Ролевые игры по менеджменту. Деловые игры на занятиях по «Деловым коммуникациям» в вузе. формулирование целей деловой игры

Заметили, что сотрудники не вовлечены в рабочий процесс, разрозненны, не инициативны? Деловая игра поможет решить эти и многие другие проблемы. Подробнее об этом методе воздействия на персонал, а также советы по проведению игр, читайте в статье. Бонус - 5 готовых сценариев игр.

Из статьи вы узнаете:

Что значит деловая игра

Деловой учебной игрой называют имитацию рабочего процесса, моделирование и воспроизведение реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Участники выполняют действия, которые приведут к достижению поставленной цели.

Во время игры сотрудники анализируют успешную модель поведения, перенимают ее, стараются избегать тех действий, которые привели других к провалу. Получается, что они приобретают опыт через деятельность, общение в деловой игре, а это считается самым успешным способом усвоения информации.

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите .

Справка : упоминания о деловых играх встречаются с 17-18 века. С помощью имитации действий обучали молодых военнослужащих. Постепенно такая форма обучения и мотивации распространилась по всем отраслям, появилось множество вариаций игр, разработанных для развития личностных и профессиональных качеств.

Цель деловой игры определяет руководитель. Их на сегодняшний день существует много:

  • образование команды;
  • знакомство сотрудников друг с другом;
  • оценка персонала;
  • развлечение коллектива;
  • соревнования;
  • обучение.

После проведения деловых игр с персоналом, улучшается психологический климат в коллективе, у работников появляется азарт, они становятся мотивированными, вовлеченными и инициативными.

Пример

В компании Дельта расширили количество предлагаемых услуг. Сотрудникам нужно было научиться работать с большим количеством разных клиентов. У сотрудников значительно возросла нагрузка. При этом часть менеджеров с ней справлялись, а часть нет. Руководитель Илья решил ежедневно проводить деловые игры, ограниченные по времени. Он разделил коллег таким образом, чтобы в каждой команде был 1 сильный игрок и несколько слабых. Во время выполнения заданий сотрудники обменивались опытом, брали пример с других, совместно обсуждали недочеты. Буквально через несколько недель Илья заметил, что проблема хоть и не решилась, но стала менее острой. Число ошибок сократилось, обстановка нормализовалась, а работники стали более уверенными в себе.

Возникла проблема? Старожилы выживают новичков? Журнал «Директор по персоналу» расскажет, .

Особенности деловых игр

Подбирать деловые игры нужно, опираясь на потребности, возможности и другие параметры. Эксперты-практики выделяют 4 основных направления:

  1. Обучающие игры.
  2. Поисковые игры.
  3. Констатирующие игры.
  4. Смешанные игры.

Все эти игры можно проводить как в пределах офиса, так и в специально отведенных местах. Задания могут быть ограниченными по времени, сжатыми.

Оценивать действия персонала может как группа экспертов, так и непосредственные организаторы мероприятия.

С помощью деловой игра вы можете не только «прокачать» действующий персонал, но и набрать отличных специалистов. Проведите с ним игру, а потом проанализируйте результаты . Сделать это правильно вы можете с помощью материала «Системы Кадры».

Отличия тренинга от деловой игры

Не путайте тренинги с деловыми играми - они имеют существенные отличия, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. Результат также разнится. Чтобы понять особенности того и другого метода развития сотрудников, можно сопоставить обязательные признаки деловой игры и тренинга.

Сравнительная характеристика

Тренинги

Признаки деловой игры

  • нет ограничений или они минимальны;
  • рассматривается отдельный аспект ситуации;
  • работа с конкретными качествами и умениями;
  • выступает эксперт, который изначально озвучивает теорию, а только затем дает практическое задание;
  • ученики чаще работают в одиночку, а не в командах.
  • регламентированы этапы и правила;
  • моделируемые ситуации включают множество факторов;
  • минимум теории, максимум практики;
  • возможность общаться с коллегами, совместно справляться с поставленной задачей;
  • в основе лежит проблема, над которой работают участники.

Некоторые работодатели организовывают для сотрудников выездные тренинги, например, в выходные дни за городом или недельные за границей. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, есть ли смысл .

Примеры деловых игр

  1. Бюро расследований

Цель : образование команды, сплочение коллектива, обучение планированию и работе с информацией.

Время проведения : 3-4 часа.

Количество человек : от 5.

Описание: около Норфолка на востоке Англии в отеле совершено странное преступление. Предложите участника сопоставить известные факты, улики, свидетельские показания, чтобы выйти на след преступников, решить детективную головоломку.

Примечания: заранее дополните сюжет деталями или импровизируйте.

  1. Sky Work

Цель: развить коммуникативные навыки, научить решать бизнес-задачи, вести деловые переговоры, планировать.

Время проведения: 3-4 часа.

Количество человек: от 12.

Описание: участники представляют себя в роли сотрудников международной компании. Они выполняют крупные проекты. Цель - увеличить прибыльность бизнеса, выполнив максимальное количество задач в сжатые сроки. Попросите сотрудников предложить идеи, составить план действий, защитить свои идеи.

Примечания: вы можете проводить деловую игру при выполнении текущих проектов, а итоги подвести в конце месяца или полугодия.

Эксперты «Системы кадры» расскажут о том, как нестандартно поощрить сотрудников .

