Гитара для скоростной игры. Как развить скорость игры на гитаре. Полезные советы. Упражнения. Поставьте метроном на минимальный темп и начинайте с него

Ниже собрана подборка музыкальных игр и просто ритм-игр для ПК

OSU!

Дата выхода: 2007 г.

Жанр: Музыкальная, бесплатная

Японская музыкально-ритмичная игра в аниме стилистике. Геймплей составляющая довольно проста, игроку предстоит вести курсор за мячиком скачущим по игровым элементам, таковых в игре 3. Ноты - круги на которые необходимо нажать, Слайдеры - Провести мячик по определенной территории, Спиннеры - Максимально быстро вращать «спиннер» чтобы получить как можно больше очков. Сложность состоит в том, что мячик не будет ждать вас, а за каждый пропущенный элемент полоска жизни будет стремится к нулю.

Но не стоит переживать, игра предлагает огромное множество карт разной сложности, число которых пополняется ежеминутно т.к. в игру встроен map editor (редактор карт). Присутствует мультиплеер, где можно посоревноваться в скорости и реакции с друзьями.

Beat Hazard

Дата выхода: 2009 г.

Жанр: Аркада

Увлекательная двухмерная музыкальная инди-игра, которая геймплейно чем-то напоминает небезызвестный аркадный Asteroids, но с более со своими уникальными «фишками» и доработанным геймплеем. Игровой процесс напрямую зависит от импортируемой игроком музыки – чем она громче и интенсивнее, тем сильнее будет стрелять ваше оружие, но и врагов (а также красочных спецэффектов) станет в разы больше.

Под управление игроку поступает маленький звездолет с видом сверху, который противостоит различным астероидам и прочему космическому мусору, распадающемуся от выстрелов на более мелкие обломки. В стане противников есть также космические корабли и боссы. Перемещается звездолет всегда лицом к курсору мыши, туда же и стреляет по врагам. Помимо усиления турелей за счет музыки игрок также может подбирать бонусы силы и громкости, а также может войти в особый боевой режим «Beat Hazard».

BIT.TRIP RUNNER

Дата выхода: 2011 г.

Всего игрокам доступно 4 группировки: Рокеры, Урбанисты, Клаберы и поклонники Караоке. Каждая группировка обладает своими особенностями. Игроки путешествуют по районам, выполняют квесты, улучшают своих персонажей и сражаются со своими противниками в различных стычках, в том числе и на арене в турнирах. Районы постоянно переходят под контроль той или иной группировки, что влечет за собой еще более частые и жестокие стычки.

Groove Coaster

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Аркада

Музыкальная ритм-игра, в которой нужно нажимать на определенные клавиши в ритм звучащей музыке. Проект обладает пиксельной минималистичной графикой с множеством неоновых эффектов, которые возникают в такт музыке. В игре 36 оригинальных треков в различных музыкальных жанрах (от поп-музыки до рок-композиций).

Игровой процесс выглядит следующим образом – у нас есть яркая точка, которая летит в пространстве по заданной траектории. На этой траектории попадаются другие точки, обозначающие нажатие той или иной клавиши. Все действие происходит под определенную музыку и самое главное здесь подстроиться под ее ритм. В игре есть два режима – для одной руки и для двух рук. Второй режим ощутимо сложнее. Визуальную составляющую уровней можно настроить.

Just Shapes & Beats

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Инди

Музыкальная игра с элементами bullet hell, выполненная в минималистичном стиле и построенная на ритме. Вы управляете кубом, которым нужно проходить различные уровни, выполняя это все под ритм музыки, звучащей в данный момент.

Прохождение уровней выглядит следующим образом – в вас летят различные геометрические объекты, а вам, следуя ритму, нужно совершать плавные и резкие движения, уворачиваясь от атак. Периодически на уровнях встречаются мини-боссы, требующие особой стратегии. Смерть здесь не выбрасывает игрока в меню, а является своего рода перемоткой на небольшой отрезок обратно.

