Обозначение железной дороги на топографической карте. Топографические условные знаки и обозначения дорожной сети. Классификация условных знаков

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

А
А асфальт, асфальтобетон (материал покрытия дорог)
авт. автомобильный завод
алб. алебастровый завод
анг. ангар
анил. анилино-нрасочный завод
АО автономная область
апат. апатитовые разработки
ар. арык (канал или канава в Средней Азии)
арт. к. артезианский колодец
арх. архипелаг
асб. асбестовый завод, карьер, рудник
АССР Автономная Советская Социалистическая Республика
астр. астрономический пункт
асф. асфальтовый завод
аэрд. аэродром
аэрп. аэропорт

Б

Б булыжник (материал покрытия дорог)
б., бал. балка
Б., Бол. Большой,-ая. -ое, -ие (часть собственного названия)
бар. барак
бас. бассейн
бер. береза (порода леса)
Бет. бетонный (материал плотины)
биол. ст. биологическая станция
бл.-п. блокпост (железнодорожный)
бол. болото
Бр брусчатка (материал покрытия дорог)
бр. брод
бр. мог. братская могила
б. тр. будка трансформаторная
булг. булгуннях (отдельный бугор естественного образования)
бум. бумажной промышленности (фабрика, комбинат)
бур. буровая вышка, скважина
бух. бухта


В

В вязкий (грунт дна реки) (гидрография)
ваг. вагоноремонтный, вагоностроительный завод
вдкч. водокачка
вдп. водопад
вдпр. ст. водопроводная станция
вдхр. водохранилище
Вел. Великий, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
вет. ветеринарный пункт
вин. винодельческий, винокуренный завод
вкз. вокзал
влк. вулкан
вод. водонапорная башня
Выс. Выселки (часть собственного названия)

Г
Г гравий (материал покрытия дорог)
гав. гавань
газ. газовый завод, газовая вышка, скважина
газг. газгольдер (большой резервуар для газа)
гал. галантерейной промышленности (завод, фабрика)
галеч. галечник (продукт добычи)
гар. гараж
гидрол. ст. гидрологическая станция
Гл. Главный (часть собственного названия)
глин. глина (продукт добычи)
глиноз. глиноземный завод
гонч. гончарный завод
гор. горячий источник
гост. гостиница
г. прох. горный проход
гряз. грязевой вулкан
ГСМ горюче-смазочных материалов (склад)
г.-сол. горько-соленая вода (в озерах, источниках, колодцах)
гсп. госпиталь
ГЭС гидроэлектростанция

Д
Д деревянный (материал моста, плотины)
дв. двор
дет. д. детский дом
джут. джутовый завод
Д. О. дом отдыха
домостр. домостроительный завод, комбинат древ. деревообрабатывающей промышленности (завод, фабрика)
древ. уг. древесный уголь (продукт обжига)
дров. дровяной склад
дрож. дрожжевой завод

Е
ер. ерик (узкий глубокий проток, соединяющий русло реки с небольшим озером)

Ж
ЖБ железобетонный (материал моста, плотины)
жел. железистый источник, место добычи железной руды,
железообогатительная фабрика,
жел.-кисл. железнокислый источник

Зап. Западный, -ая, -ое,-ые (часть собственного названия)
зап. запань (заводь, речной залив)
запов. заповедник
засып. засыпанный колодец
зат. затон (залив на реке, используемый для зимовки и ремонта судов)
звер. Звероводческий совхоз, питомник
Зем. земляной (материал плотины)
земл. землянка
зерк. зеркальный завод
зерн. зерносовхоз
зим. зимовка, зимовье
зол. золотой (прииск, месторождение)
зол.-плат. золото-платиновые разработки

И
игр. игрушечная фабрика
изв. известковый карьер, известь (продукт обжига)
изумр. изумрудные копи
инст. институт
иск. волок. искусственного волокна (фабрика)
ист. источник

К
К каменистый (грунт дна реки), камень колотый (материал покрытия дороги), каменный (материал моста, плотины)
К., к. колодец
каз. казарма
кам. каменоломня, камень
кам.-дроб. камнедробильный завод
кам. стб. каменный столб
кам. уг. каменный уголь (продукт добычи)
кан. канал
канат. канатный завод.
каол. каолин (продукт добычи), каолиновый обогатительный завод
каракул. каракулеводческий совхоз
карант. карантин
кауч. каучуковый завод, плантация каучуконосов
керам. керамический завод
кин. кинематографической промышленности (фабрика, за¬ вод)
кирп. кирпичный завод
Кл клинкер (материал покрытия дороги)
клх. колхоз
кож. кожевенный завод
кокс. коксохимический завод
комбик. комбикормовый завод
компрес. ст. компрессорная станция
кон. коневодческий совхоз, конный завод
конд. кондитерская фабрика
конопл. коноплеводческий совхоз
конс. консервный завод
котл. котловина
коч. кочевье
кош. кошара
Кр., Красн. Красный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия
креп. крепость
круп. крупяной завод, крупорушка
кум. кумирня
кур. курорт

Л
лаг. лагуна
лакокр. лакокрасочный завод
Лев. Левый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
лесн. дом лесника
леснич. лесничество
лесп. лесопильный завод
лет. летник, летовка
леч. лечебница
ЛЗС лесозащитная станция
лим. лиман
листв. лиственница (порода леса)
льнообр. льнообрабатывающий завод

М
М металлический (материал моста)
м. мыс
мак. макаронная фабрика
М., Мал. Малый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
маргар. маргариновый завод
маслоб. маслобойный завод
маслод. маслодельный завод
маш. машиностроительный завод
меб. мебельная фабрика
медепл. медеплавильный завод, комбинат
медн. медные разработки
мет. металлургический завод, завод металлоизделий
мет.-обр. металлообрабатывающий завод
мет. ст. метеорологическая станция
мех. меховая фабрика
МЖС машинно-животноводческая станция
мин. минеральный источник
ММС машинно-мелиоративная станция
мог. могила, могилы
мол. молочный завод
мол.-мясн. молочно-мясной совхоз
мон. монастырь
мрам. мрамор (продукт добычи)
МТМ машинно-тракторная мастерская
МТФ молочнотоварная ферма
муз. инстр. музыкальных инструментов (фабрика)
мук. мукомольная мельница
мыл. мыловаренный завод

Н
набл. наблюдательная вышка
наполн. наполняемость колодца
нац. окр. национальный округ
недейств. недействующая
нефт. нефтедобыча, нефтеперегонный завод, нефтехранили¬ще, нефтяная вышка
Ниж. Нижний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
низм. низменность
ник. никель (продукт добычи)
Нов. Новый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)

О
о., о-ва остров, острова
оаз. оазис
обсерв. обсерватория
овр. овраг
овц. овцеводческий совхоз
огнеуп. огнеупорных изделий (завод)
оз. озеро
Окт. Октябрьский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
ор. оранжерея
ост. п. остановочный пункт (железнодорожный)
отд. свх. отделение совхоза
ОТФ овцетоварная ферма
охотн. охотничья изба

П
П песчаный (грунт дна реки), пашня
п., пос. поселок
пам. памятник
пар. паром
парф. парфюмерно-косметическая фабрика
пас. пасека
пер. перевал (горный), перевоз
пес. песок (продукт добычи)
пещ. пещера
пив. пивоваренный завод
пит. питомник
пищ. конц. пищевых концентратов (завод)
пл. платформа (железнодорожная)
пластм. пластических масс (завод)
плат. платина (продукт добычи)
плем. племенной животноводческий совхоз
плодовин. плодовиноградный совхоз
плодоовощ. плодоовощеводческий совхоз
плод.-яг. плодово-ягодный совхоз
п-ов полуостров
погр. заст. пограничная застава
погр. кмд. пограничная комендатура
погруз. погрузочно-разгрузочная площадка
пож. пожарная вышка (депо, сарай)
полигр. полиграфической промышленности (комбинат, фабрика)
пол. ст. полевой стан
пор. порог, пороги
пос. пл. посадочная площадка
пост. дв. постоялый двор
пр. пруд, пролив, проезд (под путепроводом)
Прав. Правый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
прист. пристань
пров. провинция
провол. проволочный завод
прот. протока
пряд. прядильная фабрика
ПС Поселковый Совет
ПТФ птицетоварная ферма
пут. п. путевой пост

