Упражнение тренинговое меняются местами те кто. Игровой тренинг «Профилактика эмоционального выгорания. «Скажи Мишке хорошие слова»

5. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Осознание равноправия людей, вне зависимости от внешних признаков, состава семьи, внутреннего состояния, имущественного благосостояния и т. д.

Содержание. Все сидят в круге. У кого-нибудь убирается один стул, и этот подросток становится ведущим. Ведущий говорит: «-Поменяйтесь местами те, у кого …» и называет любые признаки, на свое усмотрение, например, …светлые волосы; …темные глаза; …синие джинсы; …есть домашние животные; …есть братья или сестры; …у родителей есть машина; …кто занимается спортом; …кто увлекается рисованием; …кто занимается музыкой; …кто любит рыбалку и т. д.

Все меняются местами. Кто остался без стула, тот – ведущий.

6. Рефлексия.

7. Завершение-ритуал (в круге) .

3 занятие

Цель : повышение заинтересованности в посещении занятий, обучение способам выражения эмоций; развитие чувства доверия и ответственности.

Материал: мелки, ручки, листы А-3, мяч.

Структура занятия.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение-разминка «Передача движений».

    Упражнение «Не подходи ко мне!»

    Подвижная игра «Рыба-птица-зверь»

    Упражнение «Слепой и поводырь»

    Рефлексия

    Завершение-ритуал в круге.

1. Ритуал приветствия

Цель Создание доброжелательной рабочей обстановки, выработка ритуала приветствия.

Содержание Ведущий: «Когда собираются несколько людей для какой-либо деятельности, то в процессе их работы появляются определенные действия, которые повторяются из раза в раз. Эти действия называются ритуалами и помогают людям чувствовать себя причастными к общей деятельности и к своей группе. Мы предлагаем всем вместе придумать ритуал приветствия группы и друг друга, с которого будет начинаться каждое занятие. Принимаются любые предложения, не противоречащие принятым правилам».

2. Упражнение-разминка «Передача движений»

Содержание . Участники встают в круг, в затылок друг другу и закрывают глаза. Ведущий начинает совершать какое-то движение, касаясь руками спины впереди стоящего участника (лёгкий массаж, постукивание). Тот делает такое же движение, касаясь следующего, пока движение не прошло весь круг. После этого ведущим становится следующий подросток. Когда в роли водящих побывает половина подростков, ведущий даёт команду повернуться кругом, и оставшиеся водящие передают движения в обратном порядке.

Обсуждение :

    Какие движения больше всего понравились?

    Насколько исказились ваши собственные движения, вернувшись после круга?

    А может быть, кому-нибудь было неприятно?

    Если это так, то какие именно движения не понравились, и с чем это связано?

3. Упражнение «Не подходи ко мне!»

Цель Работа с границами.

Задача подростков : запомнить, на какое расстояние можно подходить к каждому члену группы, чтобы ему не стало неприятно

Ведущий : « У каждого человека существуют индивидуальные границы - расстояние, нарушать которое разрешается только самым близким людям: родственникам, друзьям. Наверное, каждый из нас был свидетелем беседы двух людей, один из которых наступает, наскакивает, рассказывая что-то, а второй отступает от него. Вот этот первый и нарушает индивидуальное расстояние второго. Наскакивающий становится неприятен, и его информация не воспринимается. Конечно, это зависит от такта и воспитания, от культурных традиций. Индивидуальные границы определяются и той местностью, где человек живет: например, в тундре или пустыне с небольшой долей населения люди общаются на большом расстоянии, и их индивидуальное расстояние также велико. В условиях скученности индивидуальное расстояние сокращается. Общаясь с другим человеком, будьте внимательны: если ваш собеседник отходит от вас при разговоре, значит, вы нарушили его индивидуальное расстояние. Не следует на него обижаться, гораздо важнее определить, на какое расстояние вы можете приблизиться к нему, не вызвав при этом дискомфорта».

Замечания Ведущим также следует пройти через эту для ведущих процедуру, чтобы быть на равных с ребятами, причем не следует лукавить и разрешать подходить на расстояние, неприятное вам.

4. Подвижная игра: «Рыба-птица-зверь»

Цель Развить смекалку и скорость реакции

5. Упражнение «Слепой и поводырь»

Цели Развитие доверительных отношений к партнеру и чувства ответственности.