  1. Главная мишень

Цель: увеличить эффективность продаж, научить общаться с клиентами, презентовать товары или услуги, устанавливать психологический контакт.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5.

Описание: сотрудники должны мотивировать клиента на покупку, выявить его личные предпочтения, увеличить число продаж. Разделите коллектив на группы, попросите каждую из них составить план и защитить его.

Примечание: вы можете устроить соревнование без отрыва от работы, но в этом случае сотрудники будут работать с реальными клиентами компании. Подводите итоги, опираясь на число привлеченных покупателей, размер прибыли или другие параметры.

Используйте готовый кейс « » от журнала «Директор по персоналу».

  1. Изо всех сил

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение планированию, принятию решений.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5 человек.

Описание: в ходе деловой игры воссоздается рабочий день, наполненный заданиями разной сложности. Ставьте перед сотрудниками цели, следите, как они достигают их. Выигрывает тот, кто сделает больше всех дел, допустит минимум ошибок.

  1. Камни и монеты

Цель: обучение планированию, работе в команде , управлению рисками.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 15 до 50 человек.

Описание: участников разделяют на конкурирующие команды. Они должны добывать и продавать драгоценные камни. Предложите участникам составить план действий и обосновать его.

Используйте и другие деловые игры на коммуникацию или обучение. Разрабатывайте их самостоятельно или берите в качестве основы типовые задания. Главное, чтобы сотрудники не знали правильного решения заранее.

Совет №1. Четко определяйте цели, прежде чем выбрать игру

Чередуйте серьезные задания с развлекательными. Сотрудникам должно быть интересно.

Совет №2. Создавайте позитивную атмосферу

Не начинайте критиковать прилюдно, если сотрудник не справляется. Иначе у него пропадет мотивация , человек разубедится в своих способностях. Чтобы от игр была максимальная польза, эксперты рекомендуют делать акцент на недочетах в целом, но не указывать на ошибки конкретного игрока.

Совет №3. Не принуждайте сотрудников

Если заставить сотрудников участвовать в деловых играх на выходных, после работы или в обеденный перерыв - это не принесет никакой пользы, а вызовет волну недовольств.

Совет №4. Следите, чтобы игроки соблюдали правила

Контролируйте процесс. Если между участниками возникают конфликты - подавляйте их. В противном случае вместо положительного результата вы добьетесь прямо противоположного эффекта.

Совет №5. Не проводите игры в период повышенной нагрузки

Сотрудники не смогут сосредоточиться, сконцентрироваться, так как их мысли будут заняты другим.

Читайте о деловых играх в «Системе Кадры». В материале вы найдете разновидности игр, этапы их проведения и способы оценки результатов. Информация позволит избежать распространенных ошибок, которые приводят к непредсказуемым результатам.

Деловая игра - не только метод обучения, но и способ создать уютную дружескую атмосферу в организации. Будьте ближе к подчиненным, активно участвуйте в мероприятиях. Придумывайте новые и увлекательные задания, чтобы сотрудникам не было скучно и неинтересно их выполнять. При необходимости привлекайте экспертов.

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ДЛЯ менеджеров отдела продаж

«Продажа, ориентированная на клиента»

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Пошаговое прохождение существующего в Компании бизнес-процесса в области продаж.

Отработка навыков проведения переговоров с клиентами (работа с возражениями, аргументация экономических выгод и пр.).

Отработка согласования условий работы (контракта) с клиентами на основе принятой корпоративной стратегии.

Выработка и тренировка совместной стратегии взаимодействия специалистов по продажам Компании с клиентами.

ДЕНЬ 1-й – «Эффективное начало взаимодействия с клиентом»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

0. Объяснение

целей и формата

мероприятия,

запуск групповой

динамики.

- мотивация группы;

- определение форм

- взаимодействия внутри команд;

- разделение на группы.

- презентация тренера;

- обсуждение в группах;

- презентация результатов работы групп.

10.00 – 10.45

1. Цели и содержание деловой игры

- понимание роли клиентов;

- понимание факторов,

влияющих на работу;

- формулирование целей деловой игры;

- понимание содержания.

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

10.45 - 11.00

Кофе-пауза

2. Личный вклад продавца в процесс продажи

- Параметры личного вклада: объем, направление, качество

- Личные качества лежащие в основе личного вклада

- Управление личным вкладом

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

11.00 – 11.45

3. Взгляд на партнера по переговорам, как на личность

- Формирование позитивной, профессиональной атмосферы

- Повышение интереса собеседника к обсуждаемым вопросам

- Внимательное отношение к реакции собеседника на переговорах

- Подтверждение собственного профессионального статуса

- Типология клиентов

- презентация тренера;

- составление «портретов» типовых клиентов

11.45 – 13.00

ОБЕД

3. Значение профессионализма в проведении переговоров

- Профессионализм в проведении переговоров с точки зрения экономической выгоды компании

- Суть переговорного процесса при обсуждении специализированных вопросов

- Задачи профессионала в общении с клиентом на переговорах

- презентация тренера;

- групповые переговоры по нейтральному кейсу;

-

14.00 - 16.30

Кофе-пауза

4. Подготовка к переговорам

- Определение цели переговоров

- Выяснение критериев, влияющих на принятие решений клиентом

- Прогнозирование и учет возможных возражений

- Проработка структуры беседы

- презентация тренера;

- фиксация материала

участниками.

