Что на самом деле развивают компьютерные игры? Какие компьютерные игры развивают мышление? Какие навыки развивают компьютерные игры

Американские ученые установили, что компьютерные игры способствуют развитию скорости мышления и реакции. В ходе проведенных экспериментов выяснилось, что геймеры запоминали гораздо больший объем информации за короткий промежуток времени, нежели люди равнодушные к компьютерным играм.

ПО ТЕМЕ

Компьютерные игры повышают интеллект. Их любители обладают лучшей реакцией и быстрее решают сложные задачи . К такому выводу пришли исследователи университета Дьюка в городе Дарем, штат Северная Каролина. Полученные результаты явно противоречат мнению о том, что проведенное за компьютерами время, потраченное на убийство монстров и пришельцев, не дает игрокам ничего, кроме выброса дофамина, сообщает ИТАР-ТАСС . Ученые провели эксперимент с группой студентов, в которую были включены поклонники компьютерных игр и безразлично к ним относящиеся. В ходе эксперимента выяснилось, что игры стимулируют развитие моторно-рефлексных функций организма и зрительно-моторную координацию , а визуальный центр мозга у геймеров обрабатывает информацию значительно быстрее. Ученые максимально сузили диапазон исследования. Это позволило получить более четкие результаты.

Основой эксперимента стал тест на наблюдательность. Студентам на специальном табло включали набор мигающих букв. Каждая из них демонстрировалась лишь одну десятую секунды. Затем участники должны были как можно скорее ответить, в каком порядке буквы располагались.

Итоги, продемонстрированные геймерами, были однозначно лучше . Они запоминали значительно больший объем информации. Каждый из них мог бы дать серьезную фору неувлеченным компьютерными играми. В то же время обе категории участников эксперимента одинаково быстро забыли, какой текст им предлагался во время тестирования. Они сосредоточивались на нем только непосредственно в период проведения эксперимента.

Давно известно, что дошкольная подготовка детей играет немаловажную роль. Все малыши обладают подвижным характером, повышенным чувством любопытства и низким осознанием ответственности. И ребенку, до школы посвященному только играм и развлечениям, очень трудно будет перестроиться и привыкнуть к новой для него роли - ученика , который должен прилежно и спокойно вести себя на уроках, слушать учителя, запоминать новый материал и регулярно готовить домашние задания.

Поэтому такое внимание уделяется подготовке ребенка к школе. Но за это время нужно не просто привить ребенку дисциплинированность, объяснить ему новые правила и обязанности, и научить хотя бы элементарному счету и чтению. Нужно развить его моторные навыки, память, воображение, реакции и логику. И лучшим помощником в этом могут стать специализированные компьютерные игры .

И не спеши презрительно кривиться и возмущенно фыркать!
Эти занятия совершенно не будут походить на развлечение и пустую трату времени. В разработке этих программ принимали участие детские психологи, и создавались они именно для того, чтобы помочь тебе правильно и успешно подготовить малыша к школе , исправить упущения или ошибки, допущенные при его развитии. А красочность и наглядность превратят настоящий урок в подобие игры и облегчат ребенку восприятие нового материала. Присмотрись, ведь для того, чтобы перейти на следующий уровень, нужно сложить из кубиков имя принцессы, чтобы добыть меч - расставить правильно фигуры, а чтобы найти подсказку - разгадать головоломку.

И не волнуйся - современная компьютерная техника совершенно безопасна для твоего малыша и не принесет ему никакого вреда, если ты будешь соблюдать некоторые правила и объяснишь их важность своему ребенку. Во-первых, конечно же, малышу не следует проводить за компьютером слишком много времени. Для детей от 3 до 5 лет будет достаточно двадцати минут в день, а ребятам постарше, 6-10 лет, можно заниматься от получаса до сорока пяти минут.

