Что где когда по сказкам. Интеллектуальная игра. Знатоки по сказкам «Что, где, когда?», для подготовительной группы

Елена Лобунцова
Интеллектуальная игра. Знатоки по сказкам «Что, где, когда?», для подготовительной группы.

Интеллектуальная игра

«Что, где, когда

Знатоки по сказкам .

(для детей подготовительной группы )

Цель : продолжать воспитывать любовь к сказкам

Закрепить знания ска-

зок через игру. Формировать сме-

калку, сообразительность, умение

за короткое время найти правиль-

ный ответ.

Игровые задачи : крутить волчок и отве-

чать на вопросы, выбранные волч-

Материал. Волчок со стрелкой, вопросы

на карточках, телевизор- рамка,

мудрая сова (игрушка) .

Ход игры.

За столом сидит команда из 6 человек. По кругу разложены карточки с вопросами. Если команда не отвечает подряд на 3 вопроса, то её заменяет другая команда.

Предлагаемые вопросы к игре.

1. Назовите 3 сказки , где героями является кот.

(«Кот в сапогах» , «Кот, петух и лиса» , «Золотой ключик» , «Бременские музыканты» , «Кошкин дом» , «Сказка о глупом мышонке » , «Кто сказал мяу ).

2. Назовите 3 сказки , где встречаются сказочные птицы ?

(«Гуси – лебеди» , Жар птица в сказке «Иван царевич и серый волк» , царевна лебедь в сказке А . Пушкина «Сказка о царе Салтане » , утка в сказке В . Гаршина «Лягушка путешественница» , утка в сказке Д . Мамин- Сибиряк «Серая шейка» , сказка «Лиса и журавель» , воробей в сказке М Горький «Воробьишко» , лебедь в сказке Г . Х. Андерсена «Гадкий утёнок» ).

3. Назовите 5 видов сказочного транспорта .

(ступа Бабы Яги, Ковёр – самолет, Конёк – горбунок, печка, сапоги – скороходы, Гуси – лебеди, волк – в сказке «Иван царевич и серый волк» , тыква – карета, а мыши – кони в сказке «Золушка» , медведь с коробом в сказке «Маша и медведь» , олень - в сказке «Снежная королева» ).

4. Вспомните 3 сказки , в названии которых, звучат имена героев этой сказки .

(«Маша и медведь» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Мороз Иванович» , «Буратино» , «Малыш и Карлсон» , «Чипполино» )

5. Назовите цветы, которые встречаются в сказках (3 цветка)

(«Аленький цветочек» - С. Аксаков, «Цветик семицветик» - В. Катаев, «Дюймовочка» тюльпан – Андерсен, «Двенадцать месяцев» подснежники – Маршак, «Свинопас» роза – Андерсен.

6. Назовите 3 сказки , в названии которых есть цыфры – имена числительные.

(«Три поросёнка» , «Семь Семионов» , «Три царства» , «Два мороза» , «Три толстяка» , «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» , «Двенадцать месяцев» , «Али Баба и сорок разбойников» ).

7. В какой сказке говорится , что чем лучше снежный покров, тем лучше сохранится трава. («Мороз Иванович» - Одоевский).

8. В какой сказке озорной мальчишка ставил носом кляксы. («Буратино» - А. Толстой).

9. Покажите любую физ. минутку с использованием сказочных героев или сказочного текста .

Репка, репка – сидит крепко

Тянем раз, ещё раз,

Вот и репка у нас.

Буратино потянулся,

Раз прогнулся, два прогнулся

Руки за спину завёл,

Потянулся, потянулся

Сел за стол.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили.

10. Показать пантомимо любого сказочного героя . (Если зрители угадают, получите очко) .

Примечание. Если выпадет музыкальная пауза – скрипичный ключ, используйте любые сольные номера, разученные на муз. занятиях.

В конце занятия подводится итог и вручаются подарки.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

Задачи:

выявить уровень знаний сказок А.С Пушкина.

развивать коммуникативные навыки общения

развивать интонационную выразительность при чтении стихотворений

воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза;

поддерживать интерес внимание и хорошее настроение детей

ХОД ИГРЫ

Ведущий:
- Добрый день, дорогие гости нашей группы.
- Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших игроков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?». Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами,.)
Ведущий:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
- Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются).