16.45 - 17.15

5. Подготовка к переговорам (практика)

- Подготовка к взаимодействию с клиентом в рамках практического кейса (каждая команда участников получает описание типовой ситуации: 1. клиент − физическое лицо; 2. клиент − юридическое лицо)

- изучение кейса;

- работа в команде;

17.15 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1-го ДНЯ

17.45 -18.00

ДЕНЬ 2-й – «Создание условий для позитивного завершения переговоров по продаже»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

Определение формата 2-го дня

Презентация тренера.

10.00 – 10.15

6. Выяснение ситуации клиента

Основные области выяснения

Условия совершения сделки

Личные интересы представителя клиента

Алгоритм принятия решения

- мини-лекция

- разбор результатов с использованием видеосъемки

10.15 – 13.00

ОБЕД

7. Аргументация на переговорах по продаже

- Анализ свойств предложения, используемых в качестве аргументов на переговорах

- Аргументированное представление преимуществ и выгод на основе демонстрации экономического эффекта

- Эффективное представление аргументов и предложений

- Работа с возражениями клиента

- мини-лекция

- переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры

- разбор результатов с использованием видеосъемки

14.00 – 16.30

Кофе-пауза

8. Составление коммерческого предложения с учетом особенностей клиента

- Коммерческое предложение как сумма достигнутых договоренностей

- Условия повышения вероятности принятия решения о покупке

- групповая работа;

- презентация условий коммерческого предложения с позиции соблюдения в них интересов компании

16.45 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2-го ДНЯ

17.45 – 18.00

Описания программы деловой игры командообразования

Цель мероприятия:

Сплочение команды и формирования позитивной управленческой культуры.

Задачи мероприятия:

    повысить сплочённость команды;

    получить опыт эффективного взаимодействия в команде;

    усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды;

    объединение вокруг общей цели;

    избежание конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия;

    выработка совместных решений.

Время

Упражнение

Описание

Задачи, решаемые в процессе упражнения

15.00 – 15.20

Вступление

Вступительное слово представителя Компании и Консультантов.

    Презентация целесообразности мероприятия

    Постановка целей на предстоящее мероприятие

    Представление формата мероприятия

«Презентация»

Участники делятся на группы по 15-20 человек. В каждой группе участники делятся на пары. Сначала первый участник рассказывает второму самое главное о себе, потом они меняются. Далее первый участник презентует группе второго, а второй первого.

Знакомство участников;

Формирование дружеской атмосферы;

Устранение напряжения участников;

Установление контакта с группой.

16:00 – 16:30

«Спасение утопающих»

Упражнение происходит в группах по 15-20 человек.

У членов команды имеются небольшие площадки. Задача команды: удержаться всем вместе на минимальном количестве "плотов".

    Сплочение команды

    Выработка совместных решений

16.45 – 18.30

«Управленческая Башня»

Участники делятся на 2 команды. Участники занимают определенные роли в команде, в соответствии с этими ролями определяются их функции и ограничения (распределение людей по ролям происходит в соответствии с поставленной задачей).

Раздаются водные условия игры (в соответствии с ролями). Ставиться общая задача: Построить башню с определенными параметрами.

Вводятся правила коммуникации (общение вертикальное, горизонтальное только между топами).

    Понимание необходимости работать в команде

Выработка навыка эффективной коммуникации при решении групповой задачи;

Эффективное принятие группового решения;

Избежание конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения.

18:45 – 19:45

Выработка правил эффективной работы в команде в финансовом блоке.

Выработка критериев эффективности команды. Постановка целей для команды.

Участники делятся на минигруппы. Каждая минигруппа вырабатывает на основе своего опыта и опыта, полученного в ходе упражнений свой набор правил. Далее правила презентуются группами друг другу, сводятся в единый список, утверждаются группами.

    Навыки коммуникации в команде

    Навыки презентации

    Навыки принятия решений в команде.

19:45 – 20:00

Подведение итогов

    Резюмирование пройденного материала и достигнутых успехов

    Выработка краткого плана действий по достижению желаемых целей.

Деловые игры разрабатываются под конкретную команду, для достижения конкретных результатов.

Разработка сценария деловой игры под потребности Заказчика за 3 дня. Стоимость проведения 30 000 руб / день Консультации по телефону бесплатно. Еще немного про деловые игры: Участники погружаются в заранее спланированную игровую ситуацию, со своими «подводными камнями», которая может моделировать непростые рабочие моменты. Деловая игра позволяет выйти из привычного ежедневного ритма, посмотреть на ситуацию с другой стороны, «поиграть» различными способами. Игровой процесс позволяет снять напряженность и в результате происходит более полное высвобождение потенциала участников, который потом закрепляется в реальных ситуациях. Очень хорошо под деловую игру моделируются «длинные» продажи, многоходовые комбинации, тендеры, оперативные разработки, где важно продумывать каждый шаг и вымерять каждое действие. Деловая игра органично включает в себя элементы бизнес-тренинга, группового и индивидуального коучинга, стратегической сессии. Деловая игра может моделировать те события, которые планируются в компании и есть возможность проанализировать действия и результат заблаговременно. Насколько деловая игра может быть легкой, сложной, где расставлены акценты и приоритеты – все это изменяемые параметры, в зависимости от потребности организации и уровня участников. В этом формате можно сделать все: менеджеру дать почувствовать себя директором, производственнику продавцом, продавцу владельцем. Деловая игра может дать возможность больше понять другого человека, взглянуть на бизнес под другим углом. Ход деловой игры всегда может уйти туда, куда нужно организатору. Мы можем столкнуться с определенной проблемой в игровой, эмоциональной форме и сразу найти пути ее решения, инновационным, не рутинным способом. В деловой игре очень ярко проявляются личные качества участников, поэтому часто этот формат сопрягается с оценкой персонала на определенные компетенции. Например, при формировании кадрового управленческого резерва, так как в групповой работе деловой игры, неизбежно проявление лидерских и организационных качеств, ориентацию на результат и достижения. Деловая игра позволяет объединить коллектив и взглянуть на скрытые противоречия, заложенные в нем.

