Игра что с чем наоборот. Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Скажи наоборот

Скажи наоборот

Проведите с ребенком игру с мячом. До начала игры объясните малышу ее правила: вы будете бросать друг другу мяч и называть слова с противоположным значением.

Бросьте мяч ребенку и скажите: «Большой!» Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Маленький!» Вновь бросьте мяч и скажите: «Добрый!», ребенок ответит «Злой!» и т. д.

Возможные варианты пар слов для игры «Скажи наоборот»: смелый – трусливый, сытый – голодный, легкий – тяжелый, умный – глупый, сильный – слабый, холодный – горячий, новый – старый, грязный – чистый, широкий – узкий, мелкий – глубокий, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Подобным образом можно называть не только прилагательные, но и наречия: быстро – медленно, мелко – глубоко, рано – поздно, трудно – легко, светло – темно, близко – далеко, низко – высоко и т. п.; а так же глаголы с противоположным действием: бросил – поймал, одел – раздел, поднял – опустил, нашел – потерял, плывет – тонет, дал – взял, налил – вылил, ушел – пришел, влетел – вылетел.

Игра учит ребенка обращаться с мячом, развивает его внимание и мышление.

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Лидерство наоборот, или Растворение в силе Думающие люди России, особенно если они уже стали родителями, должны отдавать себе отчет в том, что политтехнологи, обслуживающие действующее российское государство, давно занялись амбициозным проектом – выведением особой,

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Почемучка наоборот Станьте на время тем самым почемучкой, которым совсем недавно еще был ваш ребенок.Задавайте ему вопросы на засыпку:Почему на деревьях листья?Почему вода в лужах грязная, а с неба идет чистая?Почему нельзя идти гулять босиком?Почему люди не летают?А

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Все наоборот На земле проводится черта длиной в десять шагов. Задача игроков пройти по ней, используя бинокль, повернутый к глазам широкой стороной.Если вдруг всем это легко удается – усложните задачу, идите задом

Из книги Для вас, девчонки автора Иевлева А. С.

Ребенок-посредник между взрослыми: «Иди и скажи своему отцу…» Ребенок, который передает сообщения рассерженных друг на друга членов семейства - это почти анекдот. Мама просит сбегать в другую комнату передать папе, чтобы он вынес мусор, - что тут такого? А потом папа

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Скажи мне, как ты смеешься Узнать характер человека можно не только, предложив ему ответить на вопросы теста, но и более простым способом – наблюдая за ним. Характер проявляется и в том, как человек ходит, и в том, как он ест, и в том, как говорит, и в его манерах и позах, и в

Из книги Как вести себя в детском саду автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

Если что-то болит, скажи воспитателю Утёнок очень грустным был, Но ничего не говорил, А лишь сидел, молчал, вздыхал, Друзей не слушал, не играл. Тут тётя Утка подошла, Она спросила: – Как дела? А почему унылый вид? Наверно, что-нибудь болит? Друзья, когда вы

Из книги автора

Сделай наоборот Предложите ребенку сначала закончить начатую вами фразу, подобрав к ней слово с противоположным значением, а потом выполнить артикуляционные или дыхательные упражнения.Например, скажите малышу: «Язык может быть широким, а может быть и … (ребенок

Из книги автора

№ 51. Байка «Свет мой, зеркальце, скажи…» Ира учится в 7-м классе. Она отличается от ровесниц тем, что постоянно демонстрирует свое превосходство над ними. Реально она ничем не выделяется среди одноклассников – ни учебой, ни увлечениями, ни талантами. Манера общаться

людмила шашкина

Дидактическая игра «Слова наоборот »

старщий воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара

Шашкина Людмила Фоминична

воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара

Андрейченко Светлана Павловна

Описание игры Игра «Слова наоборот » предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игра служит формированию словаря детей дошкольного возраста, а именно обогащению речи словами – антонимами . В данной игре предлагаются карточки (фотографии) с изображением предметов - снеговик, утюг, конфеты, лимон, перо, гантели, лошадь, мышь, черепаха, леопард, канат, шнурок, карандаш, дом и другие. В работе по развитию речи детей педагог говорит о том, что снеговик сделан из снега, значит, он холодный, а утюг какой? Далее дети сами объясняют признаки знакомых им предметов, например, конфеты и лимона. Во время прогулок, в процессе наблюдений за изменениями в природе, дети говорят о том, что днем светло, а вечером - темно. При рассматривании картин с изображением животных педагог сначала объясняет, какое животное нарисовано на картинке, и если дети не знают, дает небольшую характеристику. Например, лошадь - большое, крупное животное, леопард- самый быстрый из зверей, а черепаха передвигается медленно. На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с понятиями «широкий - узкий» , «высокий -низкий» , «длинный -короткий» и т. д. Знания, полученные детьми в разных видах совместной с педагогом деятельности, применяются в игре «Слова наоборот » . Количество карточек может дополняться и изменяться в соответствии с возрастом детей и их развитием.

