Психологическая игра полет на воздушном шаре. Психологическая игра «Катастрофа на воздушном шаре. деловые игры, упражнения

Конспект занятия по формированию психологической готовности детей к школе «Путешествие на воздушном шаре». Задачи:


- Создать условия для проявления смекалки, творческих способностей;

Способствовать развитию саморегуляции;

Обеспечить условия для формирования навыков сотрудничества и культурного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30»

Конспект занятия

по формированию психологической готовности детей к школе

«Путешествие на воздушном шаре»

педагог-психолог Боголюб Л.В.

г. Арзамас, 2015г.

Занятие – игра «Путешествие на воздушном шаре»

Задачи:
- Способствовать формированию познавательной мотивации у детей, развитию познавательных процессов: внимания, воображения, мышления, мелкой моторики рук;
- Создать условия для проявления смекалки, творческих способностей;

Способствовать развитию саморегуляции;

Обеспечить условия для формирования навыков сотрудничества и культурного общения.

Педагог-психолог приглашает детей встать в круг.

1. Упр-е «Дружба начинается с улыбки». Перед упражнением педагог-психолог (далее- пс-г) настраивает группу на необходимый для дальнейшей работы лад следующими словами: «Конечно же, все смотрели мультфильм про Крошку Енота, который благодаря улыбке подружился со своим отражением в реке». А мы - то с вами тоже знаем, что улыбка делает настоящие чудеса. Давайте попробуем сотворить маленькое чудо: встанем, возьмёмся за руки, посмотрим соседу в глаза – сначала соседу слева, потом соседу справа и подарим каждому из них без слов самую добрую свою улыбку. Молодцы! Что вы чувствуете? (Дети делятся своими ощущениями). Пс-г подводит итог: Я тоже заметила, что вы немного изменились не только в лице (до сих пор улыбка), но и в душе – стали ближе друг к другу и добрее.

2. Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Пс-г: Я знаю, что у каждого из вас в группе есть хорошие друзья, а на друзей можно положиться, с ними и интересно играть они придут на помощь в любую минуту. Предлагаю сегодня всем вместе отправиться в путешествие. Согласны? Но пешком мы можем быстро устать. На чём можно путешествовать? (Дети называют разные виды транспорта) А на воздушном шаре можно путешествовать? Я предлагаю полететь сегодня на воздушном шаре. Давайте сейчас построим его. (Дети ставят стульчики в круг-это корзина). Что нужно сделать, чтобы он полетел ? Ответы детей: Необходимо надуть шар горячим воздухом. Для чего? Ответы детей. Пс-г подводит итог: горячий воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх и уносит с собой шар.

Пс-г : Зажигаем газовую горелку, отрезаем верёвку, которая удерживает шар на земле, и потихоньку поднимаемся над землёй (дети имитируют действия). Держитесь крепче. Что мы видим вокруг? (какие постройки, какие птицы пролетают мимо? Ответы детей. Дети говорят о том, какие здания находятся вокруг детского сада, называют только зимующих птиц, если занятие проводится зимой) Ветер постепенно относит шар к лесу. Давайте возьмём в руки бинокли и посмотрим вниз (дети делают бинокли з сжатых кулачков, поднеся их к глазам). Что за звери смотрят на нас снизу? Ответы детей с учётом жизни зверей в это время года. Ветер подул сильнее, мы приближаемся к тёплому морю. Каких животных мы наблюдаем сейчас? Ответы детей. Ветер дует сильнее, вот и море осталось позади. А мы поднимаемся выше. Посмотрите, как всё уменьшилось. На что похожа речка? Озеро? Леса? Дорога? Ответы детей. А мы поднимаемся ещё выше. Облака. Какие они? Ответы детей. Пс-г подводит детей к выводу о том, что облака в небе похожи на туман на земле - мокрые, туманные, прохладные). Как холодно становится здесь. Пора спускаться. Как нам это сделать? (Ответы детей) Гасим огонь. Шар охлаждается, опускаемся вниз. Какая жёсткая посадка! (Имитация детьми жёсткого падения). Поможем друг другу встать привести себя в порядок . Оглянемся вокруг.

Игра «Любопытная Варвара». Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох - пауза, выдох- пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

А теперь посмотрим вниз

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Мы прилетели в неизвестную страну. Здесь жарко. Издали виднеются верхушки пирамид. Кто узнал, как называется эта страна? (Ответы детей) Правильно, это жаркая Африка, далёкий Египет. Нам необходимо быть осторожными в чужой стране. Я предлагаю сначала разведать территорию.