Объясни ребенку, что он должен:
- не трогать провода и части машины, не относящиеся к уроку;
- не трогать розетки;
- аккуратно обращаться с клавиатурой и мышью ;
- не сидеть слишком близко к экрану монитора - он должен находиться от глаз ребенка не ближе вытянутой руки;
- при неисправности компьютера или сбоях в работе программы позвать родителей и ничего не трогать самому.

Какие же существуют компьютерные игры и как они могут помочь твоему ребенку подготовиться к школе?
Специалисты разделяют их не несколько типов, согласно их предназначению:
- развивающие логическое мышление и память ребенка;
- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);
- развивающие навыки счета и чтения;
- развивающие фантазию и объемное восприятие;
- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Рассмотрим, например, развитие памяти.
Психологи утверждают, что проблема детишек в том, что они не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления, которые не могут не "врезаться в память". А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания "по необходимости", а не спонтанно.
Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры , а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.
Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка . Не замечала ли ты, как трудно малышу перестроиться на счет "в уме", без использования собственных пальчиков, или научиться читать "про себя", а не вслух? Это происходит потому, что ребенку необходима опора на какие-то внешние средства, которые являются для него символами (пальцы при счете). Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты ирреальные, которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира - это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли… Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Здесь хороши игры на нахождение логической пары или распределение предметов по какому-то принципу.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка, так называемых, сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон.

Ну, а о важности развития моторных реакций ребенка и говорить не приходится! Ведь даже в начальной школе у некоторых детей возникают затруднения с понятиями "право" и "лево", трудности с записью "на слух" - психологи называют это координацией совместной деятельности зрительного (или слухового) и моторного анализаторов). Компьютерная игра же легко может помочь в преодолении этих проблем. Ведь в любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Важную роль играет и подбор программы, подходящей твоему малышу по возрасту. Конечно, если ты посадишь пятилетнего малыша его за красочный и несложный квест, пользы будет маловато.

Для самых маленьких детишек рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка.

Для детей 5-7 лет будут хороши игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонажа (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере . Здесь будет незаменима твоя помощь - если твой ребенок испытывает какие-то затруднения, начни историю сама и пусть он продолжит ее.

С 8 лет будут полезны, так называемые, конструкторские игры, в которых необходимо собрать определенную геометрическую фигуру из нескольких данных, или, наоборот, разбить ее на заданные части. Подойдут и игры с лабиринтами или несложные и красочные квесты-бродилки с логическими загадками и заданиями на сообразительность и реакцию.

Но не нужно думать, что компьютер - это волшебник, который легко подготовит твоего малыша к школе, выработает у него необходимые способности и навыки. Очень многое будет зависеть и от тебя самой. Заинтересовать ребенка, поддержать эту заинтересованность, ненавязчиво подсказать, подтолкнуть к правильному решению.

И, конечно же, очень важна твоя похвала и улыбка! Не забывай, что ваши занятия - это все-таки учеба. И именно ты - учитель, а компьютер со всеми своими возможностями - не более, чем инструмент, призванный помочь тебе справиться с ответственной и нелегкой задачей дошкольной подготовки ребенка.


Сегодня родители и медики бьют тревогу по поводу того, что молодёжь злоупотребляет компьютерными играми. В то же время учёные доказали, что от компьютерных игр есть польза. Во всяком случае, когда речь идёт о повседневных и жизненно необходимых навыках. Безусловно, это вовсе не значит, что нужно просиживать за компьютером дни напролёт. Но знать о пользе таких игр весьма полезно.

1. Концентрация и контроль


«Call of Duty»
Всем известно, что лучшие игры - это сложные. Победа над кажущимся «невозможным» боссом или получение «сверхмудреного» достижения приносят удовольствие. Этот прилив дофамина действительно учит людей упорству и личной ответственности.

«Награда», которую получает мозг, обучает человека концентрации при выполнении чего-либо и помогает ему контролировать ситуацию вокруг себя. Эти навыки легко применяются в реальном мире.