Цель : Формировать у детей дошкольного возраста умение подбирать слова , обозначающие признаки предметов с противоположным значением

Задачи :

1. Способствовать развитию речи детей дошкольного возраста

2. Развивать внимание, память

3. Формировать основы логического мышления

4. Воспитывать умение играть и общаться со сверстниками

Возраст детей : 4-7 лет

Ход игры : Играть могут от 2-3 человек и ведущий (педагог) . Карточки перемешиваются и раздаются между участниками поровну. Ведущий (воспитатель) называет слово , изображенное на его карточке. Ребенок находит карточку с противоположным значением и, если значение верно, берет карточку себе. Если мнение игрока неверно, ребята продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.

Когда дети усвоят правила игры, могут играть самостоятельно . На роль ведущего выбирается ребенок. Варианты изменения игры :

«Что лишнее?» Карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки, кроме одной имели общий признак. Например, «лошадь, мышь, леопард, снеговик» . Лишняя картинка- снеговик, потому что все остальные-животные. Усложнить игру можно сделав так, чтобы лишними были две картинки.

«Цепочка» Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнет игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладет рядом свою картинку, объясняя, что общего между этими двумя картинками. Например, «домик-карандаш» , все предметы сделаны из дерева, значит они деревянные; «лошадь- леопард» , все эти животные быстро передвигаются и т. д. Побеждает тот, кто быстрее всех освободится от всех имеющихся у него карточек.














Публикации по теме:

Дидактическая игра"Что вредно, что полезно" Цель. Закрепить знания детей о вредных и полезных явлениях и предметах. Развивать умение объяснять.

Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Есть много игр и упражнений, методических приёмов, которые педагоги используют во время обучения детей слоговому анализу. Я расскажу об.

Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Дидактическая игра «Собери слова и отгадай загадку» Цель: развитие навыков складывание слов из букв, навыков чтения, развитие мыслительных.

В нашей группе 3 марта 2017 года прошел замечательный праздник, посвященный нашим мамам и бабушкам. Готовились мы очень усердно: дети.

Разнообразие речевых игр позволяет поддерживать интерес к языку, к речевому творчеству.



Уважаемые родители на этих сайтах Вы можете поиграть с детьми в речевые игры онлайн




Речевые игры

Известно, что речевые игры и развлечения воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.


Р ечевые игры для детей 5 – 6 лет

"Подбери словечко"

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.

"Чьи покупки?"

Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.

"Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"

В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания.


«Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

1.С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

2.Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

"Кто кого обгонит?"


Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Незнайкины ошибки"

Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес.

"Мама потерялась"


Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).

Свинья ищет…(поросёнка).

Собака ищет…(щенка).

Кошка ищет…(котёнка).

Коза ищет…(козлёнка).

Овца ищет…(ягнёнка).

Лисица ищет…(лисёнка).

Зайчиха ищет…(зайчонка).

Волчица ищет…(волчонка).

Ежиха ищет…(ежонка).

Медведица ищет…(медвежонка).

Белка ищет…(бельчонка).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

"Федорино горе"

Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".

Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.

При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соо Федорино горе

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни беззубых, грязных…(вилок).

Нет покинутых сироток -

Чёрных, гнутых…(сковородок).

Нет запачканных грязнуль -

Битых, ломанных…(кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных…(блюдец),

Убежавших от букашек

Много дней немытых…(чашек),

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших…(стаканов).

Как Федора ни смотрела,

Не нашла нигде…(тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых…(ложек).тветствующую картинку.

"День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт….

Речевые игры для детей 6 - 7 лет

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Семейная олимпиада"


Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"


Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"


Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"


Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

«Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"


Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Осенью дует … (холодный, сильный,мокрый) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"


Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет (рекомендации для родителей)

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3.«Назови лишнее слово »

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». - «Лишнее» слово среди имен существительных: кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка. –

«Лишнее» слово среди имен прилагательных: грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

- «Лишнее» слово среди глаголов: думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

Игра «Чёрный ящик»

Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее.

Игра «Продолжи предложение»

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Аккуратность человека красит.