Electronauts

Дата выхода: 2018 г.

Жанр: Симулятор

Музыкальная игра, представляющая собой казуальный симулятор ди-джея, и разработанная для очков виртуальной реальности (есть возможность играть и без них). Задача игрока – миксовать различные музыкальные композиции и устраивать самую крутую виртуальную DJ-тусовку.

В игре хорошая анимация, отличные спецэффекты и большой выбор различных инструментов, позволяющих изменять треки, добавляя в них различные звуковые эффекты и пр. Интерфейс интуитивно понятный, а для удобства новичков есть небольшая тренировка, которая, впрочем, не раскрывает всего потенциала предлагаемых инструментов.

В этой статье мы рассмотрим вопросы:

Как развить скорость при игре на гитаре.

Не потерять при этом в качестве и чистоте звука.

Что делать, если прогресс идет медленно

Как достичь совершенства, играя скоростные соло на гитаре? Многие гитаристы задают себе этот вопрос. Особенно если не чувствуют прогресса, или он идет довольно медленно.

Так как же всё-таки научиться играть на гитаре скоростные соло и быстрые партии. Ответ может показаться слишком простым, но это так:

Играйте медленно!

Причем не просто медленно, а настолько медленно, чтобы произведение звучало без запинки ровно. Извлекаемый гитаристом звук должен быть четким и качественным. Нет смысла в скорости если звукоизвлечение размазанное и содержит много посторонних призвуков. Особенно хорошо это слышно при игре на электрогитаре.

Поставьте метроном на минимальный темп и начинайте с него.

Вы думаете, что прогресс уменьшится. Ничего подобного. Чем более медленный темп вы возьмете в начале, тем более быстрого получиться добиться, когда произведение будет полностью разобрано и проиграно.

Когда мастерство гитариста растет?

Только тогда, когда он сосредотачивается на определенном аспекте своей игры.

Многие начинающие гитаристы (подавляющее большинство) думают, что если стараться играть быстрее их прогресс при игре скоростных произведений(и вообще как музыканта) будет идти быстрее.

Это не так. Обратите внимание, если стараться играть сразу быстро, ошибки всегда появляются в одном и том же месте. И на долго в этом месте остаются.

Как отработать красивое и чистое звукоизвлечение гитаристу на быстрых пассажах?

Есть один хороший способ. Берете и ставите на минимум. И играете так любое музыкальное произведение две недели. И через четырнадцать дней вы не узнаете качество и скорость своей игры.

Играя быстрые соло нельзя забывать о разминке и отдыхе для рук

Особенно если вы только начинаете играть и еще не знаете в полной мере всех возможностей своего организма.

Разминка рук перед игрой на гитаре

Вовремя давайте рукам отдых

Если вы чувствуете, что руки устали, появились неприятные или даже болевые ощущения(этого категорически нельзя допускать). Знайте вы «переигрываете». Обязательно дайте рукам отдых до тех пор, пока не почувствуете, что готовы нормально заниматься дальше.

При игре на гитаре (особенно на быстрых пассажах) очень легко переутомить руки настолько, что можно остаться без гитары на несколько месяцев! Не пренебрегайте этим советом, особенно, если вы начинающий гитарист.

В этой короткой статье мы рассмотрели основные полезные советы по улучшению скорости игры на гитаре и чистоты извлечения звука.

Желаю удачи в обучении игре на гитаре.


      Дата публикации: 12 октября 2011 г.

Быстрее!!! Это слово, словно маяк на горизонте, движет многими начинающими гитаристами. Особенно когда дело касается электрогитары. И неудивительно, ведь послушав записи таких мастеров, как Ингви Мальмстин и Джо Сатриани, практически каждый, кто в состоянии отличить фендер от ибанеза, загорится желанием проделать то же самое - повторить эти невероятные запилы и мозговыносящие пассажи. Вы из их числа? Тогда добро пожаловать в серию уроков, посвященную лишь одной теме: «КАК ИГРАТЬ БЫСТРЕЕ?»

