Индийские подвижные игры для детей дошкольного возраста. Картотека "подвижные игры разных народов". Подвижные игры разных народов мира для дошкольников

Формируя интерес дошкольников к спорту, мы рассказывает детям о знаменитых спортсменах, и их истории, читаем стихи о спорте. Помимо этого я в своей работе часто планирую подвижные игры разных народов мира, так как они вызывают неподдельный интерес у детей.

Во время таких тематических недель, как «Дети разных стран — друзья» , «Россия — многонациональная страна» мы знакомились с подвижными играми северных народов «Льдинка, ветер и мороз», «Важенка и оленята», разучили удмурдскую народную игру «Водяной». Предлагаю вашему вниманию подвижные игры разных народов мира, некоторые из которых обязательно станут любимыми у ваших детей.

Подвижные игры разных народов мира для дошкольников

Африканские салки по кругу (Танзания)

Играют 10 и более человек.
Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом — за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

Больная кошка (Бразилия)

Играют более пяти человек.
Ход игры: один игрок — это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

Канатоходцы (Узбекистан)

Играют 5 и более человек.
Ход игры: на площадке ребята чертят прямую линию длиной 6 – 10 м. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ре¬бята, которые сойдут с черты – «слетят с каната». Правила следующие:

  • Один из игроков следит за «канатоходцами».
  • Тот, кто сошел с «каната», становится наблюдателем.

Потяг (Белоруссия)

Играют 10 и более человек.
Ход игры: участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники — «заводные». Став друг против друга, «заводные» так же берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь ими разорвать цепь противника, или перетянуть ее за намеченную линию.
Правило: тянуть начинают точно по сигналу.

Поезд (Аргентина)

Играют 7 и более человек.
Нужен свисток. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий — паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим — паровозом.

Буйволы в загоне (Судан)

Играют 10 и более человек.
Ход игры: игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача — вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приемы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удается, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

Один в круге (Венгрия)

Играют 5 и более человек.
Ход игры: игроки становятся в круг и перебрасывают большой легкий мяч друг другу, пока кто-то не ошибется и не уронит его. Этот игрок выходит в круг и становится по-середине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если все же центральному игроку удается поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадет, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идет в хорошем темпе и быстрой передачей удается заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.

Игра в молотилку (Йемен)

Играют 6 и более человек.
Ход игры: игроки встают все вместе в тесный круг. Один остается снаружи. Он старается попасть в круг. Для этого он должен выдернуть кого-нибудь из круга. Стоящие в круге пытаются избежать этого и бегут, как карусельные лошадки, по кругу. Если кого-то выдернут из круга, то он водит.

Шарик в ладони (Бирма)

Играют не менее 6 человек. Нужен шарик или камешек. Ход игры: игроки выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30 — 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями держат за спиной. Один из игроков стоит за их спинами. У него в руке шарик или камешек. Идя вдоль шеренги, он делает вид, будто хочет опустить шарик в чью-нибудь ладонь.

Игроки не должны оглядываться. Наконец он опускает шарик в чью-то руку. Игрок, получивший шарик, неожиданно вырывается из шеренги. Соседи справа и слева должны схватить его (или осалить) прежде, чем он двинется с места. Но при этом они не имеют права сходить с линии. Если им не удастся его схватить, он может вернуться на место, и игра продолжается. Если его схватят, он меняется местами с ведущим.

Найди платок! (Австрия)

Играют четверо и более человек. Нужен платок.
Ход игры: игроки выбирают водящего, который прячет платок, а остальные в это время зажмуриваются. Платок прячут на небольшой территории, которую заранее отмечают. Спрятав платок, игрок говорит: «Платок отдыхает». Все начинают искать, поиски направляет спрятавший. Если говорит «тепло», идущий знает, что он близко от места, где находится платок, «горячо» — в непосредственной близости от него, «огонь» — тогда надо брать платок. Когда ищущий удаляется от того места, где спрятан платок, то водящий предупреждает его словами «прохладно», «холодно». Тот, кто найдет платок, не говорит об этом, а незаметно подкрадывается к игроку, который к нему ближе всего, и ударяет его платком. В следующем туре он и будет прятать платок.