(Игра «Разведчики»). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Предлагаю выбрать считалкой командира. Он назначает разведчика. Разведчик идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Ну вот мы и подошли к знаменитым египетским пирамидам. Они стоят здесь уже тысячи лет и хранят много тайн. Хочется войти внутрь пирамид? К сожалению вход закрыт. Чтобы войти внутрь, нам необходимо отгадать код замка. А он у нас в тетради. Давайте сядем за столы и откроем их.

(Задание «Расставь знаки»): В тетрадях подготовлены задания:

Только вот ключа нет. Давайте посмотрим вокруг, может он где-то рядом. Ой, вот на песке какой-то свёрток (Пс-г поднимает с пола свёрнутый в рулон в виде пергамента лист бумаги, стилизованный под старину). Давайте развернём его, может там и есть ключ к нашему замку. Точно. Это древний папирус, на котором египтяне записали, как открыть замок.

Смотрите, каждому знаку соответствует цифра. Давайте их напишем в пустых клетках и тогда сможем войти в пирамиду.

Вот мы и вошли. Как здесь прохладно, не то, что снаружи. На стенах пирамид рисунки древних художников. Но не все узоры сохранились. Давайте сейчас попробуем восстановить узор на стене - поработаем художниками-реставраторами.

(Упр-е «Рисуем по клеточкам). Видите, у вас в тетрадях нарисованы три точки - это всё, что осталось от древних узоров. (Точки располагаются в один ряд на расстоянии 9 клеток друг от друга). Поставьте карандаш на первую точку, проведём им линии: 2 клетки вправо, одна клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 1 клетка вправо,1 клетка вниз, 2 клетки вправо,1 клетка вниз,2 клетки влево, 1 клетка вниз,1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, одна клетка вверх, 1 клетка влево, одна клетка вверх, 2 клетки влево, одна клетка вверх. Рисунок замкнулся. Чтобы получился узор, давайте нарисуем такой же рисунок, начиная со второй точки, а потом с третьей. Вот и отреставрировали узоры.

Ребята, я читала о том, что если человек побывает в таком необычном и таинственном месте, как пирамида, он становится тоже необычным и приобретает необычные способности. Может быть и мы с вами тоже их приобрели. Давайте это проверим, тем более, что нам необходимо возвращаться домой, а от воздушного шара мы очень далеко ушли.

Предлагаю полететь на облаках.

(Релаксация «Плывём в облаках») Звучит спокойная музыка. Психолог: «Лягте на коврики и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы лежите и смотрите вверх на облака - большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день». Ну вот, мы и дома. Если вы захотели узнать об Африке больше, где вы найдёте эту информацию? Ответы детей, в которых они вспоминают об источниках информации.

Рефлексия . Какое впечатление у вас осталось от игры? Что вам понравилось в игре? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было легко выполнять? Какое трудно? Куда хотелось бы отправиться в следующий раз и на чём?


Эта очень известная, можно сказать - традиционная групповая (командная) игра, проявляющая групповую сплоченность (или отсутствие таковой), наличие и характер лидерства в группе, а также насколько мелкие соображения личного выигрыша могут заслонять цели большие, важные - вплоть до необходимости выжить...

Предложенный здесь вариант "Катастрофы" имеет несколько отличий от традиционного ее варианта: а именно:

· игра сопряжена со следующей - "Необитаемый остров", что делает ее сценарно увлекательней;

· несколько изменен подлежащий ранжиру список вещей - он подработан под следующую игру "Необитаемый остров" и делает выбор более сложным и увлекательным. Впрочем, приводится и более нейтральный-стандартный вариант списка вещей - тогда игра идет спокойнее и не так остро.

В "Катастрофу" можно играть и одним составом, без разбивки на несколько команд, но если количество игроков оказывается больше двадцати, это уже нецелесообразно. На наш взгляд, группу предположим 32 человека стоит разбить на четыре команды по 8 человек. Разбивка может по любому принципу, но мы обычно формируем "идейно-тематические" группы по следующей процедуре:

– Кто у нас в группе самый Глубокий-Мудрый? А самый Добрый-сердечный-сострадательный? А самый Трудяга-Работяга? А самый Дикий Варвар? - Выбрать этих Лидеров.

· Возможен вариант, когда эти Лидеры выбираются отдельно среди ребят и среди девушек. Тогда команда будет формироваться вокруг ядра из двух Лидеров, парня и девушки.

Теперь эти Лидеры вокруг себя, вызывая по одному человеку, формируют себе команды Работяг-Деятелей, Гуманистов-Сердечников, Варваров и Мудрецов. Так сформировались четыре команды, сели в четыре замкнутые м-группы.