С разу бы хотелось упомянуть о том, что ДА - скорость не является основополагающим фактором, определяющим мастерство гитариста. И если сравнивать, скажем, тех же Сатриани и Мальмстина, то, естественно, Мальмстин играет быстрее. Но более мелодичен, более виртуозен, более изощрен, я бы даже сказал, конечно, Сатриани. И потому эти уроки не для тех, кто не знает, чем отличается лидийский лад от дорийского, но хотел бы узнать. Эти уроки для тех, кому действительно нужно увеличить скорость своей игры, но он не знает с чего начать.

И в первую очередь надо сказать, что способов игры на электрогитаре существую немалое количество. Некоторые из них направлены специально на увеличение скорости игры. Рассмотрим их по порядку.

Переменный штрих (alternate picking). То, с чего мы начнем. Принцип его понятен из названия. Это штрих, при котором медиатор постоянно меняет свое направление. Вниз - вверх - вниз - вверх. И, несмотря на то, что сам способ освоить довольно просто, добиться в нем мастерства чертовски трудно. Хороший переменный штрих требует хорошей синхронизации обеих рук - а она вырабатывается годами.

Легато (legato). Под этим словом я подразумеваю такую технику игры, при которой медиатор играет небольшую роль, а всю основную работу проделывает левая рука. Здесь, как вы уже поняли, особой синхронизации не требуется и потому может показаться, что играть легато легче, чем переменным штрихом. Не совсем верно, ведь легато требует дополнительного глушения струн. И уже выбирая из необходимости этого глушения и синхронизации, каждый решает для себя, что легче.

Теппинг (tapping). Основополагателем теппинга считается Эдди Ван Хален. Несомненно, эта техника применялась и раньше, но новую веху в ней открыл именно он. Играя теппингом, гитарист ударяет (tap - удар) кончиками пальцев по грифу гитары, извлекая, таким образом, звуки.

Свип (sweep). Иногда бывает необходимо сыграть пассаж, расположенный на грифе по принципу: «одна нота на струне». Чаще всего это арпеджио. Здесь на помощь приходит свип. При игре этим приемом игры медиатор скользит по струнам вверх и вниз, а пальцы левой руки зажимают нужные лады в нужный момент.

Экономичная техника (economy picking) . Довольно редко встречающийся способ игры, и разработанный, вероятно, специально для того, чтобы играть как можно быстрее. Принцип экономичной техники заключается в комбинации свипа и переменного штриха. Для более подробного объяснения мне придется применить такие словосочетаний, как внешний и внутренний штрихи, а об этом мы еще не говорили. Поэтому вернемся к экономичной технике в соответствующем уроке.

Итак. Что там стояло первым пунктом? Ах да! Переменный штрих. Как я уже сказал - это техника игры, при которой медиатор постоянно меняет направление своего движения. Хорошим примером того, каких высот можно достигнуть в переменном штрихе является композиция Криса Импеллиттери 17th Century Chicken Pickin" с альбома Screaming Symphony 1996 года. Обязательно послушайте, если не сделали этого раньше. Чувствуете атаку медиатора - этот плотный, жужжащий звук? Никогда в жизни, никаким другим способом, будь то теппинг, свип, легато или даже экономичная техника, вы не добьётесь подобного звучания.

Тренируя переменный штрих, нужно помнить несколько вещей.

В первую очередь то, что синхронизация рук вырабатывается очень долго. И еще никто не стал мастером, подержав гитару в руках всего месяц. А потому не надо бросать, не успев начать. Вам будет казаться, что прогресса в технике нет, и что у кого-то, кто выдает по двадцать нот в секунду, скорее всего талант к этому. НЕТ! Они тоже тренировались. Стив Вай тренировался, Джон Петруччи тренировался. И они добились успеха, потому что тренировались, а не из-за дара, выраженного в умении махать пластмассовым треугольником из стороны в сторону.

