Виды игр. Классификация игр. Характеристика основных видов игры Разные виды игр и ход игры

«виды игр и их роль В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ и обучении

детей МЛАДШЕГО дошкольного возрастА»

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повышению её жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни дошкольников, хочется подробнее остановиться на этом вопросе.

Проблема игры широко освещена в научно – методической литературе (в работах Д.В.Мен-джерицкой, Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского, Л.П.Усовой, А.И. Сорокиной, Р.И.Жуковской, Л.В. Артёмовой и других авторов - классиков)

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способён идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из - за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая – устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Условно выделяются несколько классов игр:

творческие (игры по инициативе детей);

дидактические

(игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

народные (созданные народом)

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают

Для возникновения замысла игры необходимы яркие, волнующие впечатления. Однако возникновение замысла ещё не говорит о том, что ребёнок способен самостоятельно воплотить его в игре, так как у него ещё нет навыков и умений самостоятельно планировать свои действия. Но уже с младшего дошкольного возраста, воспитатель должен развивать игровое творчество у детей. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры:

Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)

конструкторские

Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого – нибудь» или «во что нибудь». Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3 – 4 лет. Отражение ребёнком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путём принятии на себя определённой роли, однако подражает не полностью, ибо не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операций принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе, а также умение ориентироваться в знакомых и новых ситуациях. Поэтому в творческой сюжетно – ролевой игре он выполняет символические действия («как будто бы»), реальные предметы заменяет игрушками или условно теми предметами, которыми располагает, приписывая им необходимые функции (палка – «лошадка», песочница – «пароход» и т.д.) Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

  1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно ролевая игра оставляет в сознании ребёнка глубокий след, который обозначится на его отношении к людям, их работе, вообще жизни. Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует. Что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка, программирования будущих ролевых взаимоотношений детей.

Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Любовь Артёмова разделяет театрализованные игры в зависимости от их вида та специфического сюжетно – ролевого содержания на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры- драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры- драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

Дети четырёх лет изображают в играх сказки не только показанные, но и рассказанные. Игры – драматизации помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. Дети младшей группы в играх с увлечением разыгрывают отдельные эпизоды сказки(«Курочка ряба» и т.п.), перевоплощаются в знакомых животных (игры:«Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.д.), однако самостоятельно развить и обыграть сюжеты не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне, не раскрывая особенности поведения. Поэтому детей важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медвежата.

На занятиях и в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта - например, с куклой или медвежонком. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А.Барто, потешек, колыбельных и т. д. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает, какими разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, движения. Также интересны малышам игры с воображаемыми предметами, например: «Представьте себе мяч, возьмите его» и т.п. У ребят появляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.

В процессе работы у малышей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ещё один вид – конструкторские игры . Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и другое), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал для конструкторских игр:

Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)

Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров)

В младших группах воспитатель берёт на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно. Игры со строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструктивные способности, мышление, приучают к сосредоточенной упорной деятельности. Они способствуют культуре движений, ориентировке в пространстве. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной, развивает чувство равновесия. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно усложняя их. Детей не активных в работе, объединять с теми, кто любит строить, и у кого получаются неплохие постройки. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно – ролевыми играми, для поддержания игровой установки, развития творческой мысли. Чтобы игры стали более увлекательными можно устраивать соревнования на скорость выполнения задания. В них могут участвовать и взрослые. В разное время года детей учат работать с природным материалом, показывая приёмы работы с ним и развивая их замысел и воображение

При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру обязательно должно учитывать требования современности.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без который деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

Игры – занятия;

Дидактические (автодидактические) игры.

В игре – занятии ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию:

Использует разнообразные игровые приёмы, создающие игровую ситуацию;

Создаёт игровую ситуацию;

Использует разнообразные компоненты игровой деятельности;

Передает воспитанникам определенные знания;

Формирует представления детей о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами, учит их играть;

Создаёт условия для переноса полученных знаний и представлений в

Самостоятельные творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей, на различных занятиях и вне них (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности)

Виды дидактических игр:

Ø ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ;

Ø НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ;

Ø СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные отличия между предметами

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Все игрушки условно делятся на пять типов.