Материалы Повязки на глаза.

Обсуждение Что вы чувствовали в роли «слепого» и «поводыря»? Какая роль понравилась больше и почему?

Замечания Необходимо предупредить подростков, чтобы они не торопились во избежание травм, это не соревнование на скорость.

6. Рефлексия.

7. Завершение -ритуал (в круге).

4 занятие

Цель : Знакомство с миром чувств.

Материал : бумага ручки, бланки «Чувства – поступки – мысли» по количеству участников, мяч.

Структура занятия

    Ритуал приветствия.

    Упражнение «Такие разные чувства»

    Упражнение «Я – источник чувств»

    Упражнение «Чувства – поступки - мысли»

    Групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»

    Упражнение «Замороженный»

    Рефлексия.

    Завершение-ритуал (в круге).

1. Ритуал приветствия : Участники приветствуют друг друга в соответствии с выработанным ритуалом

2. Упражнение «Такие разные чувства»

Цель Осознание разнообразия человеческих чувств.

Затем ребятам предлагается разделить чувства на «негативные» и «положительные», они отмечаются на доске знаком «+» и «–». После этого предлагается дискуссия, какие чувства нужны человеку, а какие нет.

Нужно подбадривать и поторапливать ребят, чтобы игра происходила в быстром темпе.

Обсуждение Необходимо ли переживать негативные чувства?

Задача ведущего состоит в том, чтобы вывести подростков на осознание того, что негативные переживания могут послужить стимулом для разрешения проблем. Например: ученик получает двойки, его никто за это не ругает, его не стыдят, ему самому все равно, какую поставили оценку. В конечном итоге он оказывается «круглым» двоечником. Другой вариант развития событий: за двойки его ругают и наказывают родители, педагоги постоянно критикуют, друзья также могут покритиковать. У учащегося появляются негативные переживания: недовольство учителями, родителями, друзьями, обида, раздражение, злость. В конечном итоге ему самому надоедает находиться в таком состоянии и приходит понимание, что нужно исправлять учебу. Он ищет пути разрешения проблемы: это может быть помощь учителя, одноклассников, и самостоятельные занятия. Вот и получается: негативные переживания мотивировали человека на положительные действия.

3. Упражнение «Я – источник чувств»

Цель Доведение до сознания участников, что чувства человека зависят от его принятия окружающего мира.

Материалы Бланки по количеству участников.

Подобрать правильное утверждение («Верно - неверно») при следующих ситуациях:

1. Мой товарищ злит меня, если не держит своего слова

2. Я злюсь, если мой товарищ не выполняет обещаний

3. Отец обидел меня, не разрешив пойти на дискотеку

4. Я обиделся на отца потому, что он не позволил мне пойти на дискотеку

5. В том, что я получил двойку, виноват учитель

6. Я сам виноват в полученной двойке, нужно было выучить заданный материал

7. Меня расстроил мой друг тем, что не пригласил на вечеринку

8. Я расстроился из-за того, что не попал на вечеринку

9. Меня раздражают мои одноклассники

10. Я раздражаюсь из-за того, что не могу найти общего языка с одноклассниками

Обсуждение Почему люди перекладывают ответственность за возникновение своих негативных чувств на других людей? Чего они хотят, чего опасаются?

Ведущий: «Очень часто люди обвиняют окружающих в своих переживаниях из-за того, что не в состоянии взять ответственность за свои чувства на себя, ведь легче обвинить другого, ничего не делать, выставлять себя "жертвой"" других. А может, лучше попытаться разобраться, взять ответственность на себя и изменить ситуацию?»

4. Упражнение «Чувства-поступки-мысли»

Цель Обнаружение зависимости поступков от эмоционального состояния и необходимости управлять своими чувствами.

Материалы Бланки для участников «чувства – поступки – мысли».

Мои поступки

Мои мысли

    Огорчение

    Спокойствие

    Отчаяние

Обсуждение Зависят ли поступки от наших чувств? Нужно ли контролировать свои чувства, если за ними следуют поступки, которые могут привести к неприятностям? Стоит ли думать, прежде чем следовать своим эмоциям? Что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться? Следует ли поменять последовательно причинный ряд «чувства -поступки-мысли» на «чувства -мысли -поступки»?

Замечания Вследствие психологической незрелости подростки не всегда могут выразить последствия чувств, нужно им помочь правильно выразить свои мысли.