· Как правило, взявшись за руки и закрыв глаза, чувствуя только руки друзей. И тогда последующая настройка-вводная начинается как с обычных формул расслабления, тонкой чувствительности, переходя позже на тематику “Полета на воздушном шаре”.

Лирическая настройка-вводная (выход на Тему):

Как хорошо быть в кругу друзей! Каждая команда сейчас находится в корзине воздушного шара, который был подарен вам (например, комитетом по делам молодежи ООН). Вы поднимаетесь над землей, вот уже не разглядеть лиц людей под вами, дома становятся похожими на детские кубики, дороги превращаются в ниточки - и вы летите под облаками. Вы летите над городами и лесами, ветер силен, и вот вы уже над морем - видимо, это Атлантический океан. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн - но какое вам до этого дела, ваш воздушный шар уверенно несет вас в даль. Но что это? Вот на горизонте появляется небольшая точка, и эта точка приближается! Это - гигантский орел, и он смотрит на вас недобрыми глазами! Он делает вокруг вас круг за кругом, потом вдруг взмывает наш шаром, исчезает из поля вашего зрения - и вдруг вы слышите клекот, царапанье чем-то острым по ткани, удары - и шипение. У вас есть винтовка, кто-то из вас стреляет наудачу - и орел, теряя кровь, на своих широких крыльях начинает медленно скользить в сторону и вниз. Но ваш шар тоже начинает терять высоту. Корзина воздушного шара может держаться на воде, но если начнется шторм, он ее перевернет. Вдалеке, по направлению ветра - несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если облегчите шар, освободившись от не самых нужных вещей - и долетите до островов. Но что выбросить? Учтите, что какие-то вещи могут пригодиться, чтобы выжить на этих необитаемых островах, и сколько вам там придется жить, не знает никто. О климате в этих широтах сказать что-то трудно: сейчас тепло, но какая будет зима - неизвестно.

Все открыли глаза и оказались в своей группе, не забывая обстановку, в которой вы находитесь.

Итак, все сейчас получат список вещей, находящихся в корзине шара, и сделают самостоятельное ранжирование: в какой последовательности вы будете выкидывать вещи, чтобы до острова долететь. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер - во вторую, семнадцатым номером - то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа строго самостоятельно, ни какие вопросы с соседями обсуждать нельзя. На всю работу у вас строго 10 минут.

Список вещей, находящихся в гондоле шара: Каны, миски, кружки, ложки - 7 кг; Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 6 кг; Подборка полезных книг про все - 22 кг; Консервы мясные - 20 кг; Топоры, ножи, лопата - 12 кг; Канистра с питьевой водой - 20 л; Бинты, вата, перекись, зеленка - 5 кг; Винтовка с запасом патронов - 30 кг; Презервативы и другая контрацепция - 2 кг; Импортный шоколад - 10 кг; Золото, бриллианты - 4 кг; Очень большая собака - 55 кг; Рыболовные снасти - 1 кг; Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь - 3 кг; Теплая одежда и одеяла - 50 кг; Соль, сахар, набор поливитаминов - 9 кг; Медицинский спирт - 10 л

· Дополнительно мы в этой разработке даем другой список вещей: более стандартный и не привязанный к следующей игре "Необитаемый остров”.

10 минут индивидуальной работы.

После того, как свое - индивидуальное - ранжирование сделал каждый, дается задание для работы в командах: "Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в море. Выкинете не то - умрете на острове с голоду или беззащитно погибнете. Тем более - если выкинете сразу все: это равносильно гибели. Свое индивидуальное ранжирование сделал каждый, но все вы в командах, и каждая команда теперь должна выработать свое общее решение, но не голосованием по большинству голосов, а консенсусом, то есть общим, единодушным согласием. Если хоть один человек будет против, решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас не меньше 20, не больше 30 мин. Раньше решили - больше вещей у вас останется. Закончив работу, вы подведете ее итоги, в частности, выясните, чье индивидуальное решение окажется ближе всех к общегрупповому. Как это подсчитать, я объясню потом, это несложно. И тогда мы выясним, чье индивидуальное решение было самым мудрым - или кто лучше всех умеет убеждать других".

30 минут командной работы.

· Очень часто в группах идут энергичное, но тупое препирательство, в ходе которого никаких решений принять не получается. Тогда ведущему стоит "останавливать ход времени" и вправлять мозги: "Все закрыли глаза. Ход времени остановился, вы просто наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем. Неспокойно синее море, легко перевернут они корзину, и большие голодные акулы нетерпеливо ждут этого момента. А в корзине идут разговоры, и чем больше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли все-таки выжить эти люди? И от кого это зависит? ... Время включается снова! Работаем!"

