Duke nukem обзор игры. Обзор игры Duke Nukem Forever. Особое мнение - XTR

Когда этот высокий блондин в черных ботинка 46-ого размера шел по улице, свинокопы и октабрейны съеживались от страха в ожидании пинка сапожищами по морде. “Время надирать задницы и жевать жвачку!” - заявлял он зычным голосом, вот только жвачка у него быстро заканчивалась. Несмотря на это он не терялся и всегда находил себе занятие по душе - играл в пинбол, лапал девочек, смотрел порно, в перерывах успевая спасать мир от пришельцев, да еще и острить по этому поводу! Вдруг он пропал, но обещал вернуться. Годы шли, и периодические клятвы о скором пришествии Дюка все больше походили на розовые пузыри той самой жвачки. Поэтому вплоть до финальной даты релизы Duke Nukem Forever мы боялись, что наша мечта лопнет в последний момент, растекшись разочарованием по физиономии. Но вот мы уже щелкаем по черно-желтому ярлыку игры и слышим такой знакомый голос, заставляющий нас поверить, что спустя столько лет все будет также здорово, как и раньше.




И поначалу все именно так и выглядит! Вряд ли кто-нибудь откажется начертить маркером на доске всякие непотребства, убеждающие солдат EDF в тактическом гении Дюка. Или забить гол единственным глазом императора инопланетян, после того, как вы хорошенько отделаете его владельца на футбольном стадионе из знаменитого “разрушителя”. Знакомый пинбольный автомат, шуточки о стероидах и внимание девочек - первые же минуты игры буквально нашпигованы фирменным юморком Дюка, ни капельки не испортившимся за столько лет. Дежа Вю продолжится и дальше, но стартовый восторг потихоньку начнет замещаться легким недоумением. С одной стороны, Duke Nukem Forever является своеобразной переборкой оригинальных идей на новый лад. Элементы олдскула видны на каждом шагу, вот только раскрыть их потенциал в полную силу игра нам не дает.




Да с таким оружием на руках можно горы снести похлеще, чем в недавней Red Faction: Armageddon ! Не тут-то было. Мало того, что раскаченный стероидами Дюк теперь ослабел в угоду современным тенденциям индустрии и не может таскать разом все найденное оружие, как раньше, так окружающий мир оказался почти полностью невосприимчив к действию убийственных стволов! Модели разрушения нет. Совсем. Вы можете взрывать бочки, огнетушители и бить стекла, но нанести урон стенам вы не в силах. В лучшем случае они обрушатся в строго отведенных игрой местах, а в остальном вам придется довольствоваться лишь намеком на пулевые отверстия. Как это ни печально, абсолютное большинство декораций в игре совершенно статичны. И если на первых порах вас будут охотно развлекать игрой в бильярд и пинбол, черчением каракулей и упражнениями в тренажерном зале, то вскоре все мини-игры сойдут на нет, не отвлекая Дюка от основного занятий - спасения Земли.




Спасать ее придется все от тех же свинокопов, октабрейнов и десятка других до боли знакомых противников. На протяжении большей части игры вы только и будете, что отрывать пинком ноги их морды, давить сапогом уменьшенных инопланетян, стрелять в них из шотгана… Красота! Если бы это не было удивительно скучно. Стандартная перестрелка в игре выглядит следующим образом. Главный герой оказывается в зале, который утыкан колоннами, где на него десантируются несколько волн туповатых противников. Расправились с первой тройкой, приготовьтесь к высадке второй… а потом третьей и четвертой, пока вас наконец-то не выпустят с запертой локации. И неважно, что иногда битвы происходят под открытом небом. Вы всегда ограничены прямоугольной площадкой с несколькими укрытиями, куда раз за разом сваливаются новые порции врагов. Мы понимаем, что в оригинальном Duke Nukem 3D все было точно также, но с тех пор эта механика боевки уже не кажется безумно оригинальной!