Р
рад. радиозавод
радиост. радиостанция
раз. разъезд
разв. развалины
разр. разрушенный
рез. резиновых изделий (завод, фабрика)
рис. рисоводческий совхоз
р. п. рабочий поселок
PC Районный Совет (РЦ -районный центр)
руд. рудник
рук. рукав
рыб. рыбный промысел (завод, фабрика)
рыб. пос. рыбацкий поселок

С
сан. санатории
cap. сарай
сах. сахарный завод
сах. трост. сахарный тростник (плантация)
СВ Северо-Восточный
Св. Святой, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
св. свыше
свекл. свекловодческий совхоз
свин. свиноводческий совхоз
свинц. свинцовый рудник
свх. совхоз
Сев. Северный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
сел. ст. селекционная станция
семен. семеноводческий совхоз
серн. сернистый источник, серный рудник
СЗ Северо-Западный
сил. силосная башня
силик. силикатной промышленности (завод, фабрика)
ск. скала, скалы
скип. скипидарный завод
скл. склад
сланц. сланцевые разработки
смол. смолокуренный завод
Сов. Советский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
соев. соеводческий совхоз
сол. соленая вода, солеварни, соляные разработки, копи
соп. сопка
сорт. ст. сортировочная станция
спас. ст. спасательная станция
спич. спичечная фабрика
Ср., Сред. Средний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
СС Сельсовет (центр сельского поселения)
Ст., Стар. Старый, -an, -oe, -ые (часть собственного названия)
стад. стадион
стал. сталелитейный завод
стан. становище, стойбище
стб. столб
стекл. стекольный завод
ст. перекач. станция перекачки
стр. строящийся
стр. м. строительных материалов завод
СТФ свинотоварная ферма
суд. судоремонтный, судостроительный завод
сук. суконная фабрика
сух. сухой колодец
суш. сушильня
с.-х. сельскохозяйственный
с.-х. маш. сельскохозяйственного машиностроения (завод)

Т
Т твердый (грунт дна реки)
таб. табаководческий совхоз, табачная фабрика
там. таможня
текст. текстильной промышленности (комбинат, фабрика)
тер. террикон (отвал пустой породы у шахт)
техн. техникум
тов. ст. товарная станция
тол. толевый завод
торф. торфяные разработки
тракт. тракторный завод
трик. трикотажная фабрика
тун. туннель
ТЭЦ теплоэлектроцентраль

У
уг. уголь бурый, каменный (продукт добычи)
уг.- кисл. углекислый источник
укр. укрепление
ур. урочище
ущ. ущелье

Ф
ф. форт
факт. фактория (торговое поселение)
фан. фанерный завод
фарф. фарфорово-фаянсовый завод
фер. ферма
фз. фанза
фирн. фирновое поле (снежное поле из зернистого снега в высокогорных районах)
фосф. фосфоритный рудник
фт. фонтан

X
х., хут. хутор
хиж. хижина
хим. химический завод
хим.-фарм. химико-фармацевтический завод
хлебн. хлебный завод
хлоп. хлопководческий совхоз, хлопкоочистительный завод
холод. холодильник
хр. хребет
хром. хромовый рудник
хруст. хрустальный завод

Ц
Ц цементобетон (материал покрытия дороги)
Ц., Центр. Центральный,-ая,-ое,-ые (часть собственного названия)
цвет. цветной металлургии (завод)
цем. цементный завод
чаев. чаеводческий совхоз
чайн. чайная фабрика
ч. мет. черной металлургии (завод)
чуг. чугунолитейный завод

Ш
шах. шахта
шив. шивера (пороги на реках Сибири)
шиф. шиферный завод
шк. школа
Шл шлак (материал покрытия дорог)
шл. шлюз
шпаг. шпагатная фабрика
шт. штольня

Щ
Щ щебень (материал покрытия дорог)
щел. щелочной источник

Э
элев. элеватор
эл. подст. электрическая подстанция
эл.-ст. электростанция
эл. -техн. электротехнический завод
эф.-масл. эфиромасличных культур совхоз, завод по переработке эфирных масел

Ю
ЮВ Юго-Восточный
Юж. Южный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
ЮЗ Юго-Западный
юр. юрта

Я
яг. ягодный сад

Рассекреченные топографические карты Генерального штаба СССР свободно гуляют по просторам интернета. Все мы любим скачивать их, рассматривать, а зачастую и печать на листах бумаги для дальнейшего использования их по прямому назначению - т.е. ходить с ними в походы.

Топографические карты Генштаба являются самыми точными и лучшими. Любые другие покупные карты, напечатанные в современное время, не будут нести в себе столько точности и конкретики. Условные знаки и обозначения на топографических картах Генштаба гораздо более сложны, нежели любые другие обозначения карт, купленных в магазине. Их мы все помним ещё с уроков географии в школе.

Как бывалый пользователь таких карт, я бы хотел в начале этой статьи описать самые важные, на мой взгляд, обозначения. Если остальные более-менее понятны, так как они почти все идентичны с другими видами карт (не Генштаба), то эти есть нечто новое и пока ещё непонятное. Собственно, я начну с условных обозначений рек, бродов, лесов и дорог.

Реки и водные ресурсы

Скорость и направление течения реки (0,6 м/с)

Характеристика рек и каналов: 30 - Ширина (м), 0,8 - Глубина (м), К - Тип грунта (К - каменистый, П - песок, Т - твердый, В - вязкий)

Отметка урезов воды, высота берега над уровнем моря (393м)
Броды: 0,3 - глубина, 10 - длина, К - каменистый грунт, 1,0 - скорость (м/сек)
Болото проходимое
Болото непроходимое
Характеристика мостов: Д - материал постройки (Д - деревянный, К - каменный, ЖБ - железобетонный), 43 - длина моста, 4 - ширина проезжей части (м), 10 - грузоподъемность в тоннах
Лесная просека и ширина в метрах (2м)
Полевые и лесные дороги
Зимник, действующая автодорога только в зимнее время года, в холодный период. Может проходить по болотам.
Грунтовая дорога, 6 - ширина проезжей части в метрах
Гать - дорога с деревянным покрытием, настил из бревен, 3 - ширина проезжей части
Гать
Ж/Д полотно
Газопровод
Линии электропередач (ЛЭП)
Разобранная железная дорога
Однопутная железная дорога, узкоколейка. Также ж/д мост
Шоссе: 6 —ширина покрытой части, 8 — ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Щ — материал покрытия (Б — булыжник, Г — гравий, К — камень колотый, Шл — шлак, Щ — щебень)

Рельеф

Обрывистые берега рек, скальные обнажения, пармы
Горизонтали рельефа с обозначением относительной высоты (260 м)
Горная местность без растительного покрова, покрыта камнями-курумами и скалами-останцами
Горная местность с растительным покровом и редкими деревьями, видна граница леса
Скалы-останцы с высотой в метрах
Ледники
Скалы и скалистые обрывы
Отметка высот (479,2 м)
Степная область. Рядом граница леса
Пески, пустыни

Фото некоторых географических объектов


Магистральный зимник, проложенный через таёжный лес. Летом здесь заросли (Якутия)


Лесная грунтовая дорога (Ивдельский р-н, Сев. Урал)


Гать - дорога с деревянным покрытием (Лобненский лесопарк, Моск. обл)


Скальное обнажение, парма (Камень "Великан", Ср. Урал)


Скалы-останцы (скала Старик-камень, Ср. Урал)

Следует понимать, что все имеющиеся топографические карты Генштаба СССР уже давно устарели. Информация, содержащаяся на них, может датироваться 70-80 годами прошлого века. Если вас интересуют подробности прохождения по тем или иным тропам, дорогам, наличие населенных пунктов и географических объектов, то следует заранее проверить достоверность информации по другим источникам. Троп и дорог уже может не быть совсем. Мелкие населенные пункты могут быть заброшенными и представлять собой пустыри, зачастую уже поросшие молодняком.

