Игра Го с нуля (правила игры пришедшим в первый раз). «Постановочные» игры: Го, ч.4 - правила, инвентарь, игровые традиции Го на доске с 38 линиями

Игра го возникла более 3000 лет тому назад в Китае. Это указывает на то, что го одна из старейших стратегических игр в которую продолжают играть и в наше время. Может ли такая древняя игра привлекать людей живущих в наше время, характерное быстрым темпом жизни? Ответ на этот вопрос положительный. Фактически игра становится более популярной, благодаря недавно возникшему буму интереса к го среди молодежи Южной Кореи и Китая.

Говорят, что го требует больше усилий, чем шахматы, но правила этой игры намного проще, их можно освоить за полчаса. Сложность игры рождается из огромного количества возможных в каждый момент вариантов хода. К счастью, мы не можем рассмотреть все варианты при выборе очередного хода. Помните, чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы играете.

В связи с тем, что мы начинаем новую серию статей, позвольте воспользоваться возможностью и начать изучение правил го с их китайского варианта.

Доска и камни для игры в го

Обычно в го играют на доске размером 19х19 пунктов пересечения линий.

На Д.1 показана пустая доска. Девять отмеченных пунктов называются хоси (звезда), и используются для удобства, а так же как пункты, в которые выставляются камни форы при игре с гандикапом. В отличие от большинства других настольных игр, партия начинается с пустой доски. Для игры в го используют камни белого и черного цветов выполненные в форме двояковыпуклой линзы. Чаще всего их изготавливают из пластмасс или из стекла, но в самых дорогих комплектах черные камни делают из сланца, а белые из раковин моллюсков. Полный комплект состоит из 181 черного и 180 белых камней, общее количество камней 361 равно количеству пересечений на доске 19х19. Камни хранят в чашах, изготавливаемых обычно из дерева сочетающегося по цвету с доской, на которой играют. Два игрока ходят по очереди, один камнями черного цвета, а другой белого. Играющий черными всегда ходит первым. Камни выставляются на доску в пересечение линий, не перемещаются и не снимаются с доски в процессе партии, за исключением случаев взятия.

Основные правила го:

  • 1. Камня выставляют в пересечение линий.
  • 2. Первыми ходят черные.
  • 3. Ходы совершаются поочередно.
  • 4. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски за исключением случаев взятия.
  • Цель игры

    В китайских правилах го цель игры состоит в том, чтобы выставить на поле больше «живых» камней, чем это сделал противник. Японские и корейские правила го целью игры провозглашают занятие большей территории, чем у противника. Какие бы мы правила не применяли, результат будет практически всегда одинаков. Оба набора правил поощряют сосуществование с оппонентом, а не уничтожение его. Большинство учебников предоставляет японские правила го, а мы начнем с китайских, потому что они проще для понимания сути игры. Продемонстрируем правила на доске 9х9, игра на ней не осложнена стратегией, как на доске 19х19, а правила и тактика остаются такими же. Я рекомендую начинающим осваивать правила на доске 9х9 перед тем как начинать играть на доске полного формата.

    Обычно в начале партии игроки пытаются установить контроль над углами, как показано на Д.2 . Потом обозначают свою предполагаемую территорию.

    На Д.3 показано как сначала черные, а потом белые используют основные стратегии для расширения своей территории, одновременно уменьшая территорию противника.

    На Д.4 оба игрока укрепляют свои территории. Ход б.28 последний в партии. Оба игрока завершили построение границ своих территорий. До этого момента японские и китайские правила не отличаются. Теперь по китайским правилам оба игрока должны заполнить свои территории камнями своего цвета.

    На Д.5 показана доска после того, как оба игрока заполнили свои территории. У черных на доске 41 камень, а у белых 40. Черные выиграли одно очко.

    Задача 1 . Посмотрите на Д.4 еще раз. Посчитайте территорию белых и черных по японским правилам и вычислите разницу. Если вы посчитаете правильно, то получите ту же разницу в очках, что и при подсчете по китайским правилам. На следующей неделе мы научимся захватывать камни.

    В XVI веке император Японии издал декрет, обязывающий всех государственных чиновников играть в го. Как отзвук тех времен, в некоторых японских и корейских учреждениях сегодня существует традиция: при отборе на должность учитывается умение играть в сложнейшую игру на планете

    Го. Дэнфэн, Китай
    Японские камни двояковыпуклые. Камень зажимается между указательным и средним пальцами и одним ударом ставится на доску, не тревожа соседние

    Академия управления

    Давным-давно, в эпоху династии Цзинь (265–420), дровосек Ван Чжи встретил в лесу двух старцев, сидящих за игральной доской. Заинтересованный, парень подошел и стал наблюдать. Он проголодался, и его угостили фиником. Когда игра закончилась, старцы растворились в воздухе. Тогда Ван Чжи обнаружил, что поседел, одежда его истлела, топорище сгнило, а из брошенной косточки выросло дерево. В родной деревне его не узнали, и только дряхлая старуха вспомнила, как сто лет назад некий дровосек ушел в лес и пропал. Завораживающей игрой, изменившей судьбу Ван Чжи, была го.

    Го - единственная игра своего семейства. Предки ее не найдены, она будто с неба упала, а все потомки возникли уже в XX веке. Го столетиями культивировалась исключительно в Азии, у нее нет аналогов в Европе, Африке и Америке. В Древнем Китае игра носила название «и» (искусство), а позже - «вэйци», что означает «игра окружения». То же значение имеет корейское слово «бадук» и японское «и-го», которое в слегка сокращенном виде разошлось по миру.

    Изобретение го приписывают придворным китайского императора Яо. По легенде, его сын Даньчжу имел вздорный нрав, и советник Шунь придумал игру, обучающую гармонии и рациональному мышлению. Первые игральные доски были обнаружены в гробницах династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.). В эпоху династии Тан (618– 907) го распространилось в Китае повсеместно. Умение играть вошло в число «четырех достоинств» ученого мужа: го, игра на цине (струнный инструмент), каллиграфия и живопись.

