Что такое технологическая карта в школе. Технологическая карта урока по фгос. Ключевые отличия между технологической картой и конспектом урока
«Виды и структура технологических карт»
Вайсброт Кристина Сергеевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Колбинская СШ»
п. Колбинский
Сегодня учебный процесс направлен на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию знаний. Иными становятся и роли участников образовательного процесса: школьники погружаются в деятельность, где они выступают в роли ее активного субьекта, а педагог – в роли организатора коммуникации. Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планируемой учебной деятельности. И чтобы правильно простроить урок, для этого необходимо учитывать требования стандарта, поэтому необходимо правильно составить технологическую карту урока. Но при составлении технологической карты урока мы сталкиваемся с такой проблемой как выбор вида карты и её структуры.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Если данное понятие перенести на образовательный процесс, то мы видим, что технологическая карта урока, это есть документация, которая показывает процесс обработки изделия (в качестве изделия являются учащиеся и их знания), указаны операции при помощи которых обрабатывается данное изделие. Оговаривается время, за которое должны получить планируемый результат. Следовательно, технологическая карта – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку .
Основной задачей технологической карты, является отражение «деятельностного подхода» в процессе обучения. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Сегодня основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Тогда появляется еще проблема, необходимо понять, каким образом возможно формировать УУД на уроках. И решить данный вопрос нам помогает технологическая карта.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Итак, как и традиционный урок, урок по новому стандарту также подразделяется на этапы, и их количество будет зависеть от типа запланированного урока. Но мы можем выделить основные этапы, которые присуще всем типам урока:
Этап организации учебного занятия;
Этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности;
Основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
Этап подведения итогов учебного занятия;
Рефлексия.
Исходя из ряда предложенных вопросов по подготовке технологической карты и выделенных этапов урока, можно выделить следующие этапы урока в рамках ФГОС:
1-й этап. “Организационный момент - Самоопределение к деятельности”. На данном этапе урока, учитель задаёт темп урока, а деятельность учащихся – это подготовка к уроку.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Задача, стоящая перед учителем на данном этапе, это выявление уровня знаний учащихся и определить места затруднения. Ученики, на данном этапе, выполняют предложенные задания, проявляют свои знания и умения.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Учащиеся, должны поставить цель занятия и полностью сформулировать тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства.
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Сегодня нам предлагается большое количество вариантов форм технологических карт. Это говорит о том, что до сих пор нет единого ответа на вопрос, что же такое технологическая карта.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г., устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным , включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Исходя из стандарта мы видим, что основной целью образование становится развитие личности ребёнка. Следовательно, учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы отвечать требованиям стандарта, а для этого необходимо умение планировать и строить урок с учётом формирования запрашиваемых результатов обучения. Поэтому учителю важно уметь правильно составлять технологическую карту урока, в которой будут отражены: деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке, виды работы, предполагаемые результаты.
Поэтому общими чертами для всех видов технологических карт являются: деятельность учителя и деятельность ученика.
На сегодняшний день существует множество форм технологических карт. Наиболее популярными формами, считаются следующие:
Технологическая карта урока (характеристика этапов урока) (Приложение 1);
Технологическая карта урока (организационная структура урока) (Приложение 2);
Технологическая карта урока с дидактической структурой урока (Приложение 3);
Технологическая карта урока с методической структурой урока (Приложение 4);
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС (Приложение 5).
Использование технологических карт урока позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.
Технологическая карта урока - это, есть документ, разрабатываемый преподавателем на каждое урок для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учеников, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
Карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и обучащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Удачным урок считается, когда он логично и правильно простроен, план его составлен в соответствии с дидактическими принципами и правилами и по окончанию поставленная цель была достигнута.
С сентября 2013 года педагогические работники образовательных организаций округа начали обучение на курсах по ФГОС ООО. Занятия проводят преподаватели Центра развития образования г.Самары.
Темы, которые рассматриваются педагогами на курсах, касаются нормативно-правовой базы введения ФГОС, использования системно-деятельностного подхода и педагогических технологий.
