Ладья. Толковый словарь даля Ладья или лодья

см. ладить.


Смотреть значение Ладья в других словарях

Ладья — ладьи, р. мн. ладей, ж. 1. Большая лодка, гребная или под парусом (поэт.). На берег радостный выносит мою ладью девятый вал. Пушкин. 2. Название фигуры в шахматах, имеющей форму........
Толковый словарь Ушакова

Ладья — I
Любопытно, что это слово – результат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке Свирь – Лодейное Поле........
Этимологический словарь Крылова

Ладья Ушной Раковины — (sea pha, PNA, BNA, JNA) желобок на поверхности ушной раковины, расположенный между завитком и противозавитком.
Большой медицинский словарь

Ладья Вечности — (др.-егип. ладья миллионов лет) - в египетской мифологииладья, на которой совершает свой путь бог солнца Ра. Различалась дневнаяипостась Ладьи Вечности - Манджет, и ночная........
Большой энциклопедический словарь

Ладья — - быстроходная однодеревка, лодка из выскобленных стволов огромных деревьев, с веслами или под парусами, рассчитанная на несколько сот пудов груза или экипаж в 40-50 человек.
Исторический словарь

Ладья — В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращаются из преисподней........
Энциклопедия мифологии

Ла́дья Ушно́й Ра́ковины — (sea pha, PNA, BNA, JNA)
желобок на поверхности ушной раковины, расположенный между завитком и противозавитком.
Медицинская энциклопедия

Ладья Солнца — Эта священная солнечная ладья называлась Секти и управлялась мертвыми. У египтян высшее напряжение (exaltation) Солнца было в Овене, а ослабление (depression) - в Весах. Видно,........
Философский словарь

Ладья — ладья́
(лодья), 1) мореходное вёсельно-парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов.
Энциклопедия техники

«Варяжские гости».

Ладья (в северных говорах ло́дья ), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно , предназначенное для гражданских и военных целей .

Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .

Археология [ | ]

Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .

История [ | ]

Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:

Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.

В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .

Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .

«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»

Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .

Конструкция [ | ]

На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .

В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).

Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:

Экипаж [ | ]

Принимала на борт от 40 до 60 человек .

Интересные факты [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Словарь рифм/Односложные рифмы/-уй (-юй), составитель DS
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. «История северорусского судостроения.» СПб. 2001. С. 74 - 161.
Ладья
Лодья

Ладьи на картине Н. К. Рериха «Варяжские гости».
Служба
Класс и тип судна Ладья
Основные характеристики
Длина по верхней палубе около 25 метров
Ширина по мидельшпангоуту около 8 метров
Высота 3 метра
Экипаж от 40 до 60 человек
Вооружение
Общее число орудий Нет

Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .

Археология

Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .

История

Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:

  • в мирное время большинство ладей (Плавная рать) использовалось в качестве торгового флота и лишь некоторые - для перевозки войск или береговой охраны ;
  • в военное время все доступные ладьи отмобилизовались князьями для военных нужд.

Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.

В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .

Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .

«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»

Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .

Конструкция

На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .

В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).

Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:

Экипаж

Принимала на борт от 40 до 60 человек .

См. также

Примечания

  1. Словарь рифм/Односложные рифмы/-уй (-юй), составитель DS
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. «История северорусского судостроения.» СПб. 2001. С. 74 - 161.

Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-весельное морское и речное , предназначенное для гражданских и военных целей. Судно было приспособлено для дальних плаваний.

Ладья происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к подобным по конструкции судам древних египтян.

В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками.

История

Ладья широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.

У викингов лодьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов.

Использовали ладьи и в Булгарии.

Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров.

Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн), и имели скорость до 13 километров в час. На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию, на Грумант, в Мангазею и в государства Скандинавии.

Конструкция

  • Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
  • В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
  • Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъёмность - до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус.
  • Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 метров, ширину 3,0 метров и осадку до 3 метров. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
  • На вооружении некоторых лодий находились тараны, метательные машины, позднее с одною или двумя пушками, другие брали десант до 60 человек из числа рати.

В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).

Экипаж

Принимала на борт от 40 до 60 человек.

Источники

  • Самойлов К. И., Морской словарь. М., Л., Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941
  • ru.wikipedia.org
  • Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004

ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ

ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ

(сев.) - грузовое парусное палубное судно, вышедшее из употребления, с грузоподъемностью 15-30 т, с осадкой кормы 1,2-2,7 м (4-9 фут.).

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941


Смотреть что такое "ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ" в других словарях:

    ЛОДЬЯ, ладья, см. ладить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (ладья) морское и речное парусно весельное судно славян VI XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м,ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в… … Морской словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русич. Файл:Ladia Rusich.jpg Ладья РУСИЧ в Средиземном море Ладья Русич моторно парусно гребное судно, скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X XII… … Википедия

    - (лодья), 1) мореходное вёсельно парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов. 2) Мореходное вёсельно гребное судно восточных славян. Северные трёхмачтовые ладьи поднимали до 200 т груза, имели… … Энциклопедия техники

    - (сев.) см. Лодья. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Ладья поморское судно, распространенное в 13 14 вв. (в несколько измененном виде просуществовало до 19 в.). Ладья. для … Морской словарь

    Лодья, парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для торговых плаваний и боевых походов.. Дл. 20 м, шир. 3 м, грузоподъёмность 15 т, вмещала 40 чел. и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и вёсла … Большой энциклопедический политехнический словарь

    ЛАДЬЯ - лодья, парусно гребное судно восточных славян VI XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим… … Морской энциклопедический справочник

    Исторически неправильная форма вместо лодья; см. лодка … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ЛАДЬЯ - (лодья), 1) мор. и речное парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для боевых походов и торговых плаваний. По конструкции первонач. однодеревки, позднее набивались доски (набойная Л.) или полностью делались из досок (дощатая Л.).… … Военный энциклопедический словарь

    ладья - I Любопытно, что это слово – результат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке Свирь – Лодейное Поле (там царь Петр приказал построить верфи для строительства кораблей) сохранилось … Этимологический словарь русского языка Крылова