2. Терапия


«SPARX»
В 2012 году исследовательская группа в Новой Зеландии использовала игру под названием «SPARX» для лечения депрессивных подростков. Стоит отметить, что данная игра была специально разработана для обеспечения терапии детям. В исследовании участвовали 168 подростков со средним возрастом 15 лет, которые страдали от депрессии.

Половина из них использовалась в качестве контрольной группы и регулярно проходила собеседования с психологами, а другая играла в «SPARX». Группа пользователей «SPARX» продемонстрировала обнадеживающие результаты: 44% игроков полностью оправились от депрессии, по сравнению с 26% в контрольной группе.

3. Брак


«Pokemon-Go»
Игры, которые имеют большой следующий или социальный аспект, действительно могут помочь завести новых друзей. Некоторые игры даже требуют от человека больше прогуливаться на свежем воздухе (к примеру, «Pokemon-Go»). Реальная выгода в данном случае заключается в сообществе, которое образуется для совместного опыта.

Игровые соглашения, онлайн-многопользовательские сессии и соревнования помогают игрокам встречаться с новыми людьми и заводить дружбу по интересам. Более того, некоторые счастливые супружеские пары познакомились в онлайн-играх.

4. Повседневные навыки чтения


«Rayman Raving Rabbids»
В феврале 2013 года итальянские исследователи представили доказательства того, что компьютерные игры могут помочь повседневным навыкам, таким как чтение. Были взяты две группы детей в возрасте от 7 до 13 лет.

Одна группа играла в «Rayman Raving Rabbids», а другая в более медленную игру. Когда через некоторое время были протестированы навыки чтения двух групп, обнаружилось, что те, кто играл в экшн-игру, могут читать быстрее и точнее.

5. Многозадачность


«Call of Duty»
Интенсивная ситуационная осведомленность и управление, необходимые при игре в «стрелялки», такие как «Call of Duty», как представляется, улучшают способность геймеров одновременно заниматься визуальными и слуховыми задачами.

Это может показаться очевидным, но подобное действительно помогает в реальной жизни. Разработка многозадачности - это прекрасный навык, который стоит освоить для повседневной жизни. Это помогает производительности в целом.

6. Память, моторика, навигация


«Super Mario 64»
В 2013 году немецкие исследователи изучали, как старые компьютерные игры, такие как «Super Mario 64», влияли на мозг игроков. Они попросили 23 взрослых в возрасте 25 лет играть в «Super Mario 64» 30 минут в день в течение двух месяцев. У исследователей также была контрольная группа, которая вообще не играла в игры.

Итоги были просто потрясающими. После сканирования мозгов игроков и контрольной группы с использованием МРТ-машины, обнаружилось, что у геймеров наблюдается заметное увеличение серого вещества в правом гиппокампе, правой префронтальной коре и мозжечке. Это области, ответственные за память, стратегию, тонкие моторные навыки и пространственную навигацию.

7. Улучшение зрения


series «Wolfenstein»
Исследование, проведенное в 2009 году в Рочестерском университете, показало, что стрельба по «плохим парням» может улучшить зрение. Игроки, которым нравилось «отстреливать» пиксельных врагов в таких играх, как «Unreal Tournament 2004» или «Call of Duty», способствовало усилению функции контрастной чувствительности.

Это способность различать тонкие изменения яркости изображения. Более того, это один из первых визуальных навыков, появляющихся у детей, который со временем ослабевает. Исследователи также считают, что компьютерные игры могут использоваться в будущем для коррекции плохого зрения.

8. Уровень интеллекта


«Call of Duty»
Пока неясно, улучшают ли компьютерные игры общий уровень интеллекта, похоже, что они помогают научить человека новым навыкам и укрепить их. Это не обязательно означает, что человек станет умнее.

Есть несколько игр, которые были разработаны для улучшения способности разрешения проблем, критического мышления и понимания прочитанного. Конечно, есть также большое количество учебных приложений и игр для детей всех возрастов.

