Уличные игры советских детей. Игры во дворе: детские подвижные и малоподвижные игры. Творческая игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два»

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями).

И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.

Вспомним исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Классики

Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

Бояре

Как играть. Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли…» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Тише едешь, дальше будешь - стоп

Как играть. Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Колдунчики

Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

Море волнуется раз

Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

Казаки-разбойники

Как играть. Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

12 палочек

Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.


Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Я знаю 5 имен

Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

Съедобное-несъедобное

Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Ножички

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

Колечко-колечко

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

Вы поедете на бал?

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Кис-мяу

Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый -совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Города

Как играть. Ведущий стоит спиной и говорит:»Кали-кали….стоп! Точка!». Слово Кали — столько раз, сколько хочет ведущий. Пока они звучат — дети убегают от ведущего в противоположную сторону. На слово Точка дети останавливаются. Потом ведущий выбирает игрока и прикидывает — сколько до него шагов — больших и маленьких. До города такого-то столько шагов и шажков. Потом он отмеряет это количество, если ведущему удается дотронуться до города рукой, он побеждает, если нет — играет снова.

Что развивает: умение определять расстояние «на глаз»

Нитки

Как играть. Дети берутся за руки и «запутываются», переступая через ноги и руки. Потом кричат: «Бабка, нитки рвутся!» и бабка-ведущий пытается распутать свои нитки (руки и ноги), не порвав (не расцепив руки игроков).

Что развивает: ловкость и смекалку

Красная Шапочка

Как играть. Дети делятся на две части. Одни — крепко держатся крепко за руки и не пропускают. Те, что держатся, кричат:»Красная шапочка, белое перо! Дайте нам.. (имя игрока) ну, Марину к примеру, и больше никого!». Марина разгоняется и пытается пробить брешь в стене из детей по середине. Если пробивает, то берет кого-то из средних детей и возвращается обратно к своим, если не пробивает, то становится к средним.

Что развивает: силу и выносливость

======================================

Инна Морозова

Дорогие мои воспитатели! Вот и наступает долгожданное лето! А это значит - площадка и подвижные игры! Я предлагаю Вам вспомнить наши старые любимые игры и научить им ребят. Уверена, будет здорово, весело! Оставим фей Винкс и всевозможных роботов, пусть поскучают... А мы скучать не будем!

Скачать:


Предварительный просмотр:


"Резиночки"
Цель: развивать вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учить тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Ход игры:
Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.


"Классики"

Цель: развивать ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр.
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

"Бояре"

Цель: развивать умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

"Тише едешь, дальше будешь - стоп"

Цель: развивать координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

"Колдунчики"

Цель: развивать умение шустро бегать, быстро соображать и реагировать на происходящее.
Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг.


"Море волнуется раз"
Цель: развивать воображение, спонтанность и артистичность.
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

"Казаки-разбойники"
Цель: развивать базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и стойкость.
Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников».


"12 палочек"

Цель: развивать умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.


"Вышибалы"
Цель: развивать умение уворачиваться, ловкость, координацию движений
«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

"Я знаю 5 имен"
Цель: развивать многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

"Съедобное-несъедобное"
Цель: развивать чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Колечко-колечко
Цель: развивать способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.
Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Вы поедете на бал?
Цель: развивать воображение, подбирать синонимы и задавать вопросы, умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

Водящий произносит считалку:

Вам барыня прислала кусочек одеяла

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

Вы поедете на бал?
После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

"Я садовником родился"
Цель: развивать память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

"Горячая картошка"
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание.

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга ("котел"). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. Важно - при этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть, не вставая в полный рост. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Для игроков помладше - то же самое, но мяч можно не отбивать, а ловить в две руки и быстро (!!! - картошка же горячая, обожжемся!!!) перекидывать следующему игроку. Если кто-то замешкался - тоже идет в круг "провинившихся".

Участники – не менее 4 человек.

