Игра с живыми орками. Обзор «Middle-earth: Shadow of Mordor. Обзор игры Middle-Earth: Shadow of Mordor ⇡ Твой личный заклятый враг

Middle-earth: Shadow of Mordor неожиданно удивила меня. Ожидал слабой игры в рамках знаменитой вселенной "Властелина Колец", а получил захватывающее приключение по миру "Средиземья". Конечно, шансов стать игрой года никаких, но однозначно расширился мой список любимых игр. Не без изъянов, но впечатления от путешествий по Мордору вполне положительные.

Минусы, естественно, скрываются за тенью Мордора, поэтому начну свой краткий обзор с просмотра положительных сторон проекта. Во-первых, графика удивительна и прекрасна, детализация мира запредельная. Тут слова не нужны - это просто нужно видеть своими глазами. Что до боёвки, то она целиком перекочевала из Бэтмена с той лишь разницей, что герою дали в руки холодное оружие, и только потому боевая система внешне кажется более комфортной и приятной на глаз. Несомненно, это плюс, но по сути своей, изменений нет. Правда, надо отдать должное разработчикам, анимации боя крайне зрелищны, порой эпичны, а комбо-добивания с отлетающими головами не дадут заскучать всю игру.



Массовое модное нынче сравнение с Assassin"s Creed считаю неправильным. Максимум, что здесь есть общего - это карабканье на башни, с помощью которых открывается карта и новые задания. Причём ходит, бегает, дерётся, карабкается наш герой совсем по-другому, нежели это делает любой персонаж Assassin"s Creed. Ну, здесь всё иначе. Что до некоторого сходства, то тут скажу следующее: а как иначе изобразить карабканье, бег, или бой на мечах? Ну как? Разве что стиль боя и походку слегка можно изменить. Но общее поведение человека всегда одинаково. Так что, за неимением своей фантазии, говорить о посредственном клоне Assassin"s Creed - это тоже самое, что назвать Call of Duty и Battlefield клонами Borderlands .

Сам сюжет развернулся где-то посередине между трилогиями "Властелина Колец" и "Хоббитами", то бишь связь минимальна. Что самое важное, встреча с Голлумом состоялась, а большего нам и не нужно. Вообщем, в трёх словах о сюжете: прелесть, моя прелесть...


Никакого дискомфорта тени Мордора не вызывают, поскольку оптимизация не подкачала, ресурсы компьютера используются разумно. Кстати говоря, системные требования завышены. Игра на самых максимальных, каких-только можно, настройках графики свободно без тормозов летает на компьютерах, чьи системные требования примерно раза в два ниже тех, которые указаны разработчиками в рекомендуемых.

Про минусы. Знаете, говорят, что контента мало. Я бы согласился, если бы сам не поиграл. По-моему, того, что есть, вполне достаточно. Минус в другом. Мордор является каменистой пустыней. То есть при любом графоне не вооружённому глазу будет заметна вся убогость игровой площадки. Вроде как красиво, но и отвратительно одновременно. Вроде бы всё сделано вручную, но ведь однообразна вся эта красота. Игроку время от времени нужна хотя бы минимальная смена обстановки, а её нет. Что налево, что направо посмотри - всё одно и тоже видишь ты. Какое-то всё тёмное. Что я хочу сказать. Делать почти всю игру в тёмной тёмной каменистой пустыни - большая ошибка! Ну, света нужно больше!

Наверное, самая известная фентези-вселенная всех времен – это толкиновское «Средиземье». Прекрасные романы с философским подтекстом, запоминающиеся персонажи, миллионы фанатов по всему миру, потрясающие экранизации – трудно переоценить вклад «Властелина колец» и сопутствующих произведений в мировую культуру. Конечно, и виртуальных развлечений по мотивам бессмертных произведений вышло достаточно много, но вот по-настоящему хороших игр среди них все-таки нет. К счастью, ситуацию вполне способно изменить новое произведение известной студии «Monolith Production» под названием «Middle-earth: Shadow of Mordor» - приключенческий экшен с элементами стелса от третьего лица с возможностью завладевать сознанием своих врагов и по-настоящему живыми орками.