Несмотря на то, что процедура деловой игры существует не первый десяток лет, сейчас корпоративные деловые игры (КДИ) - это новый ответ на вопросы: «Как прогнозировать развитие бизнес–событий?», «Как влиять на организацию и рынок?», «Как развивать и обучать персонал?» Корпоративная деловая игра - это полномасштабное мероприятие, рассчитанное по времени на 8 - 36 часов групповой работы, имеющее единую задачу и структуру проведения. (Здесь не обсуждается деловая игра, как элемент тренинга). Деловая игра – это условное воспроизведение, имитация, моделирование реальной ситуации, реальной деятельности, которую осваивают участники. Разумеется, темы КДИ могут быть разными. Чаще всего темы связаны с планируемыми в компании изменениями: новые бизнес-процессы, новые подразделения, расширение ассортимента, выход на новые рынки, слияния, необходимое командное взаимодействие и др. Темы практически не ограничены, главное - возможность их описать и структурировать. В корпоративной деловой игре моделируется процесс деятельности руководителей и специалистов, где организация рассматривается как единое целое, состоящее из частей. Апогеем КДИ является полная имитация внедряемых компанией изменений с применением масштабирования времени! Количество персонала, которое участвует в корпоративной деловой игре, от 6 до 300 сотрудников, которые действительно задействованы в прорабатываемых задачах. Как создаются корпоративные деловые игры? Это творческий процесс в котором участвуют две стороны: разработчики игры (представители тренинговой компании) и постановщики задач (сотрудники компании). Причем задача на проведение КДИ должна быть одна, например, отладить взаимодействие двух структур (компаний, подразделении и др.) или отработать бизнес-процессы при освоении нового региона, нового продукта и др., а подзадачи, решаемые в процессе КДИ, более многообразны. Например, подзадача контроля, постановки задач, передачи информации и др. В КДИ за счет прописывания бизнес процессов можно действительно понять и увидеть реальность исполнения, где есть ошибки, где есть избыточность и где есть недостаточность действий или ресурсов. Запрос клиента необходимо тщательно изучить, после чего воплотить задачу в деловую игру, которая является подобием реальной бизнес–жизни. Таким образом, у клиентов появляется возможность как посмотреть, что происходит сейчас, так и понять, какие изменения провести, чтобы компания функционировала максимум продуктивно. И, наверное самое важное, прямо в деловой игре осуществляются преобразования как в людях, так и в организации, которые ведут компанию к новым результатам! В чем преимущества КДИ для компании? Мы считаем, что преимущества КДИ следующие.

1.Совместность, всеобщность, сплочённость. Эффект кирпичной стены. В ходе выполнения деловой игры сотрудники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без участия всех участников тренинга. «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат. И в игре это очень чётко ощущается, чувствуется каждым.

2.Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. Эффект муравейника. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальную отдачу.

3.Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. Эффект перехода от карты к кладу. Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

4.Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. Эффект сита, отсев шелухи. Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки, так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить реальные факты, мешающие дальнейшему возможному развитию, и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

5.Цельность, целостность и длительность игры. От одного ростка к лесу. Целостность КДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму корпоративных отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

И в конце мы хотим привести несколько примеров КДИ, которые были реализованы для клиентов. На этих примерах, можно схватить суть и понять сущность корпоративный деловых игр. КДИ «ОСВОЕНИЕ НОВОГО РЕГИОНА» Концепция КДИ и описание логики развития событий. КДИ строится и развивается как моделирование развития нового региона. Несколько конкурентов одновременно выходят на рынок с продуктовой линейкой, которая на 80 % совпадает по характеристикам, а на 20 % отличается. То же процентное соотношение характеризует и преимущества компании. КДИ проходит как ряд закономерных для становления и развития стадий регионального представительства. Тренер по ходу игры перед каждым логическим блоком делает теоретическую вставку на ту или иную тему. Затем дается вводная, которая описывает, во-первых, состояние внешней среды, во-вторых, цели, которые ставит центральный офис. Затем дается определенное время на планирование и реализацию тех или иных действий. В деловой игре применяется масштабирование времени, когда, к примеру, каждые 10 – 20 минут в игре равны одному месяцу в реальной жизни. Таким образом расставляются ключевые точки, контролирующие успешность деятельности той или иной компании. После каждого этапа развития компании (логического блока деловой игры) производится подведение итогов с начислением командных и индивидуальных баллов, что отражается на специальном показательном игровом листе. Также рассматривается поведение той или иной команды с анализом и рекомендациями на будущее. Заканчивается каждый блок, как и начинается, теоретической вставкой. Деловая игра в целом завершается общим подведением итогов, награждением победителей и постановкой целей на саморазвитие и развитие подотчетного региона. Что получают и чему обучаются участники.