Те м-группы, которые выработали решение раньше, ранжируют победителей обсуждения. Делается это так. У каждого есть его список ранжира, и есть список ранжира общегруппового. По каждому пункту надо посчитать МОДУЛЬ РАЗНОСТИ. То есть, если по п. 1 (Каны, кружки...) у Васи ранжир 3 (он решает выкидывать это третьим номером), а группа поставила это на 5-е место, то по этому пункту разница равна двум (5 - 3 = 2). Если бы у Васи этот пункт был бы на 5-ом месте, а у группы на 2-ом, разница была бы “три” (а не минус три, потому что берется всегда модуль разности). Сложив эту разность между индивидуальным и общим решением по каждому пункту, легко определить, насколько в целом решение Васи оказалось далеко от общегруппового, и сравнить, чье решение к общегрупповому оказалось ближе - Васино или Петино.

Если же группа не сумела справить с заданием досрочно, этот ранжир победителей можно совершенно безболезненно пропустить. Это, конечно, очень интересно для игроков, но, на наш взгляд, вещь малонужная. Если есть возможность, это стоит обсудить с группой: что, на их взгляд, важнее: умение доказать именно СВОЮ ПРАВОТУ - или работать в целом на СПАСЕНИЕ ГРУППЫ?

· Теоретически очень несложно представить себе тактику, когда Вася может быстро “подмять” под себя всю группу. Он просто заявляет: “Друзья! Вот мое решение, и я предлагаю всем принять его. Дело в том, что решение по условию задачи должно принимать только единогласно, а никаких поправок к своему решению я не приму. Я вполне готов погибнуть, а вы, наверное, хотите жить. И вы останетесь живы только в том случае, если без спору без драки примете решение мое...” Вопрос: считать ли Васю гением общения?

А что по-настоящему важно, так это обсудить ход прошедшей дискуссии и вклад в нее каждого. “Какова была общая стратегия? Кто вносил какой вклад (дать обратную связь на каждого). Ранжирование: Кто нас спасал и наоборот (С КЕМ БЫ ТЫ НЕ ПОЛЕТЕЛ?) - по стилю обсуждения и работы.

На это обязательно надо дать 10 мин. Если же этот момент пропустить, то для ребят все происшедшее окажется только увлекательной, но не психологической игрой. Только ПРИКЛЮЧЕНИЕМ, но не УРОКОМ ЖИЗНИ.

Стандартный набор (не привязанный к игре "Необитаемый остров"):

Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
6 кг
2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
3 кг
9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 9 кг
Ракетница с компл. сигн. ракет 6 кг
Комплект географических карт и компас 2 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 7 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 25 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Список вещей, ориентированный на игру “Необитаемый остров”

Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
6 кг
22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л
Список вещей, находящихся в корзине шара:
Каны, миски, кружки, ложки 7 кг
Ракетница с комплектом сигнальных ракет 6 кг
Подборка полезных книг про все 22 кг
Консервы мясные 20 кг
Топоры, ножи, лопата 12 кг
Канистра с питьевой водой 20 л
Бинты, вата, перекись, зеленка 5 кг
Винтовка с запасом патронов 30 кг
Презервативы и другая контрацепция 2 кг
Импортный шоколад 10 кг
Золото, бриллианты 4 кг
Очень большая собака 55 кг
Рыболовные снасти 1 кг
Туалетное зеркало, шило, мыло и шампунь 3 кг
Теплая одежда и одеяла 50 кг
Соль, сахар, набор поливитаминов 9 кг
Медицинский спирт 10 л

Необитаемый Остров

При правильном настрое эта игра может быть большой и может дать очень много. Она может:

· продиагностировать взаимоотношения между членами команды, выявить лидеров, симпатии и антипатии,

· проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество и мудрость, жестокость и безответственность, творческое начало и упрямство, бодрость духа и неожиданное занудство);

· наглядно показать, как строятся (придумываются) законы человеческого общества, что в них случайного, а что - рождено требованиями самой жизни;

· познакомить с реалиями совершенно взрослой жизни.

Игра может запускаться и самостоятельно, но вживание в нее происходит быстрее и лучше, если она идет как продолжение игры "Катастрофа на воздушном шаре". Этот вариант мы и показываем.

Игра лучше всего проходит в группе (команде) численностью от 7 до 15 человек. У нас обычно играют параллельно четыре команды по 7-9 человек (Трудяги, Варвары, Мудрецы и Гуманисты).


Инструктаж к Игре:

"С помощью Господа Бога вы почти благополучно спаслись и оказались на Необитаемом острове..." (далее зачитывается - см. Приложение).