Лев и коза (Афганистан)

Играют 10-20 человек. Нужны маски льва и козы.
Ход игры: выбирают «льва» и «козу». Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. «Коза» стоит внутри круга, «лев» — за кругом. Он должен поймать «козу». Играющие свободно пропускают «козу», а «льва», наоборот, задерживают. Игра продолжается до тех пор, пока «лев» не поймает «козу». В случае удачи они обмениваются ролями или выбирается другая пара.

Тяни за голову! (Канада)

Играют два человека. Нужен длинный шарф.
Ход игры: два человека встают на четвереньки лицом друг к другу и завязывают через обе головы шарф. Оба игрока ползут назад, стараясь тащить за собой противника. Руки и колени при этом должны оставаться на земле. Выигрывает тот, кто на порядок перетянул противника в свою сторону. Проигрывает игрок также и тогда, когда у него соскальзывает с головы шарф.

А ну-ка, повтори! (Конго)

Играют четыре и более человек.
Ход игры: игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое-то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д. Все игроки должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займет его место.

Балтени (Латвия)

Играют пять и более человек. Нужна палка.
Ход игры: игроки ложатся на траву лицом вниз (по кругу голова к голове) и закрывают глаза. Водящий бросает балтени — обтесанную палку длиной 50 см – в кусты или заросли так, чтобы ее не сразу можно было найти. По сигналу водящего все быстро вскакивают и бегут искать палку. Тот, кто нашел ее первым, становится водящим.

Доброе утро, охотник! (Швейцария)

Играют 10-15 человек.
Ход игры: игроки становятся в круг, выбирают охотника, который ходит за спинами игроков. Неожиданно он прикасается к плечу игрока. Тот, до кого дотронулись, повора-чивается и говорит: «Доброе утро, охотник!», и тут же идет по кругу, но в направлении, противоположном тому, куда идет охотник. Обойдя полкруга, они встречаются, игрок вновь произносит: «Доброе утро, охотник!». И оба бегут, чтобы занять пустое место в круге. Тот, кто не успел это сделать, становится охотником.

Вытащи платок! (Азербайджан)

Играют 10 и более человек. Нужны платки.
Ход игры: две команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии. Между ними проводится черта. У каждого сзади за пояс заткнут носовой платок или косынка. По жребию одна из команд становится водящей. По команде судьи дети двигаются вперед (водящие стоят на месте), переходят черту, и тут судья кричит: «Огонь!». Игроки бегут обратно, а противники (водящие) стремятся их догнать, что¬бы вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая захватит большее число платков.Хромая уточка (Украина)

Играют 5 и более человек.
Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».
Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

Статуя (Армения)

Играют 5-20 человек.
Ход игры: игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 человек назначают одного ловца, на 20 человек -четверых ловцов. По назначению руководителя ловцы вы-ходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить.

Осаленный дол-жен тут же остановиться (замереть на месте), в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки. После этого выбирают новых ловцов, и игра продолжается.
Правило 1. Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы.
Правило 2. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

Лови мешок! (Игра индейцев)

Играют 8 и более человек. Нужен мешочек, наполненный песком (весом 200 г для 5-6-летних, 400 г — для старших детей).
Ход игры: игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу.
Вариант: при бросании мешочка можно назвать первый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закончить это слово. Например: вес — на, цве — ток и т.п.

Укус змеи (Египет)

Играют более двух человек.
Ход игры: на земле рисуют круг. Один игрок прыгает в круг, остальные окружают его, встав на колени. Они стара¬ются схватить прыгающего игрока в кругу за ноги. Кому это удается, тот меняется с игроком в кругу местами.

Оксак-карга (Узбекистан)

«Карга» в переводе с узбекского – «ворона», «оксак» – «хромая». Почему же ворона хромая? Потому что тот, кто эту ворону изображает, прыгает на одной ноге. А вторая нога согнута и подвязана, скажем, поясом или платком. (На какую ногу захромала ворона, не важно).
Затейте игру такую, какую хотите. Если вас всего двое, просто наперегонки попрыгайте. Если хотя бы трое (папа, мама и я) — могут у вас получиться вороньи пятнашки. Много народа собралось – устройте прыжковую эстафету, разбившись на две команды. При этом пояс или платок, которым подвязывают ногу, переходит от одной «вороны» к другой.

Сахреоба (Грузия)

Это грузинская игра с прыжками, для которой потребуется несколько палок наподобие городошных бит (толщиной не более 5 см). Палки кладут на землю параллельно одна другой на расстоянии в полметра. Чем больше палок, тем труднее будет игра. Рядом с первой палкой и последней — по плоскому камню: здесь прыгуны могут отдыхать (недолго!).