Но, в любом случае, карты генштаба всё равно несут более точную информацию, и по ним можно более продуктивно рассчитать свой маршрут и расстояние. В данной статье я не стал забивать ваши головы лишними символами и условными знаками топографических карт. Я выложил только наиболее важные и значимые для горно-таёжного и степного региона. Кого интересуют подробности, могут посмотреть .

Карты Генштаба СССР выполнены с использованием Советской системы разграфки и номенклатуры топографических карт. Эта система до сих пор применяется в Российской Федерации и в некоторых бывших Советских республиках. Есть более новые карты, состояние местности на которых примерно 60-80-х годов прошлого века, и более старые карты, так называемый Генштаб РККА, выполненные геодезической разведкой довоенного времени. "Карты составляются в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера, вычисленной по параметрам эллипсоида Красовского для шестиградусной зоны," - а если не поняли,то не беда! Главное - запомнить (или записать, сохранить эту статью) те моменты, что я привёл выше. Зная их, вы можете умело пользоваться картами и планировать свой маршрут без использования gps.

Тема 8. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

На картах и планах изображение объектов местности (ситуации) представлено в картографических условных знаках. Картографические условные знаки - система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки иногда также называют «легенда карты».
Для удобства чтения и запоминания многие условные знаки имеют начертания, напоминающие вид изображаемых ими местных предметов сверху или сбоку. Например, условные знаки заводов, нефтяных вышек, отдельно стоящих деревьев, мостов по своей форме сходны с внешним видом перечисленных местных предметов.
Картографические условные знаки принято делить на масштабные (контурные), внемасштабные и пояснительные (рис. 8.1). В некоторых учебниках в отдельную группу выделяют линейные условные знаки.

Рис. 8.1. Типы условных знаков

Масштабными (контурными) знаками называют условные знаки, применяемые для заполнения площадей объектов, выражающихся в масштабе плана или карты . По плану или карте можно определить при помощи такого знака не только местоположение объекта, но его размеры и очертания.
Границы площадных объектов на плане могут быть изображены сплошными линиями разного цвета: черным (здания и сооружения, ограды, дороги и т. д.), голубым (водохранилища, реки, озера), коричневым (естественные формы рельефа), светло-розовым (улицы и площади в населенных пунктах) и т. д. Точечный пунктир применяется для границ сельскохозяйственных и естественных угодий местности, границ насыпей и выемок у дорог. Границы просек, тоннелей и некоторых сооружений обозначаются простым пунктиром. Заполняющие знаки внутри контура располагаются в определенном порядке.
Линейные условные знаки (разновидность масштабных условных знаков) применяются при изображении объектов линейного характера - дорог, линий электропередачи, границ и т. п. Местоположение и плановое очертание оси линейного объекта изображаются на карте точно, но их ширина значительно преувеличивается. Например, условный знак шоссе на картах масштаба 1:100 000 преувеличивает ее ширину в 8 - 10 раз.
Если объект на плане (карте) не может быть выражен масштабным знаком из-за своей малости, то применяется внемасштабный условный знак , например, межевой знак, отдельно растущее дерево, километровый столб и др. Точное положение объекта на местности показывает главная точка внемасштабного условного знака. Главная точка находится:

  • у знаков симметричной формы - в центре фигуры (рис. 8.2);
  • у знаков с широким основанием - в середине основания (рис. 8.3);
  • у знаков, имеющих основание в виде прямого угла, - в вершине угла (рис. 8.4);
  • у знаков, представляющих собой сочетание нескольких фигур, - в центре нижней фигуры (рис. 8.5).


Рис. 8.2. Знаки симметричной формы
1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек


Рис. 8.3. Знаки с широким основанием
1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни


Рис. 8.4. Знаки, имеющие основание в виде прямого угла
1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции; 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации;
5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья


Рис. 8.5. Знаки, представляющие собой сочетание нескольких фигур
1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы (культовые сооружения)

Объекты, выраженные внемасштабными условными знаками, служат хорошими ориентирами на местности.
Пояснительные условные знаки (рис. 8.6, 8.7) применяются в сочетании с масштабными и внемасштабными; они служат для дополнительной характеристики местных предметов и их разновидностей. Например, изображение хвойного или лиственного дерева в сочетании с условным знаком леса показывает преобладающую в нем породу деревьев, стрелка на реке указывает направление ее течения, поперечные штрихи на условном знаке железной дороги показывают количество путей.

Рис. 8.6. Пояснительные условные знаки моста, шоссе, реки



Рис. 8.7. Характеристики древостоев
В числителе дроби - средняя высота деревьев в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов, справа от дроби - среднее расстояние между деревьями

На картах помещаются подписи собственных названий населенных пунктов, рек, озер, гор, лесов и других объектов, а также пояснительные подписи в виде буквенных и цифровых обозначений. Они позволяют получить дополнительные сведения о количественной и качественной характеристике местных предметов и рельефа. Буквенные пояснительные подписи чаще всего даются в сокращенном виде согласно установленному перечню условных сокращений.
Для более наглядного изображения местности на картах каждая группа условных знаков, относящаяся к однотипным элементам местности (растительный покров, гидрография, рельеф и т. п.), печатается краской определенного цвета.

8.2. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ МЕСТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Населенные пункты на топографических картах масштабов 1:25 000 - 1:100 000 показывают все (рис. 8.8). Рядом с изображением населенного пункта подписывается его название: города - прописными буквами прямого шрифта, а населенного пункта сельского типа - строчными буквами более мелкого шрифта. Под названием населенного пункта сельского типа указывается число домов (если известно), а при наличии в них районного и сельского Советов - их сокращенная подпись (PC, CC).
Названия городских и дачных поселков печатают на картах прописными буквами наклонного шрифта. При изображении населенных пунктов на картах сохраняют их внешние очертания и характер планировки, выделяют главные и сквозные проезды, промышленные предприятия, выдающиеся здания и другие постройки, имеющие значение ориентиров.
Широкие улицы и площади, изображающиеся в масштабе карты, показывают масштабными условными знаками в соответствии с их действительными размерами и конфигурацией, другие улицы - условными внемасштабными знаками, главные (магистральные) улицы выделяются на карте более широким просветом.


Рис. 8.8. Населенные пункты

Наиболее подробно населенные пункты изображаются на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Кварталы с преобладающими огнестойкими и неогнестойкими строениями закрашиваются соответствующим цветом. Строения, расположенные на окраинах населенных пунктов, показываются, как правило, все.
На карте масштаба 1: 100000 в основном сохраняется изображение всех магистральных улиц, промышленных объектов и наиболее важных предметов, имеющих значение ориентиров. Отдельные постройки внутри кварталов показываются только в населенных пунктах с весьма разреженной застройкой, например, в поселках дачного типа.
При изображении всех других населенных пунктов постройки объединяются в кварталы и заливаются черной краской, огнестойкость построек на карте 1:100 000 не выделяется.
Отдельные местные предметы, имеющие значение ориентиров, наносятся на карту наиболее точно. К числу таких местных предметов относятся различные вышки и башни, шахты и штольни, ветряные двигатели, церкви и отдельно расположенные постройки, радиомачты, памятники, отдельные деревья, курганы, скалы-останцы и т. п. Все они, как правило, изображаются на картах условными внемасштабными знаками, а некоторые сопровождаются сокращенными пояснительными подписями. Например, подпись шах. уг . при знаке шахты означает, что шахта каменноугольная.