    В VII веке го завезли в Японию. В следующих двух столетиях игра служила развлечением исключительно императорскому дому, и только в 701 году была разрешена для всех. Именно на островах она обросла ритуалами, получила государственную поддержку, а во времена сёгуната превратилась в военную дисциплину. Стратегическую игру считали хорошей тренировкой для управления армией на поле битвы. На протяжении столетий японцы доминировали в го. Крупнейшие корпорации выступали спонсорами соревнований, была основана национальная федерация. Однако в конце XX века пальму первенства перехватила Южная Корея, а на пятки ей стал наступать Китай.

    Го считается сложнейшей игрой в мире, хотя правила ее запоминаются за пять минут. Большинство игр не ставят задач выше тактических. В них четко очерчена конечная цель: мат, получение дамки, вывод фишек. В го победы можно добиться миллионом различных способов, поэтому на первый план выходит стратегия: запутать противника, утаить от него свои намерения, расставить сети и заманить в ловушку. Простые тактические приемы требуют постоянного переосмысления, традиционно выигрышных дебютов не существует. Оценить потенциал всех построений, реализовать его и не дать это сделать противнику - сложнейшие задачи, которые приходится решать одновременно.

    На Востоке говорят: «Го учит жить». Агрессивная манера игры может привести к потерям, а глухая защита - к нехватке очков. Зачастую росту мешает не отсутствие навыка, а изъяны характера: рассеянность, забывчивость, нерешительность, жадность. Чтобы совершенствоваться в го, игроку остается только одно - совершенствовать самого себя.

    Го. Правила игры


    В го играют на доске 19 х 19 линий. Начинающие тренируются на досках 9 х 9 и даже 5 х 5. Противники по очереди выставляют камни на перекрестья линий или пасуют. Цель игры - отгородить себе как можно больше свободных перекрестков. У каждого игрока достаточно камней, чтобы заполнить всю доску.

    Правило коми

    Играющий черными ходит первым - на Востоке черный цвет символизирует агрессию. Для компенсации преимущества черных белые получают 6,5 очка. Из-за дробности форы в го не бывает ничьих.

    «Дыхания» и «жизнь»


    Камень на доске граничит максимум с четырьмя свободными перекрестками (на краю доски - с тремя, в углу - с двумя). Пока у камня или группы камней есть хотя бы одно «дыхание» (контакт со свободным перекрестком, по-японски - дамэ), они «живут». Если все дамэ перекрываются противником, камни «умирают» и снимаются с доски.

    Суицидальные ходы


    Ставить камень в точку, где нет выхода на свободный пункт, запрещено, если только этим ходом не производится взятие камня или группы соперника.

    Ситуация ко


    В игре случаются расстановки, при которых игроки могли бы бесконечно захватывать камни друг друга, делая ход на одно и то же перекрестье. В такой ситуации правила запрещают повторные взятия. Игрок, уступивший камень, обязан сходить на другой пункт доски или спасовать.

    Подсчет очков

    Если игрок не видит ходов, которые могли бы принести ему дополнительные очки, он пасует. Если оба игрока пасуют подряд, игра считается оконченной. С доски снимаются «пленные» камни - те, что были бы захвачены при последовательном доигрывании партии. Игрок получает по одному очку за каждый свободный перекресток, окруженный своими камнями, и за каждый захваченный камень противника. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

    Варианты. Тактика го

    Го - это игра в основание царства. Ее участники строят форты, проводят границы и захватывают столько «земли», сколько могут удержать. Если шахматная партия заканчивается уничтожением армии противника, то партия в го - перемирием и обменом пленными. Шахматы воспитывают бойца, полководца, а го - правителя, организатора.

    1 Крепости

    Камень, выставленный на доску, не двигается и может избежать окружения только в составе группы. Но и объединенные камни возможно захватить, окружив их все разом. Крепости защищают с помощью пустот - «глаз». Если у группы больше одного «глаза», она бессмертна независимо от размера пустот. Это не правило, а всего лишь следствие запрета на суицидальные ходы. Бессмертная группа называется крепостью.

    2 Сторожевые камни

    Крепость нельзя разрушить. Но если она достаточно велика, то противник может занять пространство внутри нее. Чтобы защитить свои земли, на них расставляют сторожевые камни.


    3 Лестница

    Ситуация погони, в которой черные не могут сбежать, пока белые не прекратят преследование или пока не будет достигнут край доски.

    4 Гэта

    Построение, при котором у камней еще есть «дыхания», но блокирующий камень противника не дает им бежать: при любой попытке вырваться они будут взяты. Словом «гэта» называется также японская сандалия, в просторечии - башмак.

    5 Атари

    Позиция, в которой камень (или группа камней) имеет только одно дамэ и следующим ходом может быть снят с доски, называется атари, то есть «опасность».

    6 Сэки

    Если ни один из противников не может сделать ход без угрозы потерять группу, говорят о ситуации сэки («преграда»). При подсчете очков все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты - свободными.


    В комплект го входит игровое поле, камни и чаши. Основание китайских камней плоское, материалом для них в древности служило стекло, а ныне - искусственный камень юндзи. Поля в Китае делали матерчатыми или кожаными.

    В Японии гобан (очень толстая доска-столик) традиционно разлиновывается при помощи катаны. Мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает густую краску, после чего поверхность полируется. Лучшие гобаны делаются из хвойного дерева кая (торрея орехоносная).


    Японские женщины играют в го. Фотография, раскрашенная акварелью, 1905 год


    Мужчины за настольной игрой. Резьба по дереву на вратах синтоистского святилища Никко Тосё-гу в японском городе Никко, префектура Тотиги


    Дети, повздорившие из-за игры в го. Художник Тории Киёнага (1752–1815) . Гравюра на дереве, размер 25,6 х 28,7 см


    Зайцы и обезьяны играют в го. Художник Сэттэй Хасэгава (1819–1882) . Рисунок, чернила, размер изображения 10 х 17,3 см


    Мужчины и женщины играют в го. Фотографический отпечаток, раскрашенный акварелью. Япония, 1877 год


    Попытки обучить компьютер го предпринимались с 1980-х годов, однако лишь в 2016-м нейросеть AlphaGo смогла обыграть игрока-профессионала Ли Седоля

    Фото: iStock, Diomedia, Getty images, Alamy / Legion-media, iStock, Library of Congress (x3)

    Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».

