Дроби Никитиных. Методика раннего развития семьи никитиных Для чего нужна эта игра

Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи еще в советское время они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.

О семье Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Подмосковный поселок Болшево, где жили педагоги, был в шоке от того, каким образом молодые супруги воспитывают своих детей. Местную общественность удивлял тот факт, что никитинские дети, бегавшие босиком по снегу и способные выполнять головокружительные гимнастические упражнения, просто кипели здоровьем и поражали своим интеллектом. К трем-четырем годам эти малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Именно тогда, в I960-1970-е годы Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.

Основные принципы воспитания "по-никитински"

По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая - это заорганизованность . То есть сверхзаботливый уход и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Подобный подход ведет к депривации (психологическому голоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, в итоге, к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята - хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни .

Во-первых , свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.

Во-вторых , легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.

В-третьих , родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще - в самой жизни детей.

У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.

Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначально научить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие "опережающие" условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.

Как вызвать в ребенке желание заниматься?

Итак, условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, их нужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительные приборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес ребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности. Общая работа или работа рядом - это обязательный интерес и к процессу труда, и к его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обмена мнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно . В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.

Физическое развитие

Дети должны быть готовы воспринимать знания не только умственно, но и физически. Тело ребенка - само по себе инструмент познания. Не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, оно легко и охотно "идет навстречу" требованиям умственного порядка. Спортивные снаряды чуть ли не с младенчества должны входить в детскую жизнь. Особое внимание Никитины уделяли закаливанию. И их опыт показал, что это действенный способ оградить ребенка от большинства простудных заболеваний.

Интеллектуальные игры Никитиных

Методика

Помимо опережающих условий для развития, о которых шла речь выше, Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так естественно кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. Если заметно, что кроха достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Особенности Никитинских игр

Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых от более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.

Уровней сложности несколько: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. А постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать творческие способности.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов.

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных - то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". Вот лишь несколько примеров самых популярных из них.


Рамки и вкладыши

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Начать лучше с показа вкладышей. Взять круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник и, называя, показать их малышу. При этом лучше не держать их в руках, а выкладывать на однотонную поверхность (не на цветную скатерть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Показав по одной фигурке, можно дать их малышу для самостоятельных действий - пусть разглядывает и играет. Уместно будет предложить ему заодно коробочку или баночку, в которую он сможет все это положить, а затем высыпать обратно. Постепенно карапуз познакомится со всеми 16 фигурами комплекта. Если начинать с небольшого количества фигур, привлечь кроху к игре можно, начиная с 10-12 месяцев. Когда ребенок подрастет, можно усложнять задания: обводить контуры фигур карандашом, сначала по рамкам, потом - по вкладышам (это сложнее), делать двойной контур, заштриховывать полученное изображение, рисовать фигурки на счет (три кружка, два квадратика), создавать сюжетные рисунки (елочку из трех равнобедренных треугольников).

Сложи узор

Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 см, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. В начале (особенно с самыми маленькими) нужно просто сесть рядышком с ребенком и вместе рассмотреть кубики: "Смотри, какие красивые кубики! Вот я взяла 4 кубика: один, два, три, четыре. Смотри, это синяя сторона, а это - желтая. Какая красивая синяя дорожка у меня получилась! Давай возьмем зайку, видишь, как ему нравится по ней скакать? А теперь дорожка стала разноцветной: синий, желтый, синий, желтый". Возможно, малыш уже не слушает и смотрит по сторонам. Значит, знакомство с кубиками нужно было закончить на несколько минут раньше. Игра не должна надоедать ребенку. И еще: ее, как и любую другую, желательно хранить в таком месте, чтобы малыш видел, но сам достать не мог. Когда у крохи возникнет желание поиграть, он может сказать или показать на коробку, если разговаривать еще не умеет. Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".

Сложи квадрат

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо оставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Дроби

Возраст для начала этой игры указан разный, от З до 5 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок размером с альбомный лист. На каждой из них расположено по 4 круга. Все они имеют одинаковый размер, но разные цвета. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 "долек". Сначала для игры оставляют только первую фанерку с четырьмя кругами. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. С их помощью можно повторить цвета посчитать вкладываемые кусочки, сравнить их между собой. Таким образом ребенок знакомится с математической терминологией. Можно попробовать сделать разноцветный кружок. Очень интересно строить лесенку: внизу - целый круг, дальше половинка, затем треть. С ее помощью можно наглядно понять, почему одна вторая больше, чем одна третья.