Рис. 8.9. Отдельные местные предметы

Дорожная сеть на топографических картах изображается полно и подробно. Железные дороги показывают на картах все и подразделяют по количеству путей (одно-, двух- и трехпутные), по ширине колеи (нормальные и узкоколейные) и состоянию (действующие, строящиеся и разобранные). Особыми условными знаками выделяют электрифицированные железные дороги. Количество путей обозначается перпендикулярными к оси условного знака дороги черточками: три черточки - трехпутная, две - двухпутная, одна - однопутная.
На железных дорогах показывают станции, разъезды, платформы, депо, путевые посты и будки, насыпи, выемки, мосты, туннели, семафоры и другие сооружения. Собственные названия станции (разъездов, платформ) подписывают рядом с их условными знаками. Если станция расположена в населенном пункте или поблизости от него и имеет одинаковое с ним название, то подпись ее не дается, а подчеркивается название этого населенного пункта. Черный прямоугольник внутри условного знака станции указывает расположение вокзала относительно путей: если прямоугольник расположен посередине, значит, пути проходят по обеим сторонам вокзала.


Рис. 8.10. Железнодорожные станции и сооружения

Условные знаки платформ, блок-постов, будок и туннелей сопровождаются соответствующими сокращенными подписями (пл., бл. п., Б, тун.). Рядом с условным знаком туннеля, кроме того, помещается его численная характеристика в виде дроби, в числителе которой указываются высота и ширина, а в знаменателе - длина туннеля в метрах.
Шоссейные и грунтовые дороги при изображении на картах подразделяют на дороги с покрытием и без покрытия. К дорогам с покрытием относятся автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги. На топографических картах показывают все имеющиеся на местности дороги с покрытием. Ширину и материал покрытия автострад и шоссейных дорог подписывают непосредственно на их условных знаках. Например, на шоссе подпись 8(12)А означает: 8 - ширина покрытой части дороги в метрах; 12 - ширина дороги от канавы до канавы; А - материал покрытия (асфальт). На улучшенных грунтовых дорогах, как правило, дается только подпись ширины дороги от канавы до канавы. Автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе выделяются на картах оранжевым цветом , улучшенные грунтовые дороги - желтым или оранжевым цветом.


Рис 8.11. Шоссейные и грунтовые дороги

На топографических картах показывают не имеющие покрытия грунтовые (проселочные), полевые и лесные дороги, караванные пути, тропы и зимние дороги. При наличии густой сети дорог более высокого класса некоторые второстепенные дороги (полевые, лесные, грунтовые) на картах масштабов 1:200 000, 1:100 000, а иногда и 1:50 000, могут быть не показаны.
Участки грунтовых дорог, проходящие через заболоченные места, выстланные по деревянным лежням связками хвороста (фашинами) и засыпанные затем слоем земли или песка, называют фашинными участками дорог. Если на таких участках дорог вместо фашин сделан настил из бревен (жердей) или просто насыпь из земли (камней), то их называют соответственно гатями и греблями. Фашинные участки дорог, гати и гребли на картах обозначают черточками, перпендикулярными к условному знаку дороги.
На шоссейных и грунтовых дорогах показывают мосты, трубы, насыпи, выемки, посадки деревьев, километровые столбы и перевалы (в горных районах).
Мосты изображают на картах различными по начертанию условными знаками в зависимости от материала (металлические, железобетонные, каменные и деревянные); при этом выделяют двухъярусные, а также подъемные и разводные мосты. Особым условным знаком выделяют мосты на плавучих опорах. Рядом с условными знаками мостов, имеющих длину 3 м и более, и расположенных на дорогах (кроме автострад и усовершенствованных шоссе), подписывают их численную характеристику в виде дроби, в числителе которой указывают длину и ширину моста в метрах, а в знаменателе - грузоподъемность в тоннах. Перед дробью указывают материал, из которого построен мост, а также высоту моста над уровнем воды в метрах (на судоходных реках). Например, подпись рядом с условным знаком моста (рис. 8.12) означает, что мост каменный (материал постройки), в числителе - длина и ширина проезжей части в метрах, в знаменателе - грузоподъемность в тоннах.


Рис. 8.12. Путепровод над железной дорогой

При обозначениях мостов на автострадах и усовершенствованных шоссе даются только их длина и ширина. Характеристика мостов длиной менее 3 м не дается.

8.3. ГИДРОГРАФИЯ (ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ)

На топографических картах показывают прибрежную часть морей, озера, реки, каналы (канавы), ручьи, колодцы, источники, пруды и другие водоемы. Рядом с ними подписывают их названия. Чем крупнее масштаб карты, тем подробнее изображаются водные объекты.
Озера, пруды и другие водоемы показывают на картах, если их площадь составляет 1 мм2 и более в масштабе карты. Водоемы меньших размеров показывают лишь в засушливых и пустынных районах, а также в тех случаях, когда они имеют значение надежных ориентиров.


Рис. 8.13. Гидрография

Реки, ручьи, каналы и магистральные канавы на топографических картах показывают все. При этом установлено, что на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000 реки шириной до 5 м, а на картах масштаба 1:100 000 - до 10 м обозначают одной линией, более широкие реки - двумя линиями. Каналы и канавы шириной 3 м и более изображают двумя линиями, шириной менее 3 м - одной.
Ширину и глубину рек (каналов ) в метрах подписывают в виде дроби: в числителе - ширина, в знаменателе - глубина и характер грунта дна. Такие подписи помещаются в нескольких местах на протяжении реки (канала).
Скорость течения рек (м/с ), изображаемых двумя линиями, указывают в середине стрелки, показывающей направление течения. На реках и озерах подписывают также высоту уровня воды в межень по отношению к уровню моря (отметки урезов воды).
На реках и каналах показывают плотины , шлюзы , паромы (перевозы ), броды и дают соответствующие им характеристики.
Колодцы обозначают кружками синего цвета, рядом с которыми помещается буква К или подпись арт . к . (артезианский колодец).
Наземные водопроводы показывают сплошными линиями синего цвета с точками (через 8 мм), а подземные - прерывистыми линиями.
Чтобы легче отыскать и выбрать по карте источники водоснабжения в степных и пустынных районах, главные колодцы выделяют более крупным условным знаком. Кроме того, при наличии данных слева от условного знака колодца дается пояснительная подпись отметки уровня земли, справа - глубины колодца в метрах и скорости наполнения в литрах за час.

8.4. ПОЧВЕННО-РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

Почвенно -растительный покров изображают на картах обычно масштабными условными знаками. К ним относятся условные знаки лесов, кустарников, садов, парков, лугов, болот и солончаков, а также условные знаки, изображающие характер почвенного покрова: пески, каменистая поверхность, галечники и т. п. При обозначении почвенно-растительного покрова часто применяют сочетание условных знаков. Например, для того чтобы показать заболоченный луг с кустами, контуром обозначают участок, занимаемый лугом, внутри которого помещают условные знаки болота, луга и кустов.
Контуры участков местности, покрытых лесом, кустарником, а также контуры болот, лугов обозначают на картах точечным пунктиром. Если границей леса, сада или другого угодья служит линейный местный предмет (канава, забор, дорога), то в этом случае условный знак линейного местного предмета заменяет собой пунктир.
Лес, кустарники. Площадь леса внутри контура закрашивают зеленой краской. Породу дерева показывают значком лиственного, хвойного дерева или их сочетанием, когда лес смешанный. При наличии данных о высоте, толщине деревьев и густоте леса указывается его характеристика пояснительными подписями и цифрами. Например, подпись обозначает, что в данном лесу преобладает хвойная порода деревьев (сосна), их средняя высота 25 м, средняя толщина 30 см, среднее расстояние между стволами деревьев 4 м. При изображении на карте просек указывают их ширину в метрах.