Хотя действие и происходит в мире Толкиена, разработчики намеренно абстрагировались от известных произведений: события разворачиваются во временной промежуток между приключениями Бильбо и Фродо. Скорее всего данная уловка сделана для того, чтобы дать себе свободу действия и не получить потом нагоняй от фанатов писателя за то, что «в книге все было не так». Сюжет рассказывает о судьбе дозорного Гондора – Талиона, на глазах которого урукхаи убивают его жену и сына, а затем и его самого. В принципе, на этом игра могла бы и закончится, если бы не дух эльфа из Второй Эпохи, того самого, кто однажды выковал легендарные кольца власти. Он сливается с душой Талиона, в результате чего, в мир приходит бессмертный воин-следопыт, наполненный жаждой мести, планомерно идущий к своей цели, оставляя за спиной горы орочьих трупов на черных пустошах Мордора. Эльфийский призрак помогает нашему герою чем может: делает невидимым, учит телепортированию, да еще призрачный лук задарил. По ходу продвижения по сюжету, способности будут развиваться: очень скоро наш герой получит возможность наложив длань на рядового орка, выведать у него информацию о командире отряда, а еще через некоторое время можно будет получить полный контроль над противником, что дает, по сути, неограниченные возможности для творчества. Помочь в бою – пожалуйста, открыть ворота в замок – без проблем, убить командира – ну, он попытается. Ещё один запоминающийся скилл – жестокая казнь, когда нам предлагают расчленить поверженного врага с особой жестокостью. Окружающие уруки могут так впечатляться от ваших действий, что в страхе убегут и больше постараются не попадаться вам на глаза (с больными на голову связываться – себе дороже).

Каждый враг, начиная от самого простого воина и кончая главными боссами – уникален. Каждый орк не только все выглядят по-своему, но и обладают своим характером, манерой боя, сильными и слабыми чертами, страхами. Например, чтобы победить одного командира – достаточно помахать у него перед рожей горящим факелом, чтобы тот в диком ужасе сбежал, на другого придется натравить карагоров, местных варгов (кстати на них, при желании, можно и самому покататься), а третьего, выглядящего словно гора мышц и способного одним ударом вас расплющить, можно панически напугать насекомыми. Поэтому, собираясь начистить морду очередному капитану, не лишне будет взять пару «языков» и выяснить все его слабости. Более того, если кому-то из сауроновских отродий посчастливится вас убить, то он сразу получит повышение по службе, новое оружие и броню. Как отмечалось, наш подопечный теперь бессмертен, и при гибели он вновь вернется к жизни на определенном месте, но не спешите сильно радоваться. Тот орк, что вас убил, не только узнает вас, скорчит удивление и скажет пару «ласковых», но и непременно попытается повторить свой подвиг, что сделать ему будет намного легче, чем в первый раз: он уже готов к вашей тактике боя, да и характеристики с предыдущей встречи у него подросли. Более того, все орки действительно существуют в этом мире наравне с игроком: охотятся, сражаются, охраняют лагерь, бросают вызов другим оркам, умирают от рук своих и захватывают власть. Например, если лагерем сегодня руководит один орк, то это не значит, что через пару дней, им не будет управлять другой, а труп предыдущего командира не окажется в канаве. Вся эта система зовется «Немезис», и она действительно работает, очень глубоко погружая в игру.

В игре открытый мир, хотя и поделенный на локации, – идем куда хотим, рубим кого хотим, присутствует множество второстепенных заданий. Большинство из них, к сожалению, однотипные: спасти рабов, открыть вышки, устранить капитана. Но есть и несколько нетривиальных заданий, вроде создания легенды для оружия. За уничтожение сильных противников и выполнение квестов мы получаем очки, которые уходят на улучшение характеристик Талиона и открытие способностей. Во время странствий можно будет встретить и знакомых с детства персонажей. Так, в ходе общения главгероя с Голлумом, окажется что у них много общего.

По геймплею игра более всего напоминает смесь Assassin"s Creed и Batman: Arkham City. Талион карабкается по стенам и лазает по уступам не хуже ассасина, причем особенности строений тоже необходимо учитывать при выполнении миссий, поскольку часто самый простой путь к цели лежит по верхним уровням, а не по земле. Проще всего проходить миссии незаметно, благо, для этого есть большие возможности: тихие убийства и кусты, в которых можно спрятаться. Но рано или поздно наступает момент, когда придется вступить в открытый бой, который как раз больше всего напоминает то, что мы видели в игре про темного рыцаря, только с мечом и расчлененкой: прыжки, перекаты, добивания, контрудары, ментальные удары, колющие выпады и рассекающие сверху до низу тела врагов удары мечом. Врагов тоже хватает: на небольшом пятачке вас могут окружить вождь, пара капитанов и пара десятков простых воинов. Нажимая на все подряд, одержать победу точно не удастся: необходимо точно угадывать момент удара, не забывая при этом и о защите.

О графике и озвучке хочется сказать только хорошее – они великолепны и идеально выполированы специально для этой игры. Орки настолько натурально выглядят, что иногда кажется, что монитор научился передавать и запахи. Кстати, все это великолепие занимает аж 5 DVD-дисков (в версии для PC), что своеобразный рекорд. И следует сказать большое спасибо переводчикам «SoftClub» за то, что они оставили оригинальную озвучку в первозданном виде, снабдив игру лишь русскими субтитрами.