Начинающий игру должен, прыгая на одной ноге, обойти змейкой все палки. На обратном пути надо перепрыгивать через палки, ставя ступни перпендикулярно им. И снова к камню – но теперь ступни ставятся параллельно палкам. Заканчиваешь игру, прыгая с палки на палку.

Если сбился, ошибся, сразу уступаешь место следующему прыгуну, а сам, дождавшись снова своей очереди, начинаешь все сначала.
Мы сказали о четырех способах прыжков, но вы сами можете придумать новые; можете как-то по-иному класть палки… В общем, программа состязаний во многом будет зависеть от вашего желания и от вашей изобретательности. В любом случае победителем будет тот, кто с меньшего числа попыток выполнит без ошибок все обговоренные задания.

Ягульга-таусмак (Туркмения)

«Достань платок» — вот что это означает в переводе с туркменского. Из названия игры уже во многом ясен ее смысл. Платок подвешен на шесте. Или привязан к веревочке, переброшенной, скажем, через сук дерева. В общем, надо так устроить, чтобы платок можно было поднимать выше и выше.

Игра начинается — платок можно достать, лишь слегка подпрыгнув (с разбега). Это всем удается. Новый заход, платок подняли повыше — тут уж придется очень постараться, чтобы дотянуться до него. С каждым разом задача все сложнее, и вот уже для кого-то платок недосягаем. В конце концов останется один, кому удалось подпрыгнуть выше всех…

Пожарная команда (Германия)

Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар!». Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

Игры народов мира помогают лучше понять,
а может и по­иному взглянуть на другие
народности. Игры народов мира отражают
культуру и самобытность народа. Можно
отметить, что у одного народа преобладают
подвижные, командные игры, а у другого
настольные, логические. Также можно встретить
очень похожие игры у разных народов, но с
различными
названиями.

Россия
«Ручеек»
Игру эту знали и любили
еще наши прабабушки, и дошла
она до нас почти в неизменном
виде. Здесь нет необходимости
быть сильным, ловким или
быстрым, эта игра иного рода ­
эмоционального, она создает
веселое и жизнерадостное
настроение. Правила просты.
Играющие встают друг за
другом парами, обычно мальчик
и девочка, берутся за руки и
держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный
коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и,
проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая
пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало
"ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему
симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно ­ чем больше
участников, тем веселее игра.
«Чехарда»
Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните
и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается
и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками
о его спину. Играющие
постепенно
выпрямляются,
увеличивая
прыжка.
перепрыгнувший
становится впереди. Кому
прыжок не удастся,
выбывает из игры.
высоту
Каждый

«Волки во рву»
Старинная игра может
прекрасно развлечь вас на
перемене в школьном дворе.
На площадке чертится
коридор шириной до одного
метра. Ров можно начертить и
зигзагообразно ­ где уже, где
шире. Во рву располагаются
водящие ­ «волки » ­ два, три
и больше: это уж как вам
захочется.
Все остальные
играющие
­
стараются перепрыгнуть через
ров и не оказаться запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из
игры. "Волки" могут пятнать "зайцев", только находясь во рву. "Зайцы"
ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила. А варианты
придумывайте сами...
«зайцы»
­

Азербайджан
«Дай платочек»
Играют дети младшего и среднего
школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры
требуются два маленьких платка. Играющие
делятся на две равные по численности команды и
выстраиваются шеренгами одна против другой
вдоль противоположных сторон площадки на
расстоянии 10 ­ 15м друг от друга. Руки держат
за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои
шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому­нибудь из
участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не
заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит:
"Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и
передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии.
Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1
очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков.
Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя, то есть один и тот же
игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя
выбегать из шеренги не разрешается.
Белоруссия
«Беляк»
В этой игре могут участвовать 5 или
более человек. Играть в "Беляка" можно
только зимой. Для этого участникам надо
скатать из снега крупный шар (диаметр ­ 1м) и
встать вокруг него, держась при этом за руки.
После каждый участник должен стараться за
руки перетянуть кого­нибудь в середину
круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно
было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и
продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника
коснуться шара.