Рис. 8.14. Леса


Рис. 8.15. Кустарники

Площади, покрытые порослью леса (высота до 4 м), сплошным кустарником, лесные питомники внутри контура на карте заполняют соответствующими условными знаками и закрашивают бледно-зеленой краской. На участках сплошных кустарников, при наличии данных, специальными значками показывают породу кустарника и подписывают его среднюю высоту в метрах.
Болота изображают на картах горизонтальной штриховкой синего цвета с разделением их по степени проходимости в пешем порядке на проходимые (прерывистая штриховка), труднопроходимые и непроходимые (сплошная штриховка). Проходимыми принято считать болота глубиной не более 0,6 м; глубину их на картах обычно не подписывают
.


Рис. 8.16. Болота

Глубина труднопроходимых и непроходимых болот подписывается рядом с вертикальной стрелкой, указывающей место промера. Труднопроходимые и непроходимые болота показываются на картах одинаковым условным знаком.
Солончаки на картах показывают вертикальной штриховкой синего цвета с разделением их на проходимые (прерывистая штриховка) и непроходимые (сплошная штриховка).

На топографических картах, по мере умельчения их масштаба, однородные топографические условные знаки объединяются в группы, последние - в один обобщённый знак и т.д. В целом, систему данных обозначений можно представить в виде усечённой пирамиды, в основании которой лежат знаки для топографических планов масштаба 1:500, а на вершине - для обзорно-топографических карт масштаба 1:1 000 000.

8.5. ЦВЕТА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ

Цвета топографических условных знаков едины для карт всех масштабов. Штриховые знаки угодий и их контуров, строений, сооружений, местных предметов, опорных пунктов и границ печатаются при издании чёрным цветом, элементов рельефа - коричневым ; водоёмы, водотоки, болота и ледники — синим (зеркало вод - светло-синим); площади древесно-кустарниковой растительности - зелёным (карликовые леса, стланики, кустарники, виноградники - светло-зелёным), кварталы с огнестойкими строениями и шоссе - оранжевым, кварталы с неогнестойкими строениями и улучшенные грунтовые дороги - жёлтым.
Наряду с топографическими условными знаками для топографических карт установлены условные сокращения собственных названий политико-административных единиц (например, Луганская область - Луг.) и пояснительных терминов (например, электростанция — эл.-ст., юго-западный - ЮЗ, рабочий посёлок - р. п.).

8.6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ШРИФТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Шрифтом называется графическое начертание букв и цифр. Шрифты, которые применяются на топографических пианах и картах, называются картографическими.

В зависимости от ряда графических признаков, картографические шрифты подразделяются на группы:
- по наклону букв - прямые (обыкновенные) и курсивные с наклонам вправо и влево;
- по ширине букв - узкие, нормальные и широкие;
- по светлоте - светлые, полужирные и жирные;
- по наличию подсечек.

На топографических картах и планах, в основном, используют два вида основных шрифтов: топографический и остовный курсив (рис. 8.17).



Рис. 8.17. Остовные шрифты и скорописное письмо цифр

Топографический (волосной) шрифт Т-132 применяется для подписи населенных пунктов сельского типа. Он вычерчивается толщиной линии 0,1-0,15 мм, все элементы букв - тонкие волосные линии.
Остовный курсив находит применение при оформлении топографических карт, сельскохозяйственных карт, землеустроительных пианов и т. д. На топографических картах остовным курсивом выполняются пояснительные подписи и характеристики: астрономические пункты, развалины, заводы, фабрики, станции и т. д. Конструкция букв имеет ярко выраженную овальную форму. Толщина всех элементов одинаковая: 0,1 — 0,2 мм.
Вычислительный шрифт или скорописное письмо цифр, принадлежит к группе рукописных шрифтов. Был сконструирован для записей в полевых журналах и вычислительных ведомостях, поскольку в геодезии многие процессы полевых и камеральных работ были связаны с записью результатов инструментальных измерении и их математической обработкой (см. рис. 8.17).
Современные компьютерные технологии обеспечивают широкий, практически неограниченный выбор шрифтов разного вида, размера, рисунка и наклона.

8.7. НАДПИСИ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНАХ И КАРТАХ

Кроме условных знаков, на топографических планах и картах присутствуют различные надписи. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображаемые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений.

По своему значению надписи являются:

  • собственными названиями географических объектов (городов, рек, озер
    и др.);
  • частью условного знака (огород, пашня);
  • условными знаками и собственными названиями одновременно (подписи названий городов, объектов гидрографии, рельефа);
  • пояснительными подписями (озеро, гора и т. д.);
  • пояснительным текстом (передают сведения об отличительных особенностях объектов, конкретизируют их характер и назначение) (рис. 8.18).

Надписи на картах выполняются различными шрифтами, отличающимися рисунком букв. На картах могут использоваться до 15 различных шрифтов. Рисунок букв каждого шрифта имеет элементы, присущие только данному шрифту, что основывается на знании особенностей различных шрифтов.
Для групп родственных объектов применяются определенные шрифты Например, для названий городов используются шрифты прямого начертания, для названий объектов гидрографии - курсивные шрифты и т. д. Каждая надпись на карте должна хорошо читаться.
В расположении надписей собственных названий имеются отличительные особенности. Названия населенных пунктов располагают с правой стороны контура параллельно северной или южной стороне рамки карты. Это положение наиболее желательно, но не всегда выполнимо. Названия не должны закрывать изображения других объектов и помещаться в рамке карты, поэтому необходимо располагать названия слева, сверху и снизу от контура населенного пункта.



Рис. 8.18. Примеры надписей на картах

Названия площадных объектов располагают внутри контуров, так чтобы подпись равномерно была распределена по всей площади объекта. Название реки располагают параллельно ее руслу. В зависимости от ширины реки, надпись помещают внутри или вне контура. Крупные реки принято подписывать несколько раз: у истоков, на характерных изгибах, при слиянии рек и т. д. При впадении одной реки в другую надписи названий располагают так, чтобы не возникало сомнении в названии рек. До слияния подписывают главную реку и приток, после слияния - обязательно название главной реки.
При расположении надписей расположенных не горизонтально особенное внимание обращается на их читаемость. Придерживаются следующего правила: если вытянутый контур, вдоль которого должна быть помещена надпись, расположен с северо-запада на юго-восток, то надпись располагают сверху вниз, если контур тянется с севера-востока на юго-запад, то надпись располагают снизу вверх.
Названия морей и крупных озер располагают внутри контура бассейнов по плавной кривой, в направлении их протяженности и симметрично берегам Надписи небольших озер располагают как надписи населенных пунктов.
Названия гор помещают по возможности справа от вершины гор и параллельно южной или северной рамке. Названия горных хребтов, песчаных образований и пустынь подписывают в направлении их протяженности.
Пояснительные надписи располагают параллельно северной стороне рамки.
Числовые характеристики располагают в зависимости от характера передаваемых ими сведений. Число домов в поселках сельского типа, отметки высот земной поверхности и урезов воды подписывают параллельно северной или южной стороне рамки. Скорость течения реки, ширина дорог и материал их покрытия располагают вдоль оси объекта.
Располагать надписи следует в наименее загруженных местах картографического изображения, чтобы не возникало сомнения, к какому объекту они относятся. Надписи не должны пересекать слияния рек, характерные детали рельефа, изображения объектов, имеющих значения ориентиров.