Виды игрушек: готовые игрушки (машины, куклы и т.п.), народные игрушки, театральные игрушки, полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал), материал для создания игрушек(песок, глина, верёвки, шпагат, картон, фанера, дерево и т.п.)

Игрушки должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми; они не только должны привлекать внимания ребенка, но и активизировать его мышление. Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они соответствовали росту ребенка. Так сидя за столом малышу удобнее играть маленькими игрушками, а для игры на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя.

В младших группах, когда дети имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования. Игрушки являются первичным организующим началом в творческих играх, поэтому в младших группах игрушек должно быть больше, ассортимент их разнообразнее (в нескольких экземплярах), так как дети этого возраста склонны к подражанию.

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердится; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт. Подвижные игры бывают : с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря ним формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д.

В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.…Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры – ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

По своей структуре большинство народных игр простые, одноплановые, завершённые; в них в единое целое соединяется слово. Движение, песня.

При ознакомления русскоязычных детей нашего региона с украинскими народными играми необходимо учитывать возрастные, физические и психофизиологического особенности развития детей, чётко обозначая цель, которую имеет игра. Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка – чубарочка», «Кізонька», «Де ж наші ручки?»и др.

Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучении детей Донецкого русскоязычного региона украинскому языку, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.

Игра по утверждению П. Лесгафта – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Введение

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра - наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображает взрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Цель: выявить значение игры для психического развития ребенка.

Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Обобщить полученные результаты.

Значение и виды игр

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Наиболее распространенные теории игр в 19 - 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности

3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры - драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких - то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка - дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.

Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно - ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно - ролевой игры такие составляющие, как сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре;

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;

Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно - ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 - 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 - 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Детские игры - явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр.

1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:

1. Физические и психологические игры и тренинги:

Двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

Экстатические;

Экспромтные игры и развлечения;

Лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры:

Предметные забавы;

Сюжетно-интеллектуальные игры;

Дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

Строительные;

Трудовые;

Технические;

Конструкторские;

Электронные;

Компьютерные;

Игры-автоматы;

Игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

Творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);

Деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.

Сенсорные игры . Цель - приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.

Моторные игры . Цель - осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.

Игра-возня . Цель - физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.

Языковые игры . Цель - структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.

Ролевые игры и имитации . Цель - знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.

Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.

Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:

Средство развития мотивационно-потребностной сферы;

Средство познания;

Средство развития умственных действий;

Средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.

1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.

2. Коммуникативная функция. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.

3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.

4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.

Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».

5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.

6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.

7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.

Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.

Игра является ведущим видом деятельности только в дошкольном возрасте. По образному выражению Д.Б. Эльконина, игра сама в себе содержит свою гибель: из нее рождается потребность в настоящей, серьезной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важнейшей предпосылкой для перехода к учению. Вместе с тем на протяжении всех лет обучения в школе игра не теряет своей роли, и особенно в начале младшего школьного возраста. В этот период содержание и направленность игры меняются. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.

Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.

В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:

1. Игры возникают по инициативе ребенка.

Это самодеятельные сюжетные игры:

ü Сюжетно - отобразительная;

ü Сюжетно -ролевая;

ü Режиссерская;

ü Театрализованная.

2.Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:

ü Дидактические;

ü Сюжетно - дидактические;

ü Подвижные;

ü Досуговые.

3. Народные игры, которые могут возникать как по

инициативе взрослых, так и более старших детей.

В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.

Им выделяются игры, основанные на:

а) ловкости, т. е. физической компетенции;

б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;

в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.

Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.

Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с.58)

Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.

Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:

2) Форма организации и мера регламентации взрослым;

3) Характер требуемых игрой умений;

4) Предметы вокруг которых строится игра.

Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.


Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.

В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.

Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.

Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).

В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.

В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.

В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.

Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.

По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,

соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.

Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.

Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.

Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития

дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.

Первой формой детских игр является предметная игра, т. е. проявление детьми раннего возраста манипуляций с разными предметами. Правда, Д. Б. Эльконин (1960) не считал, что предметные действия детей являются игрой. Хронологически первой формой игры он считал ролевую.

По числу участников предметные игры делятся на индивидуальные и групповые. М. Паттерн выделяет три вида индивидуальных игр детей раннего возраста:

  • игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие),
  • игра в одиночестве (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми),
  • параллельная игра (ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей).