Отсюда вытекает второй пункт. Отложите в сторону свои сомнения и приступайте к упражнениям, которые будут даны в следующем уроке. Ни в коем случае не играйте быстрее, чем можете. Ведь плохо поставленную технику исправить гораздо сложнее, чем с самого начала делать все правильно. Само собой, необходимо играть на разных скоростях, однако они не должны выходить за пределы возможностей.

В-третьих, чередуйте игру на чистом звуке с игрой на дисторшн. Первое необходимо для того, чтобы вы в действительности осознавали, что делают ваши руки. Второе - чтобы научиться глушить ненужные звуки.

И раз уж мы заговорили про глушение, то четвертым пунктом поставим именно его. Это один из важнейших аспектов игры переменным штрихом. Да впрочем, и игры на электрогитаре в целом. Глушить струны нужно как правой, так и левой рукой. Правая ложиться ребром ладони возле бриджа и глушит все, что ниже той струны, которая в данный момент звучит. А левая - внутренней стороной фаланги указательного пальца глушит все, что выше. Со временем глушение станет для вас абсолютно естественным, и вы даже не будете задумываться о том, что на самом деле вы делаете.

В-пятых, все упражнения нужно выполнять под метроном. Ни в коем случае не позволяйте себе расслабиться и отказаться от его использования. Только с помощью метронома вы сможете контролировать свою скорость и развивать ритмичность. Ведь многие гитаристы могут играть довольно быстро, но не способны сыграть даже простую мелодию на фоне ударных. Вряд ли какой-нибудь группе они нужны.

В-шестых - старайтесь играть экономично. Держите пальцы как можно ближе к грифу, контролируйте амплитуду движений медиатора. Все это в конечном итоге сказывается на скорости.

И последний пункт, как бы странно он не звучал - играйте только переменным штрихом. Дело в том, что я знаю - многим (и я был одним из них) довольно сложно поначалу свыкнуться с мыслью, что после удара вниз обязательно следует удар вверх и наоборот. Ведь играя медленные короткие мелодии (а именно их играют новички) бывает гораздо проще сыграть вниз - вниз, чем вниз - вверх, если первая нота расположена, например, на пятом ладу третьей струны, а вторая на седьмом ладу второй. Не поддавайтесь этому желанию и можете быть уверены - оно пройдет очень быстро.

Что ж, на один урок достаточно, постарайтесь переварить все, о чем я здесь говорил. В следующем уроке мы разберем внешний и внутренний штрихи и приступим непосредственно к упражнениям.

Научиться играть на гитаре – это еще полдела. Для того, чтобы виртуозно играть на струнном инструменте, нужен настоящий талант и постоянная практика.

И некоторые в этом деле настолько преуспели, что показали поистине феноменальные результаты. Кто именно может носить звание самый быстрый гитарист в мире?

Самая быстрая композиция - «Полет шмеля»

Знаменитую композицию «Полет шмеля» не слышал только ленивый. Оркестровая интермедия была написана знаменитым русским композитором Николаем Римским-Корсаковым специально для оперы «Сказка о царе Салтане» в 1899-1900 годах.

«Полет шмеля» из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Если внимательно изучить оперу, то словосочетания «Полет шмеля» там вообще не найдется. Однако, за музыкой крепко зацепилось это название. Музыканты говорят, что это произведение отличается невероятно быстрым исполнением. И главная задача артиста – играть с огромной скоростью. И не удивительно, что гитаристы тренируются играть именно на этой композиции, чтобы развивать свои навыки. И вот, кто особенно преуспел в исполнении.

Самый быстрый гитарист в России

Российский музыкант Виктор Зинчук попал в Книгу рекордов Гиннеса в 2002 году. Он первым получил звание Самый быстрый гитарист в мире. Рекорд его скорости игры на струнном инструменте – 20 нот в секунду. И такой результат он показал в 2001 году, сыграв именно интермедию «Полет шмеля» всего за 24 секунды. Скорость его игры в среднем составляет 270 звуков в минуту.

