки. Это мягкие фигурки животных, коврики и рамки-вкладыши. Они шершавые, их можно мочить, а намоченные они липнут к стенке в ванной.

На развитие мелкой моторики и кистей рук
. Игры на развитие памяти
. Игры на развитие мышления
. Игры на развитие речи
. Игры на развитие творческого воображения
. Игры, способствующие музыкальному развитию
. Ролевые и режиссерские игры
. Активные игры

От 3 до 5 лет


Главное занятие ребенка трех-пяти лет - игра, а игра в этом возрасте - жизнь в миниатюре: дети играют в больницу, в магазин, в дочки-матери. Нет интереса к игре - нет и настоящего интереса к жизни, нет инициативы.

В наше время малыши практически не имеют возможности научиться играть. Часто у ребенка нет ни старших братьев или сестер, ни разновозрастной компании во дворе - учиться не у кого. А ведь умение играть - это и умение учитывать чужие интересы, и внимательное отношение к жизни. Сегодня родителям просто необходимо помогать детям играть. Только не руководить, а именно помогать, включаясь в игру на равных или просто наблюдая и задавая вопросы по ходу игры. Для взрослых это еще и хороший способ узнать много интересного о ребенке и о себе.

В этом возрасте зарождается интерес к себе подобным или отдаленно похожим. Отсюда потребность в фигурках всевозможных зверушек и человечков. Этих фигурок должно быть много, чтобы можно было бы сыграть и в школу, и в зоопарк, и в город.
Желательно чтобы животные были знакомы ребенку не только по книжкам (не дикобраз и ягуар, а петух и кот), чтобы они были просты и универсальны (трудно сыграть с лошадью застывшей в беге или с фигуркой человека, изображающего человека с чемоданом - такие игрушки навязывают свой собственный сценарий, ограничивают возможности игры). Выбор куклы - дело ответственное. Кукла должна быть сгибаемой, раздеваемой и не слишком роскошной. Для кукол требуется посуда, мебель, автомобиль и т.д. Многие психологи считают необходимым иметь дома и игрушки позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон.

Характеристика периода. Какие нужны игры.

Игры на развитие моторики
. на развитие слухового и зрительного внимания
. на развитие памяти
. на развитие мышления
. на развитие творческого воображения
. на развитие речи
. активные игры
. ролевые и режиссерские игры
. Игры, способствующие музыкальному развитию

От 5 до 7 лет


Этот период - созидать и творить. И цель игрушек в это время создать условия детскому творчеству, указать способ его проявления. Сложная и технически изощренная игрушка может поразить оригинальностью идеи, дорогая, точно копирующая действительность, восхитит своей Реалистичностью, но и та и другая способны убить всякое самостоятельное творческое движение. Лучшим материалом, дающим импульс детскому творчеству, следует признать строительный и бросовый. Первый - это конструкторы и кубики, второй - все то, что ваш ребенок и вы, сочтете подходящим (щепки и пузырьки, коробки и пробки). Той же цели - поддержке детской творческой энергии - служат всевозможные мозаики, игрушки для игр-драматизаций, краски и пластилин.

Наталья Диппель
Тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ТЕМАТИКА СЮЖЕТНО - ИГР ПО ВОЗРАСТАМ "

Творческая группа нашего детского сада делает разнообразные памятки для педагогов. Одна из них - это Сюжетно -ролевые игры в соответствии с возрастом .

Строчка плюсов отделяет те игры, которые остаются с предыдущей группы, а под этой строчкой, те игры, которые добавляются по данному возрасту и являются новыми сюжетами .

Младшие группы – бытовая, трудовая

Старшие группы – бытовая, трудовая, экономическая, социальная, осовременивание игр

1 младшая группа –

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

сюжет

Придумывать несложный сюжет

2 младшая группа :

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк» - ср. гр.

«Моряки» - ср. гр.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Младший возраст :

1. Влиять на развитие сюжета

Обучать игровым действиям :

Подражать трудовым и бытовым действиям

Взаимосвязывть 2-3 последовательных действия, строить несложный сюжет

Придумывать несложный сюжет , используя знания, полученные на занятиях и в процессе наблюдений.