Вы не совсем с пустыми руками, у вас есть вещи - последняя треть из списка вашего ранжира (кто раньше - у того половина) плюс зажигалка с запасом жидкого газа.

Вы не обязаны реализовывать Символику вашей группы. Вы собрались под знаком Мудрецов, но теперь живите, какие вы есть реальные. Игра - способ лучше узнать друг друга в обсуждении - и жизни. Сделайте свою жизнь-обсуждение живыми и яркими.

Начать ИГРУ, оставить 10 минут на обсуждение итогов игры-работы и обратную связь на каждого.

· В "Необитаемый остров" мы обычно играем в два этапа. Первый раз - как бы пробная игра, устраивается сразу после "Катастрофы..." и длится недолго. Но за это время все входят в ее атмосферу и к следующему разу, ко второму разыгрыванию "Острова" оказываются хорошо душевно подготовленными.

По итогам первого этапа игры стоит обсудить, какие команды смогли сделать игру интересной, а какие - нет. Стоит, в частности, подсказать, что не интересно, если вы, как игроки:

– заняты только делом, а не психологией. Полчаса обсуждаете, будут ли на острове козы, а не поинтересуетесь душой того, кто согласился быть палачом. Что стоит за вашими выборами-решениями? Какая психология?

– не делитесь своими переживаниями по ходу игры. Кого-то принятая жизнь на Острове уже тяготит, но он сидит, терпит и молчит.

– все решения перекидываете на Лидера-Старшого. "Будет проблема - Старшой решит". Пусть решает сейчас! Как бы вы решили на месте Старшого?

– уходите от проблем. Надо делиться на семьи - не хи-хи, а делитесь!

Продолжение игры в Необитаемый остров: игра запускается заново, возможно с небольшим обновлением состава команд и с большим временем. Перед игрой стоит напомнить основные установки, делающие Игру интересной - и предупредить о важности решения вопроса о власти.

Стоит предупредить, что власть может быть захвачена. Например, один сильный договаривается с другим сильным, сманивает на свою сторону колеблющихся - и подавляет раздробленную оппозицию, диктуя ей свои условия. Обыкновенный фашизм.

Другая опасность - тягомотная демократия Советов, где каждый мелочный вопрос решается по часу и у каждого свое мнение.

Первое обсуждение в м-группах: Какую задачу перед Жизнью на Острове вы ставите? Чему хотите себя научить? Будут ли индивидуальные задания? - 5 мин. - и доклады.

Дополнительное задание: "Будьте готовы сделать Рекламу Своего Острова и своей жизни!"

ИГРА идет неопределенное количество времени (от часа до двух), пока одна или две команды ее точно не исчерпают.

Во время игры-обсуждения каждые 15 мин. стоит делать РЕФЛЕКСИЮ по пунктам (для этого в каждую команду раздать шпаргалку с вопросами):

– дружественная, добрая, веселая атмосфера? Кто создает тепло, а кто - конфликтоген или зануда?

– конструктивность? Решаете быстро, дельно, сильно? Кто создает пустой треп или вязкое болото?

– динамика, острота сюжета? Создаете ли трудные, острые ситуации-сюжеты? Кто?

– кто - вне обсуждения? Почему?

По окончании Игры 10 мин ее обсуждение и обратная связь на каждого. Что я дал для жизни на Острове? Много ли?

В какую Общину ты пошел, если бы твоя Община погибла? - К Варварам? Работягам? Мудрецам? Гуманистам? Выбор аплодисментами.

Игра

Волею судеб вы оказались на НЕОБИТАЕМОМ ОСТРОВЕ. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения, короткий холод зимой, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и трагичность происшедшего, тем более что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Тут не место для развлечений, трепа и хихонек - вам надо есть и надо выжить. Настройте себя соответствующим образом - и наблюдайте за собой: как проявите себя в этой жизни?

Вы должны освоить остров, организовать на нем хозяйство. Для этого на листке бумаги сделайте карту острова и обозначьте, что на нем где есть.

Кто у вас будет Лидер? Какие есть у него рычаги власти?

Вам нужно наладить социальную жизнь: наметить первоочередные дела, распределить функции, роли, обязанности и т.п. Какие санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей? Если у вас случится ситуация "Стрекоза и Муравей", то что Муравьи скажут Стрекозе? И если он один Муравей, а все - Стрекозы?

Вы будете выдумывать законы свои или примете какую-либо религию, где законы общежития уже определены? А если среди вас неверующих кто-то верующий и тратит время на постройку часовни и молитвы, вместо того чтобы трудиться на огороде или воевать вместе со всеми, как тогда?