Музыкант-виртуоз Виктор Зинчук, который к тому же работает композитором и аранжировщиком, имеет еще ряд регалий. Он является лауреатом международных фестивалей и конкурсов, ему присвоены престижные звания Золотая гитара России и Заслуженный артист России, у него в копилке имеется орден «За служение искусству». И это еще не все. Он к тому же является Почетным магистром и ассоциированным профессором Международной академии наук республики Сан-Марино.

Творчество музыканта, к слову, нельзя отнести к определенному стилю или жанру. Он играет разные направления – от фьюжн до хард-рока. К тому же, сочетает разнообразные техники игры и инструменты.

Коллекция игр композитора поистине впечатляет. У него около трех десятком редких струнных инструментов. Почти все он привез с разных гастрольных поездок. Это и боливийская гитара из цельного дерева, и кельтская арфа, и цитра, и ирландская бузуки. А лидеры мирового рынка музыкальных инструментов, а именно американская компания Fender и японская Ibanes каждый год презентуют Виктору Зинчуку свои лучшие гитары и гитарное оборудование. Такие подарки ему поставляют в качестве знака международного признания его таланта.

«Полет шмеля» от гитариста-виртуоза Виктора Зинчука

Стоит отметить, что Виктор Зинчук играет всего девятью пальцами, а не всеми десятью. У музыканта нерабочий мизинец на правой руке. Палец артист сломал во время игры в футбол. Впрочем, свои ценные руки композитор застраховал в страховой компании на 500 тысяч долларов.

Самый быстрый гитарист совмещает игру на инструментах с игрой в футбол. Артист играет за команду звезд шоу-бизнеса, несмотря на некогда травмированный палец. А свое попадание в международную Книгу рекордов Гиннеса он оценивает как «баловство» и «цирковой номер». Он неоднократно об этом заявлял в своих интервью. По его словам, рекорд он установил ради шутки и всерьез его не воспринимает.

Самый быстрый гитарист

Впрочем, есть еще один гитарист-виртуоз, который готов вступить в честную схватку с Виктором Зинчуком. Бразильский музыкант Тьяго Делла Вега установил еще один рекорд и сам же его побил. Это произошло благодаря усердию и старанию гитариста. Поэтому еще в молодости Тьяго стал лидером и был записан в книгу рекордов Гиннеса.


Тьяго Делла Вига родился в бразильском Риу-Гранди-ду-Сул. И музыкой молодой человек увлекся в раннем детстве. В пять лет он уже научился играть на гитаре. Со временем Тьяго понял, что увлечение электрогитарой плавно перетекает в страсть. Поэтому музыкальному инструменту начал уделять все большее внимание.

Гитарист стал заниматься игрой на струнном по несколько часов в день. И уже через короткое время добился феноменальной скорости исполнения. Свои способности и возможности он демонстрировал в группах AfterDark и Fermatha.

Тьяго Делла Вега - самый быстрый гитарист играет «Полет шмеля»

И уже в 2008 году Тьяго в рекордно быстром темпе – 320 звуков в минуту – сыграл «Полет шмеля». Спустя несколько лет рекорд был побит американцем Джоном Тэйлором. Он исполнил «Полет шмеля» со скоростью 600 звуков в минуту. В 2011 году музыкант побил свой и новый рекорд, и сыграл все ту же композицию в темпе теперь 750 звуков в минуту. Сразу после этого Тьяго занесли в книгу рекордов Гиннеса как самого виртуозного гитариста в мире. Но и на этом мастер не останавливается. Он продолжает совершенствовать игру и удерживать престижное звание.

К слову, сейчас Тьяго путешествует по разным странам мира и проводит специальные семинары для своих коллег. На своих уроках он играет на семиструнной гитаре, которая имеет 24 лада и оснащена механизмом Floyd Rose tremolo, the Andrellis TDV.