- А, теперь, поприветствуйте друг друга (команды игроков произносят девизы).
1-ый капитан: - Команда «Знатоки».

- Наш девиз:
Члены команды «Знатоки»:

Мы знатоки, а это значит
Нас ждет успех и ждет удача!
Вперед к победе наш девиз!
А, кто слабее – берегись!
2-ой капитан: - Команда «Умники».

- Наш девиз:
Члены команды «Умники»:
Мы умные и смелые,
А в деле мы умелые.
Победим мы в этот раз!
Нам соперник не указ!
Ведущий: - Спасибо командам.

А, сейчас, слушаем условия нашей игры.
Перед нами стол с 8 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. я каждый раз буду крутить волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся от 1 до 3 минут, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. И мы начинаем нашу игру, приглашаем игроков занять свои места за игровыми столами.

Ведущий: 1 раунд!
( Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок .)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос!

1.Тур по сказкам

Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года)

Какими словами бранила старуха своего старика, в « Сказке о рыбаке и рыбке» (Дурачина ты, простофиля

Сколько раз закидывал старик невод в море (3 раза)

С чем пришёл невод? (1 - й раз – с тиной, 2 – й раз с травою морскою, 3 – й раз с золотою рыбкой).

Место встречи попа с Балдой.(Базар)

О каком времени года идёт речь в начале « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Зима)

Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина (Балда)

Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде». (Белка)

- Кличка собаки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». (Соколко).

Название острова, мимо которого проплывали корабельщики.(Буян)

2 тур « На внимание».

Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправит ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.

1. Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком. (Сказка о царе Салтане)

2. Свет мой, зеркальце, скажи

Да меня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее. (О мертвой царевне)

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря

4. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

3 тур « черный ящик»

В черном ящике 2 предмета (зеркало и яблоко).Отгадать по описанию эти предметы

4 тур «конкурс капитанов»

«Назови числа, которые встречались в сказках А. С. Пушкина»

(33 богатыря, 7 богатырей, з девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод, и т.д.)

5 тур «Сказочные последовательности»

1. На мольберте выложены картинки с изображением насекомых из «Сказки о царе Салтане». Дети должны разложить их в «сказочной» последовательности: князь Гвидон сначала превратился в муху, потом в комара и, наконец, в шмеля.

2. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Дети должны расставить их в той последовательности, в которой царевич Елисей из сказки «О мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте. 6 тур « Узнай сказку по следующим словам»

1. Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне».)

2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

7 тур «Собрать пазл, назвать сказку и прочитать отрывок из неё»

8. Видеовопрос от родителей.

Объясните значение слов:

Невод (сеть для ловли рыбы).

Яства(еда, пища).

Очи (глаза)

Толоконный лоб(глупый человек).

Душегрейка(теплая кофта без рукавов).

Перст (палец).

Оброк(деньги, по Пушкину)

Землянка (дом, построенный в земле).

9.Подведение итогов игры. Награждение команд

Старшая группа

Цели:

1. Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях К.И. Чуковского.

2. Продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, находчивость, умение действовать в команде.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Воспитывать любовь и интерес детей кхудожественной литературе , особенно к сказкам.

Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, беседы по прочитанному и просмотренному материалу, экскурсия в библиотеку.

Материалы и оборудование: портрет К.И Чуковского, его сказки, иллюстрации к сказкам, юла, карточки с заданиями, телефон, три чёрных ящика (большой, средний, маленький), мешочек, калоша, баночка мёда, шоколадка, коробок спичек, мочалка, градусник, денежка, кружка, пистолет, мягкие игрушки «слон», «солнце», резиновая игрушка «таракан», утюг, диск с записью музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», сказки «Мойдодыр», физминутки, сказочные костюмы «котята», «утята», «заяц», раскраски.

Ход занятия:

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?». Дети заходят в группу и садятся. В книжном уголке оформлена выставка книг к произведениям К.И. Чуковского. На магнитной доске размещён его портрет.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в клубе знатоков. Скажите, пожалуйста, вы узнаёте, что за книги стоят на полках в книжном уголке, и чей это портрет? (Эти книги написал Корней Иванович Чуковский . )

Правильно, это портрет замечательного поэта Корнея Ивановича Чуковского. Его давно уже с нами нет, но его сказки продолжают жить. Корнея Ивановича называли «детским праздником». Он очень любил ребятишек, часто приходил в детские сады, школы, чтобы прочитать свои весёлые сказки, стихи. И сегодня мы с вами побываем в гостях у героев его сказок. Ну что начнём, вращайте волчок.