В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологическу ю карту урока.Что это такое?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема | |
Цель | |
Задачи | Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
УУД |
|
Планируемые результаты |
Предметные:
Личностные: Метапредметные: |
Основные понятия | |
Межпредметные связи | |
Ресурсы:
|
|
Формы урока | фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая |
Технология |
Дидактическаяструктура урока | Деятельностьучеников | Деятельностьучителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
---|---|---|---|---|---|
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время:Основные этапы: |
(Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). |
||||
Проверка домашнего задания Время:Этапы: |
|||||
Изучение нового материала Время:Этапы: |
|||||
Закрепление нового материала Время:Этапы: |
|||||
Контроль |
|||||
Рефлексия |
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может меняться в зависимости от типов урока.
Представленная форма технологической карты урока разработана и используется в ГБОУ СОШ № 1467 г Москвы.
Следующие формы технологических карт были предложены учителям биологии на занятиях курсов по ФГОС ООО в сентябре 2013 года в г. Похвистнево преподавателем ЦРО Тепловым А.А.
Урок биологии, 6 класс (7 класс по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина)
Тема: Царство грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов. Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.
Обучающие задачи
- Рассмотреть особенности строения грибов.
- Выделить характерные признаки этих организмов.
- Познакомить с особенностями питания, размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
- Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
- Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.
Этапы урока | Задачи | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. | Настраиваются на работу. | Сотрудничество с учителем | |
2. | Подготовка к основному этапу | Актуализация знаний. |
Вопросы классу:
Вдоль лесных дорожек
|
Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, формулируют тему урока и его цель. | -Самостоятельное формулирование темы и цели урока | |
3. | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о царстве грибов |
Грибы. Общая характеристика (Информационный модуль) (ФЦИОР) |
Рассказывает о грибах с использованием модуля:
|
Воспринимают новый материал. | -Умение слушать |
4. | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, их корректировка |
Таблица «Общая характеристика Грибов». (ЕКЦОР) |
Просит учеников перечислить отличительные признаки грибов (какие они запомнили). Затем демонстрирует готовую таблицу с признаками. Проблемные вопросы:
|
Называют признаки, затем сравнивают свои ответы с предложенной таблицей, корректируют знания. Заносят таблицу в тетрадь. Называют грибы и деревья, под которыми они растут. Объясняют образование микоризы. |
|
5. | Закрепление новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий. |
Строение шляпочного гриба. (ЕКЦОР) Грибы. Общая характеристика. (Модуль для контроля) (ФЦИОР) |
Задание 1:
Задание 2:
Задание 3:
Задания в модуле:
|
Весь класс работает с муляжами. Затем один из учеников работает у доски с тренажером, показывает и рассказывает о строении гриба. Ученики работают с сигнальными карточками (красная -ядовитый, зеленая - съедобный гриб). Фронтальная работа. Разгадывают загадки. Ученики по очереди выходят к компьютеру, выполняют контрольные задания, класс следит за правильностью, если не верно - поднимают красные сигнальные карточки, вносят исправления, поясняют ошибку. |
|
6. | Подведение итогов урока | Анализ и оценка успешности достижения цели |
Проблемный вопрос: Как вы считаете, правильно ли то, что грибы определены в отдельное царство? Докажите это. |
Отвечают на проблемный вопрос. | Анализ, построение логической цепи рассуждений | |
7. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания. | Дает на выбор три уровня задания:
|
Записывают варианты домашнего задания |
Предмет:
биология
Класс:
7
УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Тема урока:
Размножение и развитие насекомых
Тип:
урока комбинированный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
Организация начала занятия |
Готовность наглядности на доске и оборудования к уроку. Приветствует детей. Создает позитивный настрой. Задание «Верна ли схема?» Направляет на уточнение текущей изучаемой темы. Показывает слайд - шоу «Насекомые», читает стихотворение о насекомых. Знакомит с «гостем» урока кузнечиком Кузей |
