Картотека сюжетно-ролевых игр: как упорядочить развивающую деятельность в детском саду? «Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы) Сюжетно ролевые игры что дают детям

Интенсивно личностное становление начинается в дошкольном возрасте. Малыш приобретает первые знания о ближайшем его окружении. Успешно складываются первичные представления о других людях, о труде.

Ребенок получает первые навыки правильных поступков, основы культуры поведения. Самое главное приобретение на данном возрастном этапе ребенка — это формирование его личностных качеств, положительных или отрицательных сторон характера маленького человека.

Зарубежные и российские ученые отмечают важную роль воспитательного процесса ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольному воспитанию в наши дни отводится ряд функций, которые имеют кроме всего прочего государственное значение в обществе.

Дети — дошкольники до поступления в школу достигают высокий уровень во всех направлениях личностного становления. Это касается уровня сформированности физической, интеллектуальной, эстетической, нравственной направленности дошколенка.

Важные личностные стороны раскрываются в деятельностной активности. Кстати, наиболее эффективно это осуществляется в рамках ведущей деятельности дошкольника.

У детей дошкольного возраста ведущая деятельность — игровая. В ходе организованного руководства играми дошкольников укрепляются психические процессы, волевые усилия. Ребенок глубоко усваивает нормы нравственности, получает общественный и социальный опыт.

Сюжетно-ролевые игры правомерно причисляются к распространенным видам игровой деятельности. старшего дошкольного возраста активен, самостоятелен, свободно взаимодействует с детьми.

Сюжетно-ролевой вид игры помогает малышу окунуться во взрослый мир.

В чем состоит особенность сюжетно-ролевой игры?

Игровая деятельность всегда эмоционально насыщена. Дети старшего дошкольного возраста увлечены, проявляют себя в игре с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел.

В игре данного вида всегда наблюдается конкретная сфантазированная ситуация, которую дети составляют из определенного сюжета, придумывают и воплощают множество ролей. Структурные компоненты рассмотрим далее.

Сюжет и виды игры

Сюжет игры состоит из целого ряда разных событий, объединенных между собой, как в настоящей жизни. Игровой сюжет раскрывает содержание. Все исполнители сюжета имеют свои характеры, тесно взаимосвязаны в игровом пространстве.

Сюжет может раскрываться играми бытовой, профессиональной и социальной тематики.

В играх бытового характера дети старшего дошкольного возраста играют в семью; в играх с профессиональным уклоном дети ходят «на работу», примеряют на себе роль продавца, медика и т.д.; в социальных играх дети играют в школу, библиотеку и др.

Содержание сюжетно-ролевой игры

На игровой замысел влияет уровень сформированности первичных представлений о людях, их труде.

Младшие дети, играя «во врача», например, меряют температуру, осматривают больному горлышко.

Замечено, что в старших группах, после того, как дошкольникам по-настоящему поставят в медицинском кабинете прививки, дети начинают еще чаще выбирать сюжет с таким содержанием игры, ставят прививки игрушечным шприцем.

Очень интересно, когда ребятишки начинают уговаривать кукол не плакать.

Трех-четырех-летние малыши играют, используя героев сказок, припоминая книжки, которые читал им воспитатель или кто-то из родителей.

На 4-5 год жизни дети показывают интерес к играм с иным содержанием. Например, игры в детский сад. Ребятишки изображают, как они кушают, пьют из игрушечной посудки, причмокивая и пристукивая ложечкой.

В старшем дошкольном возрасте к содержанию и сюжету игры подходят осознанно. Особенности сюжета черпаются из мультфильмов, детских книжек.

Какие роли в игре берет на себя ребенок?

В дошкольном возрасте ребенок пробует управлять играми, придумывать интересные роли.

Трехлетний малыш начинает представлять себя взрослым, хочет действовать самостоятельно. Играя, он пробует поступать, как делают взрослые люди, как родители, бабушки, дедушки.

Например, девочки берут на себя роль мамы, укладывают кукол спать в кроватку, поют им колыбельные песенки.

Мальчики обычно изображают роль папы, «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ездят на машине».