Уникуб

Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией. Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

"Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего три цвета), чтобы это сочетание граней было редким, если не уникальным. Именно поэтому так непросто выполнить задания по предлагаемым схемам. Никитин предлагает для "уникуба" 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные доступны далеко не всем взрослым.

О методике Никитиных рассказала их дочь Анна Ермакова

Обсуждение

Здравствуйте, уважаемые сочитательницы... Я, вообще-то, прямого отношения к дискуссиям не имею... Просто реферат по Никитиным пишу... Пожалуйста, если у кого-нибудь есть такая возможность, напишите какие-нибудь ссылки по теме... Заранее всем спасибо.

13.12.2008 22:40:07, Наташа

А почему ребенок обязательно должен быть гением???? Главное ОБРАЗОВАННЫЙ человечек, а нобелевский лауреат он или олимпийский чемпион, какое кому дело? По мне - главное, чтобы ребенок был здоров и воспитан...

25.05.2008 20:28:46, Татьяна

Взято отсюда:
http://www.kp.ru/daily/22570/10110/
"Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается"
"Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. "
"Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, - медсестра и мама четверых детишек."
"Юля - менеджер по туризму."
"Предпоследний ребенок в семье - Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков."

"Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство - ее профессия и призвание."
"И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить..."

александре от 6.11.07
ув.александра, посмотрев вашу ссылку, должна вас разочаровать, т.к. никитины, которые там будут - это артисты и певцы, татьяна и сергей. И,насколько мне известно, борис никитин уже не с нами, в живых осталась лишь его жена. Кстати, вопрос оксаны от 23.8.2005 есть ли у никитиных сайт меня тоже интересует. Пока,к сожалению, сама его не нашла.

18.11.2007 03:07:46, tania_luxembourg 06.11.2007 21:15:56, александра

Мне 22, мои родители воспитывали меня по методике Никитиных, но больше делали упор на физическое развитие (закаливание, плаванье, минимум одежды и больше движений с первых дней жизни). Могу с уверенностью сказать, что я счастливая и гармоничная личность, у меня было прекрасное детство и я обожаю своих родителей. Сейчас у меня 2 высших образования, знание 2-ух языков (одно образование я получила на англ.). Сейчас также учусь заочно. Всю жизнь занимаюсь спортом. Но главное не это, а важно рвение к новым знаниям и достижениям, с которым не все рождаются, но которое можно развить (по методике Никитиных). И еще, я никогда ничего не делала из под палки, всё сама (родители просто создавали условия). Моему ребенку 3 месяца, никаких пеленок, больше движений и конечно же закаливание, которое он обожает. В семье полная гармония и любовь, которая передалась мне от моих родителей, из моего детства. Методика Никитиных - это здорово, благодаря им в наших роддомах сейчас совместное пребывание в палате мам и новорожденных.

16.07.2007 07:21:00, Alina

Странно, что некоторые считают раннее развитие чем-то вредным.
Знала алфавит в 1,5, читала с 2,8, в театр меня родители водили с 3х (не по принуждению, а - нравилось, и им, и мне). Результат - довольно скромный. Член Союза писателей с 18-ти, (тогда же стала счастливой женой), 2 образования, пока только канд. филос. наук, лауреат нескольких всеукраинских поэтических конкурсов, музыкант (скрипка, гитара), 3 разряд по бадминтону.
Гения, как вы уже увидели, из меня не вышло, впрочем, его и не растили. Растили образованного и здорового человека - возможно, что-то получилось. Эмоционально бедной меня обычно не называют, скорей обратная проблема:)

Обожаю родителей, попробую повторить их систему со своими детьми.
А о детях Никитиных очень хочется вспомнить, что они всего-то... не болели в детстве. Вообще. Мало?

01.05.2007 00:12:13, Мара

Моему сыну 19 мес. Сложи квадрат 1 ур собирает наполовину. Конечно, развивает математическое и логическое мышлени и тп. Я считаю, что самое главное для ребенка - любовь и ласка родителей, а все остальное (развивающие программы) на усмотрение родителей.

01.03.2007 22:49:54, Юля Прох

Могу о себе рассказать:

Меня лично никто не учил специально, просто моя сестра старше на 1.5 года, по диагнозу должна была отставать в развитии, а мама взялась побороть симптомы, соответствующие диагнозу.
Я крутилась рядом от скуки.