Тем более что игра стала легче оригинала благодаря еще одной просочившейся в мир Дюка новомодной тенденции. Речь о пресловутом восстановлении здоровья, именуемым здесь “эго”. К счастью, несмотря на узколобость противников они достаточно сильны, чтобы периодически заставлять нас любоваться разбитыми очками Дюка до того момента, как его самомнение придет в норму. Да и идея с употреблением пива и стероидов выглядит хоть и не новой, но вполне любопытной. От алкоголя у Дюка начинает все плыть перед глазами, зато он становится живучее к атакам неприятелей. А закинув за щеку горсть стероидов, наш перекаченный герой одним ударом кулака разносит на части рядовых противников, запредельно повышая ценность рукопашного боя в игре.




Но на всю игру допинга Дюку не хватило, поэтому разработчики частенько предлагают нам отдохнуть от стрельбы, превращая ярчайшего героя шутеров в эдакого аркадного Марио. Пара удачных идей, воплощенных в поездках на игрушечной машинке и дистанционным управлением ее аналога теряются на фоне целых уровней, на протяжении которых вам придется скакать по ящикам, лазать по трубам и прогуливаться по темным коридорам. Из-за уже отмеченного выше архаичного дизайна уровней выглядит все это очень скучно и скорее вгонит в дрему, чем снимет напряжение после перестрелок.

Хотя некоторые из них способны и сами отправить вас в царство Морфея лучше любого снотворного. Все потому, что разработчики чересчур злоупотребляют игрой в виртуальный тир. Станковые пулеметы расставлены через каждые пару эпизодов, причем стрельба из них реализована на порядок примитивнее, чем в любом другом современном шутере. Так вы и пробираетесь до финальных схваток с боссами этапов (чей алгоритм действий остался на уровне оригинальной игры) борясь со скукой, и только сальный юмор Дюка способен вас заставить двигаться дальше.




Hail to the king, baby! Это изречение, как нельзя лучше подходит Duke Nukem Forever . Но совсем не потому, что игра смогла приблизиться к успеху оригинального проекта, хотя бы на расстояние полета глаза циклопа после удара по нему сапога Дюка. Просто только благодаря присутствию короля брутальных шутеров всех времен она стоит вашего внимания. В остальном это очень и очень посредственный проект, выезжающий исключительно на легендарном бренде.

В есть регенерация в укрытиях, можно таскать с собой одновременно только две пушки и большие скучные «платформенные» участки. Это - почти все, что вам нужно знать, принимая решение о покупке (или непокупке) игры. Если вас до сих пор все более-менее устраивает, то:

Стартует DNF вроде как бодро - нам дают в руки мощную ракетницу, потом смешно шутят про пресловутые 14 лет, а потом, потом, потом начинается какая-то ерунда. Вместо ураганного шутера™ первые пару десятков минут (сколько их там проходит на самом деле - непонятно, по-новой засекать не хочется, по ощущения очень до-олгое время) я пролистывал сборник накопившихся за время разработки игры анекдотов. По большей части, разумеется, пошлых.

За зафиксированный даже книгой рекордов Гиннесса срок производства DNF игру могли запросто раз пять-десять начать делать с нуля, но ощущение того, что геймплей нового «Дюка» таки пришел к нам откуда-то из забытого прошлого, не оставляет ни на секунду. В плохом смысле. В то время, как своеобразные, но яркие черты шутеров старой школы типа сумасшедшего арсенала оружия общим весом в сотню-другую килограммов в рюкзаке протагониста или восстановления здоровья редкими аптечками практически все вырезали, многие мусорные элементы старых игр и этот настрой «вау, да я тут могу прямо так взять поп-корн в руки и приготовить его в микроволновке» зачем-то были заботливо сохранены. Как штатные хирурги Gearbox перепутали аппендицит пациента с его сердцем, сказать трудно.

Своему стилю бесконечного балагана DNF остается верен до самого конца, и надо признать, иногда угадывать различные отсылки к массовой, в том числе игровой культуре (strippers are not what they seem) и наблюдать, как «эго» Дюка растет от просмотра порножурналов («эго» — это максимальный показатель линейки здоровья; так, на всякий) действительно весело. Такие эпизоды по идее должны были давать игроку передышку от бешеного мяса, творящегося на экране, но отыгрывать эту роль у них не получается, потому что нет партнера, того самого экшена, от которого надо было бы хоть иногда отдыхать.