После «работы» малыш показывает, как он «приходит домой», «читает газету». И девочки, и мальчики своим голосом, речью, жестами показывают, что они «большие».

Сюжетно-ролевые игры — отличительные особенности

Отличительная особенность игровой ситуации в том, что дети пытаются мысленно и вербально показать свою «взрослость».

При этом у них возрастает самостоятельность, являющаяся особенной чертой ролевой игры.

Организация и особенности игры помогает детям старшего дошкольного возраста выбрать товарища по игре, создавать игровые правила.

Дети строго следят за тем, чтобы все участники строго соблюдали эти правила.

Какое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития дошкольника?

Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях.

Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера.

Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался.

У некоторых психологов до сих пор возникают вопросы, испытывают ли дети старшего дошкольного возраста подобные эмоции во время игры, или только изображают чувства?

Оказывается, дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша.

Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре.

Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения.

Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием.

Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным.

Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют.

При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника.

При длительном пребывании ребенка в игровой роли, он вникает в смысл изображаемого.

Средства организации сюжетно-ролевой игры

Чтобы сюжет игры был более содержательным, необходимо использование различных игрушек, предметов из игрового уголка.

Если дети не находят подходящих предметов для осуществления действия, то они с легкостью заменяют одни предметы и игрушки другими, придумывают для них недостающие признаки.

Сюжетно-ролевые игры и речевое развитие

Игровая деятельность ребенка немыслима без использования речи. Посредством слова дошкольник выражает свои мысли и чувства. Чем лучше развита речь ребенка, насыщеннее игровой сюжет.

Сюжета осуществляется посредством речи.

Развитие игры и речи взаимосвязаны. Игра способствует развитию речевых умений, которые явно появляются в ходе игры, но также и игровые умения развивается под действием речи. Малыш комментирует свои игровые действия, выражает свои мысли.

Организация, особенности и значение ролевой игры в общении дошкольников велико. Дети учитывают желания друг друга, учатся отстаивать свой замысел, взаимодействовать друг с другом.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в детском саду

Игра не может развиваться сама по себе. Для ее развития необходимы: четкая методика ее проведения и грамотное руководство со стороны взрослого.

У детей старшего дошкольного возраста нет жизненного опыта, чтобы воплощать придуманные сюжеты в игровое пространство. Сюжетно-ролевые игры требует согласованных действий участников.

Сюжетная игровая деятельность ребенка не планируется заранее, не следует жесткому плану построения.

Характеристика сюжетной игры раскрывается через свободу выбора темы и содержания всей . Каждый участник однозначно хочет, чтобы игра сложилась интересно, слаженно.

Именно с этой целью осуществляется методика проведения и руководство игрой со стороны взрослого, который направляет сюжетные ситуации для более эффективного и успешного развития игровых умений у дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры начинают с расширения знакомых игровых ситуаций. Постепенно приобретает новый оттенок, руководство играми ослабляют. Дальше уже можно придумывать ход игрового действия.

Придумывание может и должно быть совместным. Дети старшего дошкольного возраста дополняют замысел друга, развивают тему. Педагог должен поинтересоваться, во что играют дети, предложить составить элементы игры, ее структурные возможности.

На подготовительном этапе участники высказывают виды и свои варианты игры, проявляя инициативу и творчество. Педагогу важно поддерживать высказывания детей, хваля их за творческий подход.

Спустя минут 5 можно из предложенных вариантов выбрать наиболее содержательную ситуацию, пофантазировать о ходе игровых действий, и далее дети могут играть вполне самостоятельно.

Продолжая играть в самостоятельном режиме, дети старшего дошкольного возраста идут от придуманного сюжета, создают похожие сценарии игр, роли. Так раскрываются компоненты творчества и совместной работы.

Итак, ведущая деятельность дошкольников — игра — эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. В игре ребенок на практике получает полезные знания об окружающей действительности.

Как любая творческая деятельность, приносит радость малышам, имеет большое значение и способствует становлению всех необходимых для дальнейшего обучения качеств.

Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

  • 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • 4. Развивает коммуникативные навыки.
  • 5. Обучает основам адаптации.
  • 6. Приобщает к взрослому миру.
  • 7. Доносит специфические знания.
  • 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра "Магазин". На первый взгляд, ничего, кроме того, что "магазин" - примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа "магазин" чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры "Магазин":

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки.

Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются - меняются только игрушки.

Если вам кажется, что игры - это просто развлечение и бессмысленное времяпрепровождение - это вовсе не так.

В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.

Существует три основных вида игровой деятельности:

  • индивидуально-предметная (у самых маленьких, от 0 до 2-х лет);
  • предметно-подражательная (появляется на втором году);
  • сюжетно-ролевая.

Вот о последнем виде игр мы сегодня и поговорим.

Определение сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевые игры - это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу.

Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли.

Когда дети начинают играть в ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.

Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребёнком должны сыграть именно родители.

В процессе у детей появляются желание повторить ваши действия, вести себя так же, как вы, а позже этот опыт будет перенесён на взаимодействие с детьми или другими взрослыми.

Как выглядит сюжетно-ролевая игра у детей от года до двух?

С самого начала игра именно так и происходит: вы показываете, малыш - копирует. Познакомьте его с разными предметами и покажите, что с ними делать.

Вот кукла (первый игровой предмет), её можно побаюкать (игровое действие), уложить в кроватку (появляется еще один игровой предмет и следующее действие), укрыть одеялом (новый предмет и действие), покормить (много новых предметов).

Вот машинка , её можно покатать на верёвочке, усадить туда мишку и насыпать стройматериалы (ими служат детали конструктора), потом отвезти их по назначению и выгрузить и построить домик (новые предметы и действия).

Уже очень скоро дети делают всё, что делаете вы: варят, пылесосят, стирают, гладят, ремонтируют. Чуть позже они со знанием дела будут обыгрывать знакомые ситуации: «поход по магазинам», «посещение доктора» и т. д. , проецируя взрослую жизнь на себя посредством игры.

Пока это не совсем полноценная игра - в ней нет диалога, это лишь начало игровой деятельности вашего малыша.

Сюжетно-ролевые игры после 2-х лет

Диалог двух или нескольких действующих лиц добавится в игру позже, примерно с 2-х-2 ,5 лет. Если вы к этому времени потратите достаточно времени и усилий, чтобы научить малыша играть в сюжетные игры со своими игрушками, тогда ребёнок сможет проводить часы наедине со своими «сокровищами» (кстати, ими могут быть не только игрушки, но и предметы домашней утвари), общаясь с ними и придумывая разные сюжеты.

Откуда берутся сюжеты? Конечно же, из жизни! Постепенно сюжетные линии усложняются, объединяя несколько ситуаций.

Например , вы выбрали сюжетом выезд на пикник. Пусть малыш сначала соберёт всё необходимое в сумку: удочки, провизию, соберет всех зайчиков и слоников, которых он пригласит с собой, сядет в личный транспорт, а по прибытии на место - распакует поклажу, высадит друзей и займётся рыбалкой, игрой в мячик или чем-нибудь ещё.

Игры усложняются

Когда дети уже играют вместе, каждую новую игру они начинают с устных договорённостей о её правилах - так они приобретают первые навыки делового общения.

А уже к 4-м годам малыши воспроизводят не только обыденные ситуации, но и добавляют в игры сказочные, кино- и мультипликационные сюжеты и персонажей. И даже в этот период нельзя пускать детские забавы на самотёк.

Нужно подкидывать малышу новые идеи для игр, иначе он может перестать проявлять самостоятельность и остановиться в развитии.

Понаблюдав со стороны за сюжетно-ролевыми играми нескольких детей, можно составить общее впечатление об уровне их развития и о том, насколько у каждого из них развито воображение и творческое мышление.