Основные правила построения картографических шрифтов: http://www.topogis.ru/oppks.html

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое условные знаки?
  2. Какие виды условных знаков вы знаете?
  3. Какие объекты изображаются на картах масштабными условными знаками?
  4. Какие объекты изображаются на картах внемасштабными условными знаками?
  5. Для каких целей служит главная точка внемасштабного условного знака?
  6. В каком месте внемасштабного условного знака располагается главная точка?
  7. В каких целях применяют цветовое оформление карт?
  8. В каких целях применяют пояснительные подписи и цифровые обозначения на картах?

Туризм и рекреация

И план, и карта являются такими способами изображения местности, которые позволяют охватить ее в целом и определить взаимное расположение ее частей. Ни словесное описание местности, ни рисунки, ни фотографии не могут дать столь точного представления о местности в целом, как план или карта.

Слово «карта» известно с древних времен и в переводе с латинского означает чертеж; его принято прилагать к понятию чертежа, изображающего земную поверхность. С течением времени содержание термина «карта» уточнялось, и теперь мы называем картой уменьшенное, обобщенное изображение на плоскости земной поверхности или ее частей. По содержанию карты бывают:

Люди долго искали самые простые, быстрые и эффективные способы транспортировки себя и своих товаров из одного места в другое. Железные дороги предоставили людям новый вариант для перевозки больших грузов на большие расстояния с более высокой скоростью.

Студенты могут лучше понять влияние и использование железной дороги, сравнив преимущества и недостатки железнодорожных перевозок в другие доступные в то время формы. Попросите их взять на себя роль дистрибьютора, который хочет отправить свои товары из одного места в другое. Попросите учащихся ответить на следующие вопросы для карт в коллекции по дате и региону, указанным в сценарии.

1. Общегеографические, которые обычно делят не две группы: то
пографические и обзорные - различающиеся между собой по степени
подробности и масштабу.

Топографическая карта - это общегеографическая карта крупного масштаба , которая отражает элементы природного и культурного ландшафта местности с наибольшей подробностью.

Какие виды транспорта доступны между местами, куда ваши товары должны путешествовать? Если цель состоит в том, чтобы товар прибыл как можно скорее, какой вариант транспортировки вы выберете? Имеет ли размер, количество или тип продукта, который вы отправляете, диктует, что один способ транспортировки лучше другого?

  • Какие маршруты совершают эти виды транспорта?
  • Каковы преимущества и недостатки каждого вида транспорта?
Информировать студентов о коррупции в железнодорожной отрасли. Если они хотят отправить товар, им может быть предъявлено обвинение в более высоких или более низких ставках , чем другие, в зависимости от размера их отгрузки, куда они перевозились, и других факторов.

Обзорные - общегеографические карты более мелкого масштаба с меньшим количеством подробностей, служащие для общей ориентировки.

2. Специальные, предметом содержания которых является не общая характеристика территории, а какой-либо элемент географического ландшафта (климат, почва и т.п.). Также могут быть учебные,морские, туристские и др. специальные карты. В последние годы большое распространение получили спортивные карты, которые относятся к разряду карт специального назначения и предназначены для соревнований по ориентированию.

Исторический анализ и интерпретация

Учащиеся могут научиться анализировать и интерпретировать карты, определяя, как земельные субсидии влияют на железные дороги. В свою очередь, железные дороги должны были перевозить товары для правительства по льготным тарифам . Чтобы увидеть примеры того, как эти земельные гранты формируют ландшафт, учащиеся могут искать коллекцию по гранту на землю и искать образцы земель, отдаваемых железным дорогам. Как эти земельные гранты влияли на модели развития железных дорог? И как железная дорога повлияла на урбанизацию?

Величина (степень) уменьшения местности на карте называется масштабом.

Масштаб каждой карты выражается чаще всего в виде дроби, у которой в числителе всегда стоит единица, а в знаменателе - число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение местности на этой карте (1:100, 1:10000).

Кроме численного, масштаб может иметь и другие виды - словесный (натуральный) и линейный (графический).

Ищите доказательства поселения вдоль маршрутов поездов. В нижней части карты появится следующий текст:. Объяснения Полный городок содержит 36 секций, каждый из которых содержит 640 акров, более или менее, пронумерованных, как указано выше. Даже правильные или разделенные части принадлежат правительству. Обследованные поселки указаны таким образом.

Исторический выпуск-анализ и принятие решений

Когда железнодорожным компаниям необходимо было решить, где строить новые железнодорожные линии, было проанализировано много вопросов. Студенты могут читать из специальной презентации, а затем перечислять географические, экономические, политические и социальные факторы , влияющие на выбор маршрута для первой трансконтинентальной железной дороги. Кроме того, они могут обсуждать различные цели , которые люди стремились достичь с помощью трансконтинентальной железной дороги. Иуда вдохновил своих соинвесторов на обещания богатства и славы.

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными словами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов , размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

  1. линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ручьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;
  2. фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;
  3. площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, пашен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух элементов: контура и знака, заполняющего контур;
  4. пояснительные - это знаки характеристики леса, названия населенных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д., это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глубина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

Исторические возможности исследования

Изучая лучший маршрут, правительство назначило военного министра Джефферсона Дэвиса для изучения возможных маршрутов в Тихий океан, в котором был выбран военный секретарь для этой задачи? Какие цели он мог иметь в виду? Изучение железнодорожных карт дает студентам возможность рассмотреть важность сохранения исторической записи и исследования создания и использования железнодорожных карт. Спросите учащихся о картах и ​​расписании поездов, которые они могли использовать в своей жизни. У них все еще есть эти предметы?

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков.

Если ученики используют общественный транспорт в своей повседневной жизни , спросите, что они делают со своими старыми картами, когда маршруты изменены, и пересмотренные карты печатаются. Большинство учеников выбросят эти карты. С этой точки зрения, студенты могут обсудить, почему карты в этой коллекции были сохранены и представлены здесь. Например, в Нью-Йорке можно найти карты системы поездов города.

Действительно ли эти карты «более важны», чем карты, которые мы используем сегодня? Были ли они важнее для их пользователей, чем железнодорожные карты для тех, кто использует их сегодня? Студенты, вероятно, придут к выводу, что, среди прочего, количество карт, созданных факторами, в ценность каждой карты этого типа. Чтобы понять, когда печатные материалы стали менее ценными, учащиеся могут исследовать методы печати, чтобы увидеть, когда массовое производство карт стало более эффективным. Когда люди начали путешествовать поездом?

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно-цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры,еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах,

Как эти значения относятся к значениям карт? Для получения дополнительной информации об истории методов картографирования железных дорог студенты могут прочитать специальную презентацию. Карты могут использоваться в качестве отправных точек и иллюстраций для биографий и книжных отчетов. Они также могут использоваться в сочетании с литературой и песнями в упражнениях, в которых сочетание этих средств массовой информации повышает значение, которое должно быть получено от каждого.

Чтобы помочь в понимании истории железных дорог, студенты могут исследовать и писать биографию важного вкладчика на железные дороги и железнодорожные карты. Они могут просматривать коллекцию, чтобы найти нужные карты , а затем исследовать картографа. Они также могут прочитать специальную презентацию, чтобы найти имена других фигур в истории железных дорог.

