Презентация игры на развитие речи детей. Роль игры в развитии речи дошкольника. Цели и задачи педагогической деятельности

Cлайд 1

ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Воспитатель первой категории Нуйкина Ю.В.

Cлайд 2

Актуальность Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращается к слову как особому объекту познания, начинает играть со словом,обследовательно, Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогощению словаря и речи ребёнка в целом.

Cлайд 3

Cлайд 4

Задачи Создание условий для формирования грамматического строя речи. Совершенствование грамматического строя речи через игру. Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Cлайд 5

Условия речевой уголок подбор настольно-печатных дидактических игр в соответствии с возрастом предметно-развивающая среда

Cлайд 6

Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи Игры и упражнения на занятиях по развитию речи Раскрытие значения "маленьких слов" в словосочетаниях (работа над пониманием предлога) Соотнесение вопроса с соответствующей грамматической формой (какой?какая?какое?) Наглядное моделирование художественного текста в ходе игр-драматизаций Составление предложений, употребляя разные грамматические конструкции Сопоставление начальной и косвенной формы слова (топор-топором, лети-летит-летят) Исправление, подсказка правильной формы слова.

Cлайд 7

Cлайд 8

Игры для грамматического строя речи « Размыто письмо»; « Живое слово»; «Дополни предложение»;

Таким образом важнейшим условием полноценного речевого и общего развития ребенка является своевременное формирование у него грамматического строя языка средствами разнообразной игровой деятельности,поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления,речевого общения,планирование и организации деятельности его поведения,формирование социальных связей.

Слайд 1

Влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель 1 кв. кат. Еремина О. Г.

Слайд 2

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи.

Слайд 3

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Слайд 4

Виды дидактической игры как игрового метода обучения: 1. игры – образовательная деятельность 2. дидактические игры

Слайд 5

Основные виды игр: - игры с предметами (игрушками, природным материалом), - настольно-печатные игры - словесные игры.

Слайд 6

Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника.

Слайд 7

Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Слайд 8

Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.

Слайд 9

Дидактическая задача
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

Опыт работы «Речевое развитие детей старшей группы посредством дидактических игр и мнемотаблиц »

представляет воспитатель

МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Классен Елена Ивановна

Оренбургская область


«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А.Сухомлинский

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский


Структура описания опыта

  • Информационный блок
  • Описание технологии опыта
  • Заключение

I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточка

Образование среднее специальное, Орское педагогическое училище, 1988 г., г.Орск, воспитатель детского сада

Педагогический стаж: 29 лет

В данном учреждении : 3 г .

Занимаемая должность: воспитатель МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Аттестация: воспитатель первой квалификационной


1.2. Условия возникновения и

становления опыта.

Становление опыта

База МБДОУ «Плешановский детский сад № 1»

Красногвардейского района Оренбургской области.

Условия возникновения опыта

- требования ФГОС ДО;

- теоретические основы психологического развития дошкольников;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

- курсы повышения квалификации.


1.3. Актуальность педагогического опыта

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.


1.4. Противоречие и проблема опыта

Противоречие:

между необходимостью развития у дошкольников связной речи и недостаточным уровнем сформированности у них речевой активности.

Проблема:

создание игровой обучающей среды с помощью дидактических игр и мнемотаблиц

для включения дошкольников в самостоятельную игровую деятельность и речевую активность.


1.5. Идея педагогического опыта

Развитие связной речи детей дошкольного возраста, используя дидактические игры в интеграции с методом наглядного моделирования - мнемотаблицами.

1.В пересказе;

3. В составлении рассказов;

2. В заучивании стихотворений;

4.В формировании грамматически развитой речи.

Согласно данной педагогической идее, обучающий процесс

строится

на комбинировании личностно-ориентированного, развивающего,

деятельностного подходов с использованием игровых форм работы.