    Игра Го - интеллектуальная настольная стратегическая игра, официальный вид спорта в России с 1984 года, с увлекательным игровым процессом и мощным развивающим эффектом.

    Аналогично шахматам и шашкам игра Го входит в программу Олимпиады по интеллектуальным видам спорта (Интеллиада). Практика игры Го полезна людям как с техническими специальностями, так и с творческой направленностью, поскольку усиливает врожденные таланты и способности практически в любой сфере. Для людей работающих в управленческой сфере игру Го можно считать обязательным к изучению искусством.

    Го - игра для развития и для удовольствия! При освоении игры с любого возраста возможен путь спортивной карьеры вплоть до гроссмейстера России.

    В то же время для многих Го - это увлекательное общеразвивающее хобби, возможность интересно и с пользой проводить вечера в кругу семьи или просто для удовольствия поиграть с другими игроками на онлайн серверах..

    Данная игра - это утончённая духовная и интеллектуальная борьба с дружественным соперником, это диалог, который ведётся не словами, а камнями на доске. Игровой процесс исключает возможность нечестной игры, предписывает соблюдение этикета и высококультурное вежливое поведение - всё это наследие Го, как древнейшего восточного императорского искусства.

    Го онлайн с реальными людьми через интернет

    В нашей системе предусмотрена онлайн игра Го с классическими правилами. Вы можете абсолютно бесплатно поиграть в нее через интернет с живыми игроками - самыми настоящими, реальными людьми со всего света или с компьютером. У вас будет возможность играть без регистрации, для этого нужно нажать кнопку "зайти гостем" в игровом интерфейсе, либо можете авторизоваться на нашем сервисе через одну из популярных соц. сетей: вконтакте, одноклассники, facebook, google+ или twitter, тогда станут доступны все возможности системы. Есть так же отличный способ поиграть со своим другом, родственником или просто близким человеком, для этого необходимо создать приватный стол в игре и пригласить вашего знакомого, сообщив ему пароль.

    Что важно знать

    • чтобы начать игру, необходимо перейти в игровой интерфейс и дождаться загрузки в течение нескольких секунд и выбрать игру из списка
    • в нашей системе вы можете поиграть в Го без регистрации, для этого необходимо нажать кнопку "зайти гостем"
    • у вас будет возможность играть с живыми людьми - реальными соперниками или с компьютером
    • чтобы поиграть с другом, родственником или знакомым - создайте приватный стол и сообщите оппоненту специальный пароль

    Играть в Го с компьютером

    Поиграйте в Го против компьютера прямо в браузере в онлайн режиме, не нужно ничего скачивать!

    Правила игры Го

    Игра проходит на досках нескольких масштабов 9х9, 13х13 и 19х19. Два первых размера, это тренировочные доски.

    Два соперника по очереди устанавливают камни своего цвета, на пересечениях сетки доски. Камни установленные, не передвигают, и их могут, убрать с доски. Первый ходит игрока, у которого чёрные камни.

    Каждый устанавливаемый камень должен быть установлен так, чтобы была хотя одна точка свободы по вертикали или горизонтали имела незанятое пересечение. Связанные совместной цепочкой соседних камней создают группу и объединяют свободы между ними.

    Тогда, когда камень или камни окружается камнями другого игрока и у них не имеется точек свободы, они определяется как захваченные и её снимают.

    Запрещено осуществлять ход, при котором ваша группа камней теряет последнюю точку свободы, кроме случая, в котором захватываются камни соперника.

    Правило «ко»: не разрешает осуществлять ходы, в результате их может повторяться позиции, которые раньше встречались в игре.

    Игрок может не делать хода, сказав слово «пас». В результате того, что оба игрока подряд делают пас, то игра окончена. Про это правило, многие начинающие игроки забывают.

    Объединение камней, при окончании игровой партии не снятых с доски, при доигрывании игры обреченных на гибель, определяются как «пленные». Такая группа камней добавляется к захваченным камням. Важно «замёрзшие» группы камней нужно обязательно доедать, а то при подсчете игровых очков «замёрзшие» камни идут в счёт противника, а площадь этими камнями и вашими будет, определятся, как нейтральная.

    Каждому игрок получает очки, они равны количеству пустых пересечений, объединённых камнями соответствующего цвета, прибавляется количество камней, которое устояли при завершении игры (то есть они не захвачены). Побеждает игрок, имеющий больше очков. Скушанные камни не считаются при подсчёте суммы очков. Здесь увидите, что съедание «замёрзших» групп камней не уменьшает сумму очков, так как площадь, захваченная вашими камнями и которая занятая вашими камнями равнозначна.

    Игроку, который играет белыми камнями, предоставляется компенсация, которая называется «коми». Её смысл в том, что при завершении игры ему прибавляется какое либо число очков. Число коми равно одному пункту площади. Применяют нецелые числа коми (5,5; 6,5; 7,5 очков), чтобы результата не мог быть ничейным. Размер коми очков перед игрой устанавливают игроки.

    Развивающие свойства игры

    Регулярная практика игры Го развивает следующие умения и навыки:

    1. Умение принимать верные решения в условиях дефицита информации и времени, развивает скорость мышления, интуицию.
    2. Управление своим психологическим состоянием, устойчивость к стрессам, давлению, деструктивным манипуляциям.
    3. Способность видеть ситуацию целиком, внимательность к деталям, быстрое переключение от малых масштабов к большим и обратно.
    4. Гармоничное мышление, стремление к продуктивному взаимодействию с окружающими, честным отношениям и повышению эффективности своих действий.
    5. Системное планирование деятельности, повышение способностей к прогнозированию, многовариантный анализ развития событий.
    6. Умение оперировать образами и сложными концепциями и применять их к решению рабочих задач.
    7. Способность взглянуть на ситуацию со стороны, учитывать позицию оппонента, считывать его замысел, действовать в быстро меняющейся обстановке.