Считалкой выбираем водящего. Он берет мяч в руки и становится в центр круга, который образуют остальные игроки. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока (например, "Штандер-Паша"; «Штандер-Вася», еще вариация - "Хали-хало Паша"). Тот, чье имя назвали, должен поймать мяч, в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него. Как только мяч пойман, игрок кричит: Штандер-стоп! (Хали-Хало стоп!)
Все замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Шаги:

Гигантские - шаг на весь размах ноги

Человеческие - обычные шаги

Лилипутские - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой

Муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)

Зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге

Утиные - шаги вприсядку

Лягушка - прыжок

Верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул

Лучше назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала. Если попал, то игрок становится водящим.


Теперь давайте вспомним, чем мы занимались во дворах, между домашкой, музыкальной школой и «спокойной ночи, малыши».

Понятное дело, что были велосипеды, бадминтон и футбол… Но этим сейчас никого не удивишь. А вот забытые дворовые забавы стоят отдельного упоминания. Особенно те, которые не особо одобрялись родителями и вызывали проклятия со стороны соседей. А то и приводили к участковому…

Карта-абла и компания

Для начала нужно было собрать капитал, то есть иметь хотя бы небольшую коллекцию игровой валюты – вкладышей от жвачек, кэпсов, чушек, наклеек. Сама игра была не сказать чтобы очень высоко интеллектуальной. Например, вкладыши от жвачек клались стопкой картинками вниз, и по стопке нужно было ударить ладонью. Те вкладыши, которые переворачивались, становились твоими. Аналогично рубились в кэпсы – круглые яркие фишки с разнообразной мультяшной и компьютерной нечистью, – только стопку кидали об асфальт. Практически по той же схеме выстраивались битвы со всеми видами крышек, пробок, чушек, соток и прочих трэш-атрибутов той эпохи.

У каждого игрока была своя тактика и свои ноу-хау; по вечерам на линолеуме проходили многочасовые тренировки – движения должны были стать строго отточенными, математически верными и психологически угнетающими соперника. Естественно, в каждом дворе был везунчик (читай: мухлевщик), который одним движением потной ладошки переворачивал все вкладыши или одним ударом об асфальт выигрывал все фишки. Во дворе таких ненавидели, но втихаря завидовали и молча уважали.

Рогатки

Речь пойдет строго о самопальных аутентичных девайсах.
Такие рогатки были двух видов: классические и шпоночные. Классические делались из толстой Y-образной ветки, находился серый жгут (например, в аптеке), тырился где-то кусочек кожи, и вся конструкция фиксировалась изолентой или медной проволокой (синяя изолента – нет ничего фэн-шуйнее!). Из такого оружия стрелять можно было чем угодно, но лучше и травматичнее всего получалось камнями. Ну, естественно, по окнам!


Шпоночную рогатку сделать было проще, но и жизнь ее была коротка. Всего лишь надо было найти на свалке толстый алюминиевый провод в оплетке и – дома – резинку от трусов. Зарядами для этого подвида дворового оружия служили шпонки – согнутые куски проволоки. Особой разрушительной силой оружие не обладало, но кошки недурно так шугались, да и в войнушке можно было нехило зарядить врагу между глаз.

Сикалка

Ну, в общем, вы уже поняли, откуда пошло название этой развлекухи. Во времена застоя и перестройки сикалка отлично заменяла водяные пистолеты, которые были дорогими, и одноразовые шприцы, которых не было.

Изготавливалось это оружие ближнего боя как два пальца: брали пустой флакон от шампуня, отбеливателя или любую мягкую емкость с пробкой. Раскаленным гвоздем расширяли отверстие в пробке и впаивали туда верх обычной шариковой ручки. Для верности можно было еще загерметизировать мастикой или пластилином. Ну и гонялись друг за другом по двору. А чо? Водные сражения а ля Цусима, только без японцев.

Дротики

За неимением настоящих, дротики изготавливали из подручных материалов: бумага, спички, игла, клей и нитки. Такие дротики весьма недурно летали и даже втыкались. Особенно высокие балы за аэродинамику получали девайсы с голубиными перьями.
На ковер (который непременно висел на стене – в лучших традициях мулигамбии) вешалась «мишень» из тетрадного листа, и игра начиналась.

Понятное дело, дротиками играли и в войнушку. Они же были орудиями мести и – иногда – решающим словом в вечном споре «кто ща круг на велике».