К сожалению, в «Shadow of Mordor» есть и свои минусы. Среди них слабая ролевая система, заключающаяся, фактически, лишь в наличии дерева прокачки (отсутствует даже возможность выбрать реплику в диалоге), унылые пейзажи, однотипные задания, отсутствие новой брони, оружия и разнообразных в типов врагов.

«Monolith» разработала пусть не идеальный, но качественный и зрелищный экшн в именитой вселенной. Пусть некоторые аспекты геймплея и скопированы из других игр, но скопированы они очень качественно, а после великолепно адаптированы под мордорские реалии. Но главная заслуга разработчиков в инновационной системе «Немезис», которая делает игру по-настоящему «живой», позволяя с головой окунуться в этот жестокий и суровый мир, а врагов превращая из очередных «груш для битья» в настоящую личность. Такую игру поклонники профессора ждали уже очень давно.

Обзор «Middle-earth: Shadow of Mordor»


После небывалого успеха своего opus magnum, Толкин задумался о продолжении. И начал писать сиквел с говорящим названием «Новая Тень» о том, как Саурон опять ожил и все вновь заверте... К счастью, мэтр вовремя одумался и понял, что история банальна и рассказывает ни о чем. Так что отложил ее в долгий ящик, который отрыли дельцы из Monolith Productions и, в отличие от Толкина, не побрезговали.

Сюжет в есть, но, к счастью, разработчики сами понимали его простоту и незатейливость, потому смогли срезать острые углы. Игра поведает трагедию Талиона – рейнджера, ставшего жертвой произвола орков. Его семья, как и сам герой, были принесены в жертву Черной Рукой – приспешником Саурона, жаждущим воскрешения своего повелителя. Однако ритуал пошел не по плану, и в тело Талиона вселяется призрак эльфа, чья семья также погибла благодаря козням Саурона. Итог – две родственные души слились в одно полу-бессмертное тело. Многие командиры орков, встречая героя, будут удивленно восклицать «Эй, я ведь тебя уже убивал! Впрочем, все людишки на одно лицо», что вносит свою долю иронии в общую канву мрачного мира.

Начало у истории банальное – враги сожгли родную хату, пора идти мстить. Середина канонична – найдена вундервафля для борьбы с нечистью. Концовка недосказанная, так что ждем сиквела. К счастью, вместо долгой, слюнявой, нудной эпопеи с километровыми пустыми высокопарными диалогами ни о чем, нам показывают все крайне быстро. Короткие флешбеки о герое, его прошлом и семье – как он был счастлив ранее, и как сейчас его счастье успешно врезало дуба. У нас есть повод отомстить, враг известен, остается дело за малым – прокачаться и истребить супостатов. Да и герой из Талиона получился приятный, он мало говорит и много делает.

Если описывать боевую систему двумя словами, то ими будут «вариативная» и «простая». Боевка состоит всего из двух кнопок – блок и удар. Бьете сами, потом блокируете чужие выпады, и время от времени либо захватываете врагов, либо добиваете раненых.

Но постепенно на этот простой скелет начинают натягивать мясо. Научитесь стрелять из лука, замедляя время, взрывать голову жертвы, иссушать жизненную силу. Стрелы у героя не бесконечны, и их запас нужно пополнять за счет энергии орков. Вишенка на торте – первое массовое умение, бьющее по площади и сбивающая врагов с ног, и второе, мгновенно убивающее всех упавших. После этой связки Талион официально признается машиной смерти.

Механика боевой системы во многом схожа с новыми играми серии Batman, а это значит, что, несмотря на ограниченный список приемов, вариативность их применений поистине безгранична. Герой сам вертит виртуозные комбинации и красиво обменивается ударами с орочьей породой.

Стелс здесь типичен для игр ААА-класса. Сложность его сильно занижена – враги могут не увидеть героя в метре от себя, а используя особо изуверские казни, мы сможем обратить в паническое бегство целый отряд. Хорошо хоть недалекость эта легко объясняется видом врагов – что возьмешь с тупоголовых орков? Простота и доступность приходит с талантами трейсера – пока вы лазаете по стенам, вы в полной безопасности. Никто кроме лучников не смотрит наверх, а высотных надзирателей можно просто скинуть вниз.