Маленькое дело лучше всякого безделья.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Игра «Цепочка слов»

Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

Игра «Ответь за одну минуту»

1 вариант 2 вариант

Назови «самолёт» Хоттабыча. – Как зовут жену аиста.

Что всё время теряет бабушка? - В какой сказке герой сделан из муки?

Как зовут жену селезня? - Как называется наш детский сад?

На какой улице ты живёшь? - Берёза – это плодовое дерево?

Назови детёныша овцы. – Назови «самолёт» Бабы Яги.

Как зовут твою маму? - Какое сейчас время года?

Игра «Кто самый сообразительный?»

Вопросы на активизацию логического мышления:

Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

Задание «Составь предложение с союзом «а»

Взрослый называет пары предметов:

Газета и кастрюля - расчёска и галстук - вилка и ложка

Лопата и ведро - собака и кот - карандаш и ручка

Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».

Видео YouTube

Известно, что занятия, включающие в себя элементы технологии ТРИЗ, так или иначе развивают умение думать (как ни странно)). Существует достаточное количество видов мышления, на которые воздействует ТРИЗ. Сегодня расскажу про игры, которые стимулируют диалектическое мышление.

Диалектическое мышление - это умение воспринимать и находить противоположности, противоречия в объектах и явлениях. Такой навык работы головой помогает видеть мир объемнее, формирует «выпуклый» взгляд на мир.

Игры «Наоборот»

Чтобы детям (или взрослым) постепенно учиться видеть противоречия, полезно играть в игры серии «Наоборот» , двигаясь от простого к сложному. Знакомить с простыми играми можно с 4-х лет.

1 ступень

Подбери слово наоборот (антоним)

Зачем: удостовериться, что ребенок знает и понимает, как подбирать слова с противоположным значением.

Реквизит : мяч, картинки с противоположными признаками.

Играем!

Ведущий катает мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и называет антоним. Важно, что употреблять слова с частицей НЕ нельзя

(то есть говорить: «холодный - нехолодный» запрещено).

Примеры пар антонимов:

узкий – широкий,

громкий – тихий,

шершавый – гладкий,

сухой — мокрый,

высоко – низко,

далеко — близко,

тьма – свет,

лед – огонь,

стоит – идет,

улетает — прилетает.

И в картинках

2 ступень

Веселый диалог

Зачем: учим подбирать слова-противоположности в более динамичном варианте.

Игра по сути – это диалог, где в ответах слова из вопроса заменяются на противоположные. Логика между вопросами и ответами отсутствует немного более, чем полностью Дети, конечно, это прекрасно чувствуют, поэтому вести абсурдные диалоги очень и очень весело.

Пример диалога:

Почему мне грустно ?
- Потому, что нам весело !

Почему он прыгает высоко ?

Потому что она приседает низко !
- Почему на улице мокро ?
- Потому, что в доме сухо !
и т.д.

Шифровка

Зачем: Еще одна веселая игра для активизации диалектического мышления.

Реквизит: картинки с изображением сказочных героев.

Играем!

Нелегки будни разведчика: ему все время нужно передавать зашифрованные послания. Давайте поможем разведчику в нелегком труде. Будем шифровать способом «наоборот».

Дед Мороз.

Шифровка – Бабушка Жара.

Буратино – веселый мальчик с длинным носом.

Шифровка – грустная девочка с коротеньким носом.

Красная шапочка – маленькая девочка, которая приносит бабушке пирожки.

Шифровка — Синие носки (это не я, это дети так придумали) – большой мальчик, который уносит от дедушки бублики.

3 ступень

Подбираем предметы с противоположным назначением

Предлагаем подобрать предметы, которые противоположны по назначению (функции). Игра подойдет детям от 5,5 лет, знакомым с основами ТРИЗ.

Зачем: развиваем функциональное и диалектическое мышление

Реквизит: можно собрать картинки или сами предметы, чтоб выбирать функциональные пары.

Например:

Карандаш пачкает бумагу – резинка чистит бумагу,

Ножницы разделяют бумагу – клей соединяет бумагу,

Клей соединяет листы – рука разделяет листы,

Скалка разглаживает тесто – рука деформирует тесто.

4 ступень

Ищем противоположное в одном предмете.

Реквизит: предметные картинки или можно рисовать схемы.

Что делаем: находим, где внутри одного предмета спрятались противоположные свойства.

Утюг. Горячая подошва, холодная ручка.

Мой веселый, звонкий мяч!

Давыдова Светлана Сергеевна, воспитатель коррекционной подготовительной группы ГБОУ Школы №1191, здание №4 ДО "Журавушка" г.Москвы
Описание: данный материал будет интересен и полезен родителям, воспитателям детских садов.