Перестрелки как таковые в DNF интересны и динамичны, но: они ну очень легкие - раз, как-то редко для шутера случаются - два, и в них нельзя сразу применить хотя бы половину игрового арсенала - три. Все это очень обидно, так как процесс истребления врагов обставлен очень даже сносно. Если вам повезло добраться до сравнительно масштабного побоища на локации с бездонным ящиком боеприпасов, да при этом с любимым стволом наперевес, то свою порцию простого удовольствия вы всенепременно получите.

Проблема с принципом «больше двух пушек в одни руки не даем» всплывает в этом тексте так часто, потому что в отличие от многих других FPS, в «Дюке» это невозможно принять и к этому невозможно привыкнуть. Присутствующий в игре квейкоподобный ассортимент вооружения нельзя запихнуть в такой формат, это преступление против геймера. Я хочу и «рельсу», и ракетницу, и «шафт», и миниган, хочу иметь их постоянно при себе. Я играю не в Call of Duty и даже не в Team Fortress , верните мне мои десять стволов, я хочу их все назад. Впрочем, это все не важно, раз уж половину игры все равно приходится скакать по платформам-скалам-карнизам и кататься на надувном резиновом биг-футе.

Удалив сердце вместо аппендицита, вместо нового сердца Gearbox присобачили DNF второй аппендицит. Все эти регенерации-укрытия-двепушкинарыло набили оскомину своей безальтернативностью, потенциальный глоток чистого озонированного рейлганом воздуха оказался отравлен тем же ядом, от которого так хорошо было бы спастись хотя бы на несколько часов. От Дюка Нюкема хотелось получить именно Дюка Нюкема, даром что проект пришел на прилавки в буквальном смысле из прошлого, но вот не срослось.

Помнится, в свое время на ПК и консолях (на Dreamcast точно был) вышел клон первого Quake под названием Kiss Psycho Circus . Ощущения от игры в DNF в этот шутер очень схожи: с посредственной графикой в сочетании с ужасно подобранной цветовой палитрой обеих можно смириться, а отрезки «ну почему разработчики так со мной» еле-еле, но все же перебиваются удовольствием, получаемым от истребления всех и вся на своем пути и преодоления уровня за уровнем. Только вот от KPC никто ничего выдающегося никогда и не ждал, а вот DNF все 14 лет разработки позиционировался как проект по меньшей мере амбициозный. Геймерам обещали «самое оно», и те поверили (что подтверждают чарты продаж). На выходе же публика получила нечто невнятное, продукт, способный хоть как-то порадовать и развлечь игрока только «на безрыбье».

Релиз Duke Nukem Forever – как бы шутка для своих людей, способных оценить перфоманс, с тем условием, что своим хочет быть каждый первый. Тут Gearbox нас поймали, не поспоришь. Продолжение истории Дюка вышло, когда игроки уже не ждали от него каких-то новшеств, а наоборот - хотели попробовать на зуб классический ортодоксальный геймплей и его лучшей инкарнации. Флиртуя с ностальгирующими по (в некоторых случаях - чужому) прошлому геймерами, Gearbox постаралась умаслить и не ищущих добра от современных FPS покупателей. Не получилось ни первого, ни второго. Просто сделать без оговорок хорошую игру разработчики тоже не сумели, увы.

Суммируя впечатления от сингла Duke Nukem Forever, приходим к неутешительному выводу о том, что она была по сути «склеена» Gearbox Software из предыдущих наработок 3D Realms - рука новых владельцев лицензии чувствуется лишь на последних этапах, которые радуют намного больше остальных. При этом везде хватает анахронизмов и программных ошибок, что свидетельствует о недостаточном качестве бета-тестирования проекта. После небольшого забега по уровню нас встречают загрузочные экраны, игра плохо реагирует на «сворачивания», увеличивая время загрузки уровней, а «счастливые» обладатели двуядерных процессоров Intel и вовсе вынуждены копаться в конфигурационных файлах для оптимизации игрового процесса. Да, уход Дюка на пенсию нам представлялся совсем по-другому…

В попытках найти новый «игровой опыт» можно уделить внимание мультиплееру, за который была ответственна студия Piranha Games. Звезд с неба сетевой режим Duke Nukem Forever не хватает, однако вполне может стать хорошей альтернативой прохождению сингла на сложности Insane. Разработчики приготовили для игроков всего четыре режима: каждый сам за себя, командный дефматч, вариацию на захват флага - Capture the Baby и что-то вроде контроля точек под названием Hail to the King. В принципе, играются эти режимы довольно весело - таская друг у друга девиц, разноцветные дюки яростно поливают противников огнем, активно «стрейфятся» и даже летают на джетпаках.