Как вы будете решать задачу распределения? Всем поровну? по трудовому вкладу? больше слабым и больным? (и у вас оказывается выгоднее быть слабым и больным?) больше сильным, ибо от них больше проку? А если кто-то сердобольный решит подкармливать лентяя, которого все решили не кормить?

Ваша община принимает решения большинством голосов? А могут ли мужчины, если их большинство, решить про жизнь женщин?

Пределы власти вашей Общины, может ли она вмешиваться в чью-то частную жизнь? Имеет ли право человек никого не слушать и жить по своему? А если он злой и вредит? (На острове растет конопля, и один из вас стал наркоманом, не работает, ворует и писает в щи).

Возможен ли у вас раскол на две колонии? Что делать, если одна группировка начинает диктовать свои условия другой, более слабой? Если кто-то захочет жить отдельно, имеет ли он право на отдельный собственный кусок острова? На часть имущества? На какую? (У вас на всю общину два топора, он сам забрал себе один - иначе, говорит, не выживу. Ваши действия?)

Какое наказание за изнасилование? убийство на почве ревности? воровство? поджоги? Есть ли у вас что-то, за что полагается смертная казнь? Кто тогда будет палачом?

Есть ли у вас неприкосновенность личной собственности? Имеет ли право община у кого-то что-то (хижину или вещи) реквизировать в случае острой необходимости? А если он не отдает и воюет?

При жарком климате: вы все равно будете соблюдать приличия и требовать хотя бы минимума одежды, или разрешается ходить без?

Имеет ли право каждый мужчина когда-то иметь женщину, чтобы не взбеситься? Как это право он может реализовать? Кто хотел бы, чтобы свои занятия сексом окружающие скрывали? А кто разрешил бы сексу быть открытым?

У вас будет "шведская семья"? Многоженство-многомужество? Пары? Кто с кем? Какие примете законы про ревность? В какой идеологии будете воспитывать детей?

Если первые годы вы не можете позволить себе рождения ребенка (вас мало, и каждый работник на счету), что делать с риском забеременеть без возможности аборта? Судьбу ребенка определяет родители, община или мама? Имеет ли право пара рожать детей, если кормить детей потом приходится другим?

Имеет ли право кто-то вести образ жизни, делающий его слабым, болезненным и обузой для остальных?

По результатам ваших решений: Нет ли у вас теперь обиженных, недовольных, одиноких? Сможете ли вы им чем-нибудь помочь?

Когда благоустроитесь: будут ли у вас выходные, праздники? Какие, когда? Как их будете устраивать? Каких других ритуалов вы захотите придерживаться?

__________________________________

Вам дается полная свобода действий в рамках задания. Выберите летописца, чтобы записывать все, что вы решили, вести "летопись жизни". И постарайтесь, чтобы ваша жизнь была живой и богатой. Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать Земной Рай? - Вперед!

Я - Хозяин?

Эта игра - тренинг уверенности в себе. Основной механизм - ролевая игра типа актерской, а мотивом оказывается ситуация командного состязания, ситуация "брошенного вызова". Это очень сильный мотив, и там, где пасует человек сам перед собой и ведущий один на один перед ним, группа сверстников в ситуации командного соперничества из самого слабого за несколько минут "выжимает" максимум из возможного.

Вопросы ведущего: “Что такое для вас Хозяин? А Не-Хозяин?” В процессе ответов группы идет формирование общих смыслов.

· Отвечают обычно по типу: это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, а готов оценивать сам; он не тревожный; не мельтешит и не заискивает; разрешает себе быть раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться и давать разрешения другим.

Итак. одна из главных черт "Хозяина" - это уверенность себе. Кто в себе уверен, встаньте!

· Поздравьте того, кто встал первым или самым "сильным" образом, а остальные пусть сядут.

Я верю, что ты - Хозяин, но покажи это другим. Сделай или скажи что-то, организуй что-то - так, чтобы все поняли, что Хозяин здесь - ты. Пожалуйста!

· У Сильных это обычно получается, и неплохо. Это может быть что угодно: например, спокойное распоряжение: “Андрей, закрой, пожалуйста, форточку, девушкам холодно!” Ведущий может прокомментировать сделанное, обратив внимание в первую очередь на успешные моменты.

– Прекрасно! Но это было мое мнение, а теперь пусть даст тебе оценку группа. Сделай так, чтобы тебя оценили!

· Как ни странно, это обычно выполняют хуже. Игрок "забывает", что он Хозяин, и неуверенно распоряжается предоставленной ему инициативой. Коротко обсудите это.