Самый быстрый гитарист в мире

Впрочем, и Тьяго оставили далеко позади, правда, новый рекорд пока официально не зафиксирован. Если у бразильца получается играть 24 ноты в секунду, то украинец Сергей Путятов осилил 30 нот на секунду.

Сначала уроженец Донецка смог сыграть 27 нот в секунду, а чуть позже он превзошел себя и исполнил на электрогитаре 300 нот за неполных 10 секунд. Сразу после демонстрации способностей Сергею вручили сертификат, который подтверждает его абсолютное чемпионство на Украине. Интервью с самым быстрым гитаристом Украины

Сейчас официально рекорд Сергея Путятова не зарегистрирован, но музыкант во что бы то ни стало хочет попасть в книгу Рекордов Гиннеса. Он, к слову, уже подал туда заявку и ждет визита комиссии. А пока он каждое свое выступление заканчивает демонстрацией суперигры на гитаре.

Успехам гитаристов можно только позавидовать, осталось зафиксироваться все рекорды в книге Рекордов. В нашей следующей статье вы можете прочитать про самые дорогие гитары в мире , ведь без инструмента это просто человек с музыкальными способностями, а с гитарой - музыкант.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Как развить скорость игры на гитаре? Как играть на электрогитаре быстро? Чаще всего ученики спрашивают преподавателей именно об этом. Не так уж и много людей на первом занятии интересуются, или как красиво «петь инструментом». Подавляющее большинство как новичков, так и бывалых гитаристов буквально бредят повышением скорости игры. Кто-то хочет поливать легато как Joe Satriani, кто-то мечтает строчить пассажи переменным штрихом как Paul Gilbert, а кто-то спит и видит, как стучит даунстроком в режиме отбойного молотка свой любимый Master of Puppets.

Чтобы, наконец, расставить все точки над «i», я решил написать данную статью, в которой разъяснены несколько методов увеличения скорости игры на электрогитаре, используемых мной в образовательном процессе. Сразу хочу отметить, что в данной статье не будут затрагиваться технические проблемы, не позволяющие гитаристу набрать желаемый темп (лишние изгибы в запястьях, слишком большой отрыв пальцев, недостаточная амплитуда хода медиатора и прочее). Вышеназванные параметры несомненно важны, но для их разъяснения скорей подойдут видеоуроки, а не текстовое описание. В данной же статье развитие скорости игры на гитаре будет рассмотрено именно с методической точки зрения, а технические проблемы по умолчанию признаются решенными. Речь пойдет об универсальных методах, применение которых может помочь достигнуть желаемых темпов исполнения различных музыкальных фрагментов, которыми могут являться отдельные технические приемы, комбинированный этюд или же гитарная партия реального музыкального произведения. Применение методик будет эффективно в любом случае.

В образовательном процессе я использую 3 метода повышения скорости игры на гитаре :

Каждый из них имеет свои особенности и по-разному эффективен в различных ситуациях. Данные методы представлены в виде формальных пошаговых алгоритмов, в описании которых фигурирует несколько основополагающих понятий. Чтобы исключить возможные двусмысленные трактовки, рекомендую ознакомиться с их определениями. Итак, как же играть на электрогитаре быстро?

Параметры алгоритмов (определения)

Базис — музыкальный фрагмент, принятый в качестве основы для применения метода повышения актуального темпа. Понятие «базис» варьируемо в зависимости от поставленных задач, уровня музыканта, гитарной партии и применяемого метода. Например, если гитарист ускоряет ритм-партию, то базисом может являться фрагмент гитарного риффа. Если необходимо разогнать восходящую гамму переменным штрихом, то вполне логично сделать базисом соответствующий бокс или часть бокса, опять-таки учитывая уровень игры музыканта.