5. Групповая дискуссия «Как управлять своими чувствами»

Цель Осознание необходимости управления чувствами.

Замечания Необходимо подвести ребят к итогу дискуссии - человек может и должен управлять собой.

6. Упражнение «Замороженный»

Цель Развитие навыков управления своими чувствами.

Время 10 минут.

Содержание Группа делится пополам. Половина ребят будут играть роль «замороженных», вторая половина - «реаниматоры». Задача «замороженных» - застыть и не реагировать на внешние раздражители. Задача «реаниматоров» - оживить «замороженных», не прикасаясь к ним руками, используя мимику, жесты. «Замороженный» считается реанимированным, если он улыбнется или поменяет позу.

На выполнение упражнения дается 2 минуты. Затем партнеры меняются местами.

Замечания Нужно следить за выполнением условий игры. Нарушители - выбывают.

Обсуждение Насколько было сложно сохранять невозмутимость, насколько было трудным «оживить» «замороженного». Если кто-то выбыл из игры, то почему?

7. Рефлексия.

8. Завершение -ритуал (в круге).

5 занятие

Цель : Развитие навыков самоанализа и способности адекватно принимать свои личностные качества.

Материал : Старые журналы, ножницы, клей, фломастеры, листы плотной бумаги формата А4 по количеству участников, магнитофон, аудиокассета с медитативной музыкой.

Структура занятия:

    Ритуал приветствия.

    Упражнение «Кто на что похож»

    Упражнение «Маски»

    Визуализация «Кто я есть на самом деле?»

    Притча «Трое слепых и слон»

    Рефлексия

    Завершение-ритуал (в круге)

1. Ритуал приветствия: Участники приветствуют друг друга в соответствии с выработанным ритуалом

2. Упражнение «Кто на что похож»

Цель Развитие навыков ассоциативного мышления.

    С каким временем года ассоциируется загаданный человек?

    На какое животное он похож?

    На какое, растение он похож?

    С каким явлением природы он ассоциируется?

    С каким праздником он ассоциируется?

Если загаданный будет «расшифрован», он выходит за дверь. Если нет, то отгадывающий может задать еще два вопроса на свое усмотрение, главное, чтобы не спрашивалось имя загаданного игрока. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает в роли отгадывающего.

Методические рекомендации

... Методические рекомендации по планированию школьного календаря для гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях Красноярского ... края на 2013 - 2014 учебный год ПРОЕКТ Красноярск , 2013 Рекомендации ...

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Томской области Дозморова Е. В., к п. н., проректор по нр тоипкро

    Методические рекомендации

    России» на 2009 - 2013 годы. Приказ Министерства здравоохранения... и мониторинг рефлексивных умений учащихся. Красноярск , 2007.- 126 с. Чистякова С.Н. ... работы; устные упражнения; методические рекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства). ...

  • Методические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в Красноярском крае в 2013/2014 учебном году

    Методические рекомендации

    Методические рекомендации к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в Красноярском крае в 2013 / ... награждаются дипломами. Председатель предметно-методической комиссии регионального этапа по обществознанию...

  • Методические рекомендации по проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2013/2014 учебном году

    Методические рекомендации

    ... Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, на основе разработанных Методических рекомендаций Предметно-методической комиссией...

  • УПРАЖНЕНИЕ «Поменяйтесь местами те, кто...»

    Участники рассаживаются по кругу, ведущий стоит в центре круга.


    Инструкция: «давайте поближе познакомимся и лучше узнаем друг друга Тот, кто стоит в центре круга (для начала это буду я), предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. При этом он должен постараться успеть занять свободное место, а тот, кто останется в центре круга б места, продолжит игру. Итак, поменяйтесь местами все те, кто любит общаться»,
    Упражнение проходит весело, позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание, мышление.

    УПРАЖНЕНИЕ «Прыжок»

    Участники стоят в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.


    Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Выполнять задание будем молча. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и сделать это как можно быстрее».
    Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снимает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению.
    Вопросы к группе:
    Что помогало (мешало) выполнять задачу?
    Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?
    В ходе обсуждения выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями другого, вникать в логику, позицию других людей; не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.

    УПРАЖНЕНИЕ «Ваньки-встаньки»

    Участники сидят по кругу.


