Ладья. Толковый словарь даля Ладья или лодья
см. ладить.
Смотреть значение Ладья в других словарях
Ладья
— ладьи, р. мн. ладей, ж. 1. Большая лодка, гребная или под парусом (поэт.). На берег радостный выносит мою ладью девятый вал. Пушкин. 2. Название фигуры в шахматах, имеющей форму........
Толковый словарь Ушакова
Ладья
— I
Любопытно, что это слово – результат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке Свирь – Лодейное Поле........
Этимологический словарь Крылова
Ладья Ушной Раковины
— (sea pha, PNA, BNA, JNA) желобок на поверхности ушной раковины, расположенный между завитком и противозавитком.
Большой медицинский словарь
Ладья Вечности
— (др.-егип. ладья миллионов лет) - в египетской мифологииладья, на которой совершает свой путь бог солнца Ра. Различалась дневнаяипостась Ладьи Вечности - Манджет, и ночная........
Большой энциклопедический словарь
Ладья
— - быстроходная однодеревка, лодка из выскобленных стволов огромных деревьев, с веслами или под парусами, рассчитанная на несколько сот пудов груза или экипаж в 40-50 человек.
Исторический словарь
Ладья
— В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращаются из преисподней........
Энциклопедия мифологии
Ла́дья Ушно́й Ра́ковины
— (sea pha, PNA, BNA, JNA)
желобок на поверхности ушной раковины, расположенный между завитком и противозавитком.
Медицинская энциклопедия
Ладья Солнца
— Эта священная солнечная ладья называлась Секти и управлялась мертвыми. У египтян высшее напряжение (exaltation) Солнца было в Овене, а ослабление (depression) - в Весах. Видно,........
Философский словарь
Ладья
— ладья́
(лодья), 1) мореходное вёсельно-парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов.
Энциклопедия техники
«Варяжские гости».
Ладья (в северных говорах ло́дья ), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно , предназначенное для гражданских и военных целей .
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .
Археология [ | ]
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .
История [ | ]
Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.
В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .
«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .
Конструкция [ | ]
На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:
Экипаж [ | ]
Принимала на борт от 40 до 60 человек .
Интересные факты [ | ]
См. также [ | ]
Примечания [ | ]
- Словарь рифм/Односложные рифмы/-уй (-юй), составитель DS
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. «История северорусского судостроения.» СПб. 2001. С. 74 - 161.
Ладья | |
---|---|
Лодья | |
Ладьи на картине Н. К. Рериха «Варяжские гости». |
|
Служба | |
Класс и тип судна | Ладья |
Основные характеристики | |
Длина по верхней палубе | около 25 метров |
Ширина по мидельшпангоуту | около 8 метров |
Высота | 3 метра |
Экипаж | от 40 до 60 человек |
Вооружение | |
Общее число орудий | Нет |
Судно было приспособлено для дальних плаваний. От слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья ). Также это название применяется к другим подобным по конструкции судам (древних египтян , викингов и др.). Историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) ещё в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины: в Германии (Люнебург) - lida (ляда), в Чехии - lodie, в Польше - łódź, в Эстонии - lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде в списке 1282 года перечислены лодья , морская лодья , набойная лодья , чёлн и струг . В Древней Руси большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли «ушкуй » . Развалистую печорскую ладью называли «брусянка » . Промышленное строительство лодей на территории России прекращено в начале XVIII века .
Археология
Наиболее ранние свидетельства использования в Древней Руси клинкерных дощатых судов ладейного типа прослеживаются с IX века по находкам в Старой Ладоге досок судовой обшивки, железных заклёпок и Т-образной стойки судового навеса (подобные стойки использовались на судах викингов, в частности, на судне из Гокстада). С X века находки ладейных заклёпок широко известны на многих раннегородских и торгово-ремесленных центрах Древней Руси (Новгород, Гнездово, Киев и др.) .
История
Ладья широко использовалась в Древней Руси . На ладьях лишённые наследства дети князей и их товарищи (варяги) совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию . При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства , ладьи тащились волоком . Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом , состоящим минимум из 200 ладей , что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 , а также походом князей Аскольда и Дира 862 года. Однако флот имел двойное назначение:
- в мирное время большинство ладей (Плавная рать) использовалось в качестве торгового флота и лишь некоторые - для перевозки войск или береговой охраны ;
- в военное время все доступные ладьи отмобилизовались князьями для военных нужд.
Это было возможно благодаря отсутствию на ранних русских кораблях специфических военных приспособлений. Основной тактикой тогдашнего русского флота был абордаж . Один византийский дромон , как правило, захватывался (абордировался) двумя - тремя лодьями. Также использовался приём прохода вдоль борта вражеского корабля с целью поломки его вёсел и лишения хода. В качестве средств борьбы с вражескими кораблями также использовались ручные тараны. В схватках одиночных кораблей ладьи , имевшие меньшие габариты, сворачивали паруса и до сумерек старались держаться со стороны солнца на срезе горизонта. С наступлением сумерек ладьи устремлялись к противнику и заставали врасплох.