    Если у вас есть друзья и знакомые играющие в го - приглашайте их на игру! Для этого на нашем сайте есть специальная функция "пригласить друга". Для игры в го с друзьями, вам необходимо создать игровой стол го, защищенный паролем и сообщить этот пароль вашему другу. Приглашая друзей - вы расширяете сообщество го, а игры становятся интересней и разнообразней.

    История игры

    Уже много веков в Китае играют в игру. Китайская игра имеет богатую историю.

    Старые китайские рассказы говорят, что изобрели её Яо и Шуню, в XXVI-XXIII вв. до н. э. Письмена говорят что её придумал Вей. Есть версии, в которых утверждается, что игра связана различными гаданиями древних китайцев. Есть историки предполагающие, что игру придумали математики из Центральной Азии в 3ем тысячелетии до нашей эры, и оттуда попала в Китай. Поэты называют эту игру, игрой интеллектуалов.

    В середине 1го тысячелетия нашей эры, из Кореи игра попала в Японию. В Японии в 8ом веке игра была приравнена к занятиям на музыкальных инструментах. Позже, установили ограничения на её атрибуты: простым людям разрешали играть галькой и на примитивных досках. Потом игра три века была привилегией царского двора. В музее сокровищ в Наре есть комплект, сделанный для государя. Великолепная доска, сделанная из древа ценных пород, с изображениями различных птиц и животных, а камни, изготовлены из дорогих камней.

    С 12го века игра приобретает популярность, в неё играют феодалы и воины, рабочие и церковные служащие, за хорошую игру тогда получали вознаграждение или даже титул. В конце шестнадцатого века мастером игры из Японии был Хонинбо Санся. В 1603 г создаётся Государственная академия игры и возглавил её Хонинбо. Были созданы четыре школы, учителя которые усовершенствовали игру и обучали её правилам, участвовали в организации матчей и турниров, участвовали сам в них и обучали игре простых любителей игры. Мастер, директор школы, делал лучшего ученика преемником, приемник получал фамилию мастера.

    В конце того века европейцы, бывавшие в Японии, говорили о игре, как о диковинке. Её обзывали "облавные шашки", это абсолютно не выражает сути игры. В 1908г в Европе выпустили учебник по игре, её написал немец Коршельт, который жил раньше в Японии и обучался игре у японского мастера. В европейской истории игры стоят Эммануил Ласкер и Эдвард Ласкер, они создали в Европе клуб игры. В дальнейшем Ласкеры уехали из Германии, но увлечение не забыли. Эдварда Ласкера, который опубликовал книгу "Го и го-моку", считается папой американской игры.

    По окончанию второй мировой войны игра быстро приобрела популярность в Европе, стала быстро развиваться, быстро увеличилось число клубов для игры, стали проводить соревнования, создавались национальные ассоциации в странах; Англии, ФРГ, Австрии и Голландии. В тысяча девятьсот пятьдесят шестом году основывается Европейская федерация игры, объединяющая сейчас федерации двадцати двух стран, с 1957г, ежегодно проводят чемпионат Европы по этой увлекательной игре. С 1979г проводят чемпионаты мира, а в 1982г создаётся Международная федерация игры.

    Видео


    Другие бесплатные игры

    Инструкция

    Один из игроков играет белыми камнями, другой – чёрными. Ходы в го делаются противниками по очереди. Начинают чёрные. В начале игры доска пуста. Во время хода игрок ставит один из своих камней в любую точку пересечения двух линий доски (пункт).

    Камни одного цвета, расположенные друг с другом в соседних пунктах, образуют группы. Дамэ любого из камней группы является общим для всей группы дамэ. Таким образом, достаточно, чтобы только один из камней группы имел дамэ.

    Правилами игры запрещается игроку делать ход, в результате которого его группа теряет все дамэ (самоубийственный ход), кроме случаев, когда таким ходом он лишает всех дамэ группу противника, тем самым захватывая её. После того, как захваченная группа будет снята, у группы появятся новые дамэ, а значит, ход не являлся самоубийственным.

    В процессе игры помимо того, чтобы захватывать группы противника и не допускать захвата своих групп, участнику требуется окружать территории и препятствовать окружению территорий противником. Окружённой считается территория доски, ограниченная со всех сторон камнями одного цвета (замкнутой группой).

    Игрок имеет право пропустить свой ход, сказав «пас». В случае, когда оба игрока пасуют, игра считается завершённой. Так происходит, когда ни один из игроков больше не видит ходов, которые могут принести ему очки.

    Если после окончания игры на доске остаётся группа камней, которая обязательно была бы захвачена в случае продолжения игры, эта группа считается пленной и тоже снимается с доски.

    По окончанию игры производится подсчёт очков. Каждому игроку начисляется одно очко за каждую захваченную клетку и одно очко за каждый снятый с доски камень противника.

    В го запрещается изменять ход, перемещать камни по доске, ходит подряд два раза, если противник не пропускает свой ход, ставить на доску более одного камня за один ход. В любом из этих случаев провинившемуся игроку автоматически засчитывается поражение.

    В го предусмотрена компенсация игроку, делающему второй ход, она называется коми. Величина коми оговаривается перед началом игры. Обычно коми составляет 5,5; 6,5 или 7,5 очков в пользу игрока, который ходит вторым.

    Видео по теме

    Источники:

    • Игра го для начинающих.
    • Играйте в флеш игры в гонки на машинах, мотоциклах

    Японские шашки также называются «Го» и представляют собой логическую настольную игру. Она входит в пятерку базовых Всемирных интеллектуальных игр наряду с сянцы, шахматами, бриджем и шашками. С первого взгляда она может показаться достаточно сложной, но стоит в ней разобраться, как вы поймете, насколько она увлекательна.

    Прежде чем изучить правила, необходимо узнать об инвентаре, без которого игра в Го невозможна. В традиционные комплекты входят гобан, фишки и чаши.

    Гобан

    В качестве поля для игры используют прямоугольную доску, называемую гобаном. Ее расчерчивают вертикальными и горизонтальными линиями. Их количество может быть разнообразным, однако важно соблюдать пропорцию 1х1. Так, стандартная доска имеет разлиновку 19х19.