    Инструкция: «Я буду называть числа. После того, как число названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше, не меньше). Выполнять задание надо Молча».
    Вопросы для обсуждения:
    Что помогало (мешало) справляться каждому из вас с поставленной задачей? Какая у вас была тактика, на что вы ориентировались?
    Обсуждение помогает участникам понять, что для выполнения общей задачи необходимо ориентироваться в намерениях, состояниях других людей, уметь согласовывать свои действия с действиями других.

    УПРАЖНЕНИЕ « Зоопарк»
    Участники садятся по кругу.
    Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
    Для упрощения можно попросить называть животных по кругу. Каждый, прежде чем назвать свое животное, повторяет предыдущих названных животных.
    «Теперь запомним ритм упражнения - два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. На протяжении всего упражнения мы будем держать этот ритм. Называем свое животное, а затем в ритме - животное того, кому передаем ход и т. д. Нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем внимательны, кто ошибся, должен вместо названия своего животного два к нему, произнося этот звук».
    Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для работы.

    УПРАЖНЕНИЕ «Хулиган»
    Участники стоят по кругу.
    Инструкция: «Пусть кто-то выйдет за дверь. Мы выберем одного человека,
    который будет инициатором движения. Он будет выполнять движения, меняя их
    незаметно для водящего, а мы будем их повторять. Водящий должен понять, кто же
    является инициатором движения».
    В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях и способах введения в заблуждение водящего.

    УПРАЖНЕНИЕ « Молчал ивое приветствие»
    Участники свободно передвигаются по классу, прикасаются друг к друг смотрят в глаза, при этом не произносят никаких слов.
    Упражнение направлено на групповую сплоченность.
    Модификации:
    передвигаться с закрытыми глазами и пытаться определить, с кем во ник кинестетический контакт;
    каждый придумывает невербальный способ приветствия и демонстрирует его первому партнеру, затем копирует встречный способ приветствия и передает его другому и т. д.

    УПРАЖНЕНИЕ «Путаница»
    Участники становятся в круг.
    Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все возьмемся за руки так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то рука».
    После того как все руки соединены попарно, ведущий предлагает «распутаться не разнимая рук, при этом он занимает пассивную позицию. Если у участников возникает идея, что распутаться невозможно, то ведущий поясняет, что задача решаемая. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
    участники группы окажутся в одном кругу (при этом неважно, если кто-то окажется спиной в круг);
    участники образуют два или больше независимых кругов;
    участники образуют круги, соединенные между собой, как звенья цепочки.
    Вопросы к группе:
    Что помогало справиться с задачей?
    Что можно было сделать иначе, чтобы справиться с задачей?

    Упражнение сплачивает группу, помогает понять, что успешное выполнение поставленной задачи зависит от доброжелательности, бережного отношения друг к другу, постоянной ориентации в ситуации, учета мнения каждого, необходимости оригинальных идей и т. д.

    УПРАЖНЕНИЕ «Апельсин»
    Участники сидят по кругу и кидают друг другу апельсин. Их задача - поймать апельсин и перекинуть другому.
    Тот, кто не поймал апельсин, должен назвать оригинальный и неожиданный пример его использования.
    Упражнение проходит весело, настраивает участников на работу, повышает внимательность, быстроту реакции, способствует развитию креативности.

    УПРАЖНЕНИЕ «Рожицы»
    Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу.
    Инструкция: «По моему сигналу первая шеренга строит рожицы второй, затем ваши роли меняются. Задача - рассмешить партнера напротив».
    Вопросы к участникам:
    Что вам понравилось?
    Что вас удивило в вашем партнере?
    Упражнение поднимает настроение.

    УПРАЖНЕНИЕ «Спасибо»
    Участники образуют два круга: внешний и внутренний.
    Инструкция: «По сигналу я буду просить участников из внешнего круга вступать в общение с партнером из внутреннего круга. При этом я буду называть, что примерно вы должны будете делать. Участники из внутреннего круга должны будут в ответ каждый раз благодарить своего партнера по общению и говорить ему «спасибо». После короткого диалога по сигналу участники из внешнего круга де- лают один шаг влево и переходят к новому партнеру и т. д.
    Итак, приготовьтесь...

    Сделайте комплимент вашему соседу напротив;


    похвалите;
    обвините в каком-нибудь проступке;
    поздравьте с днем рождения и выскажите добрые пожелания;
    нагрубите ему;
    признайтесь в своей любви или симпатии;
    выскажите свой презрение;
    выскажите свое восхищение;
    покритикуйте его поведение;
    выразите свое доверие этому человеку».