Предложите детям интересные сюжеты

  1. Знакомство с куклами. Всех кукол усаживают на диван. Мама приходит с новой куклой и обращается к сидящим на диване, вызывая любопытство дочки: «Здравствуйте, куколки. Как дела? Я вам принесла новую подружку, куклу Машу. Давайте познакомимся с ней». Далее происходит знакомство с чаепитием. Кукол рассаживают, угощают. При этом можно вести разговор от имени кукол, просить ребёнка сделать разные действия: пересадить куклу Веру на другое место, угостить куклу Лену, задать вопросы: «Кто пьёт чай?», «У кого жёлтая чашка?». В процессе игры девочка запоминает имена своих кукол (а иногда и придумывает сама). Кстати, мальчикам поиграть в такую игру тоже будет полезно (если у вас не найдётся достаточного количества кукол, используйте мягкие игрушки).
  2. Игры с машинками. Можно сказать малышу, играющему с машиной: «Смотри, как она у тебя запылилась! По-моему, её пора вымыть. Машинка тоже любит быть чистой и опрятной». Затем дайте крохе влажную мочалочку. Пусть протрёт стёкла, дверцы, колёса, чтобы машина засияла. Так в вашем доме вырастет будущий заботливый водитель. А вообще главная машина, которая должна быть в автопарке малыша - это большой самосвал. С ней можно придумать огромное количество сюжетных игр. Во-первых, она незаменима как дома, так и в песочнице и на пляже. В нее можно усаживать пассажиров, загружать и выгружать любые грузы, перевозить по разным маршрутам - в общем, крайне необходимая вещь в малышовом хозяйстве.
  3. Походы в магазин. Ситуация: у куклы не оказалось обуви. Мама: «Кукла Катя, почему у тебя ножки босые? Ты же простудишься! А где мама, почему она за тобой не смотрит? Анечка, это не твоя дочка без туфелек бегает? Пойдём-ка подберём ей что-нибудь в магазине».

Потом не забываете поблагодарить за покупку, попрощаться с продавцом. То есть, в процессе всего одной игры ребёнок учится:

  • правилам хорошего тона;
  • заботе о близких;
  • запоминает цвета и другие понятия.

Сюжетно-ролевые игры важны для развития малышей

Они прививают творческие, коммуникативные навыки, дают возможность примерять на себя разные роли, помогают вырасти вашим детям самостоятельными личностями, готовыми к преодолению любых жизненных ситуаций.

Нравится

Верхотурова Татьяна Анатольевна
«Сюжетно-ролевые игры» (из опыта работы)

Деятельность по самообразованию

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчан Янош.

Тема по самообразованию : «Актуализация сюжетно- ролевой игры

Игра детей -это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я» и самооздоровление себя через игру, и координация взаимоотношений в системах «ребенок-ребенок» , «ребенок-взрослый» .

Владимир Даль в своем словаре дает следующею интерпретацию слову «играть» - это значит : шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время с потехой, заниматься чем – либо для забавы от безделья и скуки.

Детские игры отличаются большим разнообразием. Но особое место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра , так как только она включает в себя имитацию чего-либо поведения, элементы фантазии, новый способ взаимодействия. В ролевых играх, также проверяют, уточняют свои социальные знания, готовятся к будущей жизни.

Я изучила много методической литературы, как организовать правильно игровую деятельность и определилась с темой по самообразованию "Актуализация сюжетно ролевой игры в социализации личности ребенка". Изучая материал, я выделила взгляды многих учённых, современных педагогов и психологов которые говорят о том, что каждое десятилетие дети стали все меньше и меньше играть и, несмотря на огромное многообразие атрибутов к сюжетно ролевым играм интерес к ним пропадает, а сами игры становятся более примитивными и однообразными. Это, связано с тем, что взрослые все более отдаляются от детей, дети не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В то же время замечено, что играя современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты , заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т. д., а роли телевизионных героев. Эти наблюдения говорят о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.

Наблюдая за детьми в начале года, я отметила, что и в моей группе дети также не умеют играть в сюжетно-ролевые игры . Часто в игре дети отражают элементарные бытовые сюжеты , самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей . Есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.

Выбирая для себя роли, желаемых партнеров, в процессе игры , сюжет часто принимал агрессивный характер, что опять говорит о том, что или у детей просто нет опыта игры или они переносят те наблюдения и знания из семьи, ближайшего окружения. Вот поэтому я и решила научить детей играть правильно, и организовала кружок «Почемучка» на бесплатной основе, ведь только в детстве в процессе игры можно научиться правильно взаимодействовать в социуме.