    В то же время ее форма отнюдь не квадратная. Две из четырех сторон должны быть больше других в соотношении 15х14. Это обуславливается тем, что при таком размере гобан будет в идеальной перспективе для угла зрения игрока.

    Фишки

    Помимо доски, для игры в Го необходимы фишки – камни двух контрастных цветов. Чаще всего используют черные и белые. В полном комплекте их количество равно 361. Из них 180 – белые, 181 – черные.

    Фишки могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, обычных, полудрагоценных и драгоценных камней, керамики и других материалов.

    Чаши

    Чаши представляют собой сосуды, в которых игроки хранят свои фишки. А в снятой крышечке – камни, захваченные у противника.

    Основные правила

    В Го играют два человека, каждый из которых получает комплект фишек одного цвета. Для победы необходимо оградить камнями на гобане большую площадь, чем противник.

    Один цикл состоит из двух ходов. Его начинают черные, а заканчивают, соответственно, белые. Если же игра идет с форой, то слабый противник имеет право выставить сразу несколько фишек. В этом случае, первыми ходит его соперник.

    Класть камни необходимо на пункты – места пересечения линий. Каждая фишка должна иметь дамэ, или точку свободы – незанятый по диагонали или вертикали пункт. Передвигать их нельзя, а убрать может только противник, если захватит. Произойдет это, когда камень или группа камней окажутся в окружении фишек противника и не будут иметь хотя бы одну точку свободы.

    Каждый игрок отказывается от своего хода, когда произносит «пас». Если же это сделали оба противника, то партия заканчивается. Также в го есть правило, согласно которому игроки обязаны ходить, если они дотронулись до своих фишек. Любой из них проиграет, когда дважды сделает ход, не дождавшись паса или хода противника.

    Победитель определяется подсчетом захваченных фишек и пунктов доски, окруженных только его камнями. За них обоих насчитывается по одному очку.

    В Го играют двое (существует вариант для четверых игроков - ренго, где союзники играют одним цветом, пара на пару, а также одноцветное или «белое» Го, где оба противника играют только белыми камнями, целиком полагаясь на собственную память). Игра идёт на одноцветной доске, расчерченной вертикальными и горизонтальными линиями. В игровой комплект также входят фишки-камни (180 белых и 181 чёрный) и чаши для их хранения. Помимо большой турнирной доски 19х19, стандартами являются «старая» доска 17х17, «этюдная» 13х13 и ученическая 9х9. В неформальной обстановке игроки могут взять доску любого размера - 5х5, 7х7, 11х11 и т.д. вплоть до 37х37 - ни правила, ни тактику при этом менять не потребуется, хотя стратегия может измениться кардинально.


    Фишки в Го традиционно именуются «камнями» (яп. «иси»). В древнем Китае их действительно вытачивали из драгоценных и поделочных камней, кости, рога, а также делали из стекла и керамики. Найденные в захоронениях древние камни почти всегда зелёные и красные либо коричневые, а не белые и чёрные, форма у них конусовидная. Чаши для камней изготовляли из керамики, фарфора, камня, бамбука и дорогих пород дерева. Поля часто делали матерчатыми, кожаными, хотя деревянные и каменные доски тоже были в ходу повсеместно.


    Япония бедна полезными ископаемыми, и местные мастера нашли замену поделочным камням в виде чёрного базальтового сланца из префектуры Вакаяма и раковин двустворчатого моллюска хамагури (Meretrix lusoria) с отмели Хюга (хотя на снимке вверху, как мне кажется, тридакна - Д.С.).

    Стандартом становится также и массивная, очень толстая доска-столик - , обычно сделанная из древесины каи (торреи орехоносной). Именно в Японии игра обретает свой характерный узнаваемый золотисто-чёрно-белый аскетизм.



    Новые материалы повлекли за собой и изменение формы фишек, а затем и всего игрового набора. Камни, которые в Китае традиционно делали с плоским основанием, в Японии стали двояковыпуклыми, чечевицеобразными.



    Играть такими выпуклыми камнями - особое умение, которое также служит показателем мастерства. Существует правильный комплекс движений, включающий взятие камня из чаши и особый перехват его указательным (снизу) и средним пальцем (сверху), позволяющий одним ударом поставить камень в любую точку на доске, не разметав других - такой хват и движение, как считают японцы, напоминает удар меча.


    В грамотном исполнении всё это выглядит одним движением (японская традиция вообще уделяет много внимания правильной последовательности действий, будь то чайная церемония, единоборства или Го). Уверенный, отработанный удар камнем образует на гобане маленькую ямку, в которой он остаётся стоять (фокус в том, что древесина каи упругая, и по прошествии времени ямка сама собой выправляется).

    Основную стоимость элитного набора для Го составляют белые камни, чаши и гобан (базальт практически ничего не стоит, кроме работы камнереза).
    Камни классифицируют по толщине на 7 типов - чем толще, тем дороже. Диаметр чёрных камней на полмиллиметра больше, чем белых, поскольку чёрный цвет зрительно уменьшает размеры объекта, и белые камни при равных размерах выглядят чуть крупнее. Помимо этого белые камни сортируют по узору слоёв перламутра: дороже всех ценятся прямые «юки», далее - равномерно выгнутые «цуки», и наконец, асимметричные «джитсуйо». На одной стороне камня из раковины узор, как правило, более плотный, на другой - разрежённый. Что любопытно, эта японская традиция в свою очередь повлияла и на Китай - из тамошних камней особо ценятся опаловые, чья полосатая структура напоминает раковину. Элитные китайские комплекты могут быть чрезвычайно красивыми, хотя играть этими скользкими камнями трудновато.



    Однако в Китае до сих пор делают камни, у которых одна сторона выпуклая, а другая - плоская. Классическим материалом для чёрных камней является вязкое стекло наподобие смальты, а для белых - полупрозрачный искусственный мрамор юнзи; такие камни зеленовато-чёрные и молочно-белые на просвет. Материал для этого композита добывается в провинции Юньнань, а рецептура держится в секрете. Процесс изготовления камней, которые местные жители называли «плавленый сухой камень», восходящий ко временам династии Тан, в 20-е годы прошлого века был утерян и заново открыт только в 60-е.