    Упражнение направлено на расшатывание стереотипов восприятия негативной информации, развивает гибкость реагирования и повышает вариативность


    приема и передачи различной информации, повышает самоконтроль.

    Участники игры сидят на стульях, образующих круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами будем знакомиться. Я говорю вам свое имя и придумываю к нему прилагательное, следующий, кто сидит за мной, повторяет мое имя и прилагательное и говорит свое имя и прилагательное к нему. Так повторяется по всему кругу. Последний участник называет имена и прилагательные всех участников по порядку начиная с ведущего».

    Пример. Ведущий: «Таня - добрая». Второй участник: «Таня - добрая, Оля - смелая». Третий участник: «Таня - добрая Оля - смелая, Саша - интересный» и т.д. НАЗАД

    Поменяйтесь местами те, у кого.

    Играющие сидят в кругу так, чтобы не было свободных мест. В центре стоит ведущий и предлагает поменяться местами тем участникам и, у которых, например, на ботинках есть шнурки. Игроки, у которых на ботинках есть шнурки, должны вскочить со своего места и занять место другого вставше­го участника. Ведущий также должен попытаться занять место. Участник, которому не хватило места, становится ведущим и придумывает следующий предлог для того, чтобы поменяться местами. НАЗАД

    Динозавр

    Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что у каждого человека есть зверь-покровитель: змея, кошка, слон, медведь и др. И даже самое древнее животное - динозавр.

    Затем ведущий обходит круг и каждому играющему на ухо со­общает его зверя. После чего объясняет правила игры: когда он выкрикивает какое-либо животное, участник игры, чье животное названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Дальше ведущий подходит к каждому и говорит: «Динозавр». Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу.

    Затем ведущий говорит: «Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл вам, так что точно помните своего зверя. Итак, Кошка! Лошадь! Динозавр!» Все поджимают ноги и дружно падают! НАЗАД

    Большая семейная фотография

    Ребятам в группах предлагается представить, что все они - большая семья, и всем вместе нужно сфотографироваться для се­мейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа», ко­торый должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участво­вать в расстановке семьи. Более никаких установок детям не да­ется, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотогра­фа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к ли­дерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

    После распределения ролей и расстановки «членов семьи», «фо­тографы» считают до трех. На счет «три» все дружно и очень гром­ко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

    Эта же игра, проведенная уже в середине смены, позволит вам открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. НАЗАД

    Невидимые слова

    Каждый берет бумагу и карандаш. Ведущий в воздухе пишет простые слова. А присутствующие участники игры, если сумели прочесть слово, записывают его на своем листе так, чтобы дру­гие не видели. Потом ведущий проверяет записи и находит са­мых сообразительных. НАЗАД

    ИГРА ХУДОЖНИКОВ

    Каждому участнику игры выдается листочек бумаги, кото­рый расчерчен на 20 больших клеток, а ведущий игры заранее составляет список из 20 слов, которые выкрикивает одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово, каким угод­но рисунком в одной из клеток. Пусть рисунок будет непоня­тен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку по­вторить все названные предметы и понятия. Кто больше всех запомнил, тот выиграл. НАЗАД

    ФРАЗА ПО КРУГУ

    Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «В саду падали яблоки». Затем, начиная с первого игрока, участники произносят фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удовлетворительной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останутся несколько победителей. НАЗАД

    ГРУППОВОЙ РАССКАЗ

    Присутствующие делятся на две команды, садятся по разные стороны стола друг напротив друга: каждая команда сочи­няет групповой рассказ. Представитель первой команды произносит первую фразу, например: «Дождь хлестал...». Второй игрок, сидящий рядом, продолжает: «Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своем шалаше...». Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет фразу. Так получается ин­тригующий рассказ. Когда закончит одна команда, свой рассказ сочиняет другая. НАЗАД

    КОЛЕНОЧКИ

    Играющие сидят вплотную. Левая рука каждого лежит на правой коленке одного соседа, а правая - на левой коленке другого. Если круг не замнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или просто поднял руку, то он убирает «ошибавшуюся» руку. В итоге остаются один или несколько победителей. Для повыше­ния интереса нужно держать высокий темп в процессе игры. НАЗАД