Латвия
«Балтени»
Количество участников этой игры ­ от 5 и более.
Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная
палка. Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем
все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а
ведущий ­ закинуть палку в кусты с тем расчетом,
чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все
лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это
сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.
Таджикистан
«Белая палочка»
В "Белую палочку" могут играть более 10 человек. Участники
должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды
и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно
спрятать палочку, а игроки ­ искать ее. Нашедший палочку несет ее в
выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему
помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.
Туркмения
«Акса-таук»
Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).
Участники должны разделиться на две равные по количеству
команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в
50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в
разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников,
быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел
от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник
успел до него дотронуться, разведчик становится пленником
противоположной команды, и наоборот.

Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше
половины участников.
Малайзия
«Гнездо черепахи»
"Черепаха" (водящий) кладет "яйца" ­ камешки в центр
круга, образованного игроками и зрителями. Игроки
пытаются украсть "яйца" и при этом не попасться "черепахе".
Пойманный становится "черепахой" и занимает место
водящего.
Япония
«Аист и лягушка»
В эту японскую игру могут играть 4
человека и более. Для этого необходимо
нарисовать на асфальте большое озеро с
бухтами, островами и мысами. Три человека
становятся "лягушками" и сидят в «воде», не
имея права выбраться на «сушу». «Аист»
должен ходить по берегу и пытаться поймать
"лягушку". "Аист" имеет право прыгать с
"острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя
пойманная «лягушка» ­ становится "аистом".

Италия
«Укради знамя»
Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором
расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и
выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто
выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место,
зарабатывает очко.
«Прятки по-американски»
прячется, а все остальные
должен спрятаться вместе с
в укромное местечко и
обнаруженным. Когда
Прятки по­американски очень отличаются от нашей игры: один
ищут. Тот, кто его находит,
ним. Надо потихоньку пробраться
сидеть тихо­тихо, чтобы не быть
последний игрок понимает, что

остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и
Перу
игра начинается снова.
«Калабаса!»
Игроки чертят себе домики­круги, а водящий
остается "бездомным". Все хором кричат "Калабаса!"
(По домам!) и разбегаются по своим кругам.
"Бездомный" обращается к одному из игроков: "Ты
продаешь яйца?" Тот отвечает: "Я ­ нет, а он, может
быть, продает" и указывает на товарища, к которому и
направляется "бездомный". Тем временем игроки должны поменяться
местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его
хозяином, а оставшийся вне круга водит.
Канада
«Бег с платком»
В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди
играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в
круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей­
нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть
игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий,
должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В
этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он
проигрывает и занимает его место.
Новая Зеландия
«Пуни-пуни»

Это игра маори, в которую играют
двое. Игроки стоят лицом друг к другу
на расстоянии около 2м.
Один
вытягивает руку в направлении другого,
а тот с закрытыми глазами пытается
найти руку товарища, дотянуться до нее
и скрестить пальцы. При этом оба не
должны сходить с места.
Новая Гвинея
Рыбки в неводе
Игроки разбиваются на
две группы, и одна становится
кольцом вокруг другой.
Внутри находятся "рыбки" ­
игроки,
которые должны
выскользнуть из "невода". По
правилам игры, сделать это
можно, лишь проползая между
ног своих товарищей. Когда
кому­то
удается,
играющие меняются ролями.
это

В эту игру можно играть и в воде.
Бразилия «Больная кошка»
В данной игре могут принимать участие от 5
человек. Из игроков выбирается один, который будет
"здоровой кошкой" и задача которого ­ поймать и

остальных
запятнать
участников.
Запятнанные
участники должны помогать
"здоровой кошке», держась одной рукой за то
место, до которого она дотронулась. Пятнать
оставшихся участников "больные кошки"
могут только свободной рукой. Оставшийся
незапятнанным
становится
участник

«здоровой кошкой" в следующем туре игры.

Украина
«Хромая уточка»
Играют 5 и более человек.
Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка»,
остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной
ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.
После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на
одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого­
нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других.
Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».
Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за предел
площадки, считается осаленным.

Играют 10 и более человек.
Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки (удары бубна, барабана). Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: "Пожар!". Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.

Африканские салки по кругу

Танзания


Играют 10 и более человек.
Инвентарь: лист от дерева.
Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладет лист кому-нибудь в руку и бежит. Игрок с листом - за ним. Если водящий пробежит круг и его не догонят, он встанет на свободное место, а преследовавший его игрок становится новым водящим.