Хорошо, а теперь, как Хозяин, передай свои полномочия: назначь следующего ("Хозяином будешь ты!" - из претендентов. Претендент должен произнести какую-нибудь фразу (или, например, просто назваться) так, чтобы все почувствовали - это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином. Свои ощущения все члены группы выражают рукой с пальцем вверх (говорит как хозяин, уверенный в себе человек) или вниз (говорил как человек зависимый, не уверенный в себе).

· Так делают несколько раз, чтобы вся группа поняла, как это: "продемонстрировать, что Я - Хозяин!"

Впереди - командная игра, и все должны разбиться по командам. Конечно, это можно сделать как угодно, но мы и это оформляем в виде веселой и подвижной игры.

Итак, разбивка на 4 команды через игру: "В группу по...!" Все ходят под музыку по кругу, по команде "В группу по N!" все объединяются в (двойки, четверки, тройки - что будет названо). Предупреждение: "Кто останется вне (двойки, четверки и т.д., получит фант! Ваша задача - обязательно оказаться в м-группе!" Итак, ходим! А теперь... в группу по 3!

· Дикий рывок, все (почти) мгновенно в тройках. Проработайте тех, кто оказался вне.

Ходим... В группу - по 4! по 5! по (столько, чтобы все разбились на четыре команды)!

Итак, образовалось четыре команды, назовем их Альфа, Бета, Гамма и Дельта. Перед каждой командой стоит двоякая задача:

найти в соседней команде Слабака (или Слабаков, можно и парня, и девушку), и одновременно

подготовиться к тому, чтобы опровергнуть обвинение в адрес своих Слабаков. “Опровержение” может быть и словами, и делами, но делами лучше. Сразу стоит подсказать, что “опровергать” можно, как оставаясь среди своих, в окружении своей команды, так и перейдя в окружение обвиняющей тебя команды. Последнее, очевидно, труднее, и годится только для по-настоящему в себе уверенных людей.

На подготовку - 5 минут.

Игра: Команда называет у соседей Слабаков, те опровергают - своей реакций и своими действиями.

· Ведущий комментирует и подчеркивает сильные стороны Слабаков.

Обычно собственно Игра (доказательство "Я - Хозяин" играется по очереди: одна группа бросает вызов другой, обвиняемый доказывает свою Силу, обсуждение; затем Обвинители сами оказываются в роли Обвиняемых со стороны следующей команды, и т.д. Но иногда, на больших конкурсах (а эта игра великолепно идет на конкурсах Молодых Коммерсантов) для экономии времени ее можно запустить во всех группах одновременно. В этом случае к каждой команде нужно приставить Судей (выделяются из других - нейтральных - команд).

Войди красиво

Это небольшое упражнение для ребят, которое имеет смысл и само по себе, и как средство для создания теплой и красивой атмосферы.

Стулья расставляются кругом, все парни выходят за круг, девушки садятся через стул. Ребята должны: войти по очереди в круг, поприветствовать всех девушек, подойти к одной, опуститься на одно колено, поцеловать поданную руку, попросить разрешения сесть рядом, сесть.

· Ведущий комментирует сделанное каждым, отмечая и удачное, и весело пародируя менее удачное.

Конкурс артистизма

Прошу встать, Девушки пересаживаются на один ряд стульев, ребята - на другой, напротив них. Объявляется КОНКУРС АРТИСТИЗМА под лозунгом "Мы, конечно, лучше - хотя вы, безусловно, прекрасны!" Кто будет капитаном команды девушек? Капитаном команды ребят?

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

    Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

    Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.

    Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

    После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Деловая игра «Золотые орехи»

Методические указания по проведению : Деловая игра направлена на развитие навыков вербальной и невербальной форм деловых коммуникаций у ее участников.

Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.

Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.

Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.

Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.

При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.

Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.

Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.

Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).

Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История

Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.

Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…

Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.

Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.

Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.

Симпатии, антипатии, выявить лидеров между членами между членами команды; проявить личные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах (мужество, мудрость, жестокость, безответственность, творческие способности, упрямство); показать, как строятся законы человеческого общения.

Вопросы для беседы

Ребята, вы попадали когда-нибудь в экстремальные ситуации?

Как вы оцениваете свое поведение, поведение других людей?

Всё сказанное вами говорит о том, что ваш жизненный опыт невелик, и это хорошо, что таких ситуаций было не так много или не было совсем.

Скажите, а если бы вам предложили путешествие, скажем, на воздушном шаре, кто бы из вас согласился сразу?

Кто согласился, поразмыслив?

Кто готов сказать « Это не для меня»?