1.6.Диапазон опыта и степень его новизны

Опыт может быть применен в ДОУ. Он полностью согласуется с основными требованиями ФГОС ДО.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что дидактические игры в интеграции с мнемотехникой рассмотрены как одно из наиболее действенных средств формирования у дошкольников связной речи. Применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами именно в НОД позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка. применение дидактических игр в сочетании с мнемотаблицами в свободной деятельности позволяет использовать их в качестве закрепляющего фактора изученного материала.


II. Описание технологии опыта

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:

создание образовательной, развивающей среды, способствующей развитию связной речи дошкольников через игру.

Задачи:

- определение особенности формирования и развития

речи дошкольников средствами игровых и современных

образовательных технологий;

- выявление возможности игровой деятельности в

интеграции с мнемотехникой способствовать

развитию связной речи;

- проведение диагностики речевого развития дошкольников


2.2 Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии:

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870)

Гвоздев Александр Николаевич 1892-1959

Тихеева Елизавета Ивановна (1867-1943)

Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982 г)

Водовозова Елизавета Николаевна (1844 – 1923)


2.3 Современные подходы к теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Персоналии: Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтлин.

«Учите играя» (под ред.Сохина Ф.А.)

«Развитие речи детей дошкольного возраста»(под ред.Сохина Ф.А.)

«Ознакомление дошкольника со звучащим словом»(под ред.Сохина Ф.А.)

Ушакова Оксана Семеновна

Цейтлин Стелла Наумовна


2.4 Роль дидактических игр в речевом развитии.

Игра является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – средство активизации познавательной деятельности дошкольников. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Виды дидактических игр

Структура дидактической игры

Дидактические игры

Настольно – печатные игры

Игры с предметами

Словесные

игры


2.5 Современная образовательная технология - мнемотехника

у Глухова В.П. - блоки-квадраты;

у Ефименковой Л.Н. – схемы составления рассказов

у Воробьевой В.К. – это сенсорно-графические схемы

у Большевой Т.В. – коллаж;

у Ткаченко Т.А. – предметно-схематические модели.


Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.


Структура мнемотехники

отдельный схематичный рисунок с определенной информацией

таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно.




2.6 Организация образовательной предметно

развивающей среды в группе центр речевого

развития «Будем говорить правильно».

В группе имеются игры:

1.«Свойства». Цель: обогащение словаря прилагательными.

2.«Чего не стало». Цель: упражнять в образовании существительных

в родительном падеже множественного числа.

3. «Времена года». Цель: развивать и активизировать словарь.

4. «Профессии». Цель: учить рассказывать о профессиях.

5. «Про сказки». Цель: учить по серии карточек рассказывать сказку.

6. «Что? Откуда? Почему?».

Цель: учить рассказывать

о предметах быта.

7. «Птичий базар».

Цель: учить описанию птиц.

8. «Герои русских сказок».

Цель: учить пересказывать

сказки.

9.Лото и другие


Дидактическое пособие-игра

«Солнышко речистое»

Цель пособия: развитие лексико-грамматического строя речи детей.

Речевые игры, входящие в пособие:

1 . «Лето – зима», «Весна – осень» Цель: Обогащение словаря путем подбора слов по данной теме. 2. «Он, она, оно, они» Цель: Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.

3. «Что делает? » Цель: Закрепление использования в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.

4. «Приготовим сок или варенье» Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

5 . «Какой?» Цель: Закрепление умения подбирать к предмету несколько признаков. 6 . «Сколько?» Цель:Упражнение в согласовании существительного и

числительного.

И другие



Изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов. Рисуются блоки –рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей. (из собственного опыта)

Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку.


2.7. Составление рассказов, пересказ, заучивание стихотворений по мнемотаблицам .

Модель сказки.

НОД «Здравствуй зима»

Рисование мнемотаблиц детьми и составление рассказов по ним


2.8.Результативность

2016 -2017 уч.год

высокий

2016 – 2017 уч.г.Старшая группа 1-й срез (05.09.2016)

2016– 2017 уч.г.Старшая группа2-й срез (05.01.2017)

средний

низкий

2016 – 2017уч.г Старшая группа 3-й срез (15.03.2017)


2.8.Результативность

Диагностика речевого развития детей старшей группы

2016 -2017 уч.год

2.7. Результаты.