Цель: Повышение оздоровительного и общеукрепляющего воздействия специальных упражнений с мячами на организм детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Развитие потребности в новых знаниях о возможностях использования мяча,как предмета для игр и упражнений.
Развитие и укрепление основных мышечных групп.
Продолжаем развивать физические качества: координации движений, силы, выносливости, гибкости, скоростных качеств.
Продолжаем приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни.
Побуждать использовать игры с мячом в самостоятельной деятельности.


Известно, чтобы помочь физическому развитию ребенка, надо с помощью физических упражнений задавать нагрузку его мышцам. Но, чтобы мышцы работали слаженно, ими управляет мозг. Не случайно говорят, что движение - это работа мозга.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование сложных движений происходит при участии речи. И, наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов - губ, языка, нижней челюсти. В подготовительной к школе группе у детей продолжают формироваться такие навыки, как: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 20 раз подряд); одной рукой (не менее 4-6 раз подряд); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками; перебрасывание мяча друг другу различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли); отбивание мяча о землю одной рукой (не менее 7 раз подряд); отбивание мяча о землю поочередно правой и левой рукой.
Игры направленны на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие умения слышать звуки речи. В эти игры могут играть члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) со своим ребенком, можно предложить эти игры на детском празднике (дне рождении), когда собираются гости-дошкольники. Познакомившись с этими играми, дети могут играть и самостоятельно со своими друзьями.


Игра «Назови, какую знаешь посуду (фрукты, домашних животных и т.д.)»
Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т.д.)
Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды.
Игра «Назови одним словом»
Взрослый называет несколько предметов и предлагает назвать их одним словом. Например: «Сорока, ворона, синица, воробей, грач». Ребенок отвечает на вопрос («Птицы») и подбрасывает мяч вверх с хлопком.
Игра «Скажи наоборот»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово, ребенок ловит мяч, называет антоним и бросает мяч взрослому (короткий - длинный, большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий, весело - грустно, день - ночь, далеко - близко, быстро - медленно и т.д.) 4. Игра «Скажи ласково»
Взрослый бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок ловит мяч, называет слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, и бросает мяч взрослому (стул - стульчик, нож - ножик, паук - паучок, флаг - флажок, дерево - деревце и т.д.)
Игра «Детёныши»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол, Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет его детёныша (кошка - котенок, собака - щенок, коза - козленок, корова - теленок, лошадь - жеребенок и т. д.)
Игра «Кто как голос подает?»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит), змея (шипит), волк (воет), лошадь (ржет) и т.д.

Игра «Что умеет делать животное?»
Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, играет.

Игра «Кто умеет летать (плавать, ползать и т. д.)?»
Взрослый спрашивает: «Кто летает?». Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые летают (птицы, стрекозы, жуки). Взрослый спрашивает: «Кто плавает?» Ребенок, подбрасывая мяч вверх на каждое слово, называет животных, которые плавают (утки, гуси, рыбы, киты) и т.д.

Игра «Услышь звук»
Взрослый называет слова. Если заданный звук есть в слове, то ребенок мяч подбрасывает, если нет, то отбивает от пола. Например, на звук [ж] можно предложить такие слова: жук, змея, кожа, важный, кофта, бумага, бумажный.

Игра «Найди словечко»
Называть слова на заданный звук (или все слова с заданным звуком: где звук стоит не только в начале, но и в середине и конце слова), по очереди со взрослым, подбрасывая мяч вверх с хлопком. Примерные слова на звук [м]: морковь, мыло, мука, майка, компот, замок, комар, дом, сом.

Игра «Отстучи слово»
Отбить мяч о пол двумя руками или одной рукой столько раз, сколько слогов в слове. Примерные слова: лапа, дорога, телевизор, аквариум.

Игра «Я знаю»
Взрослый предлагает ребенку назвать пять (семь) предметов к обобщающему понятию, отбивая при этом мяч о пол двумя руками или одной рукой Например: Я знаю пять (семь) животных: собака - раз, кролик - два и т.д.

Игра «Где мяч?»
Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя» и т. д.
Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом)

Игра «Чего нет?»
Взрослый, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, говорит «Есть деревья». Ребенок, отбивая мяч поочередно правой и левой рукой на каждое слово, отвечает «Нет деревьев». Предлагаются существительные единственного и множественного числа: есть забор - нет забора, есть окно - нет окна, есть столы - нет столов и т.д.


Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно с помощью мяча помочь ребенку подготовиться к обучению в школе.