    Играть ими приходится осторожнее - при сильном ударе нагрузка на плоское основание распределяется неравномерно (палец давит на центр, а удар приходится на край), и камень может расколоться. Камни покрывают специальным минеральным маслом, придающим матовой поверхности блеск и глубину (наши люди советуют ТНК или «Johnson’s Baby»). Камни в наборах могут слегка различаться по величине, что, впрочем, тоже придаёт им определённую прелесть: эстетика Го подразумевает гармоничный баланс между полным подобием камней в наборе и еле заметными различиями между каждым из них по отдельности.
    Начиная с сороковых годов XX века на японский рынок вторгается Корея с камнями из фаянса и вязкого стекла, настолько удачными, что Япония полностью свернула собственное производство дешёвых камней, предпочитая закупать для клубных нужд корейские.

    Наконец, в начале XXI столетия получает распространение тайваньский стандарт - т.н. «камни Инга» из твёрдой резины - супервулканизированного каучука с металлическим сердечником-утяжелителем, чуть приплюснутые с «полюсов» для лучшей устойчивости, и хотя вид у них не столь шикарный, удобство, прочность и малая цена с лихвой компенсируют недостатки. Китайские камни по диаметру чуть больше японских и корейских, а те в свою очередь больше инговских.
    Чаши традиционно делают из редких пород дерева. Старинные китайские чаши цилиндрической формы, с плоскими крышками.


    В более поздней традиции чаши становятся бочонкообразными, в виде сплюснутого шара. В выпуклую перевёрнутую крышку принято складывать срубленные камни.


    Японские чаши не такие крутобокие и слегка конические: их основание немного шире вершины. Наряду с классическими деревянными и сувенирными каменными и лаковыми чашами встречаются плетёные - из соломы или бамбука, а в последнее время и пластиковые.



    При игре по правилам Инга, где важно общее количество камней, применяют особые чаши с подвижным мерным механизмом в крышке, позволяющим мгновенно определить, все камни на месте или нескольких не хватает: их легко отличить по характерной шестиугольной форме.

    Традиционный японский гобан до сих пор разлиновывается при помощи самурайской катаны - мастер делает серию параллельных надрезов, в которые втирает очень густую краску, после чего поверхность полируется, поэтому разметка японских гобанов всегда рельефная, «врезная» (фото слева), а корейских и китайских - плоская, гладкая (справа).

    Камни и гобаны старинной работы очень ценятся, поскольку в последнее время кая и хамагури стали исчезающими видами, и гобаны всё чаще делают из древесины других пород (ель, бук, клён), которые в Японии называют собирательным именем «син кая» - «новая кая». Однако любой гобан всё равно остаётся штучным товаром, позволить который себе может далеко не каждый, поэтому большинство игроков довольствуются тонкими досками или бамбуковым ширпотребом.


    Камни сегодня делают из раковин того же моллюска, только с берегов Мексики (причём, и тут мастера жалуются, что качество мексиканских ракушек значительно ниже японских).


    Во всех трёх странах производят портативные комплекты Го из пластика со встроенными магнитами и полем из листовой резины любых размеров и ценовой категории - от карманных до больших настенных, демонстрационных.
    В последнее время выпускаются также специальные рельефные доски, на которых могут играть слепые игроки и люди с ослабленным зрением. Чёрные камни при этом гладкие, на белых есть рельефные метки.


    Для контроля времени в Го ранее использовались обычные шахматные часы. На партию игроку даётся определённый отрезок времени, по истечении которого начинается так называемое «бэйоми »: на каждый следующий ход даётся 30 секунд. У игрока есть 5 таких промежутков, таким образом он может позволить флажку упасть 4 раза (то есть, просрочить время), на пятый время истекает, и партия считается проигранной. Пока игрок тратит на каждый ход менее 30 секунд и вовремя нажимает кнопку, он может играть фактически бесконечно. Кнопку принято нажимать той же рукой, которой игрок ставит камень (часы стоят с какой-то одной стороны доски, и один игрок будет иметь преимущество по времени, если повадится ставить камни одной рукой, а бить по часам другой).
    Сегодня на турнирах обычно применяют « говорящие » электронные часы системы Инга (на снимке, вот эти, похожие на автомобильчик), с функцией голосового предупреждения: когда у игрока остаются последние 10 секунд, начинается обратный голосовой отсчёт: эта традиция идёт от общепринятого в профессиональном Го контроля, когда за игрока записывает ходы и переключает часы его ассистент (он же и предупреждает голосом о том, что время истекает).

    Правила игры

    Если игра идёт не на форе, первый ход в Го делают чёрные. Это давняя восточная традиция, согласно которой чёрный цвет нападающих символизирует агрессивные, дурные намерения. Традиционный розыгрыш цвета носит название «нигири» (от японского «колобок», «комочек») и основан на игре в чёт-нечет.

    Игрок, которому досталась чаша с белыми, берёт наугад горсть камней и разом выкладывает их на доску, в это же время игрок с чёрными выкладывает рядом один или два камня. Если чёрные угадают чётность камней, выложенных противником, ему предоставляется право выбрать цвет, если нет - это право переходит к партнёру.

    Первый ход обычно делается в правый верхний угол доски (левый угол противника) - этот «ход к сердцу» символизирует добрые намерения начинающего. Это совершенно необязательное старинное правило, но большинство игроков традиционно его придерживаются. Далее игроки по очереди выставляют камень на любое перекрестье доски, стремясь выстроить «стены» и огородить себе на доске как можно больше пустых перекрёстков. Два камня за один ход ставить нельзя, однако игрок в любой момент может спасовать - такой пас также считается ходом. Выставленный на доску камень уже не двигается и может быть только срублен и снят с доски, если противник окружит его со всех четырёх сторон своими камнями или прижмёт его к стене.