Прослеживается положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру. У детей появляется интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихотворений, проявляется речевая активность, дети преодолевают робость застенчивость, учатся свободно держатся перед аудиторией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемосхемы помогают: сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим; у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходит легче и быстрее; у дошкольников появляется

желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется лексико-грамматический строй речи детей.

В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.


III. Заключение

3.1 Вывод

На основании собственного опыта использования дидактических игр и мнемотаблиц в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование мнемотехники и речевых игр создаёт условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.


3.2. Трудоёмкость педагогического опыта

и область его применения

Трудоёмкость опыта

Необходимость в:

- в освоении большого пласта дополнительной литературы;

- в самостоятельном подборе игр и наглядно – иллюстративного

материала, мнемотаблиц;

- в моделировании наглядных пособий;

- в разработке игр и упражнений, способствующих развитию речи.

Адресная направленность и область применения опыта

Данный опыт предлагается педагогам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, родителям.

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.В.С.Мухина Детская психология. Москва 1999

3.О.М.Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»,Москва «Просвещение» 1996

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.Старшая группа авт.сост. Н.В.Лободина – изд.Волгоград:Учитель 2016

5.Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

6.Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. – Т. 2. – М.: Педагогика, 1982.

7.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. – М.:Просвещение, 1987.

8.Тумакова Г. А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.- М.:Просвещение, 1991.

9. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 - 71с.

10. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Детство Пресс”, 2009.

11. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, №4, с. 102-115

12. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

13. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. –1991. – № 10.

14Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

15.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

16.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.

17.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР» Выполнила воспитатель Антошина А.В. ГБДОУ д/с №33 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Развитие речи дошкольников старшего возраста в игровой деятельности Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата Поддерживать интерес детей к диалогическому общению в совместных играх и занятиях. Месяц Содержание работы сентябрь Выбор темы. Подбор литературы Октябрь Проведение наблюдения и выявление уровня речевого развития детей в ходе применения специализированных дидактическихигр Ноябрь-декабрь Формирование картотеки дидактических игр, направленных на речевое развитие детей, изготовление материала для игр Январь-февраль Активное использование дидактических игр упражнений на развитие речи. Создание в группе центра речевого развития. Март-апрель-май Взаимодействие с родителями: оформлениепапок – передвижек, консультации, беседы, выставки и совместные дела

3 слайд

Описание слайда:

Изучение специальной методической литературы: (в течении года) Алексеева. М.М. Речевое развитие дошкольников[Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. –М.: Академия, 2000. 159 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей[Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ А. Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 2000. 272 с. 3Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: для воспитателей детского сада и родителей./ Л.В. Артемова. –М.: Просвещение, 2008. 96с. 4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. -М.: Искусство, 2003. 423 с. 5. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. –2009. -№7. С. 66-70. 6.Бейлина, А Ф. Фребель: игры и игровые средства [Текст]:/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. –2010. № 3. С. 56 –59. 7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре.[Текст]/А.К. Бондаренко, А. И. Матусик.–М.: Просвещение, 2002.

4 слайд

Описание слайда:

Услуги Интернет. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» «Обруч» 8.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада. –2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. –М.: Просвещение, 2009. 169с. 9. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника [Текст]/ Т. Ветчинкина // Учитель. –2009. -№3. С. 14-15. 10.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]: / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. –М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

6 слайд

Описание слайда:

настольно – печатные. игры разнообразны по содержанию, по обучающим задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные картинки – например, подобрать картинки по сходству: лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей, игры типа «лабиринт», предназначенных для старшего дошкольного возраста. словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так, как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. игры с предметами. игры с различными игрушками, игры с природным материалом. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками. Виды дидактических игр

7 слайд

Описание слайда:

Игры с предметами можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком, они планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Посадка детей (сильный со слабым). Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее подобрать слова на случай затруднения детей

8 слайд