Поезда

Аргентина


Играют 7 и более человек.
Инвентарь: свисток.
Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий - паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим - паровозом.

Буйволы в загоне

Судан


Играют 10 и более человек.
Игроки встают в круг и берутся за руки. Два-три игрока стоят в центре. Это буйволы. Их задача - вырваться из круга. Они с разбегу пытаются прорвать круг, подняв вверх руки. Грубые приёмы не разрешаются. Если не удалось прорваться в одном месте, они пытаются делать это в другом. Если это им удаётся, буйволами становятся те игроки, которые не сумели сдержать их.

Больная кошка

Бразилия


Играют более пяти человек.
Один игрок - это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.

Канатоходцы

Узбекистан


Играют 5 и более человек.
На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6-10 метров. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - "слетят с каната".

Правила:
1. Один из игроков следит за "канатоходцами".
2. Тот, кто сошёл с "каната", становится наблюдателем.

Потяг

Белоруссия


Играют 10 и более человек.
Участники игры делятся на две равные группы. Игроки каждой группы держатся друг за друга и образуют одну цепь при помощи согнутых в локтях рук.
Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - "заводные". Став друг против друга, "заводные" также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь или разорвать цепь противника, или перетянуть её за намеченную линию.

Правило:
Тянуть начинают точно по сигналу.

мира народов народов игра игра игра игра игра игра игру разных игры игры игры игры игры игры игры

Знаете ли вы, во что играют ребята в других странах? У них ведь тоже есть свои занятные игры.

БАРЫ. Это французская игра. Но встречается она и в других странах Европы.
Играющие (20–30 человек) делятся на две партии. Во главе каждой партии – мать. На расстоянии 50–60 шагов проводят две черты – "города", а справа рисуют квадраты "для пленных". Каждая партия располагается в своём "городе".
По жребию один из играющих выходит на середину и вызывает любого из другой партии. Они становятся друг перед другом. Вызвавший ударяет три раза ладонью по плечу противника к бежит к своим. Противник старается его догнать и запятнать. Но на помощь "своему" из города выбегает другой игрок: он охотится уже за пятнающим противником. Тогда и ему на выручку выбегает "свой".
Пятнать имеет право только тот, кто позднее выбежал из "города". Если ему удаётся запятнать противника, он кричит: "Взят в плен!" Тогда все играющие идут по местам, а пойманного отводят в "плен".
Игра возобновляется. Но теперь она осложняется тем, что надо выручать товарища из "плена". Для этого достаточно подбежать к нему и ударить по руке. Но "пленных" охраняет "часовой", и он пятнает выручающих.
Если в "плен" попала мать, то она имеет право послать вместо себя двоих "своих" или освободить двух противников.
До начала игры определяется количество "пленных" для победы. Договорились, к примеру, до трех "пленных", взяли троих в "плен" – игра заканчивается. Но можно играть и до тех пор, пока все из одной партии не будут в "плену" у другой.
Примечания.
1) Чтобы иметь право пятнать, надо побывать в своём "городе". 2) Нельзя возобновлять игру после "пленения" или "освобождения", пока все не побывают в своём "городе".

ИВОЛ. Эта очень древняя игра родилась в Греции.
Посредине площадки, луга ставят камень, пень или что-нибудь в этом роде.
20–30 человек играющих тоже делятся на две партии и по жребию решают, какая главная.
После этого все разбегаются, и по команде: "Время!" – игроки главной партии бегут к камню, чтобы прикоснуться к нему рукой. Другие их ловят. (Для того чтобы игра была оживлённей, убегающие хитрят: внезапно приседают, хватают противника за ноги и т. п.) Пойманного отводят в сторону, где он остаётся до конца игры. Туда же (рядом) собираются и сумевшие прикоснуться к камню.
Если последних больше, чем первых, верх остается за ними. Либо их противники становятся главными, а им остаётся только сторожить камень и ловить.

ХРОМАЯ ЛИСА. В эту игру любят играть немецкие ребята.
Выбирают лису. В углу комнаты (а можно и на земле начертить уголок) – нора.
Лиса стоит там на одной ноге. Все дразнят её, теребят за одежду, подражают лаю собак, хлопают в ладоши и т. д. Лиса старается запятнать кого-нибудь, но все увёртываются. Если лиса встала на обе ноги или переменила ногу, кричат: "Лиса, в норку!"
Тот, кого запятнала лиса, прыгает на одной ноге и делается хромой лисой, а прежняя лиса присоединяется к играющим.

