Проектная деятельность в доу посредством ментальных карт. Ментальные карты Ментальные карты по педагогике дошкольное отделение

Всем детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здо рово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт. По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании этот наглядный приём структурирования информации применяют не часто. А было бы полезно. Конечно с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов для схемах потребуются картинки.

Классическая ментальная карта рисуется, начиная с центрального понятия. В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.

Особенно хорошо идея пойдёт для детей с аутизмом (да и с любыми нарушениями), сделает их жизнь предсказуемой, значительно снижая свойственную аутистам тревожность. Возраст здесь не важен, потому что картинка для человека с аутизмом гораздо понятнее слова в любом возрасте.


Ментальная карта «Признаки весны»

Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию диаграмм связей. Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:

  1. подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
  2. нарисовать собственноручно.

Первый вариант

Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца.

Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.

Для "продвинутых" задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение - проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.

Второй вариант

Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания того же материала. Вариант более творческий, активизирующий имеющиеся знания и умения.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Какое самое главное событие весной? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ. Оно согревает всё вокруг, и мир начинает изменяться
  3. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист относительно солнышка делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая. Это причинно-следственные связи второго уровня.
  4. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи.

Таким образом мы структурировали информацию, представив её в виде легко запоминающейся картины. Результат ниже. Получилась диаграмма связей, показывающая что и почему происходит в живом и неживом мире весной. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот примерно так он выглядел.

Полезно было бы нарисовать подобные картины взаимосвязей на каждое время года, затем сравнить и сделать выводы о причинах сезонных изменений. И имели бы мы простые чёткие научные представления, а не обрывки того-сего в голове.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Абсолютно всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.

  1. Минимальная мозговая дисфункция

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно . У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.

  1. Разные формы аутизма

У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями

Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо бо льшие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.

Елена Татаурова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Мастер-класс

Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ КАРТА в ДОУ

Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом), визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы строим свой образ некоторого объекта; запоминая, мы его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, пользование им и т.п.). Мысль человека ответвляется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты. По своей структуре ментальная карта похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок кораллов на фотографии, иными словами, естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двумерном виде.

Коллектив научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания им. А.В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой разработал систему развивающих занятий с детьми дошкольного возраста, основной идеей которой стало желание раскрыть перед детьми в учебном процессе окружающий мир в разных взаимосвязях, связать продуктивную детскую деятельность общим контекстным содержанием, сделав, таким образом, ее осмысленной и мотивированной. Апробация этой системы на базе экспериментальных дошкольных учреждений дала замечательные результаты: дети с нетерпением ждали новых занятий, с удовольствием включались в любую деятельность, возросла их познавательная активность и творческий потенциал, их поведение отличается спокойной любознательностью.

Работа педагога по готовым конспектам все больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности дошкольного учреждения, и тенденции образовательной системы города, страны. При этом появляется насущная необходимость научить педагогов использовать публикуемый методический материал не по принципу «я его слепила из того, что было», а умело встраивать его в сложившуюся базовую систему работы с детьми, сохраняя основные задачи развития детей, не нарушая логику представления детям учебного материала, а лишь обогащая его по смыслу. Перед нами стояла задача научить воспитателей самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми по определенному контекстному содержанию, представляя его детям во всем многообразии, взаимосвязях, с учетом интересов и возрастных особенностей самих детей. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что и обучение детей, и повышение квалификации педагогов должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечал метод использования мыслительных (ментальных) карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран. При подходе, связанном с критическим мышлением, необходимо вначале выявить имеющиеся знания и представления и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Отметим, что это лишь один из возможных приемов представления материала.

Мыслительные карты (в переводе с английского «карты ума, умственные карты, ментальные карты или интеллект-карты») придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен в 1960-1970-х гг. Его подстегивала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга. С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.

При линейном способе мышления мы шаг за шагом, постепенно и последовательно переходим от одного аспекта явления к другому, теряя при этом возникающие ассоциации. Если же человек попытается сразу сформулировать весь пучок возникающих ассоциаций, то ему могут сказать, что его мышление нелогично (хотя на самом деле оно именно так и происходит). Используя метод мыслительных карт, мы можем идти в своих мыслях все дальше и дальше, возвращаться назад, соединять различные радиусы между собой. Главное – не стесняться, искать цепочки и контакты, перекидывать мостики, использовать цветные карандаши и рисунки, стараться следовать своим внутренним представлениям о предмете, окружая его со всех сторон.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. Согласно разработанным правилам, носящим характер рекомендаций, но не жестких предписаний, нужно выполнить определенную последовательность действий:

Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.

От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.

Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.