Кроме того, выделяют связанную игру (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками) и совместную игру (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели - построить домик из кубиков или из песка и т. п.).

В совместной игре дети учатся элементам общения, согласовыванию своих действий с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи. Поскольку опыт каждого ребенка ограничен, объединение детей в совместной игре способствует обогащению сюжетов и усложнению содержания игр. Усложнение содержания игр ведет к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий и к усложнению реальных взаимоотношений детей. Среди них появляются лидеры, руководители игры.

Групповые игры делят на сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры.

Сюжетно-ролевая игра. На границе раннего и дошкольного возраста появляется сюжетно-ролевая игра, становящаяся ведущей у детей-дошкольников. На ее сюжеты оказывает влияние окружающая среда, в связи с чем П. Ф. Каптерев относил эти игры к подражательным. А для развития таких игр, отмечал он, «громадное значение имеют прежде всего наблюдательность ребенка и его способность запоминать. В подражательной игре ребенок что-то воспроизводит. Если круг детских наблюдений очень тесен, если впечатления, действующие на дитя, однообразны, то и игры его будут скудны, неинтересны, бесцветны» (1982. С. 129). Далее П. Ф. Каптерев отмечает необходимость творчества для таких игр:

«Для развития подражательной игры нужны не только наблюдения, но и умение отображать их, воплощать в известном материале, способность переработать впечатления внутри себя и потом вынести его наружу в игре. Здесь требуется в малом виде художественный талант» (С.130).

«Воспроизводя в игре окружающую действительность, дитя недолгое время ограничивается простым, буквальным воспроизведением. Мало-помалу оно начинает сочетать имеющиеся у него факты по-своему, под влиянием минутного настроения, случайных впечатлений и мыслей, откуда-то приходящих в голову; возникают первые слабые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. <.> Этой творческой игре препятствовать не следует, напротив, нужно ей способствовать и предоставить соответствующий материал» (С. 131).

П. Ф. Каптерев отмечает очень важный в ролевых играх момент для педагога: познание психологических особенностей ребенка:

«Очевидно, в воспроизводительной игре скажется психическая натура дитяти, его преобладающие вкусы и склонности. Дитя охотнее будет браться за такой материал для своих игр, который ему удобнее, соответствует его врожденным способностям, в котором он легче отобразит все, что его занимает» (С. 130).

У детей старше 4 лет ролевая игра чаще всего носит коллективный характер, хотя ребенок может выполнять ту или иную роль в отношении, например, своей куклы и в одиночестве. В ней дети берут на себя роли взрослых1 и воссоздают их функции, деятельность, их отношения между собой.

Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, заставляет его выполнять определенные правила, регулирующие его действия с предметами, а также отношения с другими детьми в соответствии с их ролями. В ролевой игре происходит формирование важнейших психологических новообразований этого возрастного периода: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, первичное овладение моралью, формирование умений оперировать символами и значениями, развитие воображения.

Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Роль доктора обязывает его быть терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т. д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, имеет право на то, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями.

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
Мухина В. С., 1975. С. 113.

В младшем школьном возрасте при ролевой игре на первый план выдвигаются качества личности того человека, роль которого разыгрывается ребенком, - смелость, настойчивость и пр.

Игра с правилами . Это вид парной или групповой игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников.

Переход к играм с правилами подготавливается, как уже отмечалось, при проведении ролевых игр, где правила скрыты в поведении, соответствующем той или иной роли. В школьном возрасте игры с правилами часто носят спортивный характер (эстафеты, игры с мячом и пр.).

Роль игр с правилами в развитии личности ребенка состоит в выработке у него таких морально-волевых качеств, как честность, выдержка, справедливость и др.

Главный парадокс игры заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. <.> Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли.

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляют ребенку максимальное удовольствие. По словам Л. С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004. С. 93.

Подвижные игры. Подвижные игры важны прежде всего для физического развития детей и в качестве активного отдыха для борьбы с гипокинезией (недостатком двигательной активности школьников в период учебного года).

Потребность в двигательной активности является врожденной. В каждом ребенке заложена природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, потолкаться - так же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песенке поется: «А у меня есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель».