    В основе игрового процесса Го лежат три простейших принципа:


    Поскольку камни в Го ставятся не в клетки, а на перекрестья линий, каждый камень при постановке граничит максимум с четырьмя свободными соседними перекрёстками (на краю доски - с тремя, в углу - с двумя). Никаких диагональных соединений в Го нет. Пока у камня или группы камней есть контакт хотя бы с одним свободным перекрёстком, камень или группа «живут», как только все контакты оказываются перекрыты камнями противника или краем доски - они «умирают» и сразу снимаются с доски. По-японски каждое такое свободное перекрестье рядом с камнем называется «дамэ» («дыхание»). Ставить камень в точку, у которой нет «дыханий», запрещено. Окружение лежит в основе Го, но на деле это тактический приём, угроза, механизм давления, а вовсе не цель игры, хотя бывает, что большая группа гибнет, окружённая противником (как правило, при игре равных игроков это сулит проигрыш).

    2) Построение Крепости.

    Камень, выставленный на доску, уже не двигается (его можно только срубить и снять) и может избежать окружения единственным способом - развиться в большую неубиваемую группу. Объединённые камни можно уничтожить, только окружив их все разом. Каждый добавленный союзный камень увеличивает такую группу, она разрастается, отращивает петли, щупальца, занимает оборону, контратакует и при удобном случае формирует внутри себя замкнутые пустоты (так называемые «глаза»), состоящие из незанятых пунктов. В «глазу» может быть много пустых перекрёстков, но если внутри него нет разделяющих сплошных стен, он всё равно считается одним «глазом». Группа, у которой есть два «глаза» и более, не может погибнуть: если противник попытается занять один, у такой группы остаётся второй, а поскольку «самоубийственные» ходы запрещены, противник в итоге вообще не может её атаковать, даже если окружит со всех сторон и припрёт к стенке. Такая «бессмертная» группа камней называется Крепостью. На рисунке типичные построения в углах доски: две двуглазые Крепости чёрных (слева) и одна - белых (справа).

    3) Деление территории.

    Когда на доске формируются столько Крепостей, что стены их соприкасаются, и новые негде строить, противники фактически делят оставшееся пустое пространство. Этим пространством могут быть маленькие «глаза» в 2-3 перекрёстка внутри крепостей, извилистые «коридоры» и большие «мешки» в разных концах доски, а также огромные владения (яп. «мойо») с грамотно расположенными внутри сторожевыми камнями, готовыми задушить любое вторжение (дело в том, что территорию мало огородить, нужно защитить её, иначе противник высадит десант, построит внутри крепость, и очки перейдут к нему).
    В конце игра распадается на области, которые уже не влияют друг на друга. Нет и больших слабых групп, которым грозит опасность. Далее следует заполнение нейтральных пунктов, обмен пленными камнями и подсчёт очков, определяющий победителя. Каждый незанятый пункт, окружённый игроком, приносит ему 1 очко, каждый пленный и убитый камень противника тоже даёт 1 очко.
    Случаются ситуации, когда две или более группы камней остаются «жить» в состоянии, когда ни один из противников не может сделать ход на этом «участке фронта» без опасения быть уничтоженным. Такая ситуация по-японски называется «секи» («преграда», на рисунке слева), при подсчёте все камни в этой части доски считаются живыми, а пункты - ничейными.

    В игре может возникнуть занятный спорный момент в виде взаимного захвата камня или группы камней (по-японски «ко» - «вечность»; на рисунке внизу). Правила запрещают такие повторные взятия, иначе они будут продолжаться, пока не кончатся камни. Игрок в такой ситуации может срубить камень противника только через один ход, который он обязан сделать в любой другой пункт доски, или спасовать. Противник обязан поступить так же. Ко-борьба - сложный тактический приём, когда оба игрока выбирают для «отвлекающих» ходов опасные для противника постановки (ко-угрозы), на которые тот волей-неволей обязан отвечать. В некоторых случаях от исхода ко-борьбы зависит жизнь больших групп, но чаще такое происходит в конце партии, когда большого перевеса нет и идёт борьба за каждое очко.

    Японские и Китайские правила Го слегка отличаются друг от друга, но отличия касаются, в основном, подсчёта очков и некоторых спорных моментов. После 1960 года появилось несколько новых сводов правил: правила AGA (Американской ассоциации Го), правила Инга и упрощённые правила Инга, Новозеландские, а также правила Тромпа-Тейлора. Все они основаны на китайской системе подсчёта очков и характерны некоторыми игровыми тонкостями (скажем, правила Инга разрешают «самоубийственные» ходы, что может изменить ситуацию при розыгрыше некоторых групп).

    Для указания ходов ранее использовалась только цифровая нотация (13-8, 2-6 и т.п.), сегодня чаще применяется «шахматная», буквенно-цифровая: цифры от 1 до 19 - по вертикали доски и буквы латинского алфавита от «a» до «t» по горизонтали (однако в этом ряду отсутствует «i», чтобы не возникало путаницы из-за её сходства с «j»). Графическая запись партии (яп. «кифу») выглядит как разлинованная диаграмма доски, на которой чёрными и белыми кружками изображаются ходы с указанием номера каждого.

    Кружочки можно и не рисовать, в этом случае игроки просто записывают свои ходы и ходы противника чернилами разного цвета. И в рэндзю, и в Го принята сквозная нумерация ходов, то есть, первый ход (чёрных) помечается как №1, второй ход (белых) - №2 и т.д. Никаких подчисток не допускается; если камень ставится на место срубленного, внизу листа делается пометка, скажем: «123=30» (т.е. ход №123 сделан туда, где на диаграмме значится камень №30). Мастера и знатоки читают кифу очень быстро, однако для начинающего игрока это весьма нелёгкое дело, причём, уяснить сам порядок ходов нетрудно - система интуитивно проста, труднее представить пустоту на месте камней, поставленных позже.