Бумеранг

Советские кулибины придумали, как сделать бумеранг в условиях тотального дефицита. В конце 80-х ничего подобного еще не продавали, и шпана просто брала две обычные деревянные линейки и изоленту, а над паром при наличии терпения и сноровки можно было слегка скрутить лопасти. Таким бумерангом было четко пугать птиц. Или себе подобных, но по-младше.

Самострел (пугач)

Это оружие за 10 минут изготавливалось из прищепки, ниток и спички.

Можно было вместо спички взять иголку, вставленную ушком в кусок спички. Такой дротик не только отлично пробивал картон, но и ничуть не хуже втыкался в человека.

Харкалка

Неотъемлемым атрибутом во дворе и девайсом номер раз на школьных переменах (да, что греха таить, и на уроках тоже… нет – особенно на уроках!) была трубка, из которой можно было плевать во врагов и девчонок.

Харкалка. Харкать можно было, чем угодно, включая натурпродукт собственного изготовления, но особо смачно прилетал в девичьи локоны все тот же пластилин. Достать такую трубку было ай как непросто, и ее обладатели смело плюсовали 50 баллов к скилам. Конечно, можно было просто вынуть стержень из шариковой ручки и плеваться, но это был чисто пролетарский вариант. Харкать нужно было строго из харкалки.

Пластилин

Вообще, здесь стоит сразу остановиться на такой важной штуке как обычный пластилин.

Его в каждом доме было чуть больше чем до фига, ибо он: а) был дешевым, и б) считался третьим по важности источником творчества (после красок и цветных карандашей). На самом деле находчивые советские пацаны применяли его для таких околотворческих дел, как:

Подделка печатей на билетах в кино
изготовление особо мощных снарядов для стрельбы из рогаток и харкалок
метание размятых и максимально цветных снарядов в волосы понравившимся девочкам или мальчикам (помню, моей маме пришлось как-то выслушать от воспитательницы, и я была далеко не потерпевшей стороной пластилинового баттла)
затыкание выхлопной трубы соседу дяде Коле.
замазывание глазка и замка на двери соседа дяди Бори
утяжеление воланчика в бадминтоне и пр.

Бомбочки

А конкретнее – бомбы домашнего изготовления. По сути, это были взрывпакеты либо из сурика и серебрянки, либо из магния и марганцовки. Серебрянка – вполне обычная краска, поэтому безболезненно находилась в хоз- или худмаге. Марганцовку покупали в аптеках. Сурик добывали из аккумуляторов, магний – чаще всего путем вандализма, т.е. просто отламывая куски от всего, что на глаза попадется. Потом эти ингредиенты нужно было размельчить.
Для изготовления смеси нужен был опыт и, что важно, соблюдение техники безопасности. Если на тест-драйве после возгорания пробы в глазах долгое время бесился «зайчик» – смесь ок. Иначе – на доработку.


Самые простые взрывпакеты – это камни, засыпанные адской смесью, засунутые в полиэтилен, перевязанные плотно изолентой. Шпана изощрялась, как могла. Вместо пакетов использовали мячи, пустые баллончики, сифоны. Чем разрушительнее, тем лучше. Чем глупее, тем круче. Самое главное было – успеть оказаться на безопасном расстоянии от взрыва, но при этом «позырить как шарахает».

Дымовухи

Их было бессчетное множество. Каждый район города вносил свою лепту в эту многотомную энциклопедию дворовой мудрости. Но самыми популярными и самыми простыми были дымовухи с использованием определенного вида пластмассы. В фольгу заматывался сломанный шарик от пинг-понга или куски пластмассовой неваляшки.

Поджигаем, отходим, смотрим, тушим, воняем. На основе этих вариантов, с добавлением ингредиентов и девайсов типа бенгальских огней, можно было получить дымовуху, которая не просто дымится, но и красиво выкидывает фонтан дыма на высоту 2-3 метра! Один из самых простых способов развлечься – кинуть пару кусков шифера в костер. Он не особо дымит, зато конкретно так стреляет. Кусками.