П. Ф. Каптерев отмечает, что с возрастом меняется характер подвижных игр, а именно усиливается психическое содержание и ослабляется двигательный компонент. Игра становится подражательной, ребенок играет теперь не затем, чтобы упражнять свои мускулы, а затем, чтобы воспроизвести какое-либо свое наблюдение.

На протяжении онтогенеза двигательная активность, а с ней и потребность в подвижных играх, изменяется волнообразно. Достигнув первого пика в 2-3 года, она в последующие годы постепенно снижается, причем у девочек быстрее, чем у мальчиков (Eaton, Yu, 1989). У учащихся 6-8-х классов активность снова повышается, но у старшеклассников опять снижается (Чесноков А. С., 1973; Щедрина А. Г., 1972).

Имеются существенные различия в потребности в двигательной активности между учащимися одного и того же возраста. У одних дневная двигательная активность может превосходить таковую других в три раза. Поэтому педагогам одни дети кажутся чрезмерно активными, а другие - вялыми, пассивными, ленивыми.

Большая двигательная активность мальчиков по сравнению с девочками приводит к своеобразию их поведения в школе на переменах и уроках. Они чаще ерзают и отвлекаются на уроках (более непоседливы), больше «бесятся» на перемене и поэтому в глазах учителей чаще являются недисциплинированными.

Различия в потребности в движении требует дифференцированного подхода педагогов как к нагрузке, даваемой при подвижных играх, так и к оценке качеств учеников.

ВО ЧТО ИГРАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ И КАКИЕ ИГРЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ У НИХ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ
Наблюдение за свободной деятельностью детей [более 1000 человек 4,5-5,5 лет. - Е. И.] показало, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играли [в ролевые игры. - Е. И.]. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором. Многие дети, услышав предложение «поиграть», брали с полки коробки с настольными дидактическими играми. Остальные дошкольники демонстрировали те или иные варианты ролевой игры.
Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская (30% случаев). Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой. Кормление, укладывание спать, прогулка, купание «дочки» и др. наблюдались в 23% случаев. Сюда же входят варианты игры «дочки-матери» и современная разновидность этой игры «семья куклы Барби». У мальчиков чаще разыгрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями», погоня за преступниками и пр. Подобные агрессивные сюжеты встречались в 10% случаев.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и пр.) в силу своей специфики (закрытость их содержания для детей) не дают материала для игровых ролей. При этом современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (Анжелика, человек-паук, ниндзя, Чип и Дейл и пр.). Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых. И хотя содержанием таких игр остаются поведение людей и их отношения, слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.
Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004. С. 94-95.

Компьютерные игры детей. В последние годы среди детей все больше распространяются увлечения компьютерными играми. Важность изучения влияния этих игр на детей становится все более актуальной в связи с увеличением и без того большого времени, связанного с сидячим образом жизни школьников. Кроме того, компьютерные игры часто имеют агрессивное содержание. В оценке их влияния на психику детей исследователи разделись на две группы. Одни исследователи полагают, что это влияние положительное и опираются при этом на учение о катарсисе (очищении), другие исходят из отрицательного влияния жестоких игр на психику детей, указывают на «феномен послеигровой жестокости», проявляющийся в возникновении острых конфликтных ситуаций и даже насильственных преступлений. Отмечается, что ребенок, находящийся длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир, начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены по отношению друг к другу и что окружающий мир опасен для него. Подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Е. А. Алтыева выявила: то, какое влияние игра агрессивного содержания будет оказывать на подростка, зависит от времени, затрачиваемого на нее. Если это время умеренное, то игра способствует выплеску негативных эмоций и оказывает положительное воздействие на психику. Если же подросток увлечен такими играми и проводит за ними значительное время, это приводит к повышенной агрессивности.

Выделяют также досуговые игры и игры педагогические . В досуговые ребята играют по собственному побуждению, вторые применяются педагогом для решения конкретных учебно-воспитательных задач. Педагогические игры можно дифференцировать в зависимости от педагогической направленности. Если игры организуются в процессе обучения - это дидактические игры. Если игровая модель разрабатывается педагогом для решения конкретных воспитательных задач - это творческие педагогические игры, в которых дети, исполняя ту или иную роль, проявляют активность, деловитость, организаторские способности, становятся решительнее, требовательнее к себе и другим. Главный же воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние потребности самого подростка (Яновская М. Г., 1986).