Модель поведения в реальных условиях.

Теоретическое обоснование методов конкурентной борьбы.

Навыки самоуправления и управления командой в условиях, приближенных к реальным.

Обратная связь (как количественная, так и качественная) о своих преимуществах и слабых местах.

План собственного развития.

Логические блоки деловой игры.

1.Анализ рынка и постановка целей.

Анализ рынка, SWOT-анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).

Поиск дилеров, изучение слабых и сильных сторон.

Исследование субдилеров.

Исследование потребительского спроса.

Постановка задач и целей.

Типы и подчиненность целей:

§стратегические цели,

§тактические цели,

§оперативные цели.

Планирование ключевых областей деятельности и модель SMART.

2.Выход на рынок.

Последовательность шагов.

Выбор и реализация стратегии взаимодействия с дилерами.

Договор и договоренности с дилерами.

Контакты с субдилерами.

3.Рост представительства.

Понимание конкурентной позиции и маркетинговой стратегии.

§Лидер, претендент на лидерство, развивающаяся компания, подражатель, занимающий нишу.

Разработка тактических способов реализации стратегии.

Конкурентный анализ с выработкой связанных действий.

§Угроза со стороны новичков рынка.

§Рыночная сила клиентов фирмы.

§Угроза товаров-заменителей.

§Интенсивность соперничества между конкурирующими фирмами.

Влияние на канал сбыта.

§Стратегии проталкивания и протаскивания.

§Оказание влияния на дилеров и субдилеров.

4.Зрелость. Позиционирование компании и товара – выделение отличительных устойчивых преимуществ по отношению к конкурентам в глазах клиентов.

Позиционирование товара/услуги для выделенных целевых сегментов.

Обучение дилеров и субдилеров позиционированию.

Технологии стимулирования сбыта.

Стимулирование дилера.

Стимулирование субдилера.

Описание бизнес-процессов в продажах. Оптимизация информационных потоков. Территориальный анализ и классификация заказов.

АВС – анализ (однофакторный).

Портфельный анализ (двухфакторный).

Классификация подходов к личным продажам и осознание собственной роли.

Торговля, стимулирующая отклик.

Торговля, ориентированная на удовлетворение потребностей.

Торговля, ориентированная на решение проблемы.

Консультативная торговля.

Планирование стратегии торгового процесса (от незнакомого клиента к постоянному). Планирование стратегии ведения переговоров во время встречи (от приветствия до прощания).

5.Сложные рыночные ситуации, кризисы, неожиданные действия конкурентов, клиентов (на примере данного блока рассматривается такая тема, как сэлфменеджмент, потому что именно в сложных ситуациях проявляется способность человека управлять собой и окружающим). Планирование и постановка целей.

Основные характеристики целей. - Оперативные, тактические и стратегические планы. - Понимание ключевых областей деятельности. - Оценка персонала.

Самостоятельная постановка задач.

Время выполнения. - Реальность выполнения. - Четко сформулированный ожидаемый результат. - Описание средств решения задачи и их доступность. - Описание алгоритма решения задачи (в случае если задача не творческая). - Привлекательность.

Принятие решений.

6 шагов принятия решения. - Ошибки при принятии решения.

Контроль и оценка деятельности.

Методы контроля. - Правило минимизации.

КДИ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» Концепция проведения. КДИ «Эффективное взаимодействие» нацелена на развитие взаимодействия двух компаний (поставщик - клиент, компания – дистрибьютор и др.) или отделов внутри компании (отдел маркетинга – продажи и др.) и любых других структур. КДИ «Эффективное взаимодействие» позволяет моделировать взаимодействие двух (трех или более) структур, проводить диагностику сильных и слабых мест, создавать новые технологии взаимодействия. В процессе реализации деловой игры происходит отлаживание, шлифование необходимых связей, участники приобретают необходимые коммуникативные и когнитивные навыки, которые способствуют взаимодействию. Одно из свойств деловой игры - универсальность, которая позволяет переносить задачи в режим реального игрового проигрывания, в котором происходит как решение, так и дальнейший анализ причин. Задачи, решаемые в деловой игре, есть действующие задачи, которые необходимо прорабатывать для повышения эффективности работы компании. Структура игры и ее основные элементы зависят от непосредственно поставленной задачи, количества и уровня участников и др. Основные блоки деловой игры.

1.В деловой игре «Эффективное взаимодействие» используется, как основа, необходимый теоретический материал, создается новый игровой мир, где группа делится на 3-5 отдельных государств. В данном упражнении обязателен вклад каждого участника. Возрастает ценность личного вклада каждого в командную работу. Индивидуальная заинтересованность в создании проекта вызывает вовлеченности участников ко всему процессу тренинга.

2.Внедрение объективных элементов в созданный игровой мир: название государства, его история, отношения с местными жителями, политический строй, этика и нравственность, экономика, полезные природные ресурсы, культура, валюта государств, формы приветствия и прощания между местными жителями и так далее. Соотнесение абстрактного и реального. У команд, создавших свои государства, появляется ощущение ценности, сопоставления реального и вымышленного, т.е. себя и своего творения.