Те, кого мы приручили

Обещания сделать геймплей более интересным за счет системы Nemesis оказались не пустыми словами. Мир не крутится вокруг героя, после смерти игра не останавливается. Орк, что убил героя, становится мини-босом (капитаном) и постепенно растет в званиях, доходя до телохранителя вождя а затем и самого вождя. Убить всех – не вариант. Не стало одного, на его место приходит дугой. Так что порой чествуешь себя руководителем отдела орочьих кадров, который занимается не спасением мира, а перестановкой орков из одной должности в другую.

У врагов есть свои квесты – они казнят предателей, охотятся на диких животных, нападают друг на друга, проходят испытания. И вы получите бонусы, если не дадите им выполнить задуманное. Дальше – больше: когда появится возможность клеймить орков, порабощая их разум, вы сможете стать прожженным карьеристом, постепенно помогая в квестах своим «марионеткам». Продвиньте клейменых капитанов на все посты вождей, и континент под вашим контролем.


На самом деле это очень круто. Веришь, что мир живет, что персонажи не зациклены на протагонисте, что, помимо охоты на все никак не желающего помереть рейнджера, у них есть и свои дела, цели и помыслы. Это радует.

Middle-earth: Shadow of Mordor – большая, массивная, комплексная игра с кучей контента, генерируемого «на лету». В ней, может, и нет ничего особого, кроме игровой механики, но это точно одна из лучших механик в играх с открытым миром. Если вас не отталкивает смесь с в сеттинге Средиземья, а также необходимость в постоянном выкашивании врагов на каждом шагу путешествия – проект обязателен к ознакомлению.

«Там предводитель орков хвастался своими подвигами и показывал руку Барахира, которую он отрубил, как свидетельство для Саурона, что их миссия выполнена, и на той руке было кольцо Фелагунда. Тогда Берен прыгнул из-за скалы и убил их главаря, и, схватив руку с кольцом, скрылся, хранимый судьбой, потому что орки растерялись, и стрелы их летели беспорядочно ».
Джон Рональд Руэл Толкин. «Сильмариллион»


Последние несколько лет студии Monolith Productions откровенно не везло: после выпуска неплохого, но коммерчески неуспешного F.E.A.R. 2: Project Origin, разработчикам пришлось на три года забыть о разработке крупных блокбастеров и переключиться на простенькие аркады, которые им активно подсовывали боссы Warner Bros. Interactive Entertainment. Но даже после появления на свет довольно посредственного Guardians of Middle-earth руководство издательства не стало ставить крест на талантливой команде и даже предоставило ей ещё один шанс проявить себя, сделав какую-нибудь высокобюджетную игру, но с маленькой оговоркой - её основное действие должно разворачиваться в одной из тех знаменитых франшиз, правами на которую владеет компания. Так как Бэтмен уже был занят, а возвращаться к старым сериям Monolith Productions никто не рискнул, выбор пал на самое очевидное - вселенные «Властелин колец» и «Хоббит», некогда придуманные великим писателем Дж. Р. Р. Толкином и успешно популяризованные режиссёром Питером Джексоном. И вот перед нами предстал Middle-Earth: Shadow of Mordor - зубодробительный боевик, сумевший умело сочетать в себя всё самое лучшее от других игр, а заодно предложить одну маленькую революцию в жанре гордо именующую себя «Немезис».

Но прежде, чем продолжить читать данный обзор, вас стоит подготовить к самому главному: если вы ярый поклонник оригинальных произведений мистера Толкина или хотя бы фильмов Джексона, то вам лучше даже не смотреть в сторону творения Monolith Productions. Ибо то, что они сделали с духом и концепцией оригинальных произведений может привести в откровенный шок и ступор. Приготовьтесь лицезреть самое настоящее попурри из крови, насилия и отрубленных конечностей орков, в котором не нашлось место помпезности или каким-то закулисным играм. Перед вами жестокая и не прощающая ошибок игра, которой наплевать на обстоятельства и какие-то догмы.


Вы всё ещё читаете данные строки? Отлично, тогда мы вместе с вами продолжим увлекательное путешествие по основным составляющим игры. Начнём пожалуй с самого главного - сюжета и главных героев. Сценаристы проекта сделали правильный ход, выбрав самую интересную и практически не изученную часть истории Средиземья - промежуток между ранее упомянутым «Хоббитом» и «Властелин Колец». Главным героем игры выступает рейнджер по имени Талион, который вместе с отрядом собратьев по оружию охраняет гигантские ворота Мораннон («Чёрные врата») - единственную преграду для Чёрных всадников к главному пути в Мордор с северо-запада. Но в один злополучный вечер на их небольшой гарнизон вероломно нападает армия уруков под предводительством таинственной Чёрной Руки Саурона. Приспешники зла устраивают самый настоящий геноцид для храбрых защитников спокойствия всего Средиземья. И Талиону повезло меньше всех в данной истории: главный злодей не просто так оставил его в живых, нет, ему нужно было его тело для того, чтобы вернуть к жизни самого Келебримбора, одного из древнейших эльфов и создателя легендарного Кольца Всевластия, и вселить его дух в Талиона. Но для этого нужно провести тёмный ритуал в ходе которого в жертву должен быть принесён не только сам рейнджер, но и вся его семья. Увидев смерть своих близких, а потом и собственную кончину, Талион оказывается в мире теней, но ему не суждено было соединиться со своим сыном и красавицей женой на небесах, ибо у «Духа Мести» были на его счёт совсем другие планы. Восстав из пепла и обретя бессмертие, наш герой собирает в себе последние силы для того, чтобы отомстить убийцам, а заодно уничтожить всех, кто встанет на его пути.