Рис. 31. Шоссе

Рис. 32. Простая грунтовая дорога

Рис. 33. Проселочная дорога

то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К» (рис. 31). Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие искусственного покрытия. Все грунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами) (рис. 32), проселочные дороги (рис. 33) и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно - УГД) (рис. 34). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка выпуклую форму для лучшего стока воды, кюветы по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Их отчеты должны включать в себя то, как отдельные лица способствовали развитию железных дорог. Они также могут включать информацию о состоянии железнодорожного транспорта в течение этой индивидуальной жизни . Изображения человека, которого они выбрали для исследования, могут быть включены в другие коллекции американской памяти. через коллекции отпечатков и фотографий на индивидуальном имени для извлечения изображений.

В дополнение к картам этой коллекции с рассказами о путешествиях из Американской памяти учителя могут создавать активность, при которой одновременное использование текстовых и визуальных данных добавляет к пониманию каждого. На севере карта ограничена поселением Тегель и Тегелер-Зее, на юго-востоке - Шпрее и Кёпеником, а на юго-западе представлен город Потсдам. Вдоль железной дороги находится историческая обстановка поселений - Новалес, Тельтов, Зелендорф. Оранжевый цвет обозначает большой маршрут, который сначала спросил его величество. Желтый цвет обозначает второй осадок, который заложил Император.

  • Штеглица и Шенберга.
  • Эта карта посвящена веселому путешественнику.
Добро пожаловать в Рандонн Малин!

Рис. 34. Улучшенная грунтовая дорога

Рис. 37. Мост

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах . На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 35а), теперь он изображается простым коротким штрихом (рис. 356).

Если вы новичок здесь, вы, вероятно, захотите прочитать мой путеводитель по выбору обуви для походов и моего списка выписок: Нажмите здесь, чтобы бесплатно скачать гиды! Благодарим вас за посещение и скоро увидимся! 😉. В городе легко заблудиться, а везде есть признаки. В походы это одно и то же, но хуже. Дело не в том, что маршрут отмечен, что невозможно потеряться. Многие могут свидетельствовать.

Знание вывесок и знание того, как читать знаки, с которыми вы сталкиваетесь во время походов, являются основой для хорошей ориентации и не теряются. Вы уверены, что можете сказать разницу между ними, и знаете ли вы, где их найти? И этого недостаточно, чтобы иметь возможность распознавать разметку, чтобы не потеряться.

Рис.35. Обозначения километровых столбов на шоссе

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей.

Маркировка основных маршрутов

Маркировка пешеходных маршрутов является сигнальной системой, позволяющей следить за путями отправления до прибытия. Есть еще сотни. Пешеходные маршруты, походы в страны и небольшие походы поддерживаются добровольными маркерами Французской федерации туризма. Разметка относительно согласована на французской территории - это не так для многих других путей.

Это маршруты с максимальной продолжительностью одного дня. . В Швейцарии это могут быть либо горизонтальные бело-красно-белые, либо желтые бриллианты. В Люксембурге и Италии они представляют собой прямоугольники или желтые круги. Крест иногда может указывать путь к следующему, а иногда и путь, которым не следует следовать.

Рис. 36. Железная дорога

Железные дороги раньше изображали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми шашечками (рис. 36а). Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована (рис. 366).

Различные типы разметки

Теперь вы знаете, нужно ли вам следовать маленькому красному кругу или желтому бриллианту, но где их найти? Маркировка производится разными способами в зависимости от пересеченной местности. Иногда у маркеров много воображения, так что им тоже. На некоторых походах есть признаки. Они могут быть в начале или в середине маршрута. В середине они чаще всего указывают направление, которым вы следуете, и где вы находитесь.

Это наиболее распространенные маркировки. Это курганы камней, которые возводятся туристами, чтобы указать путь к следующему или вершину вершины. Они очень полезны, как видно издалека. Они используются в основном там, где нет прослеживаемого пути и в местах, где маркировка сложна. Это часто бывает в скалах. Внимание, некоторые смешные иногда весело строить кэрнс в любом месте. Не слепо доверять им.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится на той стороне железной дороги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах , как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топографические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные. Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 37). де

рево (если мост бетонный, ставится буква

Рис. 38. Пешеходный мост

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 38).

Очень часто дороги пересекаются небольшими сухими овражками, лощинами, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная труба для стока воды. У таких труб есть свой топографический знак (рис. 39).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48642. Расчет параметров состояния энергетических характеристик газотурбинного двигателя 1009 KB
Рассчитаны параметры состояния в характерных и нескольких промежуточных точках идеализированного цикла ГТД, определены изменения внутренней энергии, энтальпии, энтропии, теплоты, удельные работы процессов и за цикл...
48643. РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1.39 MB
КОРОЛЕВА Расчетно-пояснительная записка курсовой работе РАСЧЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЦИКЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Вариант 19 В результате работы определены: параметры состояния рабочего тела в термодинамических процессах идеального цикла газотурбинного двигателя его энергетические показатели. Результаты расчетов характеристик идеального цикла ГТД представлены в графической форме. Содержание Расчёт состава рабочего тела цикла Расчет состава рабочего тела Расчет оптимального значения степени повышения давления...
48644. Расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме 338.5 KB
Цель работы – расчет структуры полей диалектрического шара в вакууме, а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей.
48645. Створення поліграфічного комплексу 2.76 MB
До цього слід додати ще такі фактори як зменшення трудомісткості монтажу і демонтажу друкарських форм; регулювання суміщення форм з пульта дистанційного керування; застосування автоматизованих систем миття фарбових апаратів і циліндрів а також систеи сканування форм які дають змогу видавати інформацію про потребу у фарбі лдя програмування балансу фарби та води систем автоматичного регулювання зволожування та ін. Зенефельдером в 1796 відтвореного зображення за допомогою спеціальної фарби наносилося на камінь. Нанесення шару лаку і фарби....
48646. 508 KB
Цель работы – расчет структуры полей внутри и вне цилиндра, а также в волноводе для приведенных в задании геометрических и электрических параметров
48647. Расчет структуры электромагнитных полей. Общее задание 210 KB
Решение проводится в цилиндрической системе координат связанных с центром основания цилиндра где r радиусвектор точки наблюдения ось x направлена вдоль приложенного магнитного поля рис.1 методом разделения переменных в соответствии с которым решение  будем искать в виде произведения двух функций каждая из которых зависит только от одной координаты:...
48648. Расчет структуры электромагнитных полей 575 KB
Метод исследования – метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей

Железные дороги на картах и планах изображаются с подразделением их по числу и ширине путей на трехколейные, двухколейные, одноколейные и узкоколейные, а также по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные. Кроме того, выделяются электрифицированные, подвесные, конно-железные дороги и трамвайные линии.

На железных дорогах обозначаются все придорожные сооружения – станции, разъезды, будки и т. п. Исключение составляют лишь линии связи, расположенные в полосе отчуждения дороги, и километровые столбы, которые на карты не наносятся.
Рядом с железнодорожными постройками всегда даются пояснительные сокращенные подписи (Б. – будка, каз. – казарма, ст. – станция, тов. ст. – товарная станция, платф. – платформа, раз. – разъезд и т. д.).

Условные топографические знаки железнодорожных станций учитывают разделение их на три класса. Чем больше пропускная способность станции (развитие путей, число обслуживаемых направлений), тем выше класс станции. Условный знак станции 1-го класса имеет два зачерненных прямоугольника, 2-го класса – один. Станции же 3-го класса изображаются так же, как и станции 2-го, но знаком меньшего размера. Черные прямоугольники условного знака станции помещаются с той стороны дороги, с которой располагается главное станционное здание; если же оно находится среди путей, то прямоугольник ставится посреди условного знака. Собственное название станции подписывается на карте рядом с ее пояснительной подписью – ст.; например: ст. Климашевка. Название станции не подписывается, если она расположена в одноименном населенном пункте или же поблизости от него. В последнем случае название населенного пункта, общее с названием станции подчеркивается тонкой линией. У насыпей и выемок иногда подписывается их высота или глубина в метрах.