Дюбель

Тут вообще все для первоклашек. Дюбель вбивали в асфальт, вынимали и в полученную лунку крошили серу от спичек. Сверху снова плотно вставляли дюбель и кидали сверху камень. Взрыв вызывал море первобытных эмоций, а лунка расширялась до 4 см в диаметре, выворачивая асфальт наизнанку. Был вариант летающей петарды – из целлофанового пакета, 2-х болтов, 1-й гайки под резьбу болтов и, конечно же, серы от спичек как самого доступного взрывного материала. Взрывпакет кидался вертикально вверх или об стену. Коробок спичек в то время стоил 1 копейку.

Карбид

Помните камешки со специфическим запахом, пузырящиеся в воде? Заботливые газосварщики вытряхивали карбид из баллонов, а детвора находила и развлекалась. Карбид кальция замечателен тем, что хорошо горит, а при соединении с водой выделяет газ. Его просто бросали в лужу, поджигая ее, и грели руки, сжимая карбид в ладошке, погруженной в лужу, и засовывали его в бутылки с водой, затыкая пробкой… Найденный карбид означал несколько часов веселья. А иногда и целый день травмоопасных опытов.

Химическо-фармацевтические забавы, вообще, были особо распространены, причем задолго до появления в расписании уроков химии. В ход шла селитра, карбид, аммиак, натрий, сухой спирт, гидроперитовые таблетки, анальгин, марганцовка, глицерин… Например, крутые летальные аппараты получались с помощью аммиачной селитры, в которой вымачивалась, а потом скручивалась и поджигалась газета. Такая газета засовывалось в банку из-под лака для волос, и ракета устремлялась в неизвестном, правда, направлении. Иногда в голову, иногда – в окно тети Зои с первого этажа. Или вот еще, из избранного: из найденного на свалке телевизора вынимали конденсаторы и клали на зажженную таблетку сухого спирта. Или проще – кидали в костер. Фигачило просто нереально красиво. А если измельчить пару таблеток гидроперита и анальгина, то едкий дым становился залогом сорванного урока. Ну и классика: смесь йода и аммиака. Получаемый осадок отфильтровывали промокашкой, во влажном состоянии вырезали и высушивали. Теперь можно было подложить адские кристаллы под ножку стула Мариванны и тихонько ждать. И снова сорванный урок и бурные аплодисменты одноклассников. Особо бесстрашные (они же – безмозглые) запихивали этот осадок в мокром виде в замочную скважину завучу – при удачном раскладе ключ вылетал в живот.

Сплющить все

Очень модно было найти рельсы и перед подъезжающим поездом положить на них что-то – гвоздь, монету, крышку от фанты. Если повезет, получался оригинальный пацанский сувенир или игровая чушка.

Спички

Спички, хоть и не игрушка, а всегда были у шпаны под рукой. Была, например, такая народная забава: берешь спичку, плюешь на стену в подъезде и сразу намазываешь на спичку белую известь; потом зажигаешь спичку и кидаешь в потолок. У особо удачливых спичка прилипала и оставляла художественное черное пятно. Повторив действие несколько раз, получали на потолке абстрактную картину. Ну и затрещину от родителей, как результат непонимания высокого искусства массами.

Ножички

Каждый уважающий себя пацик обязан был иметь в кармане раскладной нож. Одолжи у брата, укради у отца, выпроси у деда, но вынеси во двор и докажи, что мужик. Нож был нужен и для мнимой самозащиты, и для игры в «ножички». Разновидностей, опять же, масса, но в целом было как-то так. На земле чертилось поле, делилось на участки. Каждый занимал свой участок. Потом стоя нужно было воткнуть нож в участок противника и таким образом постепенно отрезать от его земли по кусочку. Не воткнул (“заранился”) – переход хода. Ну и далее куча правил и исключений из них. Опасно, но жизненно. Первая политическая стратегия, чо там.

Пистоны

Вообще, ленты пистонов были предназначены для единичных выстрелов из пестиков. Но это было слишком просто и невыносимо скучно, поэтому бралась лента (а то и несколько) пистонов и складывалась стопкой, например, на бордюр или, лучше, на металлическую поверхность. Для извлечения максимального звука и получения волшебного запаха нужно было сильно ударить по пистонам камнем или молотком.

Войнушка

Почти все вышеописанное могло быть одновременно использовано в этой популярнейшей дворовой игре.