Определяют правильность схемы, дополняют ее. Слушают стихи, музыку |
Создают свои обобщенные образы класса насекомые |
Приветствуют учителя Машут гостю, знакомятся с ним |
Сотрудничество с учителем Планирование удачного сотрудничества на уроке |
Настраиваются на работу, на тему урока. Озвучивают текущую тему |
|
Проверка выполнения домашнего задания |
Показывает интерактивный слайд с системами органов насекомых. Проводит тестирование, организует взаимопроверку тестов самими учащимися и выставление ими оценок за работу. |
Узнают и называют по силуэтам системы органов насекомых | Анализ, выделение признаков | Работа в парах | Учебное сотрудничество | Контроль | Умение самооценивания, взаимооценивания |
Актуализация знаний |
Акцентирует внимание на ромашку на доске (на лепестках - знания о насекомых). Двух лепестков не хватает. Направляет учащихся на формулирование темы, которую осталось изучить. |
Актуализируют уже имеющиеся знания, определяют, что о насекомых им пока не известно |
Устанавливают связи между частным и общим. Синтез - составление из частного целого. |
Формулируют тему урока | Предвосхищение уровня усвоения знаний. | ||
Усвоение новых знаний и способов действий |
Рассказывает о половом диморфизме (с помощью ЭОР), строении половой системы, типах развития насекомых, отрядах насекомых с полным и неполным превращением. Организует сравнение типов развития насекомых с помощью проблемных вопросов. Показывает флеш - анимацию «Рождение бабочки» |
Слушают рассказ учителя, знакомятся со слайдами, работают с учебником. Сравнивают 2 типа развития насекомых с помощью проблемных вопросов учителя. |
Усвоение и поиск необходимой информации. Сравнение с целью выявления черт сходства и различия |
Диалоги с учителем Диалоги с учителем, мини - диспут |
Сотрудничество с учителем Сотрудничество с учителем и со сверстниками |
||
Первичная проверка понимания |
Вопросы классу:
|
Отвечают на вопросы учителя | Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента. Анализ. | Диалоги с учителем | Сотрудничество с учителем | Оценка и самооценка | Осознание уровня и качества усвоения знаний |
Закрепление знаний и способов действий |
Игра: Задание: Задание: Задание: |
Выполняют задания с помощью интерактивных ресурсов, карточек. | Установление причинно - следственных связей. Самостоятельность в решении проблемы поискового характера. | Проверяют прочность усвоения полученных новых знаний. | Осознание каждым учащимся, что усвоено и выявление возможных пробелов. | ||
Обобщение и систематизация знаний |
Добавляет в ромашку знаний о насекомых последние лепестки. Подводит к промежуточным итогам проекта, в рамках которого идет урок. Организует предварительную защиту статьи в ПскоВики. Направляет учащихся на формулировку вывода проекта. |
Воспроизведение основного вопроса проекта, проблемных и учебных вопросов, ответы на них. Выступление руководителей исследовательских групп, показ статьи в Интернет. |
Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Умение анализировать результат и делать выводы. Построение логической цепи рассуждения. |
Слушают выступление своих товарищей. Участвуют в коллективном обсуждении. | Умение полно и точно выражать свои мысли. Владение монологической речью. | Формулируют вывод всего проекта | |
Контроль и самопроверка знаний | Предлагает заполнить листы самооценки работы в рамках проекта. | Проводят самооценку работы на ПскоВики. | Умение оценивать себя, свою работу с использованием разработанных критериев оценки. | ||||
Рефлексия | Предлагает поместить на доску в «вазу» цветы розовые или синие (комфортность на уроке) | Диалог с учителем. | |||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Информирует о подготовке к защите проектных исследовательских работ (к следующему уроку). | Записывают домашнее задание, выслушивают инструкции учителя по выполнению работы в тетради. |
Ресурсы:
- Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
- Электронное учебное издание - мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
- Интернет - ресурс ПскоВики.
Технологическая карта урока - передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контексте она представляет собой новую форму проектирования взаимодействия учеников и учителей. Оформляется неизменно в виде таблицы, где отражаются:
- цели и задачи занятия;
- действия педагога и учащихся;
- формы взаимодействия;
- планируемые образовательные результаты.