3.Создание взаимодействия между игровыми государствами и командами, проведение внутренних игр, например:

oпереговоры между делегатами за торговлю ресурсами, отстаивание индивидуальных интересов игровых государств на общем «мировом» уровне,

oпереговоры о курсах валют,

oпереговоры о технологиях взаимодействия.

4.Усиление сплочённости внутри команд, отстаивание интересов, возможные проблемы, возникающие в ходе переговоров, воспринимаются более остро, личностно и эмоционально. Трудности, возникающие на данном уровне, отражают реальные сложности как системного, так и личного характера.

5.Анализ реальных результатов. Соотнесение их с возможными и прогнозируемыми. Присвоение игровых командных очков, усиливающих дух соревновательности, конкуренции. В дальнейшем система игровой оценки длится до конца деловой игры, что является сильным мотиватором и дополнительным связующим звеном. Возрастание желания победить. Сопоставление реальных результатов и стремление выполнять деятельность эффективнее.

6.Продолжение групповой игры и включение реальных элементов из жизни. Внедрение в процесс работы задач, направленных на решение вопросов, связанных с непосредственными примерами из сферы деятельности компании. К примеру:

Заключение договоров на поставку товаров. - Обсуждение логистических задач. - Создание банка хранения и обмена информации. - Объединение и разделение территорий, ответственностей и полномочий. - Слияние компаний. - Передел функций.

7.Погружение участников в действительность. Усиление взаимодействия. Диагностика реальных сложностей. Нахождение путей и способов новых действий. Обучение новым коммуникативным и когнитивным технологиям. Рассмотрение нюансов, учет индивидуальных личностных особенностей.

8.Большое заключительное задание, требующее от участников применения всех имеющихся ресурсов для реализации эффективного результата. За счёт полного вхождения в игровую форму взаимодействия участники максимально точно отражают реальные моменты из рабочей практики. Моделируется реальное состояние дел. Где у каждого есть свои обязанности, отражаются передаточные звенья, рассматривается время и энергия каждого задания. Назначается масштаб времени (к примеру, 1 минута равна 3, 6, 12 часам). Запускается механизм взаимодействия. Видно многое. Кто бездействует, кто вовлечен, какие звенья прочные, какие разрываются. Где перегрузка управленческих, денежных и товарных потоков, что простаивает. Максимальное моделирование реальности!!!

9.В заключительном обсуждении - полный анализ всего процесса игры, сложностей и вариантов, предлагаемых участниками. Рассматриваются люди и технологии, плюсы и минусы, возможности и опасности. Неоценимый анализ. Перенос на реальное взаимодействие. Постановка целей на будущее.

Программы подобного формата мы называем «Генштаб» , поскольку управленческая команды (команд руководителей) по сути работает как «штаб», организуя и координируя деятельность остальных бизнес-единиц (проектных команд).

В программу «Генштаб» включена работа со следующими темами: интегрирование корпоративных ценностей (в поведенческих проявлениях), лидерство, формирование культуры поддержки Лидера, наставничество и конструктивная обратная связь, процессы управления (создание ИОД, целеполагание, организация, координация, мотивация, контроль)

Преимущества такого подхода:

    Повышается реалистичность деятельности участников программы (ближе к бизнес-среде), прошлый опыт управленцев востребован и используется, полученный на программе опыт переносится на бизнес-деятельность.

    Управленческая команда, действуя у всех на виду и демонстрируя эффективную и результативную работу, повышает свой авторитет среди персонала. Кроме того, участники управленческой команды, выступая в качестве примера, могут транслировать сверху вниз подходы и методы работы, стандарты поведения и взаимодействия, корпоративные ценности и философию.

    Совместный успех является результатом объединения усилий ВСЕХ участников программы, как следствие повышается мотивация на совместную работу, развивается чувство «мы», усиливается отождествление себя с компанией.

Еще одним вариантом игр, моделирующих решение задач полного управленческого цикла, но уже с творческим «уклоном», являются программы типа «Снимаем кино» и «Формула-1».

    ИЗ ИСТОРИИ ДЕЛОВЫХ ИГР

    Впервые игры как средство обучения практическому действию начали применяться в военных организациях. Руководство перед началом боевых действий проводило своего рода игры, на которых отрабатывались действия командного состава в связи с предстоящей военной операцией. В зависимости от анализа конкретных условий (рекогносцировка, оценка обстановки, силы противника, свои силы и средства, цели и задачи, согласование действий с другими под­разделениями) принималось решение.

    Концентрация и централизация производства и капитала, мас­совое производство, массовые армии, возросшая роль различного рода штабов породили новые условия для имитационных игр. Начали проводиться командно-штабные учения (КШУ) в армиях европейских и азиатских стран, особенно активно в 20-30-е годы перед Второй мировой войной. В США этот процесс развернулся лишь в ходе Второй мировой войны и усилился в послевоенное время, разросшись в современных условиях до гигантских и доро­гостоящих учений блока НАТО.

    В народном хозяйстве метод имитационных игр впервые был применен в 1932 г. в России. Деловая игра была проведена в Ленинградском инженерно-техническом институте, ее автор М.М. Бирштейн. Результаты этой игры стали основой проведения экономических экспериментов на одной ткацкой фабрике и в последующей деловой практике.