В войнушку играли, разбившись на две команды. Обычно делились ради самой игры, то есть стихийно. А бывали моменты, когда игра отражала реальное состояние дел во дворе и помогала выяснить, наконец, кто же круче – пятый дом или дом девять строение бэ. Иногда тянули спичку, которая определяла, кто будет за немцев, а кто – за «наших». В игре максимально использовали и достижения советской игрушечной индустрии, и самопальные девайсы и гаджеты. Советские дети имитировали бои Великой Отечественной с помощью любых имевшихся подручных средств – от дорогих автоматов до деревянных пистолетов, сделанных ножовкой и рашпилем. Луки, самострелы с прищепкой и резинкой, пугачи из медных трубок, харкалки, сикалки, рогатки, бомбочки, набитые магнием и селитрой, деревянные мечи из досок, кинжалы, кортики, пневматические ружья из насосов от велика…

Разновидностями войнушки была игра в индейцев и «казаки-разбойники». Девочек в игру принимали, но, в основном, медсестрами на полставки.

Слоники

В «слоники» играли двумя приблизительно равными по весу командами. Одна команда – слоники – становится цепочкой и каждый, согнувшись, прячет голову в соседа. Рекомендуется играть командами от пяти человек. Игроки другой команды – всадники – с разбега по очереди запрыгивают на конструкцию из слоников. Они должны не просто поместиться, но и удержаться.

По логике игры, первый прыгающий должен приложить максимум усилий и долететь до головы первого слоника. Второй – за ним, и так далее. После приземления двигаться нельзя. Вариантов развития событий три: либо кто-то из слонов не выдерживает и разваливает цепочку (слоны проигрывают), либо кто-то из всадников пролетает мимо, падает, произносит слово, вообще не запрыгивает (слоны выигрывают), либо слоники провозят всех сидящих на них всадников до финиша (победа слонов). Глупо, травматично, не эстетично, но очень весело.

Ловля живности

Дети и в советское время были склонны к садизму и живодерству. Летом распространенным развлечением гитлеров-юннатов была ловля мух, пчел, жуков, ящериц и последующее заточение их в спичечные коробки, банки, бутылки. Некоторые выпускали своих питомцев целыми через пару дней, некоторые – проводили опыты по расчленению, особо извращенные наблюдали, когда и как насекомое умрет. Дети же.

Кидание в прохожих

Думаем, эта забава существует и поныне. В детстве мы брали пакеты, наливали туда воду, завязывали и кидались с балконов. Крутым считалось добавить в воду марганцовку и не получить по ушам, оставшись неузнанным зорро. Дети богатых родителей кидались яйцами, дети работяг – картошкой и помидорами.

Сифа

Это была, наверное, самая популярная игра. Из инвентаря она не требовала ничего, кроме, собственно, сифы. Обычно сифой выступала тряпка для вытирания доски, а в условиях двора – любая фигня, найденная на помойке. Смысл игры в том, чтобы попасть сифой в тело товарища. Особо весело и унизительно было попасть куда-то в область лица. Жертва во всеуслышание объявляется сифой, и теперь все разбегаются от нее как от тифозника. Человек-сифа теперь должен попасть в другого, и так далее. Обычно игра заканчивалась с приходом учителя или знатным побоищем – часто вследствие того, что рано или поздно сифа прилетала в морду не участвующему в забаве элементу.

Существовала вариация под названием «догони меня кирпич». Это была унизительная игра, как в моральном, так и в физическом смысле. Лузер бегал с тяжеленным кирпичом за остальными, пока не оставался сифой навечно.

Резиночка

Нам искренне жаль тех, кто не застал эту игру. Тех, кто на переменах залипает в айфон, а выйдя вечером во двор, обсуждает свои достижения в «веселой ферме». Лет пятнадцать назад игра в «резиночку» была одной из самых популярных. Прыгали все и везде. Всего-то нужна была резинка длиной метра 3-4, но лучше новая, упругая, длинная, целая, а не вынутая из шести пар трусов и связанная узлами.

Играли либо каждая за себя, либо парами. Упорные (не путать с упоротыми) тренировались в гордом одиночестве, натягивая резинку между деревьев, столбов или дома между табуреток. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.