На стене над обеденным столом висели большие буквы, потому что у сестры были проблемы с дикцией
Потом появились цифры
В результате сказки к 3м годам я себе сама читала...

Ну... закончила институт, аспирантуру,
все скромно - работаю программистом, руковожу группой.
(на большее и мотивации-то нет)
Лиля

До 2006 года я проживала в п.Барабаш Приморского края, в декабре 1987 году я родила сына Сашу, через год родила дочь Таню, во время беременности по радио услышала о методике воспитания детей и о книгах Никитиных. В 1988 году нашла книгу Никитиных,в дальнейшие годы воспитания детей старалась следовать советам Никитиных. Считаю что книги нашей семье очень помогали в воспитании детей, они выросли, эрудированными, умными, здоровыми.Теперь они студенты учатся на бюджетном отделении оба отличники. Спасибо вам за книги.

10.01.2007 05:41:16, Виктория

Сынишке год и три месяца, ждем второго. Используем разные методики – динамическую гимнастику, плавали 4 месяца в море, закаляемся по-настоящему, применяем методики раннего развития (Доман). Не можем иначе, и самим интересно, и мальчишка счастливый растёт.
По поводу Никитиных. Да представьте себя на их месте! Семеро детей, нищенские доходы, а ведь и родители уже были не совсем молодые, насколько я знаю. Это ж сколько им нужно было усилий приложить, чтобы их дети просто хоть как-то состоялись, выжили в нашем обществе. Насколько я знаю, все дети Никитиных – успешные люди, не олигархи, не Нобелевские лауреаты, но при деле, социально значимые. Такой результат вполне ожидаем для более-менее добросовестных родителей одного ребенка – но тут, уважаемые, детей-то аж семеро! Всё-таки их труд, я считаю, принес хороший результат.

29.11.2006 13:14:21, Наташа

Игры Никитина призваны развивать у ребенка интеллектуальные и творческие способности с самых первых лет жизни. Их авторы – известные педагоги-новаторы, супруги и родители семерых детей Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины. Этой выдающейся семье принадлежит и разработка уникальной методики раннего развития. В ее основе лежит взращивание и воспитание малыша как свободной личности: он самостоятельно познает мир, играя. Ведь, по словам, Б.П. Никитина, «игру принято называть основным видом деятельности ребенка».

Предполагается, что ребенок выполняет предложенные задания без посторонней помощи. Роль взрослого сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку правильную окружающую среду: игры всегда должны быть легко досягаемыми, а требования к игроку – умеренными. Не требуйте от ребенка сиюминутного ответа, быть может, стоит еще немного подождать – и он найдет решение в два счета!

Такой принцип воспитания развивает у ребенка не столько исполнительские качества, сколько самостоятельную творческую инициативу, способность самому придумывать, творить и принимать решения.

Интерес ребенка к развивающим играм Никитина с годами только возрастает. Причина этого феномена кроется в особой, тщательно продуманной системе игровых заданий. К каждой игре прилагается множество задач разного уровня сложности: с некоторыми ребенок справится уже в 2-3 года, а другие станут ему по зубам только в школе (и даже после нее).

Большинство игр Никитина – это всевозможные кубики: «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон». Переворачивая и комбинируя их разноцветные грани, ваш малыш создаст бесконечное множество рисунков и объемных моделей. Сначала лучше работать по образцу, а затем проявить фантазию и придумать свои собственные постройки. Для игры с набором «Сложи узор» существуют даже специальные альбомы, где ребенку предлагается украсить разноцветными кубиками красочные картинки.

Особое место среди игр Никитина занимают «Кубики для всех» и «Кирпичики». Первая игра своими замысловатыми деталями напоминает объемный тетрис, а вторая, напротив, состоит из одинаковых деревянных брусочков. Оба набора учат одному: собирать объемные фигуры по настоящим чертежам. После того, как эта часть заданий будет освоена, ребенок взглянет на игру и с другой стороны: ведь можно сначала создавать свои чертежи, а затем собирать по ним различные модели.

Широко известны игры Никитина, сделанные по принципу «разрезных картинок»: «Сложи квадрат» и «Дроби». Эти комплекты делятся на категории по уровню сложности, и чем эта категория выше, тем из большего количества деталей ребенку нужно собрать круг или квадрат.

Еще в недалеком прошлом родители мастерили все эти пособия своими руками. Автор и сам делает акцент на том, что это возможно, в своей книге «Интеллектуальные игры». Однако зачем тратить время, если вы можете купить игры Никитина по весьма привлекательным ценам в интернет-магазине «Умная игрушка»!