В результате феодальной раздробленности, а затем ордынского нашествия , в результате которого Древняя Русь становится вассалом Монгольской империи, даже нерегулярные морские силы у древнерусских княжеств отсутствуют. Единственным возможным исключением была Новгородская земля , имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов, новгородцы строили корабли, участвовавшие в операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войском крепости Орешек в 1349 году). У викингов ладьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов . Использовали ладьи и в Булгарии .
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках , привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров .
«плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас»
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн ), и имели скорость до 13 километров в час . На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию , на Грумант , в Мангазею и в государства Скандинавии .
Конструкция
На вооружении некоторых лодий находились тараны , метательные машины, позднее с одною или двумя пушками , другие брали десант до 60 человек из числа рати .
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Вот как представляет себе строительство ладей, в середине XI века, современный писатель:
Экипаж
Принимала на борт от 40 до 60 человек .
См. также
Примечания
- Словарь рифм/Односложные рифмы/-уй (-юй), составитель DS
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. «История северорусского судостроения.» СПб. 2001. С. 74 - 161.
Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас - славянское и русское (поморское) парусно-весельное морское и речное , предназначенное для гражданских и военных целей. Судно было приспособлено для дальних плаваний.
Ладья происходит от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к подобным по конструкции судам древних египтян.
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками.
История
Ладья широко использовалась в Киевской Руси. На ладьях варяги совершали военные походы или просто грабительские набеги на Византию. При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.
У викингов лодьи были с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров и большим числом гребцов-воинов.
Использовали ладьи и в Булгарии.
Развитие морской торговли в России, в XIII - XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров.
Также северные (поморские) мореходные трёхмачтовые лодьи могли взять до 20 тонн груза (в начале XVI века - до 300 тонн), и имели скорость до 13 километров в час. На торговых лодьях поморы ходили торговать в Англию, на Грумант, в Мангазею и в государства Скандинавии.
Конструкция
- Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
- В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
- Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъёмность - до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус.
- Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 метров, ширину 3,0 метров и осадку до 3 метров. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
- На вооружении некоторых лодий находились тараны, метательные машины, позднее с одною или двумя пушками, другие брали десант до 60 человек из числа рати.
В морском словаре К. И. Самойлова указывается, что лодья - грузовое парусное палубное судно, имела грузоподъемность 15 - 30 тонн, осадку кормы 1,2 - 2,7 метров (4 - 9 футов).
Экипаж
Принимала на борт от 40 до 60 человек.Источники
- Самойлов К. И., Морской словарь. М., Л., Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941
- ru.wikipedia.org
- Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004
ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ
ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ
(сев.) - грузовое парусное палубное судно, вышедшее из употребления, с грузоподъемностью 15-30 т, с осадкой кормы 1,2-2,7 м (4-9 фут.).
Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941
Смотреть что такое "ЛОДЬЯ, ЛАДЬЯ" в других словарях:
ЛОДЬЯ, ладья, см. ладить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
- (ладья) морское и речное парусно весельное судно славян VI XIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м,ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в… … Морской словарь
У этого термина существуют и другие значения, см. Русич. Файл:Ladia Rusich.jpg Ладья РУСИЧ в Средиземном море Ладья Русич моторно парусно гребное судно, скопировано с плавательных средств, которыми пользовались варяги и древние славяне в X XII… … Википедия
- (лодья), 1) мореходное вёсельно парусное судно викингов с симметричным носом и кормой длиной до 40 м и большим числом гребцов. 2) Мореходное вёсельно гребное судно восточных славян. Северные трёхмачтовые ладьи поднимали до 200 т груза, имели… … Энциклопедия техники
- (сев.) см. Лодья. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Ладья поморское судно, распространенное в 13 14 вв. (в несколько измененном виде просуществовало до 19 в.). Ладья. для … Морской словарь
Лодья, парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для торговых плаваний и боевых походов.. Дл. 20 м, шир. 3 м, грузоподъёмность 15 т, вмещала 40 чел. и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим прямым парусом и вёсла … Большой энциклопедический политехнический словарь
ЛАДЬЯ - лодья, парусно гребное судно восточных славян VI XIII вв., предназначенное для торговых плаваний и боевых походов. Длина 20 м, ширина 3 м, грузоподъемность 15 т. Вмещала 40 человек и более с провиантом и снаряжением. Имела мачту с небольшим… … Морской энциклопедический справочник
Исторически неправильная форма вместо лодья; см. лодка … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
ЛАДЬЯ - (лодья), 1) мор. и речное парусно гребное судно вост. славян 6 13 вв., предназнач. для боевых походов и торговых плаваний. По конструкции первонач. однодеревки, позднее набивались доски (набойная Л.) или полностью делались из досок (дощатая Л.).… … Военный энциклопедический словарь
ладья - I Любопытно, что это слово – результат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке Свирь – Лодейное Поле (там царь Петр приказал построить верфи для строительства кораблей) сохранилось … Этимологический словарь русского языка Крылова