    КОНКУРСЫ РАЗНЫЕ

    УГАДАЙ, КТО ЗАВОДИЛА

    Подростки встают в круг, один участник выходит за дверь. Оставшиеся играющие выбирают водящего, который будет показывать движения, а все остальные будут за ним повторять. Цель игры, чтобы выходивший за дверь угадал человека, показывающего движения. Игру лучше проводить под музыку. НАЗАД

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ

    Подростки разделяются на небольшие группы (по 7 - 8 человек), это могут быть и уже готовые микро коллективы - палаты, бригады и прочее. Им раздаются листы бумаги и рисовальные принадлежности: фломастеры, карандаши. Далее предлагается нарисовать групповой портрет. Главное условие: рисовать должны одновременно все члены группы. На выполнение задания дается 2 минуты. Оценивается: композиция (расположение на месте) и эстетичность. НАЗАД

    С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

    Нескольким участникам команд завязывают глаза и предлагают нарисовать портреты членов штаба, дружеские шаржи. Этот конкурс пользуется особой популярностью (кстати, при анализе рисунков можно выявить рейтинг популярности руководителей). Критерии оценки те же. НАЗАД

    ДВУМЯ РУКАМИ

    Участникам предлагается нарисовать портреты членов отряда и штаба уже с открытыми глазами, но двумя руками одновременно. Учитывается скорость выполнения задания. НАЗАД

    КТО ЭТО?

    Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа. НАЗАД

    КТО САМЫЙ ЛОВКИЙ?

    Расставьте фигурки на полу. Все ходят по кругу под музыку за ведущим и по свистку или как прекратилась музыка должны схватить фигурку. Кому не досталось, тот выходит из игры. Количество фигурок уменьшается каждый раз на одну. НАЗАД

    ПОЖАРНЫЕ

    Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку. НАЗАД

    ДОСТАНЬ ЯБЛОКО

    Для игры необходим большой таз с водой. В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. НАЗАД

    ОТКУСИ ЯБЛОКО

    Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно. НАЗАД

    СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ

    Две группы играющих (10-12) человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первые в ряду начинают передавать ее на ухо второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

    Скороговорки:

    Расскажи мне про покупку, - Про какую, про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;

    Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

    Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все;

    Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать - зарапортовался;

    Наш чсботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить. НАЗАД

    Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

    Задачи:

    Знакомство участников тренинговой группы;

    Расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

    Составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

    Обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

    Входная рефлексия: Время: 5 мин.

    С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

    Чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

    Упражнение № 1 «Приветствие» Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

    Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

    «Поменяйтесь местами те, кто... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

    любит болтать по телефону;

    кто любит красный цвет;

    кто любит мороженое;

    у кого есть дома собака (кошка);

    кто любит ходить в кино.

    кто любит петь;

    кто любит танцевать;

    кому сколько лет;

    кто первый раз участвует в тренинге;

    Любит ли смотреть телесериалы;

    Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

    Упражнение № 3 «Самоанализ»Время: 20 мин

    Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – ). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

    Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

    Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

    Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

    Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

    Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

    Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

    Упражнение № 4 «Беседа»Время: 10мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

    Анализ упражнения:

    Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

    Убедительно ли звучали слова родителя?

    Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

    Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

    Анализ упражнения:

    Легко ли было просить предмет?

    Какие действия или слова побудили отдать предмет?

    Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

    Насколько он эффективен?

    Упражнение № 7 «Поощрение» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

    Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

    Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

    Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

    Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

    Домашнее задание

    Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

    Упражнение № 15. «Полянка» Время: 5 мин.

    Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

    Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

    Чем полезна именно для вас данная встреча?

    Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

    Какие конкретные приемы вы будете использовать?

    Ваши пожелания.


    Приложение

    Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

    В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

    • негативные способы : наказания, приказы;
    • нейтральные способы : модификация поведения;
    • позитивные способы : просьба, мягкое физическое манипулирование.

    Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

    Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

    Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

    Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

    Пути выполнения

    Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

    Слушайте своего ребенка.

    Проводите вместе с ним как можно больше времени.

    Делитесь с ним своим опытом.

    Рассказывайте о своем детстве,

    Детских поступках, победах и неудачах.

    Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

    Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

    Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

    Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

    Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

    Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

    «Я очень расстроена, хочу побыть одна».

    «Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

    В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

    Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

    Просто расслабьтесь, лежа на диване.