Задание №1: «Узнай сказку по отрывку».

Ведущий кладёт на стол 6 иллюстраций из сказок Чуковского, поочерёдно зачитывает отрывки из сказок. Дети называют, из какой сказки эти строки и выбирают нужную иллюстрацию.

1. Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

«Уходите, бегите, спасайтеся!»

(«Федорино горе».)

2. «Бедные, бедные звери!

Воют, рыдают, ревут!

В каждой берлоге

И в каждой пещере

Злого обжору клянут.

(«Тараканище».)

3. Но жуки-червяки испугалися,

По углам, по щелям разбежалися.

Тараканы под диваны,

А козявочки под лавочки.

А букашки под кровать -

Не желают воевать!

(«Муха – Цокотуха».)

4. Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

(«Мойдодыр».)

5. Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы…

(«Бармалей».)

6. Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

И пошли они смеяться, Лимпопо!

И плясать, и баловаться, Лимпопо!

(«Айболит».)

Задание №2: «Телефон».

Ведущий ставит на стол телефон. Ведётся диалог между ведущим и детьми из сказки «Телефон».

Ведущий (инсценирует звонок телефона, поднимает трубку):

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Дети: Слон.

Ведущий: Откуда?

Дети: От верблюда.

Ведущий: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Ведущий: Для кого?

Дети: Для сына моего.

Ведущий: А много ли прислать?

Дети: Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

Задание №3: «Чёрный ящик».

Ведущий вносит в группу 3 чёрных ящика: большой, средний, маленький.

Задаёт вопросы. Дети отвечают на них, достают отгадки из чёрных ящиков.

Вопрос №1: В большом ящике находится любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». (Калоша.)

Вопрос №2: В среднем ящике находится то, что на именины принесла Мухе – Цокотухе бабушка – пчела. (Мёд.)

Вопрос №3: В маленьком ящике находится самое верное средство лечения животиков у бегемотиков. Такое лечение использовал доктор Айболит. (Шоколадка.)

Музыкальная пауза «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать».

Ведущий ставит для прослушивания диск с записью физминутки «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем танцевать». Все движения выполняются согласно текста.

Задание №4: «Доскажи сказочные строчки».

Ведущий читает знакомые строчки из сказок Корнея Чуковского, а дети их продолжают.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно…

(Стало заиньке темно).

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке… (Ужасный Бармалей!)

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд – куда! Куд – куда!...

(Вы откуда и куда?!)

Муха, Муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла…

(Муха денежку нашла.)

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот…

(Задом наперёд.)

Задание №5: «Мешочек сказок».

Ведущий достаёт волшебный мешочек, в котором лежат вещи и предметы, принадлежащие героям сказок Чуковского. Дети по очереди достают из мешочка предметы и узнают, из какого они произведения.

  • Коробок спичек. («Путаница».)
  • Мочалка. (Мойдодыр».)
  • Градусник. («Айболит».)
  • Денежка. («Муха – Цокотуха».)
  • Пистолет. («Бармалей».)
  • Слон. («Телефон».)
  • Солнце. («Краденое солнце».)
  • Таракан. («Тараканище».)
  • Утюг. («Федорино горе».)
  • Самовар. («Муха – Цокотуха».)

Задание №6: «Угадай, из какой сказки эта мелодия!»

Ведущий ставит для прослушивания диск с записью сказки «Мойдодыр. Дети слушают песенку и узнают, какой герой её поёт и из какой сказки.

Задание №7: «Из какой сказки эти герои».

Под музыку входят дети в сказочных костюмах.

Котята: Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Утята: Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Заяц: Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Котята, утята, заяц (хором): Из какой мы сказки? (Из сказки «Путаница)

Котята: Что в «Путанице» сделали лисички?

(А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.)

Утята: Чем крокодил море синее тушил?

(Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушёными грибами.)

Заяц: Кто помог зверям потушить пожар?

(Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.)

Ведущий поздравляет детей с полной победой и замечательными знаниями творчества Чуковского. Награждает всех подарками: раскрасками по сказкам этого замечательного автора.

Ведущий: Ребята любите произведения Корнея Ивановича, и они принесут вам огромную радость!