    Первая машинная игра была организована в 1955 г. так называ­емой бесприбыльной американской корпорации «РЭНД корпо­рейшн». Ее участники - офицеры тыла ВВС США. Целью игры явилась оптимизация затрат и организация снабжения ВВС США в стране и на многочисленных военных базах за ее пределами. С применением ЭВМ деловые игры были впервые организованы Американской ассоциацией управления в 1956 г., а в следующем 1957 г.- 20 президентов крупнейших фирм США приняли участие в такой игре.

    В современных условиях деловые игры широко проводятся во многих странах:

    В процессе обучения менеджеров и других руководителей в вузах и средних специальных учебных заведениях;



    В процессе производства и реализации продукции на предпри­ятиях и в сфере услуг для выработки наиболее обоснованных решений, а также при проектировании новых и реконструкции старых предприятий:

    В ходе НИОКР;

    В министерствах, ведомствах, ассоциациях и объединениях сфе­ры производства, торговли, финансовой сфере, сфере услуг, в военной экономике и вооруженных силах.

    В данном практикуме деловые игры разработаны только в учебных целях для обучения основам менеджмента после прохож­дения студентами производственной практики на предприятиях.

    При подготовке к играм необходимо учитывать:

    1) производственный опыт обучаемых, наличие производствен­ной практики (работу в промышленных, торговых, финансовых сферах, в непроизводственной сфере) и в зависимости от этого ставить цели, задачи, условия игры и определять ее сценарий;

    2) интересы обучаемых, предрасположенность их к определен­ным видам управленческой деятельности при распределении ролей в игре;

    3) количество времени, выделяемого тематическими планами на проведение практических занятий и деловых игр;

    4) возможности обучаемых получать информацию, необходимую для принятия решений по хозяйственным (производственным, фи­нансовым, сбытовым и др.) вопросам. В случаях ограничений информации необходимо давать «типовые» данные, подготовлен­ные самими преподавателями (справочники, нормативы, положе­ния, указы и распоряжения, типовые формы деловой документации и т. д.);

    5) условный характер учебных игр, упрощение ситуаций, сокра­щение действительно необходимых сроков на выполнение работ.

    Практическое задание

    Для участия в деловых играх продумайте и заполните анкету.

    Анкета

    Фамилия, Имя, Отчество

    Факультет, курс, группа.

    Практический опыт работы, стаж, специальность (имеющаяся по факультативу).

    К какой сфере трудовой деятельности проявляете наибольший интерес: промышленность, строительство, транспорт, связь, сель­ское хозяйство, финансы, торговля, сфера обслуживания и др. (необходимое подчеркнуть или дописать)?

    В какой должности намерены принять участие в игре?

    С кем из сокурсников Вы намерены сотрудничать в деловой игре и в каком качестве?

    Какой литературой по менеджменту Вы располагаете?

    Будете ли Вы готовить курсовую или дипломную работу по менеджменту?

    Участвовали ли Вы в деловых играх по другим учебным дисцип­линам, если участвовали, то в качестве кого?

    ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАЧAЛA»

    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

    Подготовка игры.

    Руководитель игры:

    1) готовит исходные данные, характеризующие финансово-эко­номическое состояние предприятия, которым предстоит руководить обучаемым;

    2) анализирует анкетные данные участников игры и предвари­тельно планирует распределение игровых ролей;

    3) разрабатывает сценарий игры и проводит краткий инструктаж с участниками;

    4) определяет регламент и выход игры.

    Участники игры:

    1) изучают необходимую литературу по теме;

    2) предварительно определяют, в какой должности они хотели бы принять участие в игре;

    3) составляют краткий примерный перечень прав и обязанностей по этим должностям;

    4) готовят для обсуждения в группе организационную структуру предприятия и служб, характер выпускаемой продукции (услуг), название и фирменный знак.

    Цель игры.

    Привитие практических навыков в проведении собраний и совещаний, коллективном обсуждении организационных вопросов и принятии решений, ознакомление и усвоение порядка работы с финансово-экономическими показателями.

    Условия игры.

    Предприятие условно создано и работает несколько лет в круп­ном промышленном центре. Имеет здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование, сырье и материалы. Сбыт и поставки осуществляются беспрепятственно. Укомплектовано кадрами, кро­ме руководящего состава.

    Данная организация является предприятием акционерного типа, приватизированным в 1994 г., и относится ко второй группе пред­приятий (см. Экономический вестник России. 1994. № 2. С. 21-23) с балансовой стоимостью основных фондов более 1,5 млн. руб. В пересчете на 1.01.1997 г. с учетом коэффициента стоимость фондов составляла 10,5 млрд. руб. Списочная численность работающих 10 001 чел.

    Вакантные должности: генеральный директор, его заместитель, главный инженер, главный бухгалтер, начальник управления кад­рами, начальник планово-финансового отдела, начальник произ­водственно-технического отдела, начальник отдела снабжения и сбыта, начальник отдела контроля качества и сертификации, юрисконсульт. Если позволяет количество участников игры, то на каждую должность назначаются по два человека, или предусматри­ваются вакантные должности начальников корпусов, цехов и участков.

    Выпущенные акции распределены по Варианту 1 Государствен­ной программы приватизации: 25 % от уставного капитала именных привилегированных акций - членам трудового коллектива (него­лосующие акции), 10 % обыкновенных акций по закрытой подписке со скидкой 30 % от их номинальной стоимости - членам трудового коллектива, 51 % обыкновенных акций - фонду имущества, 5 % обыкновенных акций - администрации предприятия, 9 % акций проданы на аукционе по коммерческому курсу.