    Послушайте любимую музыку

    Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

    Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

    Не позволяйте выводить себя из равновесия.

    Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

    К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

    Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

    Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

    Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

    Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка

    Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

    Задачи:

    Знакомство участников тренинговой группы;

    Расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

    Составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

    Обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

    Входная рефлексия: Время: 5 мин.

    С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

    Чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

    Упражнение № 1 «Приветствие» Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

    Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время: 5 мин.

    Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

    «Поменяйтесь местами те, кто... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

    любит болтать по телефону;

    кто любит красный цвет;

    кто любит мороженое;

    у кого есть дома собака (кошка);

    кто любит ходить в кино.

    кто любит петь;

    кто любит танцевать;

    кому сколько лет;

    кто первый раз участвует в тренинге;

    Любит ли смотреть телесериалы;

    Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

    Упражнение № 3 «Самоанализ» Время: 20 мин

    Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – можно разобрать в качестве примеров или дать отдельно как рекомендации ). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

    Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

    Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

    Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

    Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

    Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

    Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

    Упражнение № 4 «Беседа» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

    Анализ упражнения:

    Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

    Убедительно ли звучали слова родителя?

    Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

    Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

    Анализ упражнения:

    Легко ли было просить предмет?

    Какие действия или слова побудили отдать предмет?

    Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

    Насколько он эффективен?

    Упражнение № 7 «Поощрение» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

    Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

    Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время: 10 мин

    Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

    Результат поэтапного изменения поведения ребенка.

    Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

    Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

    Домашнее задание

    Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

    Упражнение № 15. «Полянка» Время: 5 мин.

    Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

    Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

    Чем полезна именно для вас данная встреча?

    Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

    Какие конкретные приемы вы будете использовать?

    Ваши пожелания.

    Приложение

    Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

    В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

    1. негативные способы : наказания, приказы;
    2. нейтральные способы : модификация поведения;
    3. позитивные способы : просьба, мягкое физическое манипулирование.

    Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

    Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

    Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

    Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

    Шесть рецептов избавления от гнева

    Рецепт

    Пути выполнения

    №1

    Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

    Слушайте своего ребенка.

    Проводите вместе с ним как можно больше времени.

    Делитесь с ним своим опытом.

    Рассказывайте о своем детстве,

    Детских поступках, победах и неудачах.

    Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

    №2

    Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

    Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

    Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

    №3

    Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

    Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

    «Я очень расстроена, хочу побыть одна».

    «Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

    №4

    В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

    Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

    Просто расслабьтесь, лежа на диване.

    Послушайте любимую музыку

    №5

    Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

    Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

    Не позволяйте выводить себя из равновесия.

    Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

    № 6

    К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

    Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

    Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

    Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

    Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.

    Цель: активизация участников группы.

    Продолжительность: 5-10 минут

    Ход проведения: участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:

    · имеет светлые волосы;

    · имеет пуговицы на ботинках;

    · считает себя добрым;

    · в черных туфлях.

    · любит играть в теннис.

    · любит собак и т.п.

    Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев.

    Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние).

    Инструкция: Сейчас мы с вами выполним задание, которое требует от нас не только внимательности, но и быстроты реакции. Для этого мы уберем один стул. Я назову определенную характеристику, те, кому она подходит, должны встать со своих мест и поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим.

    Вопросы:

    · Как вы себя чувствуете?

    · Что нового вы узнали о себе (или других) выполняя это задание?

    Задание «Правила безопасного поведения в лесу во время разведения костра, обнаружении очага пожара»

    Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Обращение с огнем»).

    Необходимый материал: карточки (3 комплекта) с правилами безопасного поведения (Приложение 2).

    Продолжительность: 20 минут

    Ход выполнения: ведущий предлагает разделиться на три группы. Каждой группе раздается комплект карточек-правил. Школьникам предлагается познакомиться с содержанием карточек и разделить их на группы (классифицировать) по принципу: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». После проведенной работы проводится ее анализ и обсуждение.

    Инструкция : Сейчас вам нужно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых прописаны правила безопасного поведения в лесу в случае пожара. Ваша задача познакомиться с этими правилами и разделить их следующим образом: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». Чтобы вам было удобнее работать, в каждой группе будут свои листочки-ориентиры с общим названием этих правил. Время работы 5 минут.

    Вопросы:

    · Как вы считаете, что такое лесной пожар?

    · Какие могут быть причины его возникновения?

    · Каковы последствия пожара в лесу?

    · Как нужно себя вести, что бы предотвратить возгорание?