Атмосфера соответствует восприятию Duke Nukem Forever - девицы, называемые в локализации «телками», брыкаются, шепчут дюкам всякие пошлости и брыкаются - для их усмирения следует шлепать ношу по «попке». Но есть как минимум пара претензий. Во-первых, слишком малые размеры карт - на них порой просто негде развернутся, из-за чего сетевые баталии превращаются в натуральную кучу-малу. Во-вторых, и это не что иное, как следствие первой проблемы, количество игроков ограничено всего лишь восемью участниками - преступно мало, особенно учитывая, что в каком-нибудь Battlefield: Bad Company 2 междусобойчики между тремя десятками игроков давно уже стали стандартом. Наконец, не самая маловажная претензия - не слишком сбалансированное оружие. В мультиплеере Duke Nukem Forever в большинстве случаев «решает» двуствольный гранатомет, который не требует от игрока особого скилла и «аима» - жахнул по куче и забыл. Куда более интересные в обращении «уменьшители» и «рейлганы» предъявляют к игрокам куда более суровые требования, но они мало кого интересуют - на месте «респавна» гранатомета выстраиваются чуть ли толпы народа. Зато как приятно попасть в какого-нибудь «гада» с такой «пушкой» из «уменьшителя» и затем прихлопнуть его ботинком - словами не передать.

То, о чем так долго говорили – свершилось! Дедушка Дюк стряхнул вековую пыль со своей мускулистой туши и показался нам, простым смертным. За те долгие 14 лет, пока нас кормили с ложечки, что Duкe Nukem Forever вот-вот выйдет и покажет всем, что он круче, чем «кунг-фу панда», успело вырасти еще одно поколение геймеров, а старая гвардия приблизилась к рубежу, за которым она уже превращается в древнюю.

Duкe Nukem Forever переносит нас на некоторое время вперед, относительно последних приключений Дюка. Этот мускулистый лоботряс сидит в своем огромном пентхаусе, играет в игры имени себя и получает удовольствие от действий, которые совершают 2 молоденькие и весьма симпатичные барышни. Заскучав в один прекрасный момент, наш дядя решает немного размяться путем небольшой прогулки по своим владениям. Пока Дюк совершает свой моцион, в мире начинает происходить какая-то непонятная и малообъяснимая хрень. Что примечательно, в дело замешаны наши старые, знакомые еще по прошлому веку, персонажи, а в частности, инопланетные поганцы разных мастей и размеров, в том числе и любимые многими большие и наглые хрюшки.

Так вот, старина Дюк, насмотревшись на всю эту фигню, спускается в свой личный командный пункт, где с ним имеют весьма серьезную беседу очень влиятельные в стране личности. После беседы наш дядька окончательно убеждается, что пора вспомнить молодость и кулинарные уроки из украинской кухни. Поэтому Нюкем разворачивается и направляется в сторону выхода, где и сталкивается с самыми шустрыми (или просто самыми глупыми) представителями инопланетной расы. Ну, что поделаешь, кому то должно было не повезти.

Немного о геймплее

Нам предстоит долгий и нелегкий путь от своего дома до большого инопланетного босса, и не думаете же вы, что мы проделаем его с пустыми руками? Тем более такой персонаж как Дюк Нюкем.

Основным и самым главным оружием нашего героя являются матерные шутки и реплики, которыми он проламывает сознание всех окружающих его персонажей. А для закрепления материала имеются большие и не очень пушки, хорошо знакомые по предыдущим играм. Схема прохождения Duкe Nukem Forever от уровня к уровню выдержана в лучших традициях Дюка Нюкема, т.е. увлекательные похождения из пункта «А» в пункт «Б» с препятствиями и нетривиальным преодолением их же, отстрелом инопланетных жопошников, а также матюками. Что приятно, попадаются задания, для выполнения которых потребуются дополнительные девайсы. Такие как, например, игрушечная машинка на пульте управления. Время от времени нам встречаются разнообразные боссы, которые уничтожаются путем применения тяжелой артиллерии и отрывания частей тела от их носителя, с последующим унижением последнего.