2. Учить выбирать и брать на себя определенную роль. Называть ее словами

3. Поощрять самостоятельный подбор игрушек, использовать в играх заместители игрушек.

4. Учить организовывать самостоятельные совместные игры в 2-3 человека Формировать доброжелательные отношения.

Средняя группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

++++++++++++++++++++

Парикмахерская

Детский сад

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Средний возраст :

1. Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты , на основе полученных знаний из различных источников :

Отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых.

Использовать в играх несложный материал произведений см помощью воспитателя

Разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

2. Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам

3. Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители

4. Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.

Старшая группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

+++++++++++++++++++

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

сюжет игр

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой.

Подготовительная группа

Шофер («Автобус» )

Дочки - матери

Больница

«Зоопарк»

«Моряки»

Парикмахерская

Детский сад

Строители

Морское путешествие

Автозаправка

Поликлиника

Скорая помощь

Морские пограничники

++++++++++++++++++++++

Библиотека

Пограничники

с/х труд (ферма)

Космонавты

Супермаркет

Туристическое агентство

Ветеринарная лечебница

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ С-Р ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

Старший дошкольный возраст :

1. Учить самостоятельно придумывать сюжет игр , отображать общественно-политические события, отношения взрослых.

2. Учить самостоятельно драматизировать сказки, вводить их в ролевые игры.

3. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана, играть длительное время.

4. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам, увеличивать число играющих.

5. Самостоятельно подбирать и изготавливать атрибуты, подбирать заместители, поощрять использование воображаемых предметов.

6. Самостоятельно объединять в игру 5-6 чел. по симпатиям. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии

Кафедра дошкольного образования и сервиса

Альбом подвижных игр в разных возрастных группах

детского сада

Выполнила:

студентка 3 курса группы Б

Ильина Татьяна

Проверила:

Ильина Л. Л.

Чебоксары – 2015

I младшая группа:

Игра «Медведь и дети»

Цель:

Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого;

Вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Действия: Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял,

Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал,

Сел на травку, задремал.

Правила игры: Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать,

Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать.

Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их

Игра «Поезд»

Задачи . Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и спои возможности; побуждать к самостоятельным действиям.

Правила игры: дети не должны отсоединяться от воспитателя

Игра «Куры и кошка»

Задачи : Совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.

Выходите, курочки,

Жучков, паучков

Собирайте крошки,

На зеленой дорожке.

Дети-курочки выбегают на середину зала, машут крыльями, летают. Воспитатель продолжает:

Дети-курочки присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу, произнося: «Тук-тук-тук!»

Вдруг появляется кошка (помощник воспитателя):

Выйду, выйду на дорожку,

Там, где куры ищут крошки,

Мяу-мяу-мяу!

Мяу-мяу-мяу!

Куры громко кричат: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко!» - и убегают в свои домики.

Правила игры: дети должны выходить лишь по сигналу воспитателя, не должны убегать в домики без команды

Игра «Уточки и собачка»

Задачи : Совершенствовать ходьбу, бег; побуждать к подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Атрибуты: Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением уточек по количеству играющих детей, шапочка собачки или собачка -игрушка.

Рано-рано утречком Уж она их учит, учит!

Вышла мама-уточка Вы плывите, ути-деточки,

Поучить утят. Плавно в ряд.

Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».

Вдруг с лаем появляется собачка (помощник воспитателя или ребенок старшей группы). Утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Утки наши белые

Без того не смелые.

Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется. Затем утка-мама говорит:

Ты, собачка, не лай!

Наших уток не пугай!

Лучше с нами поиграй.

Пойдем к нам в гости, мы тебя угостим чем-нибудь вкусным

Правила игры : только после слов воспитателя дети должны бежать к воспитателю, а не раньше.