Развивающие игры Никитина

Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

3 . Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.

4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.

Правила игры

На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывать, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" и «направляет» действия ребенка. А сорадование - это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»):

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.

9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16. и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

Коротко о самых популярных играх Б.Никитина

Рамки и вкладыши Монтессори . Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

С этим набором можно заниматься по книгам «Чудо – кубики. Альбом с заданиями для игры «Сложи узор» для детей 2-5 лет и «Чудо – кубики – 2. Альбом с заданиями «Сложи узор» для детей 4-8 лет.

Сложи квадрат. Эта игра-головоломка для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

Дроби. Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

Более подробно развивающие игры Б.Никитина описаны в его книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры" . В ней так же приводятся советы о том, как играть с ребенком.

Можно обратиться к книге Лены Даниловой «Новый взгляд на игры Никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. В своей книге она пишет: «Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами».

Материал к занятию.

Игра - Дроби

Ребенок постоянно сталкивается с понятием целое - часть в повседневной жизни с самого рождения. Мы режем пироги, делим пиццу и апельсины, смотрим на часы, наливаем в мерную чашку определенное количество жидкости. Чем не повод рассказать малышу, что такое дроби. Познакомить ребенка с дробями можно также с помощью специальных пособий. Для разогрева стоит взять обычный апельсин, и поделить его, сопровождая дележку известным стишком:

Мы делили апельсин,
Много нас - а он один!
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Она сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда!

Игра "Дроби Никитина" состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг - целый, остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до двенадцати. "Пользуясь в игре целым кругом и его частями" - считал Никитин, - малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему-то их усвоение на 5-6 лет - к 3-4-му классу". В игре "Дроби Никитина" нет четкого чередования заданий, как в других играх. Каждый раз все 78 частей надо высыпать на стол или на пол, а потом - снова уложить кружками в коробку, если вы, конечно, пользуетесь деревянным пособием "Оксва". В этом случае Никитин определяет первую задачу:

а)высыпать дроби на стол или на пол
б) перевернуть их окрашенной стороной вверх
в) разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково окрашенные
г) сложить из каждой кучки кружок одного цвета
д) уложить кружки в рамки.

Как называются части кружков? Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы, считает Никитин. Не надо форсировать события, только обрадуйтесь, если какие-то ребенок назовет сразу: "зеленая четвертушка", "желтая половинка" и т.д. Для умеющих считать до 100, эта задача решается в один присест. Названия частям надо давать не только бытовые, но и математические: одна вторая, одна треть, одна четвертая, одна пятая.

Уложи в ряд уложи в ряд по одной части всех цветов: а) по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше и меньше, и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих. б) уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху - самую маленькую.

Какая часть больше Одна пятая или одна четвертая? Как это проверить? Да просто наложить меньшую на большую, и все будет ОЧЕвидно, как любит говорить Н.Зайцев. Задачи подобного рода можно давать до тех пор, пока вам не станет ясно, что малыш схватил принцип определения: "чем на большее число частей делится круг, тем меньше части". Кстати, а как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? Тут по и всплывет знак "больше" и знак "меньше".

Сколько частей помещается? Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? Во сколько раз одна вторая больше одной четвертой? Одной шестой? Какие части и сколько поместится точно на одной трети, а на половине? Во сколько раз одна шестая меньше одной третьей? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части надо для этого взять? Сколько разноцветных кругов можно сложить из игры "Дроби Никитина"? Какое наибольшее число?

Своими руками В книге Никитина дается подробная инструкция, как сделать пособие самостоятельно, поэтому, если по какой-то причине готовой игры, ее можно легко вырезать из пенополистрирола. Листы необходимо разметить с помощью циркуля, поделить на части и разрезать ножницами или острым ножом для бумаги. А затем переходить к собственно играм. В целом они похожи на классические игры с фанерным покупным пособием. Но есть и отличия, связанные с отсутствием деревянных рамок.