Технологическая карта урока по ФГОС: образец документа
В отличие от традиционного конспекта урока, образец технологической карты урока по ФГОС предполагает лаконичную подачу информации и следование установленной структуре, благодаря чему обеспечивается достижение учениками предметных и личностных компетентностей, освоение УУД. Документу присущи алгоритмичность, структурированность, интерактивность и технологичность. Технологические карты уроков по ФГОС позволяют выстроить учебное занятие в таком ключе, чтобы вызвать искренний интерес у всех участников учебного процесса, обеспечивая детей необходимыми навыками и знаниями, развивая творческое сознание.
Ключевые отличия между технологической картой и конспектом урока
Карта | Конспект |
Отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем | Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся |
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД | Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке |
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных | Перечисляет общие цели учебного занятия |
Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия:
- прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности;
- планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие);
- достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий;
- анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала;
- детализировать содержание занятия;
- организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой;
- согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения;
- реализовывать на практике межпредметные связи.
Схема технологической карты урока по ФГОС
В связи с тем, что переход на ФГОС был успешно осуществлен на всех уровнях школьного обучения, все учителя знают, что такое технологическая карта урока по ФГОС, и активно пользуются ими для сокращения времени подготовки к учебным занятиям и планирования эффективного учебного процесса. Развитие и популяризация ИКТ в российской педагогике позволяет учителям пользоваться специальными программами - электронными конструкторами, - ускоряющими процесс создания техкарт уроков.
Существуют единые принципы составления технологических карт урока , хотя форма и структура документа на законодательном уровне не урегулированы. Опытные педагоги, давно практикующие составление техкарт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа:
- Особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
- Указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы.
- Вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя.
- Перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы.
- В качестве дополнения в таблицу можно добавить графы «Использование ИКТ», «Время» и «Промежуточный контроль усвоения материала», а в качестве приложений к ней использовать схемы, тесты или образцы решения.
Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно!
За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.
Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста техкарты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки.
Таким образом, начиная работу над технологическими картами уроков по ФГОС , необходимо следовать алгоритму действий:
- Определить вид и место урока в изучаемом разделе или теме.
- Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия.
- В соответствии с видом урока обозначить его этапы, сформулировав цели каждого из них.
- Обозначить УУД и результаты каждого из этапов урока.
- Определить формы работы на уроке и принципы взаимодействия педагога и учащихся.
Учитывая принципы системно-деятельностного подхода даже молодой педагог сможет составить по образцу технологических карту урока по ФГОС .
Технологические карты уроков по ФГОС: примеры
Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока по ФГОС , перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.
Обобщенно-графический сценарий учебного занятия. Вариант 1.
Технологическая карта урока по ФГОС . Вариант 2.
Более подробная таблица разделяет деятельность учителя и учеников, а работу последних на регулятивную, коммуникативную и познавательную.
Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:
- осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
- обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий;
- эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы;
- обеспечивать реализацию метапредметных связей;
- выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.
Цели для ученика: | Цели для учителя: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
Тип урока: | Форма урока: |
Опорные понятия, термины | Новые понятия: |
Формы контроля: | Ресурсы: основные: дополнительные: |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | Формируемые УУД | Планируемый результат |
|
Самоопределение к деятельности | ||||||
Актуализация знаний | ||||||
Постановка учебной задачи | ||||||
Решение учебной задачи | ||||||
Первичное закрепление | ||||||
Динамическая пауза | ||||||
Работа над пройденным материалом. | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||
Рефлексия. Оценка |
Предварительный просмотр:
СПб ГКУЗ « Детский санаторий « Берёзка». Школа».
Технологическая карта урока
(В соответствии требований ФГОС)
Учитель начальных классов:
Панова Алевтина Петровна.
Технологическая карта урока.
Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) в их деятельностном характере.
Главная задача - развитие личности ученика.
Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели.
ФГОС
определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные
ФГОС
, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.
Появилось новое понятие - технологическая карта урока .
Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.
Структура технологической карты:
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;
Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.
Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы:
- «Новый образовательный стандарт второго поколения»,
- «Условия формирования УУД (Универсальные Учебные Действия),
- «Технология работы с информацией» и другие.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
Значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
Появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
Школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе « Самоопределение в деятельности » организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для
реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ?
Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:
1.Определяем тему учебного материала.
2.Определяем дидактическую цель темы.
3.Определяем тип урока:
Примерные типы уроков по ФГОС:
- урок первичного предъявления новых знаний;
- урок формирования первичных предметных умений;
- урок применения предметных умений:
- урок обобщения и систематизации знаний:
- урок повторения; урок контроля знаний и умений;
- коррекционный (урок исправления ошибок)
- комбинированный урок;
- урок учебной экскурсии:
- урок решения практических, проектно-исследовательских задач;
4.Продумываем структуру урока.
5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).
6.Продумываем отбор содержания учебного материала.
7.Определяем выбор методов обучения.
8.Выбираем формы организации педагогической деятельности
9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.
10.Осуществляем рефлексию урока.
Требование федерального государственного стандарта : формирование универсальных учебных действий учащихся.
Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.
Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.
В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.
5. Урок контроля знаний и умений.
1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Комбинированный урок.
1) Самоопределение к деятельности (организационный этап).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Решение учебной задачи.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
8. Урок учебной экскурсия.
- Сообщение темы, цели и задачи урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
- Обобщение и систематизация знаний;
- Самостоятельная работа по обработке данных. Оформление результатов с выводами.
9.Урок - исследования.
1.Сообщение темы, цели и задачи урока.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.
4.Операционно-исполнительский этап:
- создание проблемной ситуации
- постановка проблемы исследования
- определение темы исследования
- формулировка цели исследования
- выдвижение гипотезы
- выбор метода решения проблемной ситуации
- составления плана исследования
- открытие нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, создание мотивации на уроке для каждого ребёнка
- Рефлексия. Оценка.
Литература: Федеральный Государственный образовательный стандарт
Технологическая карта урока — это новый инструмент педагогического планирования, обеспечивающий качество процесса ведения образовательной деятельности в рамках конкретного временного промежутка (учебного занятия), содержащий перечень планируемых результатов и пути их достижения в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и форма технологической карты урока по ФГОС
Образец технологической карты урока по ФГОС, который должен быть в методической мастерской каждого учителя, строиться в соответствии со строгой структурой. Такой документ обеспечивает целостное видение учебного материала, позволяет выбирать наиболее эффективные педагогические методы и приемы с учетом цели освоения курса, согласовать действия педагогов и учеников, организовать самостоятельную работу детей, осуществлять точный контроль результатов учебной деятельности.
Благодаря технокарте урока учитель может видеть и контролировать:
- конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности;
- соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность);
- порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.
С учетом перечисленных требований можно с уверенностью сказать, что структура технологической карты должна включать:
Совершенно очевидно, что оптимальной формой для представления структуры урока является таблица, наличие незаполненных элементов (явного признака несовершенства выстроенной системы занятия) в которой сразу заметна.
Образец технологической карты урока по ФГОС составить достаточно просто, опираясь на принципы системно-деятельностного подхода. Так, количество и содержание вертикальных столбцов в таблице определяют ход урока и роли участников образовательных отношений — педагога, учащихся. Количество строк в таблице определяется типом учебного занятия, что свидетельствует о динамичности технокарты.
Образец технологической карты урока по ФГОС
Методисты советуют каждому учителю на первых порах работы по новым образовательным стандартам второго поколения составить образец технологической карты урока по ФГОС — выполнить мини-проект, на данные которого можно будет опираться в дальнейшем при проведении анализов урока. Наибольшие затруднения могут возникнуть во время разделения хода занятия на отдельные этапы, при формулировании целей и прогнозирования результатов конкретного этапа. Преодолеть данные трудности поможет использование методических рекомендаций и пример технокарты урока.
Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю:
- осуществлять педагогическую практику в соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения;
- обеспечивать системное формирование у учащихся универсальных учебных действий; организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- эффективно выполнять поурочное планирование, планирование образовательной деятельности на четверть, учебный годы; обеспечивать реализацию метапредметных связей;
- выполнять диагностику достижения образовательных результатов, определять наиболее эффективные способы ведения педагогической деятельности.