    · Что можно сделать, если случилось небольшое возгорание?

    · Что делать при обнаружении возгорания большой площади?

    · Удалось ли вам разделить карточки-правила на предложенные группы?

    Упражнение «Волна потягиваний»

    Цель: снятие напряжения в группе, сконцентрировать общее внимание.

    Продолжительность: 5 минут

    Ход выполнения: все сидят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, затем потягивается следующий участник и т. д., - таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.

    Инструкция : Сейчас я первым начну медленно потягиваться, ваша задача быть внимательным и, как только я закончу свое потягивание, стоящий слева от меня начнет делать то же самое – и так все по очереди.

    Вопросы:

    · Что у нас с вами получилось?

    · Как вы себя чувствуете?

    Задание «Правила поведения в лесу, в случае если человек заблудился…»

    Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Если заблудился…»).

    Необходимые материалы: кубарики (стикеры), ручки, информационные листы с правилами безопасного поведения (Приложение 3).

    Продолжительность: 10 минут

    Ход выполнения: ведущий раздает каждому участнику группы части кубарика (или стикеры) и ручки. Предлагается самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, в случае если человек заблудился и записать их - каждое правило на отдельно взятом листочке. После этого всем вместе предлагается разложить получившиеся правила так, чтобы их было всем видно. Если правила повторяются, то их складывают в общую стопу. Данная форма работы позволяет наглядно увидеть, какие правила знают большинство школьников, а какие нет. После обсуждения полученных результатов ребятам раздаются информационные листы, на которых прописаны правила «Что делать, если заблудился…».

    Инструкция: Лето - особенная пора, когда поход в лес является одним из лучших способов спасения от городской жары и суеты. Здесь можно просто отдохнуть с семьей или друзьями, собрать грибы или ягоды, чем многие из нас и занимаются. Однако, к сожалению, и в таких безобидных и на первый взгляд простых занятиях таится угроза. Есть люди, не способные хорошо ориентироваться в лесных массивах, и возможность заблудиться среди них особенно высока.

    Сейчас каждый из вас возьмет по несколько листочков-стикеров и ручки. Ваша задача самостоятельно подумать и написать (каждому индивидуально!) правила поведения человека, который заблудился в лесу. На каждом листочке записывайте только одно правило! На выполнение этой части задания вам дается пять минут…

    Теперь каждый из вас озвучит те правила, которые он написал, и наклеит на доску так, чтобы их всем было видно. Если правила повторяются, то мы будем их клеить вместе (в одну стопку)…

    Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось и насколько мы информированы о том, как нужно себя вести в случае, если мы заблудились в лесу.

    Вопросы:

    · Как можно предотвратить подобную ситуацию?

    · Знаете ли вы как ориентироваться в лесу?

    · Что можно взять за ориентир в лесу?

    Упражнение «Вопросы и ответы»

    Цель: закрепление полученных в ходе занятия знаний.

    Необходимые материалы: планшеты, клейкие листочки Post-it (стикеры), ручки.

    Продолжительность: 15-20 минут

    Ход работы: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшет и набор листочков Post-it. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме занятия (не менее 5), каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшет. После этого мини-группы меняются планшетами и отвечают на полученные вопросы. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили, и какие ответы на них придумали.

    Инструкция: Сейчас мы снова разделимся с вами на небольшие группы. Для выполнения этого задания я даю вам планшет, набор листочков Post-it (стикеров) и ручки. Каждой группе нужно составить не менее 5 вопросов по теме нашего занятия, записать их на отдельных листочках и наклеить на планшет. Уточняю – каждый вопрос на отдельном листочке! Время работы – 5 минут. Время пошло…

    Теперь группы поменяются своими планшетами и ответят на те вопросы, которые они получили. На это вам дается также 5 минут…

    Вам нужно между собой договориться, выбрать одного представителя из каждой группы, который расскажет всем, какие вопросы вы получили, и какие ответы на них придумали.

    Вопросы для обсуждения:

    · Что получилось во время выполнения данного задания, и с какими трудностями вы столкнулись?

    · Какие правила вам легче было воспроизвести, и о каких правилах вы забыли?

    Упражнение «Дерево впечатлений»

    Цель: получение обратной связи, подведение итогов.

    Продолжительность : 5-10 минут

    Спасибо всем за ваше внимание и продуктивную работу.