Топографические знаки и условные обозначения железных дорог и железнодорожных сооружений

Автогужевые дороги на картах разделяются на следующие виды:

Топографические знаки и условные обозначения автогужевых дорог


На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах обозначаются спуски и подъемы круче 10 градусов.

На автогужевых дорогах также обозначаются насыпи, выемки, тоннели, гати, гребли, фишины, мосты, километровые столбы, указатели дорог, линии связи и перевалы (в горных районах).

На шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах цифрами вдоль оси дороги подписывается ширина проезжей части. На шоссейных дорогах при этом подписываются ширина одетой части дороги и ширина всей дороги – от канавы до канавы. Вторая подпись ставится справ от первой в скобках, например 10 (14).

Цифры при километровых столбах на автострадах показывают километраж. Подписи у условных картографических знаков мостов на шоссейных и грунтовых улучшенных дорогах дают длину моста в метрах (числитель) и грузоподъемность его в тоннах (знаменатель).

Длина мостов, имеющих протяжение на карте более 1, 5 мм, показывается всегда в масштабе, менее же значительные наносятся вне масштаба, и длину их поэтому нельзя измерять по карте. Если перед знаком моста на шоссейных и улучшенных грунтовых дорогах стоят две черточки, перпендикулярные к оси дороги, то это означает, что мост имеет ширину на две и более автомашины. В населенных пунктах наносятся только крупные мосты.

Топографическая карта является изображением местности в графическом виде. Данный документ содержит точную информацию о рельефе местности, объектахи предметах, расположенных на ней.Топографическая карта это уменьшенное в размерах, универсальное изображение поверхности земли.

Классификация топографических карт

Топографические карты разделяются на различные виды по следующим признакам: масштаб, специальное содержание информации, назначение использования. Разнообразные карты местности классифицируются также по научным направлениям.

Виды топографических карт:

  1. Географические.
  2. Топографические.
  3. Геологические.
  4. Исторические.
  5. Политические.
  6. Почвенные.

Масштабы топографических карт

При составлениикартместности, в зависимости от поставленных задач, необходимо использовать различные масштабы. Масштаб - это математическое отношение между длиной отрезка между некими точками, изображенными на карте, и действительным расстоянием между этими точками, находящимися на конкретной местности.

С помощью масштабов можно определить кратность уменьшения длины на плане по отношению к соответствующему размеру на земле. К примеру, масштаб 1: 10 000 говорит о том, что все расстояния между точками на местности уменьшены на картев 10 000 раз. Или 1 см на карте равен 100 метрам на местности.

Число, стоящее в знаменателе, влияет на степень уменьшения масштаба. Более мелкий масштаб (мелкомасштабная карта) имеет большее значение в знаменателе. Например, обзорно-топографические мелкомасштабные карты имеют такие значения, как 1: 1 000 000 либо 1: 500 000 и т. п. Крупномасштабные документы содержат более подробную информацию об изображаемой местности. Здесь можно увидеть больше деталей.

Данные о числовом значении масштаба располагаются в самом низу изображения (за южной рамкой документа). Запись имеет вид дроби. В числителе всегда стоит единица. В знаменателе указывается число, во сколько раз произведено уменьшение изображения.

Величина масштаба - это сколько настоящих километров физически помещается в одном сантиметре на плане.

Условные топографические обозначения

Предметы и объекты, расположенные на местности, изображаются на топографическом документе в виде условных знаков. Для грамотного прочтения изображенной информации, необходимо ознакомиться и изучить основную азбуку документа - его условные знаки. Без этого невозможно изучить местность по топографическому чертежу.

Условные топографические знаки разделяются на следующие категории:

  • масштабные условные топографические знаки;
  • внемасштабные условные знаки;
  • пояснительные.

При помощи масштабных обозначений дается описание и изображение местных предметов и объектов, которые можно показать на чертеже в виде занимаемых площадей и очертаний в масштабе плана либо карты. Так обозначаются реки, озера, болота, горы, леса, крупные строения, мосты, железнодорожные и автомобильные дороги, населенные пункты.

Внемасштабными условными знаками обозначаются предметы, занимаемые небольшие площади, их невозможно изобразить в масштабе: колодцы, радиомачты, трубы заводов, столбы, отдельные строения и пр.

С помощью пояснительных топографических знаков дается дополнительная информация, характеризующая особенности объектов или предметов, расположенных на данной местности в комплексе с масштабными и внемасштабными знаками: направления течения рек, указание породы лесных насаждений и т. п.

Помимо графических знаков, топография использует различные надписи для пояснения, уточняется назначение и цель объекта, например, шк. - школа. Применяются также цифровые значения и собственные названия для указания конкретных населенных пунктов, рек, дорог, характеристик их параметров (ширины, высоты и пр.).

Для каждой местности существует конкретная система условных знаков, с их помощью обозначаются: рельеф, гидрография, сеть дорого и путевые развязки, местные объекты, границы, особенности почвенного и растительного покровов. Условны знаки помогают составить наглядноеизображение действительного состояния исследуемого участка территории.

Назначение топографических карт - представить участок конкретной местности в объемном трехмерном изображении. При помощи, так называемых горизонталей изображается рельеф местности. Это линии, соединяющие одинаковые высоты над уровнем моря. Началом отсчета служит ноль Кронштадтского водомерного поста - средний уровень Балтийского моря.

Если отдельный рельеф невозможно показать при помощи горизонталей, их изображают в виде специальных условных знаков: обрывы, промоины, ямы, курганы, овраги, скалы и пр.

Измерения расстояний на карте

Измерения по карте производятся при помощи циркуля-измерителя. Иглы циркуля прикладываются к конечным точкам отрезков на плане. А потом полученный раствор циркуля откладывается на обычной линейке, где и определяется длина каждого отрезка. Если линии больше линейного масштаба, измерение производится в несколько приемов.

Расстояния между точками на чертеже по кривым линиям замеряются пошагово при помощи небольших растворов циркуля. В среднем длина шага выбирается 0,5 - 1,0 см.

Длинные извилистые линии измеряются специальным приспособлением под названием курвиметр. Он состоит из колесика и стрелки, совмещенной с циферблатом. Колесико движется по конкретной линии на плане, стрелка указывает пройденное расстояние. Цена деления на шкале циферблата равна одному километру или сантиметру. Полученные показания в см умножаются на величину масштаба данного плана.

Перед началом пути стрелка устанавливается на ноль. Если при прокатывании колеса показания прибора уменьшаются, необходимо развернуть курвиметр на 180°.

Если под рукой не окажется линейки с делениями или курвиметра, можно воспользоваться полоской бумаги или миллиметровки.

Ориентирование при помощи карты

При ориентировании по карте вначале определяется точка стояния и сличение карты с окружающей местностью. Документ располагают в таком положении, чтобы его направления совпадали с конкретной местностью. При этом юг находится внизу, север-вверху, восток и запад соответственно справа и слева. Ориентирование карты производится приблизительно на глазок или при помощи специальной визирной линейки либо компаса.

Определение точки стояния

Для определения точки стояния используются ориентиры по следующим признакам:

  1. Местные предметы.
  2. Характерные детали и формы рельефа.
  3. Засечки, оставленные при прохождении расстояний.

Точка стояния определяется по ближним ориентирам после ориентирования карты по сторонам света и опознания на местности, а также на плане близких объектов или элементов рельефа. С учетом масштаба и приблизительного расстояния до опознанных объектов, на документе намечается точка стояния.