В процессе прохождения игры достаточно часто будут встречаться «напоминалки» того, каким славным было прошлое Дюка, и кроме этого будут попадаться разнообразные пасхалки.

Сейчас же мы несколько более подробно разберем некоторые аспекты Duкe Nukem Forever .

Как уже говорилось до этого, у нас в распоряжении имеется весь набор хорошо знакомых пушек. Беда в том, что со временем Дюк сильно постарел и не может больше таскать с собой такой изрядный арсенал. Видимо, поэтому разработчики сжалились над ним и разрешили больше двух стволов за раз с собой не брать. Дальше. Есть союзные ЭнПиСи, но их роль в игре не то, что минимальна, она вообще вышла на микроуровень. В лучшем случае они вас похвалят, пару раз поматерятся и даже несколько раз за игру изобразят какие-то действия, похожие на помощь. Что касается врагов, то тут, что называется «Здравствуй дерево!». Интеллектом эти ребята не блещут, да в принципе это и не их конек в этой игре.

В качестве нововведений основным индикатором здоровья стало «Эго» Дюка. Теперь здоровье нашего бравого парня измеряет крутость. Отличная реализация по уходу Дюка в «приставочность». Что ж, разработчики молодцы, смогли сделать Нюкема еще на одну ступень ближе к консолям и дальше от ПК пользователей.

В игре нет «Джетпака», он же реактивный ранец для полетов. Точнее он есть, но полетать на нем нам суждено только в мультиплеере.

Что касается графики и звука. Откровенно говоря, графическая составляющая не блещет чем-то интересным. Смотря на экран, возникает ощущение, что вернулся лет на 5 назад. Музыкальное сопровождение так же ничем особым не выделяется. Да, попадаются мелодии, затрагивающие в душе струну ностальгии, но не более.

И на закуску «Руссификация» Дюка. К сожалению, а может к счастью, от субтитров компания «1С» отказалась. Поэтому все персонажи, включая Нюкема, говорят по-русски. Да, локализаторы сделали хороший художественный перевод. Да, актер профессионально сработал и озвучил главного персонажа. Но! Текст, значительная часть которого составляют нецензурные высказывания, превращается в один большой «Пи-и-и-и-и-ип» и при переводе потерялось часть смысла оригинальных фраз. Хотя не все так плохо - Дюк выучил несколько оригинальных фраз великого и могучего, услышав которые, рот непроизвольно растягивается в улыбку до ушей.

Как ни странно, но в Duкe Nukem Forever есть мультиплеер. Правда, лично на нас он произвел удручающее впечатление. Возникает ощущение, что его прикрутили в игру «что бы было». Режимы игры стандартные и проверенные временем: бои каждый сам за себя, командные бои, захват флага (в игре он проходит как захват телочек), удержание контрольных точек и т.д.

Чтобы унылый мультиплеер хоть как то привлекал людей, разработчики сделали систему ачивок и достижений в виде уровней. Они заключаются в том, что у вас есть свой пентхаус и свой гардероб. Участвуя в боях с другими игроками, вы получаете очки и тем самым прокачиваете свой уровень. После получения нового уровня, вы можете открыть новый элемент мебели в своем пентхаусе и новые шмотки для Дюка. Так что если хотите новую футболку для Нюкема или новый памятник себе любимому где-нибудь в холле своего пентхауса, то добро пожаловать в мультиплеер. Вопрос в том, на сколько вас хватит в этом царстве скуки?

Итак, подведем итоги. Про сюжетную линию говорить не будем, потому что и говорить не о чем. Геймплей, в целом, выдержан в стилистике данной серии: шныряем по уровням, стреляем во врагов и комментим это все пошлыми и матными шутками, благодаря которым мы держимся в тонусе и зубоскалим в течении всей игры. Если бы не шутки, то половину игры можно было бы проспать. Противники не отличаются ни умом, ни сообразительностью. Наверное, поэтому одним из основных видов оружия в игре будет дробовик. Изрядно ослабевший Дюк Нюкем может носить с собой не более двух единиц стрелкового оружия. Графика остановилась на уровне 2006-2007 года. Звук так же ничем особенным не может похвастаться. Локализация на достаточно высоком уровне, но для данной игры это выглядит как некое извращение, придуманное неизвестным больным разумом.