9. Общее качество жизни


«Unreal Tournament»
Независимо от того, является ли человек хардкорным геймером или нет, компьютерная игра может улучшить его общее качество жизни. Она может, например, улучшить его физическую форму или помочь достичь своей цели. Если подумать о себе как о персонаже 1-го уровня, можно определить области, нуждающиеся в улучшении.

После этого нужно работать над этими способностями и следить за своим прогрессом. Так можно «проработать» практически все аспекты жизни. Можно использовать стратегии, которые были разработаны в играх, и применять их в реальной жизни, чтобы достичь своих целей.

БОНУС


Тем, кто совсем против компьютерных игр стоит узнать про .

Едва ли не на каждом шагу мы слышим о том, что играть в компьютерные игры вредно, поскольку эти игрушки не просто «вырывают» нас из реальности, но и вызывают устойчивую зависимость. Однако подобные факты не имеют под собой научного обоснования и официально не подтверждены. Зато польза от компьютерных игр доказана. Существует, по крайней мере, 7 причин, чтобы начать играть в компьютерные игры.

19:51 19.02.2015

2. Геймеры благодаря играм повышают уровень владения английским языком.

World of Warcraft, Call of Duty и другие подобные экшены и шутеры способствуют популяризации английского языка. Например, одно из исследований в Швеции показало, что молодежь, играющая в компьютерные игры, около 10-12 часов в неделю общаются онлайн на английском языке (письменно или устно). Причем, в играх часто используется разговорный язык с выражениями и словами, которых нет ни в общей школьной, ни в университетской программах.

3. Компьютерные игры - источник новых знаний.

Опрос создателей популярной игры WOT (в народе - «танчики»), показал, что игроки стали больше интересоваться военной историей, в том числе, танкостроением, благодаря чему стали чаще посещать музеи и тематические выставки. И, что важно, не в одиночку, а вместе со своими супругами и детьми.

Еще один игрок WOT под ником Swordman пишет: «А у меня лично печаль: когда смотришь старые военные фильмы, то сразу замечаешь, что вместо немецких танков наши только в квадратном обвесе из крашеного дерева. Раньше не замечал, а сейчас даже по каткам сразу все видно».

4. Игры улучшают координацию и память, развивают логическое мышление.

Лучшим подтверждением этому служит тот факт, что некоторые школы в Европе используют компьютерные игры (к примеру, Minecraft), чтобы развивать у детей моторику и логическое мышление, а многие хирурги предпочитают играть в шутеры, чтобы тренировать координацию движений.

На форуме WOT один из игроков (под ником Asasinhope) написал, что увлечение играми даже спасло его жизнь: «Отскочил от машины у которой сорвало колесо, думаю чисто из за реакции которую приобрёл в шутерах».

5. Благодаря играм можно знакомиться с новыми людьми и даже найти свою половинку.

Это неправда, что заядлые геймеры - люди, оторванные от реальной жизни. Даже наоборот, они более активны социально, чем многие «не игроки». К примеру, исследования Американской ассоциации производителей развлекательного компьютерного обеспечения показали, что большая часть игроков регулярно занимается спортом, перечитывает свежие новости в газетах или онлайн, занимаются творчеством и регулярно посещают кино, театры и музеи. Согласитесь, совсем не похоже на социальную изоляцию.

На уже хорошо нам знакомом форуме «танкистов» игрок под именем AmberMind пишет: «Исходя из личного опыта, - в онлайн игре действительно можно встретить очень отзывчивых людей, которые придут на помощь в трудную минуту. Это здорово! Кстати, примеров, когда знакомства в играх приводили к созданию счастливых семей, тоже достаточно».

6. Шутеры и экшены - отличный способ выплеснуть негатив и агрессию.

Исследования доказывают, что игры помогают больным отвлекаться от боли, а при накоплении агрессии и негатива в реальной жизни - это отличная возможность выплеснуть ее виртуально.