Дочки-матери

Игра считалась «девачковой», но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

Море волнуется раз

Эта игра обычно длилась недолго, так как была достаточно монотонной и оттого скучноватой. Игроки хаотично двигались, ведущий произносил стишок-мантру про «морская фигура на месте замри», и все должны были замереть в той позе, в которой оказались. Ведущий обходил все «морские фигуры» и осматривал их на предмет шевеления. Кто первый дернулся, тот становился ведущим в следующем круге, либо выбывал из игры. Как-то так. Никакого трэша. Для отличников и заторможенных.

Классики

Вы не поверите, но на самом деле это довольно старинная игра, зародившаяся чуть ли не в Римской Империи. В советское время в «классики» играли на асфальте, на котором мелом расчерчивали поле из квадратов.

Суть: игроки кидают биток (камень, конфету и т.п.) в определенный квадрат (класс), затем особым образом прыгают на одной или двух ногах по полю, перемещают биток в следующий квадрат, стараясь не наступать на черту. Вариаций и правил была уйма. Мальчики обычно не играли, но ошивались поблизости в надежде, что у кого-то из девочек задерется юбка.

Мыльные пузыри

Это сейчас баночку с волшебными пузырями можно купить везде – с разными запахами и хоть с барби на упаковке, хоть с микимаусом. А раньше все было не так просто, и смесь для пузырей дети делали сами. Например, строгали мыло и разводили с водой. Или брали шампунь. Потом делали из плотной бумаги трубку, широкий конец смачивали в растворе, а в узкий нужно было дуть. Радости от такого пузыря было в десять раз больше, да и красивее они были, что ли…

Выбивалы

Игры с мячом всегда были популярны. Особенно игра хороша, если можно кого-то шарахнуть этим мячом. Такой игрой были «выбивалы». Двое игроков, стоящих на расстоянии 5-7 метров, пытались попасть по игрокам, бегающем между ними. Развивались и меткость, и реакция, и выносливость.

Ролики

Ролики есть и сейчас, и есть у многих. Но тогдашние ролики – это нечто.

То ли недособранный конструктор, то ли испанский сапожок. А в целом, такая завуалированная смерть на колесиках. Конечно, удовольствие от катания на роликах советского образца перекрывало негативные ощущения от дрожи в коленках и боли содранных ладошек и коленок в мясо. Зато адреналин!

Пионер-пионер-подавай-смену

Эта игра была популярной, но весьма странной. Что она развивала, мы до сих пор понять не можем. Две команды стоят друг напротив друга цепочками. Игроки крепко держатся за руки. Путем нехитрой кричалки выбирается из какой-то команды один игрок, который должен разогнаться, побежать к противоположной стенке и разбить цепочку другой команды своим телом. Разбивает – уводит чужого игрока в свою команду, не разбивает – остается в плену. То есть вы же понимаете, что чужой среди своих ни к чему хорошему не приводит… Да и поддаться можно, если в команде соперников та самая красивая девочка. В общем, интриги, скандалы, расследования.

Прятки

Тут даже объяснять не надо. Во время бредовой считалки все прятались, а один несчастный должен был их искать. После обнаружения, оба должны были развить максимальную скорость и, отталкивая друг друга, «застучаться» в определенном заранее месте. Весело было только первые пять кругов, ибо потом все подходящие для пряток места становились известными и момент внезапности пропадал. Правда, это не отменяло соревнований в скорости и быстроте реакции. Равно как и силовые приемы.

В козла

Казалось бы, это еще одна унижающая честь и достоинство разновидность игры в сифу. Но нет. Это игра с мячом, которым били об стену, и после отскока нужно было, раздвинув в прыжке ноги, не касаясь мяча, перепрыгнуть его. Ясное дело, что в силу определенных причин распространена она была, в основном, среди девочек.

Вышеноги

Это разновидность салок, но убегающие могут избежать «засаливания», если запрыгнут на что-то или еще каким-либо образом оторвут ноги от земли и пробудут в таком положении 20-30 секунд. Интересная, но степень травматизма выше, чем в обычных салках.