От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.

Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

Таким образом, мы визуализируем все имеющиеся у нас представления, связанные с главной проблемой, да еще и видим их взаимосвязи. Далее, из обилия возможных связей выбираем те, которые нас устраивают для решения стоящей задачи, и концентрируемся на них, имея в руках уже представление о необходимой последовательности своих действий. После этого нам легче представить себе, какой круг вопросов и сведений в какой момент знакомства с понятием попадает, какой деятельностью можно их объединить. Сравнение своей карты с другими помогает понять, как коллеги представляют себе материал, какой у них план действий, как согласовать друг с другом наши мысли. Распределив фрагменты по видам деятельности, мы понимаем, из каких компонентов сложится жизнь ребенка в течение того времени, пока он будет знакомиться с понятием, а уже после этого мы понимаем, в какой последовательности провести эти занятия, как вписать их друг за другом в сетку занятий.

Использовать мыслительные карты можно с разными целями: чтобы прояснить для себя какой-либо вопрос, собрать информацию, запомнить сложный материал, определить объем предстоящей работы и т.д. Нас больше всего привлекла возможность использовать их для планирования педагогической деятельности, сделать этот процесс глубоко осмысленным каждым членом коллектива, реалистичным, согласованным и компактным в плане потраченного на него времени.

Продемонстрируем это на практическом использовании мыслительных карт в работе с педагогами. В качестве учебного упражнения можно разрабатывать мыслительные карты по разным познавательным контекстам: то это тема занятия, то работа по проекту, то попытка соединить разные виды деятельности.

Для разработки проекта можно использовать метод мыслительных карт.

Вот для вас задание написать на листе бумаги все, что в вашем представлении связано со словом «Сова».

Чаще всего на линиях первого порядка встречались слова, относящиеся к внешнему виду, питанию, образу жизни, среде обитания этих птиц. Но на некоторых картах были определения: «символ мудрости», « название детского сада», «соня», упоминались сказки и игры с образом совы. Далее выберите из этого многообразия содержание, необходимое для детей вашей возрастной группы, и обозначьте на карте возможные формы работы, в которых может произойти освоение этого содержания. Так карты можно дополнить линиями второго и третьего порядка, представление об организации проекта для каждого педагога станет более четким.

Объединив планы разных возрастных групп, мы получим общую структуру организации проектной работы по теме например: «День рождения ”Совенка”», кульминационным событием которого станет досуг-викторина – общий праздник для детей всех возрастных групп. Если тема заинтересует воспитателей, детей и родителей, то в ДОУ постепенно возникнет музей сов, появятся экскурсии, будет проведено много занятий, связанных с жизнью этих птиц и их ролью в различных произведениях для детей.

Ментальные карты используются для того, чтобы лучше осознать свою работу, ее специфику, цели и направленность. Есть результаты, показывающие, что использование ментальных карт повышает грамотность, самооценку, формирует позитивные установки по отношению к обучению. Вообще, ребенку доступны разные виды схем: условное изображение последовательности событий, веерные и цепные изображения причин и зависимостей, рисунки множеств и их пересечения, свободные ассоциации типа солнышка, цикличность, отражаемая стрелками. При обучении ребенка использованию схем нужно действовать последовательно, постепенно вводя различные формы абстракции в изображении. Известно, что и сами дети рисуют достаточно абстрактно (и художники-абстракционисты учились у детей), даже в этом смысле можно предлагать им рисовать мыслительные карты, не боясь, что им будет слишком сложно.

Надеемся, что знакомство с ментальными картами станет подспорьем в работе и для других педагогов-дошкольников.

Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности:

    Воспитанники ДОУ видят перед собой конечный результат - вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

    Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

    Помогает воспитаннику самоопределиться - именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

    Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

    Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Изучая проект по теме «Транспорт», схематически можно оформить его так:

При этом необходимо поставить цель проектной деятельности, задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность. Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт, при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников.

В качестве примера продукта – ментальной карты проекта хочу предложить вариант по теме «Зимние виды спорта».


Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Желаю удачи в реализации ваш ей проектной деятельности.

Источник литературы


Что такое ментальная карта? Зачем нужна ментальная карта? Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.


Тони Бьюзен - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Разработал правила и принципы конструкции ментальных карт; Систематизировал использование ментальных карт; Приложил массу усилий для популяризации и распространения данной технологии; Создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года









Используйте эмфазу Всегда используйте центральный образ. Для центрального образа используйте три и более цветов. Как можно чаще используйте графические образы. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.




Стремитесь к ясности в выражении мыслей Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом. Делайте главные линии плавными и более жирными. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». Старайтесь все слова располагать горизонтально.