Условно сценарий можно поделить на две основные части: заштампованную историю самого Талиона и интригующие воспоминания эльфа. Если быть с вами предельно честными, то сценаристы проекта сделали то же самое, что и их товарищи по команде: повырывали отовсюду понемногу и слепили из этого что-то похожее на целостный рассказ с хрестоматийными персонажами, простым повествованием и предсказуемым развитием событий. Шаблонные второстепенные герои довольно часто сменяют друг друга на основной сцене, не успев даже толком сыграть свою роль. События же, происходящие вокруг Талиона, могли бы произойти с кем угодно из персонажей игр, фильмов или книг, но повезло именно нашему протагонисту. Спасает положение только сама вселенная «Властелин Колец», к которой себя относит данный проект - умело, вставленные куски, похожие по атмосфере на сцены из оригинальных фильмов может с лёгкостью скрасить скучную историю одной мести. Но не станем отрицать, что встроенная в игру энциклопедия о вселенной игры оказалось любопытным чтивом и её прочтение можно порекомендовать любому игроку.


Но отойдём же от сюжетных хитросплетений и переключим всё своё внимание на игровой процесс. И тут-то начинается самое интересное: не зря один из разработчиков серии Assassin"s Creed ранее обвинял авторов Middle-Earth: Shadow of Mordor в копировании их анимации движений персонажей в игре. Талион двигается точь-в-точь, как тот же Дезмонд Майлс, обладая сноровкой кошки и быстротой гепарда. Только вот сама акробатика выглядит немного странно: наш герой может за две секунды подняться даже на самое высокое здание, но при этом не всегда уверенно хватается за нужные вам выступы в стенах. Бесшумные убийства орков проходят по тем же схемам, что и в сериале о приключениях ордена тайных убийц: в один момент вы можете спрятаться в кустах и приманить ближайшего врага своим тихим свистом, в другой - красиво спрыгнуть с какой-нибудь балки прямо ему на голову. Если же вы предпочитаете сразиться в честном поединке, то вас ждёт ещё один сплав чужих идей, но на этот раз помимо Assassin"s Creed в дело вступает серия Batman: Arkham с её уклонами от атак, перехватами ударов и грациозными прыжками главного героя. Но в отличие от Бэтмена, Талион не обладает большим арсеналом, да и не обучен различными стилями боя, поэтому чаще всего все сражения будут скатываться до банального мордобоя с кучей противников сразу. Но знаете, чем эти битвы выгодно выделяются на фоне других? Настоящей брутальностью и кровожадностью главного героя, умеющего сразу нескольким комбинациями кнопок добивать врагов, по ходу отрезая лучшие головы армии Саурона.

Отдельная шкала в интерфейсе отвечает за количество набранных комбо-атак: чем лучше выполните уворот или удар, тем быстрее появится возможность активации специальных способностей героя. А список их огромен: от телепортации на небольшие расстояния с взрыванием голов орков до захвата разума врагов и поездками на диких зверях Мордора. Выглядит необычно и свежо. К тому же, мы вам описали только часть способностей Талиона, а есть же ещё и эльфийский призрак с его зорким глазом и длинным луком. Стреляет он только призрачными стрелами и в специальном замедленном режиме - выглядит смертельно и очень эффектно. А один меткий выстрел в бочки с грогом, костры, ульи с мордорскими мухами и клетки с Карагорами поможет вам быстрее сбежать от армии орков или даже убить ценного генерала. Но не стоит думать, что враги тупы и берут только числом, на самом деле они зачастую выстраивают довольно интересные схемы по обороне или атаке, например, пока один отвлекает ваше внимание своими лёгкими ударами, второй активно кидает копья в вашу спину. Проклятые орки, в конце концов, смогли уложить на обе лопатки? Не торопитесь перезапускать чекпойнт, ведь в игре есть специальная система с QTE-сценой, появляющейся в тот самый момент, когда враг заносит последний решительный удар над вашей головой. Сделана она неплохо, но часто вы будете промахиваться мимо небольшого шарика, возникающего на экране или нажимать не ту кнопку в определённое время, что и приведёт к моментальной смерти Талиона. Или нет?