Секреты под стеклом

Сугубо девчачья хрень. В земле выкапывалась ямка, в нее складывались «ценности» – обертки от конфет, цветные стеклышки, пуговицы, цацки и прочая детская дребедень. Ямку накрывали куском стекла, тщательно маскировали ветками и листьями.

Девочки под большим секретом хвастались друг перед другом своими могильничками, обновляли их, старались сделать склеп ярче и привлекательнее, чем у подруг.

Снежные забавы

В зимнее время развлечений тоже было по горло: и санки (естественно, лицом в дерево на первой космической), и лыжи (обязательным элементом программы было разложиться крест-накрест после неудачного приземления и, собирая себя в кучку, непременно раздать лыжами и палками друзьям по рожам), и коньки (читай: синяки), и целомудренное строительство снеговиков.

Но нам хочется вспомнить самую популярную забаву. Гендерную. Когда после уроков мальчики беспощадно «мылили» девочек снегом. Казалось бы жестоко, но про любовь.

В общем, интересное было время, что и говорить. И опасно, и весело, и рискованно. Что в школе, что во дворе, что на дне рождения товарища. Некоторые игры развивали определенные качества и давали какие-то скилы. Другие были джаст фо фан. В любом случае, сейчас такого разнообразия у детворы и близко нет. Скучно, детишки.

Всем привет!

Сегодня мы поговорим о том, какие игры для улицы позволяют разнообразить прогулку детям. Ведь так важно, чтобы отдых на свежем воздухе проходил активно и полезно!

Мы расскажем вам об интересных играх, которые знакомы многим родителям, поскольку они играли их еще в своем детстве.

Игры во дворе можно играть разные:

Детская подвижная игра «Светофор» — правила

Начертите на площадке две параллельные линии с расстоянием около 6 м друг от друга. Все игроки становятся за одну линию, а между ними, спиной ко всем участникам, – водящий. Водящий называет какой-то цвет. Если у игрока он присутствует в одежде, он беспрепятственно проходит за другую линию. Если названого цвета в одежде нет, игрок старается перебежать за линию, а водящий должен его осалить. Если осалил – игрок становится на место водящего.

Малоподвижная игра «Сабже» — правила

Дети садятся вряд на скамейку, выбирается ведущий, который становится перед ними. Ведущий подходит к каждому игроку, придумывает вопрос, озвучивает его и кидает мяч, предлагая свои варианты ответа.

Если этот вариант нравится игроку, он ловит мяч, если нет, — отбивает.

Каждому игроку ведущий предлагает до 3х вариантов ответа. Если игрок оттолкнул все три – ему по умолчанию назначается третий вариант.

У ведущего есть возможность кинуть мяч и сказать:
- Сабже!

Если игрок поймал мяч, он сам придумывает ответ, который ему нравится, на заданный вопрос.

Вопросы используются разные, например:
— Как тебя зовут?
— Где ты живешь?
— Сколько тебе лет?
— Кто твоя жена (муж)?
— Сколько у тебя детей?
— Какая у тебя машина?
— Кем ты работаешь?

Детская подвижная игра «Олимпиада» — правила

Чтобы играть в «Олимпиаду» нужна компания, которая состоит минимум из 3х человек. А также очень важный реквизит – резинка, длиной около 5 м.

Резинку нужно связать. Два игрока ее растягивают и перекрещивают, как показано на картинке:

Либо такие:
- «Олимпиада,
съешь три яда
и подавись!»

На последних словах участники, которые держат резинку, запутывают ее, ставя на нее ноги (одну ногу), поднимая руки вверх, либо одну вверх, одну – вниз, можно и другим способом. Поучается своего рода паутинка. Важно, чтобы она была позамысловатее.

Далее игроки, которые держат резинку, в этой позе замирают. Все остальные должны пробраться через паутинку, не касаясь резинки. Через резинку можно перепрыгивать, под ней можно проползать и т. д. Самое главное – не дотронуться до нее. Кто дотронулся – проиграл. Этот участник стает на место одного из тех, кто держал резинку.

Детская подвижная игра «Вожатый-вожатый, подай пионера» — правила

Дети делятся на две команды. Эти команды выстраиваются в шеренги друг напротив друга, примерно, в 15 шагах. Дети берутся за руки и крепко держат друг друга. По очереди каждая команда вызывает игрока из другой команды, произнося фразу: «Вожатый-вожатый подай пионера!»