ОХОТА НА ЛИС. Это английская игра.
Из большого коллектива на природе выбирают двух лучших бегунов. Это лисы. Им дают по мешку рваной бумаги, и они бегут до заранее назначенного и известного им места, километрах в пяти-шести. Бегут они не по прямой, а делают зигзаги, обходы и всюду кидают бумажки.
Остальные играющие – гончие. Им маршрут неизвестен, и стартуют они через 15–20 минут после лис! Гонятся по следу, подбирая бумагу. Наконец все собираются у костра, голодные, уставшие... Но если обед готов, отдых обеспечен. А сколько рассказов о смешных случаях и приключениях в пути!

НТЭУ (волчок) – африканская игра. В африканских и восточных странах дети и взрослые проявляют в игре в волчок большое искусство. В Японии, например, существует до 30 видов волчков, и некоторые сделаны необыкновенно! Волчок, например, спускается с горы, или танцует на канате, или разлетается в куски и каждый кусок продолжает крутиться...
Игра "нтэу" проходит таким образом: все садятся в круг и каждый запускает свой волчок. Когда чей-то волчок собьёт волчок другого, то победивший забирает его себе и запускает уже два волчка. А побеждённый выходит из игры. Выигрывает тот, кто заберёт у играющих все волчки.

ЗМЕЯ. Это немецкая игра. Свое происхождение она ведёт от культовых игрищ древних германцев.
Ребята становятся в ряд цепью, держась за руки. Первый, вожак, бежит, увлекая всех, неожиданно поворачивает в ту или другую сторону, делая быстрые и крутые повороты. Тот, кто падает, выходит из игры.

ЧИКОМ. Двое становятся на некотором расстоянии, напротив друг друга. Один бросает мяч вверх и бежит встать на место другого. Другой, поймав, бросает мяч в первого, пока он добежит до места. Если попадёт, то бросать мяч с места начинает он, если нет, то бросает вверх и, поймав, старается попасть в партнёра, пока тот перебегает на прежнее место. Если попадёт, то право бросать мяч останется за ним, если нет, то бросает мяч партнёр.

БУЛКИ. Играют несколько человек. У водящего – палка (типа клюшки) и шар. Остальные тоже с палками стоят в ряд на некотором расстоянии, перед каждым – ямка в земле. Водящий стремится палкой загнать шар кому-нибудь в ямку. Те стараются отогнать шар. К кому попадёт шар, тот водит.

ЗЕВАКА. Становятся в круг и перебрасывают мяч, называя по имени того, кто должен его поймать. Если названный не поймает, то должен схватить мяч с земли и бить кого-нибудь. Если попал – 2 очка тому, промахнулся – 4 очка себе. Когда кто-нибудь получит условленное количество очков (например, 25), выходит из игры.

Игры народов мира

Составила инструктор

по физической культуре:Ткаченко В.А

МАДОУ детский сад №172

г. Самара 2016г.

Игра Чехарда (Россия )

Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов.

Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры.

Игра "ДОСТАНЬ КАМЕШЕК" (Россия)

Для игры требуется крепкая веревка длиной в два-три метра и два небольших камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек. По сигналу каждый старается, перетянув противника, 0достать свой камешек.

Игра «Автоroнки», Германия

В эту игру могут играть от 2 человек. Необходимо взять две игрушки-автомобиля, две деревянных палочки и два длинных шнура (примерно 6-9 м).

Игрушечные автомобили следует Привязать к шнурам. которые, в свою очередь, привязать к палкам.

Деревянные палочки должны держать в руках двое детей. Суть игры в том, чтобы по команде как можно быстрее намотать шнур на палку, притянув таким образом машину к себе.

Игра «Аист и Лягушка» (Япония)

В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое оэеро с бухтaми, островами и мысами.

Три человека становятся "лягушками" и сидят в «воде», не имея права вьiбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать "лягушку". "Аист" имеет право прыгать с "острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя пойманная «лягушка» -

становится "аистом"

Игра "ПЕРЕТЯНИ 3А ЧЕРТУ" (Россия)

Команды становятся у черты друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победивший теперь может помочь товарищам обхватив за талию игрока своей команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Игра "Шутур бази" ("верблюды") (Афганистан)

В этой игре участвуют две команды "верблюдов", каждая со своим вожаком. Вожак одной произносит: "Один из моих верблюдов пасется среди твоих!" По этому сигналу игроки обеих команд начинают ловить вожаков противников. Команда, которой это удается, объезжает круг на спинах "верблюдов" другой!