Здоровье персонажа стало охарактеризовываться его крутостью. Таким образом, разработчики пришли к тому, что здоровье само восстанавливается, стоит только лишь спрятаться за какой-нибудь тумбочкой. Там Нюкем видимо уговаривает себя, что он крут как космические яйца, после чего продолжает свой воинственный поход. В значительной степени Дюк превратился в консольного персонажа, что не может не вгонять в печаль.

На данный момент игра – это шутер с уровнем немного ниже среднего, но очень сильно распиаренная. К сожалению, сам главный персонаж изменился, причем не в лучшую сторону. Да, его реплики остались на том же уровне, но на одних репликах, даже если их произносит сам великий и ужасный Дюк Нюкем, далеко не уедешь.

Графика: 3.0
Звук и музыка: 3.5
Геймплей: 3.5
Сюжет: 3.2
Мультиплеер: 3.0

Фестиваль тщеславия и Диснейленд для душево нобольных, Лас-Вегас стал первейшим символом всего, что стоит сегодня за словом «Америка». Вегас с его казино в виде огромных замков, пирамид, дворцов эпохи Ренессанса и даже Эйфелевой башни выглядит как финальный плевок США в лицо остального мира: мол, спасибо, дорогая Европа и Азия, но дальше мы как-нибудь без вас. Вегас - это ода самовлюбленным, самонадеянным и патриотичным, а потому нашему дорогому другу Дюку Нюкему здесь самое место. Именно в этом городе мы посетили первый большой пресс-показ Duke Nukem Forever .

Демонстрация случилась в заведении с говорящим названием Titty City, но первые стриптизерши встретились нам еще у ресепшна в гостинице - прямо напротив дверей стояли металлические шесты, и использовать их по назначению не стеснялись. Добро пожаловать в Вегас, здесь так принято. Сама презентация была в меру невинной, так что не подумайте чего - наше мнение нисколько не затуманено.

В Titty City нас и еще пару десятков журналистов со всего света встретили новые хозяева Дюка - команда Gearbox - и ряды консолей ХЬох 360 с длиннющей демкой проекта. Мы прошли примерно три первых часа одиночной кампании Forever, и теперь честно говорим - черт подери, Дюк, мы по тебе соскучились. При знакомстве с Forever первый и самый важный шаг - закрыть глаза на устаревшую графику. Да, текстуры порой размываются самым неприличным образом, убранство уровней довольно скудно, а анимация прыжка у Дюка не лучше, чем у анонимного героя первой Quake. Все так, но главное не это - ведь тут интересно играть, остальное и не важно. Стоит сделать оговорку: мы смотрели консольную версию, и на ПК картинка гарантировано выйдет лучше - но до уровня Crysis 2 или хотя бы Call of Duty ей все равно будет далеко. Преодолев стартовый барьер и наплевав на графику, вы узнаете, что в «Дюке» есть, оказывается, сюжет. Со времен первой игры (Duke Nukem 30, в смысле) по сценарию прошло больше десяти лет, и все это время Дюк (хотя на вид он ни капельки не постарел) почивал на лаврах, купался в лучах славы и жил как звезда. С тех пор, как он спас человечество, наш герой заработал кучу денег и стал центром всеобщего внимания: о нем писали книги, снимали кино, он теперь кумир всей страны. Успешный и богатый Дюк живет в Вегасе, где у него собственное огромное казино - именно тут игра и начинается.