Актуальный темп — темп, в котором гитарист способен идеально сыграть базис не менее 3 раз подряд. Под идеальной игрой понимается одновременное и непрерывное выполнение ряда необходимых для конкретного базиса принципов. При этом в некоторых случаях допускаются помарки, но только при условии, что они носят несистематический характер. Если же ошибка имеет тенденциальный характер, актуальность темпа обязана ставиться под сомнение. Полный перечень принципов игры на электрогитаре описан в соответствующей статье .

Исходный темп — темп, с которого необходимо начинать очередной цикл применения метода. В самом первом цикле данный темп, как правило, представляет собой относительную величину в виде процента от актуального темпа, однако, в последствии для удобства он может приобрести абсолютное значение.

Прогресс — изменение значений переменных алгоритма, совершаемое после выполнения необходимого условия (условия прогресса ).

Целевой темп — темп, который в результате применения метода, должен являться актуальным.

Теперь, вооружившись определениями, можно приступать к рассмотрению каждого метода в отдельности.

Линейный метод повышения скорости игры

Наиболее часто применяемый метод на протяжении всего периода обучения. Его смысл заключается в постепенном приросте актуального темпа при сохранении целостности базиса. Формально метод можно представить в следующем виде:

Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 70-80% актуального темпа
Условие прогресса:
Прогресс: увеличение темпа на 5 bpm

По сути, линейным методом пользуются практически все гитаристы. Принцип до безобразия прост: осуществлять повышение темпа только тогда, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд. Алгоритм продолжается до момента достижения целевого темпа. Стоит сказать несколько слов об исходном темпе при использовании данного метода. Поскольку достигнуть 100% актуального темпа, не прибегая к элементарной разминке, маловероятно, исходным темпом является пониженное значение.

К примеру, если вчера после пары-тройки часов занятий гитарист смог идеально сыграть секстольный пассаж по ля-минорной гамме в темпе 120 bpm не менее 3 раз подряд, то фактически, на тот момент данный темп для него являлся актуальным. Но на следующий день в первые минуты игры взятый ранее рубеж может показаться практически недосягаемым, и чтобы вновь к нему приблизиться, потребуются как разминочные упражнения, так и тренировка самого пассажа. Именно подобного рода фактор учтен в алгоритме.

Аддитивный метод Увеличения скорости

Сферой применения данного метода являются средние и длинные по объему фразы. В отличии от линейного метода, где прогресс заключается в постепенном увеличении исходного темпа при фиксированном базисе, аддитивный метод предлагает зафиксировать исходный темп. При этом базису придается переменное значение, так как именно его увеличение будет являться прогрессом. В свою очередь, условия прогресса линейного и аддитивного метода полностью совпадают.

Базис: часть фрагмента
Исходный темп: 100% актуального темпа
Условие прогресса: идеально сыграть базис 3 раза подряд
Прогресс: увеличение базиса

Рассмотрим применение данного метода на примере все того же восходящего секстольного пассажа по ля-минорной гамме. Допустим, актуальный темп гитариста по отношению к полному пассажу составляет 100 bpm (для 31 ноты). Но если вырвать из контекста только первые 7 нот, то относительно них актуальный темп окажется выше — 140 bpm, например. Таким образом, в применении аддитивного метода значение 140 bpm будет являться фиксированным исходным темпом. Затем в случае выполнения условия прогресса к базису добавляются еще 6 нот. Итого необходимо идеально сыграть 13 нот из 31 не менее 3 раз подряд. Далее алгоритм следует выполнять до тех пор, пока базис не вырастет до своего 100%-го состояния (31 нота).

Хочу отметить, что лично я стараюсь наращивать базис таким образом, чтобы первая и последняя ноты базиса выпадали на клик метронома, так как в этом случае фрагмент будет удобнее и играть, и анализировать. В данном примере результатом использования аддитивного метода будет являться повышение актуального темпа игры ля-минорной гаммы в виде секстольного пассажа со 100 до 140 bpm, что само по себе довольно не плохой результат.