    Предприятие выпускает продукцию производственного назна­чения (по выбору и интересам большинства студентов группы: черные или цветные металлы, литье или штамповка деталей, сборка двигателей, динамомашин, производство подшипников, сельскохо­зяйственные машины и оборудование, минеральные удобрения, лесоматериалы и др.).

    Сценарий игры.

    Преподаватель назначает инициативную группу из состава уча­стников игры и ставит перед ними задачу - подготовить и провести собрание коллектива предприятия с повесткой дня «Выборы вы­сшего звена руководства предприятия». Далее игра идет по сцена­рию, определяемому действиями инициативной группы и ходом проведения собрания, в котором участвуют все обучаемые. После выборов и назначения участников игры на должности они должны ознакомиться со своими правами и ответственностью по занятым ими должностям (несмотря на все условности учебного занятия).

    При успешном решении «кадровых вопросов» руководитель даст ряд вводных заданий всем участникам игры и контролирует их выполнение:

    1. Генеральному директору распределить 5 % обыкновенных акций (100 шт.) между администрацией предприятия.

    2. Каждому руководителю составить схему организационной структуры своего подразделения и определить вертикальные и горизонтальные коммуникации.

    3. Продумать численный состав своих подразделений по профессиям, специальностям и квалификациям.

    4. Дать участникам игры исходные данные по следующим показателям:

    Численность предприятия ………………………………………………

    Стоимость основных фондов (производственных)…………………….

    Стоимость оборотных фондов (скорость оборота - 4 оборота в год)…

    Годовой объем продукции (в действующих ценах) без налога на

    добавленную стоимость………………………………………………….

    Затраты на производство продукции

    В том числе:

    материальные затраты ………………………………………………….

    затраты на оплату труда………………………………………………..

    амортизация основных фондов………………………………………..

    отчисления на социальные нужды……………………………………

    прочие расходы………………………………………………………….

    прибыль, подлежащая налогообложению……………………………..

    После завершения работы с вводными заданиями руководитель игры заслушивает доклады всех руководителей, разбирает возник­шие разногласия между высшим и средним звеньями руководства и предоставляет время для оформления принятых решений в письменном виде.

    В интернете сегодня много материала по тренингам и деловым играм на разные темы. Однако, как ни странно, найти , направленных на тему качества передачи информации и постановки задач, не так просто. Особенно, если это не выдуманные тренерами игры, часть из которых вообще не применялась на практике.

    Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации. Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город на целых три дня: и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело.

    Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это уместно для новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг ).

    Так вот, покопавшись в интернете, ничего нового не нашел (удивлен). Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.

    В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике. Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

    Я выделил из собранных игр три группы:

    • Игры, направленные на умение передавать информацию.
    • Игры, направленные на постановку задач.
    • Игры, направленные на организацию командной работы с задачами.

    Игры, направленные на качество передачи информации

    Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.

    Существует множество вариаций игр на данную тему, но условно можно их сгруппировать в две группы: «что-нибудь нарисовать или собрать» и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги, либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют, чем нравится.

    № 1 – Собрать геометрическую фигуру

    Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму дают разрезанные части.

    Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

    Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

    Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

    Ну а если картинок не оказалось, то можно…

    № 2 – Собрать фигуру из спичек

    Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек). На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки.

    Если человек не имеет терпения или не может последовательно излагать информацию, задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в «смогут или нет» - смогут. А вот как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

    № 3 – Нарисовать фигуру

    Опять все аналогично, только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге. Это задача более сложная, так как фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

    № 4 – Испорченный телефон

    Испорченный телефон – классическая всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее.

    Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника). Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

    Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

    В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

    В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт, занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

    Существуют «расширения» игры:

    Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

    Если возникли трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж). Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

    Игра на постановку задач

    № 5 – Спешащий руководитель

    Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (неважно куда: на самолет, экстренное совещание, главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (То есть цепочка Директор – секретарь – начальник отдела - сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

    Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге (это разные задачи и результат будет разный).

    Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть, даже в чем-то запутанная.

    Например: «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании «Бизнес-финанс». Там рядом будет отчет компании «Бизнес-формула», он мне не нужен, нужен только «Бизнес-Финанс». Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

    Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

    Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

    В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

    Игры, направленные на организацию командной работы с задачами

    № 6 – Собрать карты

    Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям. Если вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

    Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос, за сколько итераций.

    Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями.

    Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, у нас четыре отдела по три сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по четыре карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

    Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

    Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок. Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количество итераций.

    Цель: выполнить задачу, поставленную директором наиболее эффективным образом (за меньшее количество коммуникаций).

    Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки) и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, то есть каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться.

    Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

    Цепочка коммуникаций такая:

    • Директор общается только с руководителями отделов.
    • Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела или руководителями других отделов. Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему руководителю. Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего начальника.

    Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

    По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит проанализировать и некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

    Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

    № 7 – Пазлы

    Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды , то есть, руководителя тут нет.

    Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

    Цель: собрать как можно быстрее.

    Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно. Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

    • Начинает собирать один, все ему только помогают.
    • Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом быстро состыковывают вместе.
    • Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

    Совет: не используйте сильно распространенные известные картинки. Бывают случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал:). Так просто неинтересно получится.