IУЕ GOT BALLS OF STEEL
Дюк сидит у себя на диване, его ублажают (за объективом камеры) близняшки-блондинки, а сам он играет в новый шутер, созданный по мотивам его приключений в молодости. Мы, меж тем, уже вовсю управляем происходящим, проходим «игру в игре» и пуляемся в тамошнего громадного босса ракетами (собственно, повторяется сцена на футбольном стадионе из финала Duke Nukem 3D, только на новом движке). «Черт, двенадцать лет жеделали, надеюсь, стоит того», - говорит Дюк, откладывая контроллер. Вот так иронизировать авторы готовы не только над собой, но и над конкурентами - в определенный момент, например, Дюку предложат доспех Мастера Чифа из Halo, на что наш герой ответит: «Силовая броня - для лохов» и пойдет дальше в майке. Первый уровень сделан по модели Half- Life: врагов никаких нет, мы просто ходим по верхним этажам казино и поедаем сюжет. Хотя локация выглядит бледненько, ее, как и все остальные в Forever, спасает уровень интерактивности: как в старой игре, каждую ерундовину тут можно поднять и покрутить. Вот доска, на которой нарисован план боя.
Подходим, берем маркер, рисуем какие-нибудь линии, а солдат рядом комментирует: «Гениально! Дюк, я, конечно, ничего из нарисованного не понял, но план великолепный!». И та­ких мелких и забавных эпизодов сотни, причем за их нахождение дают иногда хорошие бонусы: либо восполняют здоровье (которое тут называется «Эго»), либо немного увеличивают его полоску. В итоге ищешь интерактивные элементы как идиот, даже о противниках забываешь. Свет можно выключать, в микроволновках - разогревать еду, краны открывать, воду в туалете смывать, из того же туалета брать, простите, экскременты («Мы думали, не сделать ли так, чтобы за это у Дюка убавлялась поло­ска «Эго», - комментируют разработчи­ки). Увидели стол для бильярда - будь­те уверены, можно подойти и поиграть; встретились с пинболлом - приготовьтесь минут двадцать провести, отбивая стальной шарик и выслушивая комментарии Дюка в духе того, что вынесено в подзаголовок; зашли на баскетбольную площадку - пробуйте забросить мячик в кольцо. Кстати, швырять предметы - неочевидно полезное умение Дюка: здешние бочки с горючим, например, чертовски хорошо взрываются и бросать их в толпы врагов иной раз очень удобно.


ANOTHER DAY, ANOTHER DECAPITATION
Впрочем, возвращаемся к нашему сюжету: побродив по казино и поболтав со своими фанатами и фанатками (и даже оставив одному мальчишке автограф), мы спускаемся в штаб-квартиру Дюка и узнаем там от президента США страшное. Оказывается, инопланетяне вернулись на землю, но на этот раз они связались с властями Америки и решили заключить договор о мире. В связи с чем президент просит Дюка лишь об одном: ничего неделать и ни­кого не убивать.
План главы государства катится ко всем чертям намного раньше, чем можно подумать: буквально через пару минут на наше казино нападают космические свиньи и их товарищи, которые дружным скопом хотят прикончить Дюка - кровная месть, судя по всему. А у Дюка что? у Дюка, как известно, стальные яйца и два кулака. Последние нам и пригодятся во всех начальных драках: удивительно страшное оружие, надо сказать. Никаких комбо нет, конечно: есть только обычный удар да возможность зрелищно прикончить полумертвого врага. После парочки кулачных боев, выигранных нажатием одной кнопки, начинает создаваться впечатление, что Duke Nukem Forever - простая игра. Большая ошибка: чем дальше, тем сложней, а чем сложней - тем интересней.