Ещё как нет. Как раз после вашей первой смерти Monolith Productions наконец-то включает свою главную фишку - систему «Немезис», о которой мы говорили ранее. Первое, что вы заметите - Талион бессмертен, а это значит, что сколько раз вы бы не погибали от руки орков или уруков, наш герой как по щелчку пальцев будет каждый раз возвращатьтся к жизни. Правда, с одним замечанием - орк, который оказался вам не по зубам и лишил Талиона головы, станет ещё сильнее, а может даже повыситься до самого настоящего командира отрядом. Да-да, даже у сил зла есть своя иерархия и карьерная лестница: десяток генералов управляет всей территорией Мордора, а в их подчинении находится множество командиров рангом поменьше. Последние же между собой постоянно ссорятся и воюют, устраивая самую настоящую вакханалию из крови и кишок. Как с ними справиться? Довольно просто, например, устроив засаду или добраться до места поединка двух вождей и расправиться с обоими сразу. Но приготовьтесь к тому, что если не удастся этого сделать, придётся отдать не только жизнь, но и весь полученный за схватку опыт всем тем, кто всё-таки смог выжить. Орки же в свою очередь растут в уровнях, получают повышения и новые способности, а также доспехи получше. Со временем уруки становятся настолько могущественными, что даже обычное оружие Талиона не сможет их одолеть. Приходится заранее планировать все свои действия, продумывать каждый шаг, чтобы не допустить ещё одну роковую ошибку, которая сможет привести вас к смерти, а очередного гада к повышению.

И не стоит удивляться, если во время очередного сражения какой-нибудь обезображенный орк при виде вас крикнет обидные слова и припомнит предыдущую встречу, после которой он лишился, например, глаза. Да, они злопамятные гады. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны: кто-то из них до смерти боится Карагоров, а кто-то неуязвим для оружия ближнего боя. Вам же остаётся только узнать это и по-быстрому расправиться с высокопоставленным противником. Как это сделать? Сначала нужно отыскать орка-информатора и хорошенько его допросить. После того как узнаете личность капитана или вождя, придётся ещё его отыскать на том или ином куске локации, а это довольно непросто. Часто уруки будут возникать буквально из ниоткуда, добавляя в игру эффект реализма происходящего. К тому же, система «Немезис» работает в режиме реального времени, а убив одного офицера, на его место практически сразу придёт другой. Во второй половине игры появится и новая более интересная способность главного героя - он сможет подчинять себе противников и заставлять их делать такие вещи, о которых ранее они даже подумать не могли. Вы будете вольны в своих действиях: хочется убить командира уруков с помощью его же телохранителей? Пожалуйста, никто не против. Захотелось тайно провести какого-нибудь орка на самую вершину иерархии? Никаких проблем.


За каждое успешное убийство капитанов Талион сможет получить дополнительные очки опыта, которые потом можно потратить на новые уникальные способности. Большинством из них вы вряд ли, хоть раз воспользуетесь, так как в пылу сражений вы чаще будете орудовать холодной сталью, чем возможностью добить уродца одним ударом. Также из врагов будут выпадать специальные руны, которые можно соединять со своим оружием и получать дополнительные бонусы к атаке. И последнее, что дадут улучшить - колчан с призрачными стрелами, количество носимых рун или здоровье главного героя за счёт специального ресурса, разбросанного по всему Мордору.
Если же откинуть в сторону сюжетную кампанию и систему «Немезиса», то, по правде говоря, в игре-то совершенно нечего делать. С самого начала вам открыта большая часть Мордора, но она довольно пустынна, а на каждом отдельном участке есть только свой определённый набор из побочных заданий и нескольких уруков, которых надо бы убить. И да, не стоит при этом забывать, что придётся постоянно активировать вышки и «прыгать в ближайшие стога сена», чтобы на карте появились какие-то дополнительные задания. Но в отличие от других разработчики данного проекта не предлагают вам какой-то мотивации для изучения окружающей среды, как будто они при разработке игры придерживались концепции: «вот вам большой мир и делайте в нём, что хотите, а мы не будем вмешиваться ». А самое неприятное, что сбор каких-то вещей взамен не сможет предложить никакой достойной награды, хотя бы малюсенькой сюжетной вставки или сценой с главными героями. После шести часов проведённых за игрой начинаешь задумываться: «а Талион случаем не в американские бойскауты записался? ». Потому что ведёт он себя как самый настоящий член скаутской организации со всеми отсюда вытекающими. Выполнил дополнительное задание, связанное с оружием - получи новую нашивку на свой костюм, сынок. В какие-то моменты хочется откровенно крикнуть в бессильной злобе: «где, черт возьми, мои руны или большой кусок опыта? », но в ответ вам будет только тишина или очередной системный трофей.
По поводу качества графической составляющей можно спорить довольно долго и много. С одной стороны, дизайнеры проекта представили, пожалуй, самых в хорошем смысле этого слова, мерзких орков на земле. Каждый из них обладает собственной внешностью и повадками, а мельчайшая работа над каждой деталью их костюмов или зубов приятно удивляет. С другой же стороны, сам мир игры вряд ли надолго останется в ваших воспоминаниях: локации довольно мелкие, местные декорации нравятся только первые три часа игры, а потом начинают потихоньку мозолить глаза своей однообразностью. Складывается такое ощущение, что над проектированием уровней работал всего лишь один человек, который сможет отличить свои сооружения только за счёт их планировки. Да и каких-то запоминающихся областей нет, всё выглядит довольно пресно и одинаково. Но этот недостаток с лёгкостью можно списать на само описание жуткого Мордора у господина Толкиена: со всей его грязью, кровью и беспробудным кошмаром. Влиться во вселенную помогает и постоянная смена виртуальной погоды с частыми дождями и очень красивыми молниями.