А вот и пример из жизни. Mrtimoxa, заядлый танкист пишет: «Играю после работы. пару часов - и вся агрессия накопленная за день уходит. Нашел друга в рандоме оказалось живем в соседних районах теперь периодически ходим играем в боулинг».

7. Компьютерные игры развивают творческий потенциал и фантазию.

Выполняя различные задания, находя возможные способы решения поставленных задач, человек развивает свое творческое мышление и умение мыслить вне рамок.

TotalDespair, игрок WOT считает, что «стратегические и тактические игры развивают глобальное мышление, больше уделяешь внимание мелочам. Для людей творческих профессий игры - порой, источник вдохновения, как и музыка, книги, фильмы. А еще, в моем случае, командная игра (в реалиях WoT я имею в виду взвод) - это лишний повод пообщаться с друзьями, с которыми географически не всегда выходит поддерживать регулярное общение».

МОСКВА, 1 окт - РИА Новости. Длительные наблюдения за работой мозга геймеров показали, что лучше всего развивает и стимулирует нашу нервную систему не головоломки и игры на сообразительность, а стрелялки и аркады, заявляют нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences.

"Современные видеоигры эволюционировали в очень сложные феномены, воплощающие в себе многие принципы, которые психологи, нейрофизиологи и педагоги считают фундаментально важными для появления позитивных изменений в поведении человека, увеличения пластичности мозга и всей его способности к обучению в целом. Игры по своей природе являются проактивной формой обучения, которые обычно бывают эффективнее, чем пассивное приобретение знаний", — заявил Шон Грин (Shawn Green) из университета штата Висконсин в Мэдисоне (США).

Грин и его коллега Аарон Зайтц (Aaron Seitz) из университета Калифорнии в Риверсайде (США) выяснили, что компьютерные игры различных жанров крайне неодинаково влияют на развитие и работу нашего мозга, проанализировав то, как некоторые популярные сегодня игры влияли на психику и когнитивные способности молодых людей в экспериментах, которые проводили другие ученые.

Ученые: роль супергероя в компьютерной игре делает человека добрее Исследователи полагают, что большее влияние на поведение людей оказывает азарт и вовлеченность в процесс игры. Создание игр с героическими персонажами может способствовать распространению соответствующего социального поведения.

В их число вошли несколько шутеров, в том числе Wolfenstein и GTA, социальные игры вроде Sims, строительные "песочницы" (Minecraft), казуальные мобильные игры, такие как Angry Birds и Candy Crush, а также ряд развивающих игровых приложений, предназначенных специально для развития мозга.

Как показали наблюдения Грина и Зайтца, не все компьютерные игры одинаково полезны для развития интеллекта - к примеру, "песочницы", казуальные игры, карточные игры вроде Heartstone не влияли положительно на работу мозга игроков и не содержат в себе таких вещей, которые стимулировали бы развитие когнитивных способностей.

С другой стороны, достаточно неожиданным образом стрелялки и аркады достаточно неплохо улучшали умственные способности геймеров и справлялись с этой задачей не хуже, чем специально разработанные для этих целей игры.

Ученые доказали бесполезность интеллектуальных игр для мозга Многие из нас играют в интеллектуальные игры, полагая, что эти дорогостоящие игры могут сделать нас лучше в плане выполнения повседневных задач, однако до последнего времени научного подтверждения их эффективности не существовало.

"Стрелялки оказались связаны с улучшенным вниманием к деталям, ускорению обработки информации в мозге и с рядом других когнитивных функций, в том числе и с развитием умозрительного зрения и воображения. Что интересно, игры на сообразительность обычно воплощают в себе достаточно малое число этих свойств", — пишут авторы статьи.

Тем не менее, как подчеркивают ученые, не стоит забывать о том, что у компьютерных игр есть и негативные стороны. Хотя они и не способствуют развитию дефицита внимания, как считают многие родители, есть свидетельства того, говорит Грин, что они снижают интерес ребенка к тому, что происходит в учебном классе, а также обладают рядом других негативных социальных эффектов.