    Поскольку чёрные ходят первыми, считается, что они имеют изначальное преимущество в несколько очков. Эта проблема встала особенно остро в конце XX века с развитием теории Го и появлением новых дебютов. Доходило до того, что на турнирах сильных мастеров стали побеждать исключительно чёрные. Чтобы выровнять баланс, в XIX веке было введено «правило комидаши» (в просторечии - «коми»), согласно которому перед началом игры белые получают компенсацию в 2,5 очка. Из-за дробности коми в Го не бывает ничьих: у одного игрока в любом случае окажется лишних пол-очка; ничья возможна или в ученической партии, или по взаимной договорённости игроков. Со временем правила были неоднократно пересмотрены, и сегодня размер коми составляет 5,5 очков в Японии, Корее и Китае, 6,5 - в Корее (в последнее время), 7 - в Новой Зеландии и 7,5 - на Тайване, где играют по правилам Инга. Также практикуется «свободное коми», когда игроки перед игрой устраивают своеобразную «торговлю», по очереди повышая размер коми, покуда противник не ответит согласием. Загвоздка в том, что игрок, предложивший самую большую принятую компенсацию, после этого играет чёрными.

    За доской в Го запросто могут сойтись мастер и начинающий игрок. Уравнять их шансы и сделать игру гармоничной призвана фора, которую сильный игрок даёт слабому. Самая простая - отказ от гандикапа, когда сильный игрок играет белыми с коми в пол-очка или вовсе с обратным, минусовым коми. Увеличение форы сводится к постановке форовых камней (двух и больше). Существует классическая фора, когда камни ставятся в строго определённые «звёздные» пункты, и свободная (в просторечии «китайская»), когда сильный игрок даёт слабому несколько ходов вперёд, а сам при этом каждый раз пасует. Опытный игрок обычно знает свою силу и может рассчитать, сколько камней форы попросить у сильного или дать слабому, чтобы сыграть на равных.
    При таких правилах трудно поверить, что Го считается самой сложной игрой в мире. Общие принципы и тактические приёмы Го просты и незамысловаты, но требуют в ходе партии постоянного переосмысления. В Го нет фигур, один камень ничем не отличается от другого, значение имеет только место, которое он занимает, и форма, которую камни образуют. Однако в их столкновении и взаимодействии раскрывается сложнейшая архитектура. Оценить отдельный и совокупный потенциал своих и чужих построений, раскрыть и реализовать его и не дать это сделать противнику, расставить приоритеты при атаке, защите и захвате новых территорий - сами по себе сложнейшие задачи, а их, вдобавок, ещё и приходится решать одновременно.

    В таких условиях каждый выбирает себе стратегию «по росту»: новички принимаются гоняться за отдельными камнями, более опытные игроки строят форпосты, делают вылазки и затевают локальные сражения, однако настоящие мастера мыслят более масштабными категориями, нежели банальная драка в углу или захват отдельной фишки, и уже на начальном этапе начинают глобальное стратегическое планирование. Фактически Го - это игра в основание царства, где каждый строит замки, проводит границы и в итоге захватывает столько «земли», сколько сможет удержать.

    В отличие от шахмат или шашек, в Го нет наработанных «сценариев победы», которые позволяют играть по схеме. Уровень высокого творчества, тактической импровизации, который в шахматах доступен только настоящим мастерам, игрок в Го познаёт уже на этапе ловли своего самого первого камешка. Расчёт, конечно, тоже важен, но истинное понимание Го лежит на границе между осознанным и подсознательным восприятием. В знаменитом аниме «Хикару и Го» есть сцена, когда мальчик недоумевает: «Я выиграл! Как это у меня получилось?..».

    Ещё в древности, во времена династии То китайский чиновник высшего ранга Осэкинин сформулировал «Десять заповедей Го», передающие суть учения. Заповеди эти не потеряли своей актуальности до наших дней; они таковы:

    1. «Чересчур стремящийся к победе не победит».

    2. «Если вторгся в сферу влияния противника, будь снисходительнее».

    3. «Прежде чем атаковать, оглянись на самого себя».

    5. «Отдай малое, возьми большое».

    6. «Если грозит опасность, не задумываясь отдавай».

    7. «Воздержись, не разбрасывайся».

    8. «Когда противник атакует, непременно отвечай».

    9. «Если противник усилился, укрепись и сам».

    10. «Если ты безнадёжно изолирован, избери мирный путь».

    Сперва игроки делят территорию в углах доски, потом на сторонах, и только после - центр (никто не делит небо, не поделив прежде землю). Распознать, когда одна фаза игры сменяет другую, поймать момент, когда черновой раздел окончен и группы набрали силу, очень важно - такой игрок перехватывает темп (по японской терминологии - «получает сэнте») и первым ходом на свободную территорию столбит за собой новые владения. Невероятно важно понимать, до какой степени можно уступить натиску соперника, а когда необходимо оказать сопротивление: брошенная, не доигранная ситуация в углу или на стороне чревата потерей группы или даже крепости, а то и целого владения.

    Опишу случай из своей практики. Я обучал десятилетнюю девочку, которая никак не могла усвоить принципы Го и вместо передела сфер влияния устраивала бесконечные тактические драки. Представь, сказал я ей, что есть вкусный торт, от которого тебе отрезали кусок. Ты съела сколько-то и вдруг увидела, как соперница залезает ложкой тебе в блюдце и ворует куски. Как исправить ситуацию? Первым ответом было, естественно - защищать свой кусок, вторым - отъесть в отместку от куска подруги… А вот отрезать себе от торта ещё один большой кусок ей в голову не приходило!
    Аналогия оказалась удачной. Действительно, делить, а не враждовать - вот принцип Го. Рано или поздно игрок понимает, что проигрывает из-за желания отнять огрызок яблока у соперника. Мастерство приходит с глубинным пониманием общей природы гармоничных построений, навыков развития, оптимизации усилий, планирования и обустройства, которые распространяются в итоге на любую жизненную ситуацию. И когда игроки начинают делить «корзинку с яблоками», и к концу игры на доске только «яблоки», а не огрызки, и разница в полграмма, это и есть Го. Как следствие, там, где шахматы в итоге порождают кшатрия, бескомпромиссного бойца и полководца, Го воспитывает мудрого правителя и организатора.
    .
    [Окончание следует]
    (с) Дмитрий Скирюк
    *