Для начала любой работы необходимо поставить цель, я её определила так «Создание условий для успешного развития и социализации детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру »

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи :

1. Изучить научно - теоретические основы роли сюжетно-ролевой игры в социализации детей каждой возрастной группы;

2. Создать развивающую предметно-игровую среду;

3. Привлечь внимания взрослых к игровой деятельности детей : (проведение консультаций, создание базы - совместно с родителями изготовление материалов к сюжетно ролевым играм ).

Игра не увлечёт детей не вызовет эмоций не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами если воспитатель не будет использовать приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обращение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Процесс руководства сюжетно -ролевой игрой мной строится так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочетался с обучением и воспитанием.

Исходя из этого выделила 3 группы методов, по которым строю свою работу :

Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.

К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации , в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.

Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре

Играя с детьми я стимулирую к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом темы и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу . Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые , литературные и фантазийные события. Совместно с детьми мы придумываем ситуации взаимодействия между людьми, событиями, помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков. Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета . В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры , обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Важно предоставить детям возможность использовать разнообразные игровые действия и действия с предметами-заместителями, изобразительные игровые действия (действие + движение без использования предмета, сопровождаемое речевым комментарием)

Приглашение взрослого в игру – знак великого доверия ребенка. Я непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры , когда дети испытывают затруднения в реализации роли. Способствую самостоятельному выбору, или оказываю небольшую помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .

Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)

Вместе со мной дети 2 ой младшей группы строят из разных деталей игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы» , «поезда» , «корабли» и отправляются в общее «путешествие» . Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название, это «башня» , это «гараж» , используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме» ). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете , развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад» , «Улицы нашего города» ).

Несмотря на небольшие достижения, я понимаю, что необходимо продолжать создавать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить «зону ближайшего развития» ребенка. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. Среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Ведь игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому и столь актуальна для нас педагогов м родителей потому как игра ориентирует детей на соблюдение определённых правил взрослой жизни, воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Активно используя в работе элементы интегрированного обучения в игровой деятельности, я убедилась, что у детей постепенно обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Сюжетно- ролевые игры помогают формировать черты характера, логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость, а гиперактивные дети требующие особого подхода также учится управлять своими действиями, поведением в игре, учатся отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.

План по самообразованию.

Цель : повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сюжетно- ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста.

Задачи :

1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам сюжетно - ролевых игр в воспитании ребенка.

Изучение специальной методической литературы по данной тематике.

Изучение опыта работы воспитателей других ДОУ.

Ожидаемые результаты :

Проявление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по сюжетно - ролевым играм в социализации личности ребенка.

Приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по социализации личности ребенка дошкольного возраста по средствам сюжетно- ролевых игр .

2. Сотрудничество с педагогами МА ДОУ ДС г. Благовещенск №28 корпус -3 :

Консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка »

Беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру .

- совместная деятельность : подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.

Ожидаемые результаты :

Проявление навыков профессиональной взаимопомощи;

Обмен опытом между педагогами по данной теме;

Укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно - ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми .

3. Практическая работа с детьми :

Планирование кружковой работы с детьми , направленной на приобщение детей к сюжетно -ролевым играм как средство социализации личности ребенка;

Переход от простых игр к увлекательным и занимательным приключениям через сюжетно-ролевую игру .

Ожидаемые результаты :

Приобщение детей к сюжетно -ролевой игре как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.

4. Практическая работа с родителями :

Родительское собрание «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям

Индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру .

Оформление попок передвижек по теме;

День открытых дверей.

Ожидаемые результаты :

Становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;

Активное участие родителей в жизни МАДОУДС.

5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта ;

Участие в мероприятиях по данной теме;

Отчет по теме «Актуализация сюжетно-ролевой игры в социализации личности ребенка дошкольного возраста».

Ожидаемые результаты :

Использование в своей практике лучшего опыта педагогов , работающих в данной области .

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.