HAIL ТО ТНЕ KING
К тому моменту, как Дюк находит свою пушку, сюжет окончательно отмирает: почти до самого конца демки мы будем только бежать, стреляя в разные стороны, и спасать каких-то случайных дам (их, конечно, хотят похитить пришельцы). Зато с точки зрения геймплея преобразования происходят самые разные и интересные - в определенный момент, например, Дюк попадает под действие «уменьшателя» и сворачивается до размеров игрушки. Стрелять в таких условиях толку нет, зато можно прыгать по диванам и стульям (от которых герой пружинит, как от батута) - внезапно, «Дюк Нюкем» становится платформером от первого лица. Позже придется сесть в радиоуправляемую машинку, чтобы сигать с трамплинов и кататься между ног у разъяренных боевых поросят. Кстати, машинкой дадут потом поуправлять и традиционным образом: через пульт управления. Forever не дает расслабиться: в каждой комнате нас встречает если не какая-нибудь ерундовая, но крайне занятная мини-игра, то хотя бы драка с боссом. Кстати, о боссах: не отходя от своего казино (а лишь забравшись на его крышу), Дюк успевает расправиться с гигантским кораблем пришельцев, который плюется лазером и выпускает истребители. Перестрелки старомодные до ужаса, но душу греют и играются превосходно. Самое удивительное, что за этой маской геймплейного разнообразия скрывается действительно хороший олдскульный шутер. Такой, где просто интересно перестреливаться с врагами, без мотивов и без взрывов на заднем плане. Как и в любом хорошем шутере, боевая система тут стоит на двух китах: подборке врагов и арсенале оружия. С первым все прекрасно: некоторые злыдни несутся на Дюкасломя голову и норовят взять его в захват, другие умеют телепортироваться, третьи летают, четвертые ходят с РПГ на плече. Приходиться менять тактику, разбивать группы неприятелей и вообще не зевать. Оружие тоже отличное: хотя теперь носить с собой можно только две пушки, общий выбор огромен. Уже в первые пару часов нашлись пистолет, дробовик, автомат, чейнган, гранатомет и какой-то плазменный пулемет. И в добавок к этому всегда доступно два типа взрывчатки: гранаты, которые детонируют не сразу после броска, а по нажатию отдельной кнопки; и бомбы-липучки с лазерным сенсором, которые взрываются, когда кто-то пересекает их красный луч. Еще один маленький штрих: у Дюка появилось четыре спецумения (на консольном геймпаде они вызываются через стрелочки). Первое -банальное ночное видение, второе - небанальная возможность выпить пива (становишься сильнее, но изображение жутко плывет перед глазами), третье - умение кушать стероиды (кулачные удары оказываются в разы сильней), четвертое - Holoduke (создание голограммы героя для отвлечения врагов, прямо как в оригинальной игре). Самое главное - в перестрелках Forever становится действительно сложным шутером, но сложным по-хорошему. Таким, где умираешь только из-за собственных ошибок, а каждая смерть мотивирует не разевать рот. Разработчики явно не пытались подстроиться под современный рынок: у Дюка везде свой путь.


PASSKEY? I DON"T NEED НО PASSKEY!
Фраза Дюка, написанная выше красными буквами, передает всю философию дизайнеров уровней. Никаких поисков ключей, никаких лабиринтов: Дюк идет вперед и всех мочит, конец истории. И это прекрасно. В конце демо мы с Дюком выбираемся из казино на улицу - на известную вегасовскую Strip, где расположены все большие казино. Тут сразу становится ясно, почему именно в этом городе проводят презентацию: Вегас игровой очень похож на Вегас настоящий. То есть здания, конечно, другие и названия искаженные - но атмосфера передается при этом без проблем. Никаким открытым миром, тут, конечно, и не пахнет: город после атаки инопланетян в руинах, дороги завалены хламом. Остается только добежать до конца извилистого пути и прикончить босса-переростка, который перед самой смертью потребует исполнения ОТЕ: нужно к злодею подойти и нажать правильную кнопку, чтобы Дюк вырвал ему рог и воткнул его во вражеский глаз. Брутально. Forever - игра вообще очень брутальная, по-детски брутальная. По-детски озабоченная, с временами глупым юмором и нелепым насилием, почти без сюжета и с героем не умнее Рэмбо - но интересная, старомодная и по-настоящему хорошая игра. Черт подери, даже если бы она была плохая, мы все равно бы ее купили и прошли.

Все потому, что «Дюк» стал легендой - в пресс-релизе разработчики называют игру «самой ожидаемой всех времен и народов» и при этом даже не кривят душой. В разработке находилась 12 лет, а причины задержки до сих ужасно таинственны - сотрудники Gearbox даже сегодня не говорят, в чем была проблема. И хотя новые разработчики стараются не распространяться о своих неудачливых предшественниках, нынешний «Дюк» был собран по большей части именно в 3D Realms, а Gearbox лишь завершили работу и теперь держат в руках будущее всего сериала. О сиквелах, ясное дело, пока ни слова, но время для нового рассвета «Дюка», кажется, вот-вот придет.