Игра "Акса-таук", (Туркмения)

Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).

Участники должны разделиться на две равные по количеству команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в 50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников, быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник успел до него дотронуться, разведчик становится пленником противоположной команды, и наоборот.

Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше половины участников.

Игра "Гнездо черепахи", (Малайзия)

"Черепаха" (водящий) кладет "яйца" - камешки в центр круга, образованного игроками и зрителями. Игроки пытаются украсть "яйца" и при этом не попасться "черепахе". Пойманный становится "черепахой" и занимает место водящего.

Игра "Ручеек", (Россия)

Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода - эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Игра "Укради знамя", (Италия)

Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

Игра "Баг-Чал",(Непал)

В эту игру могут играть 2 или 4 человека. В качестве инвентаря используются игровое поле, 4 одинаковые фишки, которые будут "тиграми", и 20 других фишек - "коз".

Играть следует, встав друг напротив друга. Один игрок играет "тиграми", другой - "козами". Для начала следует выставить на игровое поле "тигров". После этого можно сделать ход "козой". "Тигр" имеет право ходить вдоль линий на одну площадку дальше. "Козы" двигаются только в том случае, если на игровой площадке остается одна "коза". Если площадка за "козой" свободна, "тигр" имеет право перепрыгивать через нее. В данном случае он убивает "козу", и ее следует убрать с поля. Также "тигр" может убить всех "коз" за один ход, если перепрыгнет через них. Игра заканчивается в пользу "тигра", если он убьет семь "коз". "Козы" могут победить в том случае, если расстановка на игровом поле такова, что "тигры" не могут сделать ни одного хода.

Игра "Прятки по-американски"

Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний из искавших понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.

Игра САЛКИ (ПЯТНАШКИ), (Россия)

По команде одного из игроков - салки (пятнашки) - все остальные разбегаются. Задача салки-водящего - догнать убегающего и осалить, запятнать. Осаленный становится водящим. Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего салку.

Для усложнения игры можно установить такие, скажем, дополнительные правила: нельзя салить того, кто успеет упасть на землю, опираясь на ладони и носки вытянутых ног; или замрет на одной ноге, держа другую, отведенную назад ногу, двумя руками.

А можно условиться, что в безопасности от пятнашки будет тот, кто дотронется рукой до деревянных, железных, каменных предметов.

Спастись можно и в «доме» - специально очерченном круге и т. д. Игра становится еще интереснее и немного сложнее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.

Игра "Балтени", (Латвия)

Количество участников этой игры - от 5 и более. Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная палка.

Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а ведущий - закинуть палку в кусты с тем расчетом, чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.

Игра "ВОЛК ВО РВУ", (Россия)

Старинная игра может прекрасно развлечь вас на перемене в школьном дворе. На площадке чертится коридор шириной до одного метра. Ров можно начертить и зигзагообразно - где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - «волки » - два, три и больше: это уж как вам захочется. Все остальные играющие - «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из игры. "Волки" могут пятнать "зайцев", только находясь во рву. "Зайцы" ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила. А варианты придумывайте сами...

Игра "Беляк", (Белоруссия)

В этой игре могут участвовать 5 или более человек.

Играть в "Беляка" можно только зимой. Для этого участникам надо скатать из снега крупный шар (диаметр - 1м) и встать вокруг него, держась при этом за руки. После каждый участник должен стараться за руки перетянуть кого-нибудь в середину круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника коснуться шара.

Игра "Бег с платком", (Канада)

В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в круг, ведущий с платком обегает его 2 раза, дотрагивается до чьей-нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий, должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он проигрывает и занимает его место.

Игра "Дай платочек", (Азербайджан)

Играют от 6 до 40 человек. Для игры требуются два маленьких платка.

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются шеренгами одна против другой вдоль противоположных сторон площадки на расстоянии 10 - 15м друг от друга. Руки держат за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому-нибудь из участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит: "Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии. Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1 очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков.

Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя (то есть один и тот же игрок не должен получать платок более 1 раза). Без команды руководителя выбегать из шеренги не разрешается.