Для начала достанем целый круг, покажем, что это целое. Спросим, на что похоже? На яблоко, на луну, на колесо? Затем возьмем второй круг, покажем, что он разламывается на две половинки. Попросим дать половинку второго круга, приложим ее к целому кругу и т.д. Круги можно обводить фломастером, затем дорисовывать цветные рожицы. Из половинки, если ее обвести, можно сделать зонтик или гриб. С помощью частей круга можно рассказывать о таких понятиях, как "одинаковый", "разный", "такой же", "не такой же". Задавать вопросы на засыпку: "что больше: одна вторая или одна третья". А потом показывать, давать детям возможность подбирать части самостоятельно. Выстроить детали в ряд от самой маленькой до самой большой. Пройтись по каждому кругу, называя части. Если части две, то одна будет называться одна вторая или половина. Если частей - три, то одна третья, а если двенадцать, то одна двенадцатая. Пусть у ребенка будет весь набор игры "Дроби Никитина", то есть все 78 деталей. Теперь попросите дать одну шестую, две шестых, шесть шестых? Из каких разных частей можно составить целое? Можно ли поделить круг на две части? А на три? Как составить круг, используя только красные и желтые части? Возможно ли это в принципе? Пусть в ваших занятиях будет как можно больше кинестетики, пусть малыши пропускают все через руки. Дроби - сложная тема, к ней лучше подходить с разных сторон, придумывая все новые задания. Выложите четыре дольки зеленого круга, состоящего из восьми частей. Спросите, сколько не хватает. Пройдите с этим вопросом по всем кругам. Играя, акцентируйте внимание на следующих выражениях: "разделить на равные части", "целое", "половина", "пополам", "одна из двух", "одна вторая", "одна двенадцатая", "часть".

Методика семьи Никитиных - моя самая любимая. Наверное, потому что это единственная методика развития, которая хоть в чем-то подошла Сане. Когда-то, когда ему был ровно год, я прикупила первый уровень игры "Сложи квадрат" , просто до кучи к заказу, на будущее. А через месяц я просто была поражена тем, что ребенок, у которого кое-где было даже не шило, а целая ракета, по 20-30 минут сидит на одном месте, перебирая кусочки квадратов и раз за разом складывая их по-всякому, как-будто пытаясь проверить все-все способы, которыми можно собрать квадрат. Уточню - ребенку на тот момент было 13 (!) месяцев, и я совсем не ожидала такого интереса к подобным вещам. А он "просил" квадраты по 5 раз на дню, указывая на полку, на которой они лежали, и отнимал их у двоюродных братьев, когда те приходили к нам поиграть. Теперь-то я понимаю, что это было первое проявление его логическо-математического склада ума, но тогда это казалось чудом... и неким отдохновением))) Потому что я точно знала, что если он "собирает квадраты", то минут 20 я могу посидеть относительно спокойно, не бегая за ним по всей квартире)))
Надо ли говорить, что после такого оглушительного успеха одного из пособий Никитиных, я скупила все их игры, которые только можно было купить, в том числе и Дроби .

Надо сказать, что в случае с пособиями Никитиных нам с Саней оказалось очень просто следовать одному из основных советов по работе с их играми. Совет гласит примерно следующее: "Не помогайте ребенку выполнять задание, не подсказывайте ему ни словом, ни движением, ни взглядом". Именно этого правила я старалась придерживаться с самого начала, благо Саня и сам не сильно желал помощи, и не исключено, что это очень хорошо подстегнуло его врожденное логического мышление, потому что готовых ответов он не получал, а порой не получал даже вопросов))) Вот, например, в случае с дробями он изначально занимался тем, что складывал их по типу той же игры "Сложи квадрат", то есть вынимал детали из углублений и складывал обратно различными способами. Я не знаю, что на тот момент происходило у него в голове, рассказать он все-равно не мог, ведь ему не было еще и 1,5 лет, но явно какие-то понятия формировались, потому что он пытался уложить в одно углубление и одинаковые части, и разные, а иногда у него возникала идея сложить туда как можно больше деталей.
Вообще, хотя в целом методика Монтессори Сане не очень подходит, ибо он не приемлет предварительных объяснений, именно момент "экспериментов" с пособиями Никитиных очень, на мой взгляд, эту методику напоминает - ребенок все делает сам, а взрослый - просто на подхвате, на случай затруднений. К слову, именно из методики Монтессори Никитины черпали свои идеи, и их дроби-квадраты не что иное, как переработанные и дополненные рамки-вкладыши, которые использовала Монтессори в своих занятиях, а подход - однозначно взят у нее, и этого Никитины и не скрывали.
Меня как-то насмешил рассказ моей знакомой, которая в оффлайн-магазине хотела купить пособия Никитиных, а "знающие" продавцы, сказали, что методика Никитиных устарела, а самая современная методика сейчас - это Монтессори, и надо брать пособия именно по этой методике. Жаль, они, видимо, не читали ни про Монтессори, ни про Никитиных, иначе бы точно знали, что одна методика вытекает из другой, и обе они вполне современные и востребованные.
Но это было лирическое отступление, вернусь к дробям.
Надо сказать, что дроби у нас очень долгоиграющее пособие. Как я уже упоминала, Саня познакомился с ним еще до 1,5 лет, и использовал больше, как рамки-вкладыши, и тогда они больше использовались для развития мелкой моторики, чем для развития логики или математических представлений. Были периоды, когда я складывала эти дощечки на полку и не доставала по несколько месяцев, а потом Саня подрастал и мы переходили на следующий этап изучения пособия. К примеру, порой я могла ему показать, что если на один большой желтый круг наложить два красных полукруга - то они совпадут, а если вместо одного красного полукруга положить две части зеленого цвета - то опять же получится полный круг.