Владельцы PlayStation 4 будут также рады знать, что и разработчики данного проекта воспользовались некоторыми особенностями их консоли, а именно встроенным динамиком в DualShock 4. Вроде бы мелочь, но она позволяет вам ещё больше погрузиться в мрачное прошлое Талиона, а заодно ещё раз послушать голоса мощного актёрского состава, возглавляемого лучшей тройкой в игровой индустрии: Троем Бэйкером, Дженнифер Хэйл и Ноланом Нортом. Что же касается локализации на русский язык, сделанной компанией «1С-СофтКлаб», то на удивление, у нас практически не нашлось никаких крупных претензий к нему. На этот раз команда переводчиков сделала то, что до этого ей практически никогда не удавалось - нормально литературно перевести тонны текста, при этом, не стараясь вставить какую-нибудь ересь между строк, непозволительную для такого рода проектов. Единственный крупный минус, который удалось заметить в ходе прохождения - некоторые описания заданий не сочетались с тем, что потом появлялось в пользовательском интерфейсе сверху на экране телевизора. Выглядит немного странно, но никак не мешает самому игровому процессу.


Обзор написан по дисковой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «1С-СофтКлаб». Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.

Злобными «боссами» становятся, а не рождаются, учит нас . Превращение зелёного замухрышки в грозного полководца ничуть не проще, чем «прокачка» отважного рейнджера. Собственно, эта игра - не столько про месть, волшебные кольца, Саурона и битву за Средиземье, сколько про орков и урук-хаев. С помощью системы Nemesis мерзкие громилы из джексоновской кинотрилогии обрели характер, став персонажами, а не просто пушечным мясом. Не будь здесь такого, едва ли кто дважды взглянул бы на этот клон-гибрид и .

Вспомнить и отомстить

Mordor City’s Creed

Одним словом, ради драмы браться за точно не стоит. Тем более что размазали её по 20 скучным сюжетным эпизодам, которые иначе как затянутой «обучалкой» не назовёшь. Добрые две трети кампании вы проведёте, штудируя азы управления и игровой механики.

Особенно сильно проседает вторая половина повествования, когда на смену коричневым пустошам приходят зелёные холмы и равнины, пока не изгаженные ордами орков. Цепочка миссий про QTE-охоту на грауга, которую в той же Assassin’s Creed отнесли бы к побочным забавам, притянута за уши к основной канве. Задания «не попадись на глаза» и «не подними тревогу» быстро надоедают. Арсенал бесшумных трюков тут скромный, в примитивном обществе орков нет места «социальному стелсу», а любой, кто прошёл огонь и медные трубы Аркхема, осилит здешние испытания без труда.

Халтурно отнеслись авторы и к устройству виртуального Мордора. Каждую из двух локаций можно легко пробежать из угла в угол за 3-4 минуты. Чтобы увидеть на карте, какие дополнительные занятия доступны в секторах, надо непременно залезть на призрачную башню и «разблокировать» её, стукнув по наковальне. Тогда, как и положено в современных «песочницах», округа запестрит иконками: сбор артефактов, поиск секретных письмен на стенах, нехитрые испытания с мечом/кинжалом/луком, спасение рабов… Если охота набрать денег, дабы получить ещё 20 единиц здоровья и открыть на оружии новые ячейки для рун - вперёд, с песнями.