Ну, что ж, сегодня я вас приглашаю в путешествие на воздушном шаре. Конечно, воображаемое. Но для того чтобы оно совершилось, вам нужно напрячь не только свою фантазию, нужно напрячь свои внутренние силы и принять игру всерьёз Приглашаю всех. Класс у нас большой, в одной корзине нам не уместиться, поэтому придётся разделиться на 3 команды и выбрать капитанов.

Выборы капитанов

Предлагайте свои кандидатуры. Кто наберёт наибольшее количество голосов, те и будут капитанами. Голосовать будет весь класс. Причём голосовать можно не один раз, то есть за нескольких кандидатов.

В любом путешествии капитан берёт помощника (1+1). Капитаны, продолжайте набирать команды. Как вы поступите, капитаны, сами решите, кого взять в свой экипаж или посоветуетесь с помощником , с другими членами экипажа, решать вам. В команде должно быть 6-7 человек. Учтите, что полететь хотят все.

Команды сформированы. Займите места в корзине воздушного шара того, который вам нравится.

Путешествие (Звучит музыка)

Теперь все сидящие в корзине – команда. Как хорошо быть в кругу друзей! Смотреть в их добрые открытые лица, слышать их голоса, чувствовать их поддержку, тем более, когда тебе немного страшновато и ты неуверен в себе

Ну, что ж! Вы поднимаетесь над землёй. Уже не разглядеть внизу лиц, дома становятся похожими на кубики, дороги превращаются в ниточки – и вы летите под облаками. Вы летите над горами и лесами, ветер всё дальше несёт ваш шар, и вот вы уже над океаном.

Океан неспокоен, но какое вам дело до того, ваш воздушный шар уверенно несёт вас вдаль.

Но вот на горизонте появилась небольшая точка, и эта точка приближается! Это гигантский орёл, он смотрит на вас недобрыми глазами! Он кружит над вами, взмывает над шаром, исчезает из вашего поля зрения – и вдруг вы слышите клёкот, царапанье по обшивке, шипение. И ваш шар начинает терять высоту.

Катастрофа

Корзина может держаться на воде, но если начнётся шторм, шар перевернётся. Вдалеке, по направлению, ветра несколько островов, по всей видимости, необитаемых. Есть шанс спастись, если избавиться от не самых нужных вещей – и долететь до острова. Но что выбросить?

Перед вами список предметов. Если выбросить хотя бы 3 предмета, шар дотянет до острова.

Отметьте, что вы выбросите в первую очередь , что - во вторую, что - в третью. Сначала каждый выбирает сам, что нужно выбросить, а затем смотрит, насколько его мнение совпадает с другими. Прислушается ли команда к твоему мнению или капитан примет решение сам, взяв на себя ответственность за жизнь своих друзей? Или это будет общее решение?

Осталось ещё совсем чуть-чуть, но воздушный шар продолжает терять высоту. А значит, нужно выбросить ещё 3 предмета, иначе упадёте в море.

На необитаемом острове

Приземлились. Огляделись. Все живы, здоровы. Море спокойно. Светит солнце. Но что ждёт вас дальше? Сколько придётся продержать на острове, не знает никто.

Ваша задача – создать условия, в которых вы могли бы жить. Может быть, предметы, которые у вас остались, помогут вам.

Как вы будете их использовать? Что будете делать?

(Команды защищают своё мнение)

Все воздушные шары и их экипажи разместились на разных необитаемых островах. Предположим, по счастливой случайности вы можете общаться между собой, посылая друг другу с помощью прирученного голубя письма.

Письмо друзьям

Что бы вы написали в этих письмах? Напишите письмо обитателям соседнего острова.

(Пишут и зачитывают письма 1-2;2-3;3-1)

Жизнь на островах потихоньку наладилась. Но, не дождавшись своих учеников и понимая, что с вами что-то произошло, я взяла 3 воздушных шара и отправилась за вами. Вскоре я нашла вас. Вышла из корзины, прикрепила шары, предназначенные для вашего спасения, осмотрелась, увидела, как вы устроились. Похвалила за находчивость и пригласила занять места в корзинах и отправляться домой.

Занимайте места и готовьтесь к отправлению. Готовы? Удачи вам в дальнем пути!

Возвращение домой

Вот мы прилетели домой. В прошлом остались дни, проведённые на острове и всё, что связано с ними.

Рефлексия

Чем было для вас это воображаемое путешествие?

Продолжите фразу «Побывав в этом путешествии,…

Почувствовал

Представил

Это путешествие было полезным и для меня. Оно помогло мне лучше узнать каждого из вас.

«Что бы сделали по-другому, если бы вам снова пришлось отправиться в путешествие?»

(Учитель как напутствие читает стихотворение)