Игра «Я люблю свою лошадку»

Задачи . Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

Правила игры : действовать только по словесному сигналу

II младшая группа

Игра «Мышки спрятались»

Задачи . Развивать мышцы позвоночника и плечевого пояса; побуждать к самостоятельности; развивать подражание; вызывать чувство радости от выполненных движений.

Содержание игры . Ставится скамейка, дети изображают мышек, встают на колени за скамейкой на некотором расстоянии от нее. По сигналу взрослого «Кошка спит» они кладут кисти рук и предплечья на скамейку (позвоночник прогибается) и находятся в этом положении 1,5-2 с. Затем взрослый дает сигнал: «Кошка проснулась!», мышки опять прячутся за скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.

Правила игры : действовать по сигналу, задерживаться в положении определенное время

Игра «Шалтай-болтай»

Задачи: Побуждать к совместным действиям; вызывать чувство радости от совместных действий со сверстниками.

Шалтай-болтай Шалтай-болтай

Сидел на стене. Свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии опускаются на пол.

Игру проводить с одним ребенком или подгруппой детей.

Правила игры: действовать по словесному сигналу воспитателя

Игра «Заинька»

Задачи . Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.

Заинька, топни ножкой, Вот так, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой! Вот так, топни ножкой!

Дети, стоя по кругу, топают ножками, руки при этом держат на поясе:

Заинька, бей в ладоши, Серенький, бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись, Серенький, повернись!

Вот так, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши!

Вот так, повернись, Вот так, повернись!

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки держат на поясе.

Заинька, попляши, Вот так, попляши,

Серенький, попляши! Вот так, попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах, кто как может.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись!

Вот так, поклонись, Вот так, поклонись!

Дети кланяются, разводя руки в стороны.

Правила игры : действовать по словесному сигналу воспитателя, совершать все действия

Игра «Воробушки и автомобиль»

Цель : приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Содержание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Правила игры : действовать только по сигналу воспитателя, нельзя убегать без сигнала

Игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Правила игры

Игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Правила игры : внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Средняя группа

Игра «У медведя во бору»

Когда воспитатель скажет: "Идите, дети, гулять!" - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т.п. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова "рычит" медведь начинает ловить детей, убегающих домой.

После того как медведь поймает несколько играющих, на эту роль назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Правила игры: За линией дома детей нельзя ловить. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу.

Игра «Ловишки»

Задачи: развивать ловкость, быстроту

По сигналу "раз, два, три... лови" все играющие разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать кого-нибудь их детей и коснуться его рукой, запятнать.

Правила игры : Когда будет запятнано 3-4 игрока, выбирают другого водящего. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону.

Игра «Повар и котята»

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков.

Правила игры: Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Игра «Лиса в курятнике»

Цель : развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Содержание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила : Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса! ».

Игра «Гори, гори ясно! »

Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.

играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. «Ловящий» становится на эту линию. Все говорят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо- Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один слева, другой – справа, стремясь схватить за руки впереди ловящего, который старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и соединить руки.

Правила: Если ловящему это удается сделать, то он образует пару и становится впереди колонны, а оставшийся – ловящий.

Игра «Волк во рву»

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.

Содержание: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк - старается их поймать (коснуться).. Продолжительность игры 5-7 минут.

Правила : действовать по словесному сигналу, пойманных волк отводит в угол рва

Старшая группа

Игра «Хитрая лиса»

Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Содержание : Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Игра «Передай – встань»

Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.

Содержание: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т.д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.

Правила: Передавать мяч только через голову и сидя. Вставать только после передачи мяча позади сидящему. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.

Варианты: Передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.

Игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Содержание : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Содержание: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся.

Правила : Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Содержание : Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Подготовительная группа

Игра «Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия. По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева), стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Правила: Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

Игра «Ловишки» (с ленточками)

Цель : учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг».

Правила: После подсчета пойманных, игра повторяется.

Игра «Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Правила: Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

«Коршун и наседка»

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка, вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой.

Правила: Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры :

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук! Тук!

Покупатель.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Правила: Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.