Помимо «обзорных вышек», из Assassin’s Creed скопировали также «рентгеновское» зрение, отображающее ключевые объекты и противников сквозь складки ландшафта. Оправдание у него логичное - мол, на самом деле это эльфийский дух так глядит, - но, право, уже хочется найти хранилище, где лежит дизайн-документ, из которого разработчики «ААА-хитов» год за годом черпают одни и те же идеи, и сжечь его к чёрту.

Урук-хай: история успеха

Вытаскивает эту вторичную безыдейщину лишь Nemesis. По сути, сделала для «боссов» и «полубоссов» то, что в своё время сотворила с оружием в : в каждый злодей создан генератором случайных чисел.

Первоначальное положение на «шахматной доске», где стоят капитаны и генералы тёмной армии, игра формирует на старте. Дополнение к имени определяет тип личности. Большинство вояк - обычные задиры и грубияны, но, если повезёт, можно нарваться на алкоголиков, молчунов, стихоплётов и даже певцов, мелодично голосящих угрозы в ваш адрес. Ещё у них есть набор слабых мест, сильных сторон и любимых приёмов. Одного можно сходу убить бесшумным ударом, другой панически боится предательства, третий впадает в ярость, завидев карагора… Чем закалённей орк, тем меньше у него фобий и уязвимостей и тем больше - опасных атак.

Повышение в ранге заслужить непросто. Лучший способ выдвинуться - ухлопать героя. Добив настырного рейнджера (он, правда, воскреснет на вершине ближайшей башни), рядовой хмырь получает имя, прозвище и уважение собратьев — короче говоря, попадает в орочий «пантеон» и становится одним из личных врагов Талиона.

Плох тот орк, кто не мечтает стать генералом, поэтому капитаны не сидят сложа руки. На карте то и дело вспыхивают красные значки: где-то двое зеленокожих устроили дуэль, в другом месте проходит пьянка, чуть поодаль вербуют новобранцев в очередную шайку… Мы вправе игнорировать все события, хотя куда интереснее вмешаться и сорвать планы. Ведь стоит Талиону погибнуть (или нам - промотать время), игра автоматически рассчитает итоги стычек и повысит уцелевших капитанов в звании.

Плюс, нельзя упускать шанс вновь столкнуться со старым «приятелем»! впечатляет именно в такие моменты, когда орк, отравивший рейнджера десять минут назад, выдаёт что-нибудь в духе: «Ты что, противоядие нашёл?» Или: «Из-за тебя я теперь хожу с этим шрамом!» Контекстных реплик в игре - безумное множество, и в них вложено не меньше труда, чем в колоритную внешность самих громил, меняющуюся по ходу их злоключений.

Впрочем, перед встречей не мешает собрать досье на жертву - схватить за шкирку какого-нибудь беднягу и с помощью призрака поковыряться у него мозгах. Лишь тогда вы раскроете личность неизвестного капитана и найдёте его ахиллесову пяту.

В полной мере эта способность раскрывается после 10-й сюжетной миссии, когда Талион начинает не просто «сканировать», а ещё и клеймить орков, записывая их к себе в сторонники. Она позволяет стравить недругов между собой не только в сражении - скажем, приказать невольному подопечному убить конкурента или поднять бунт против старшего по рангу. Один из игроков, потратив несколько часов на муторную «прокачку», подчинил всех капитанов и генералов, заполнив всю «шахматную доску» своими ставленниками, вызвал их на сходку и… прикончил суперумением.

Конечно, старания Талиона - капля в бездонном море сауроновых планов. Клетки долго пустовать не будут - на смену мёртвым придут новые прихвостни тьмы. Как бы вы ни пытались навредить войску тёмного властелина — всё тщетно.

И всё-таки Nemesis достойна похвал. Она действительно делает прохождение уникальным и разбавляет избитую формулу. Гораздо веселее охотиться на заклятых врагов, нежели смотреть пререндеренные заставки и зевать над очередной обязаловкой, в которой Талион, превозмогая дурной дизайн уровней, лечит эльфа от амнезии.

Однако, за вычетом «туториала», основные миссии еле-еле связаны с борьбой орков за власть. Лишь дважды за кампанию, словно вспомнив про существование Nemesis, авторы вешают замок на сюжетное задание и, не утруждая себя объяснениями, просят устранить четырёх командиров. Очень ленивый и наглый подход. Хотя, конечно, не наглее, чем противники, возрождающиеся прямо под носом в только что «зачищенном» лагере. , упорно населявшая саванну толпами свирепых негров, наконец-то посрамлена.