Обычно я называю части круга своими именами - половинкой, четвертью, третью, одной пятой. Не могу сказать, что два года назад или даже год назад Саню особо сильно интересовали подобные вещи - но он устраивал после моих объяснений какие-то свои игры, делал какие-то свои выводы, не всегда правильные - но зато это был процесс размышлений. Похоже, что сейчас этот процесс дал свои плоды - на фоне увлечения математикой, и в частности, геометрией мы опять достали дроби , и оказалось, что особо объяснять уже ничего не надо - ребенку все ясно и понятно. Теперь мы занимаемся тем, что учимся распознавать эти части в графической записи, а так же складывать дроби и приводить их к общему знаменателю. Вообще-то это все проходится в школе и не в первом классе, но при использовании такого пособия - это совсем не сложная задача для ребенка, ведь ему наглядно видно, почему это вдруг 2\4 стали 1\2, или почему, если сложить 2\3 и 2\6, то получится целая. Наверное, если бы подобным образом объяснялись дроби в школе - успеваемость по геометрии у детей резко повысилась бы.

Надо сказать, что в данном пособии принпипиально важно, чтобы все круги были одинакового размера - ведь только так можно наглядно увидеть, на сколько отличается 1\7 от 1\2, 1\4, 1\6, и что в случае дробей чем больше число, записанное в знаменателе, тем меньше сама дробь. Это очень просто сделать элементарным наложением разных кусочков друг на друга:

Благодаря тому, что все кусочки укладываются в углубления, и нет возможности их "развести" пошире, чтобы подстроиться под какую-либо дробь, можно опять же очень наглядно показать, что сложив, например 2\4, 2\8 и 2\11, еще 1\11 уже не поместится:

Или заменить одну из частей в каждом круге частью дроби меньшей на 1, и посмотреть, насколько каждая из этих частей меньше, и что с этим можно поделать, и можно ли....

Игры с дробями , которые описывали Никитины, я думаю, мне переписывать здесь не стоит, они есть в книгах Никитиных, и на их сайте .
Расскажу еще про качество пособия. Производство их российское, питерской компании "Оксва". Именно этот комплект имеет качество такое, которое меня наиболее устраивает и по размеру и по толщине. В данном случае это категория Стандарт, есть еще Эконом, но там дощечки намного тоньше и дерево какое-то ломкое, мне не понравилось.
В этом наборе комплектом идут сразу все дроби, которые предполагались у Никитиных - круги разделены на части от целой до 12.

На каждом "планшете" - по 4 разновидности дробей. Планшеты каждый размером с формат А4:


Планшеты толстые, 7 мм, в них сделаны углубления, в которые вкладываются детали около 5 мм толщиной. Края деталей и внутренняя часть углублений обработаны лазером, сразу после покупки они могут пачкаться, но несильно. Сверху все детали и сами планшеты покрыты цветной пленкой, она приклеена очень хорошо - как можно догадаться у нас это пособие уже около 4 лет, но ничего не отклеилось, не поцарапалось и не отщепилось. К слову - тоже самое качество и у игры "Сложи квадрат", про которую я упоминала выше - так же ничего не отклеилось и не поломалось. Саня где-то до 2,5 лет был великий грызун, сгрыз даже спинку у кровати, но почему-то эти пособия остались нетронутыми - то ли невкусные оказались, то ли просто увлекательные очень, не до грызения было)))

Думаю, что эти дроби нам пригодятся еще не раз и не один год - ведь впереди школа, и изучение дробей там довольно серьезное, а имея наглядное их воплощение - и учиться интереснее и проще.