Пирамидальный метод развития скорости

Отличительной особенностью пирамидального метода является условие прогресса. Если в линейном и аддитивном методах прогресс допустим только, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд, то прогресс в пирамидальном методе с качеством исполнения практически никак не связан. Базисом в данном случае опять же является полный фрагмент, прогресс представляет собой ступенчатое увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл) и уменьшение на 15 bpm (четный цикл), а условие прогресса — игра базиса в течение 2-3 минут.

Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 60-70% актуального темпа
Условие прогресса: играть базис 2-3 минуты при каждом изменении темпа
Прогресс: увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл), уменьшение на 15 bpm (четный цикл)

Использование данного метода оправдано, как правило, только в том случае, если применение линейного или актуального методов перестали приводить к повышению актуального темпа. По своему опыту могу сказать, что подобные ситуации возникают не ранее достижения скорости в 10-12 нот в секунду (для сравнения, 12 нот в секунду это секстоли в темпе 120 bpm, квартоли в темпе 180 bpm или триоли в темпе 240 bpm). В свою очередь, вероятность достижения таких темпов при наличии каких-либо серьезных технических проблем достаточно мала. Таким образом, можно сделать вывод, что применение пирамидального метода могут себе позволить только гитаристы, за плечами которых имеется определенный опыт и технические навыки.

Целью пирамидального метода является ознакомление мышц гитариста с работой в режиме высоких скоростей. Во время «вылазки» в запредельные для себя темпы происходит некая имитация настоящей «боевой» обстановки. Руки знакомятся с большими нагрузками, полученная информация «прошивается» в мышечную память, и когда гитарист в результате таких «учений» вернется к своему прежнему темпу и попробует применить линейный или аддитивный методы, прогресс, наконец, сдвинется с мертвой точки и актуальный темп вновь начнет повышаться.

Вернемся к ранее приведенному примеру с восходящим секстольным пассажем по ля-минорной гамме. Допустим, гитарист застопорился на отметке 120 bpm и не может ее преодолеть с помощью первых двух методов. Если его актуальный темп для данного базиса 120 bpm, то исходный темп должен составлять примерно 80 bpm и именно в нем следует поиграть базис в течение 2-3 минут. Затем необходимо проделать то же самое в темпе 80+30=110 bpm, а затем в темпе 110-15=95 bpm. И так далее: 125, 110, 140, 125, 155, 140, 170... После таких процедур актуальный темп может подскочить с отметки 120 bpm до 140 и даже более.

Заключение

Конечно же, применение линейного и аддитивного методов должно проходить только при наличии объективного самоконтроля, который невозможно осуществить без регулярных сессий звукозаписи. В идеале каждый взятый рубеж в 10-15 bpm должен сопровождаться фиксацией своего результата под клик метронома в аудиоредакторе с последующим скрупулезным анализом собственного звукоизвлечения (в том числе с использованием функции замедленного воспроизведения). Применение пирамидального метода в таком анализе не нуждается, так как его основной целью являются тренировочные «забеги на дальние дистанции» в запредельной для себя скорости на гитаре. Однако в этом случае необходимо усилить контроль за возникающими при игре ощущениями, постараться не допускать зажимов и перенапряжений, которые при безмерных стараниях могут сыграть с гитаристом злую шутку.

Поскольку у всех людей разные уровни владения инструментом, разные особенности, разные сильные и слабые стороны, выбор применяемых методов должен осуществляться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, на различных этапах один и тот же музыкальный фрагмент целесообразно разгонять разными методами. В противном случае повышение актуального темпа может занять гораздо более продолжительный период времени. Опять же, гитаристы, которые будут применять данные методы без помощи преподавателя, обречены на самостоятельное решение всех технических проблем, которые могут существенно затормозить процесс повышения актуального темпа, а соответственно и увеличение скорости игры на гитаре. Могу лишь от всей души пожелать таким людям удачи и терпения, а также заверить, что если есть большое и искреннее желание развить скорость игры на гитаре, то обязательно все получится!