— Кого? — отвечает другая команда.

— Васю (Таню, Сашу…).

Названный игрок должен, разбежавшись, прорвать шеренгу противоположной команды (разорвать сцепленные руки). Дети обычно оборону держат крепко, а игроков, которые должны ее «пробить» выбирают слабых. Если цепочка разорвалась, «пионер» уводит в свою команду дополнительного игрока, если нет – остается в команде соперников. Побеждает та команда, в которой остается больше всего игроков.

А длится игра до тех пор, пока в одной из команд не закончатся игроки.

Творческая игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два»

Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных игроков и произносит следующие слова: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте – замри».

Остальные игроки в это время за спиной ведущего хаотично двигаются. Когда звучит слово «Замри!» все игроки должны остановиться и замереть в самой необычной позе. Ведущий обходит всех участников и внимательно смотрит, кто первый засмеется и пошевелится, тот выбывает из игры. Побеждает тот игрок, кто дольше всех продержится в замершей позе.

Детская подвижная игра «Бабушка, распутай нитки!»

Выбираем ведущего. Он отворачивается. Команда становится в круг, и все участники берутся за руки. Все сплетаются в клубок, некую запутанную массу. Главное условие – не разрывать руки. Запутавшись, игроки вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!». Ведущий распутывает всех участников, не разрывая руки. Если кто-то отпустил ладошку, становится на место ведущего.

Подвижная детская игра «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!»

Выбирается ведущий. Дети выстраиваются в шеренгу, в 15-20 шагах от ведущего. Ведущий становится на финишной линии, спиной к игрокам и произносит следующую фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». Пока он говорит, игроки незаметно делают маленькие шажки по направлению к финишу. Произнося слово: «Стоп!», ведущий оборачивается. Если замечает, хоть малейшее движение, отправляет ребенка на старт. Игра длится до тех пор, пока кто-то первым не доберется до финиша. На финише нужно коснуться ведущего рукой.

Малоподвижная детская игра «Колечко»

Выбирается ведущий. Все игроки, кроме ведущего, садятся на скамейку, ладошки складывают лодочкой. Ведущий ладоши тоже складывает лодочкой, а в них кладет колечко. Далее нужно пройти каждого участника и вложить ему в ладоши свои. Одному из участников он незаметно вкладывает колечко. При этом ведущий должен жестикулировать, подмигивать, показывая на то, что колечко досталось кому-то другому. После этого ведущий говорит фразу: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».

Тот участник, у которого в руках кольцо, должен быстро встать и выскочить из лавки так, чтобы его не задержали другие игроки. Если ему это удается, он получает роль ведущего, если – нет, выбывает из игры.

Подвижная детская игра «У медведя во бору»

Площадку нужно разделить чертой, параллельной длинным сторонам, на два поля. С короткой стороны площадки тоже проводится черта. За ней располагаются игроки. А с другой короткой стороны за чертой рисуются грибы, ягоды, деревья – это «бор». Посередине каждого поля в виде кружков изображаются «берлоги» медведей.

Выбираются двое ведущих – это «медведи». Они занимают свои «берлоги» и поворачиваются к игрокам спиной. Тайком, посовещавшись, одному из игроков медведи вручают два маленьких мяча.

Один из «медведей» произносит стих:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь рычит,
Он на нас сердит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!

Во время его звучания игроки идут в «бор», минуя медведей. Под звучания стиха они изображают сбор ягод и грибов, показывают то, как опрокинулось лукошко.

Когда звучит последнее слово «медведи» выходят из «берлог» и начинают салить игроков, которые находятся на их поле. Игроки бегут к себе домой. Если участник замер и стоит неподвижно, «медведь» не может его осалить. Те дети, которых осалил медведь, временно выбывают из игры.

Тот игрок, кому достались мячики, может «застрелить» «медведей», попав в них мячиком. «Застреленный» «медведь» возвращается и приседает у себя в берлоге. Он больше не может салить игроков.

Если один «медведь» «убит», второй должен салить игроков на двух площадках.